Тема 5. Обеспечение личной безопасности сотрудников при работе в экстремальных условиях




Личная безопасность представляет собой систему правовых, защитных, тактических, физических и психологических мер, позволяющих обеспечить сохранение жизни, а также физического и психического здоровья сотрудников при условии поддержания высокого уровня эффективности профессиональных действий.

Личная безопасность основывается на достаточном уровне профессиональной подготовленности, предлагающей установку на выживание и психологические качества, позволяющие адекватно оценивать обстановку, принимать быстрые и правильные решения и не терять самообладание в опасных ситуациях.

Установка на выживание - это готовность работника к целенаправленной и надежной деятельности, характеризующейся достаточным уровнем самозащиты.

Личная безопасность сотрудника - это не только физическая безопасность, хотя меры по снижению риска для жизни и здоровья при исполнении профессиональных обязанностей необходимы в первую очередь. Не менее важна психологическая безопасность. Психологические перегрузки, стрессы, связанные с профессиональной деятельностью, также представляют немалую опасность как для здоровья, так и для способности полноценно работать.

Таким образом, личная безопасность включает в себя две взаимосвязанные задачи:

  • - физическую безопасность;
  • - психологическую безопасность.

Потребность в физической и психологической безопасности занимает одно из ведущих мест в иерархии потребностей человека. Безусловно, на первый план выступают физиологические потребности, обеспечивающие жизнедеятельность организма индивида. За ними следуют потребности в защищенности (избежать опасности, найти укрытие, обеспечить нормальную жизнедеятельность и т.д.) Удовлетворение двух указанных видов дает возможность для реализации потребностей в общении и хорошем отношении (быть принятым в обществе, принадлежать к определенной группе, быть любимым и т.д.). При условии удовлетворения потребностей этих трех видов возможна реализация иных категорий потребностей: в уважении; в самореализации или самовыражении.

Потребность в безопасности реализуется путем формирования мотивов безопасности. Исследования показывают наличие связей между мотивами безопасности и мотивацией высокоэффективного труда. Можно утверждать, что работники, имеющие сильную мотивацию на достижение результатов в деятельности, обращают больше внимания на личную безопасность, понимая, что от степени ее обеспечения зависит реальность достижения служебных целей.

С другой стороны следует отметить, что у чрезмерно ориентированного на самозащиту работника мотивы безопасности начинают подавлять мотивы достижения успехов в труде. Поэтому этот работник все больше старается избежать угрожающих ситуаций и может потерять общий мотив к деятельности в группе, призванной действовать в экстремальных условиях. Между мотивами труда и безопасности сотрудника должен быть определенный баланс. Эти мотивы должны совместно побуждать сотрудника к эффективным действиям при условии применения защитных средств и безопасных методов труда. В некоторых зарубежных "Программах выживания", о которых будет сказано ниже, учитывается этот мотивационный элемент в виде установки на выживание.

В силу психологических особенностей и степени профессиональной подготовленности эффективность действий сотрудников в опасных ситуациях различна.

Кроме того, возможны психофизиологические противопоказания к деятельности, связанной с экстремальными ситуациями. Для предотвращения несчастных случаев и травматизма по психофизиологическим показаниям, как вы знаете, применяется профессионально-психологический отбор кандидатов.

К числу устойчивых противопоказаний к работе в экстремальных условиях следует отнести:

  1. Пониженную психологическую устойчивость и склонность к психической дезадаптации.
  2. Повышенную тревожность и страх.
  3. Эмоциональную неуравновешенность и импульсивность в действиях, низкую устойчивость к стрессу.
  4. Недостаточную способность к распределению и концентрации внимания.
  1. Функциональные нарушения связи между сенсорным (познавательным) и двигательным (моторным) процессами.
  2. Функциональные изменения в организме (сердечно-сосудистое заболевание, диабет и т.п.).
  3. Недостатки органов чувств (снижение зрения и слуха).
  4. Неумеренную склонность к риску ("сдвиг к риску"),
  5. Невыдержанность и склонность к аффективному реагированию.
  6. Замедленную реакцию и недостаточную ловкость.
  7. Недостаточный уровень интеллектуальных способностей и малую сообразительность.
  8. Пристрастие к алкоголю или наркотикам.

К временным факторам, ограничивающим возможность использования сотрудников в экстремальных условиях, следует отнести недостаточную профессиональную подготовленность, неопытность, неосторожность.

Предрасположенность к несчастным случаям имеет связь с ситуативными психическими состояниями, отрицательно влияющими на работоспособность сотрудников в опасных для их жизни и здоровья ситуациях. При обнаружении таких состояний у сотрудника решается вопрос о его временном отстранении от выполнения служебных обязанностей и оказании ему необходимой психологической помощи.

К числу факторов, влияющих не предрасположенность к несчастным. случаям, следует также отнести: нахождение в состоянии алкогольного опьянения, употребление алкоголя в течение суток, предшествующих деятельности в условиях опасности, отсутствие полноценного ночного отдыха (сон менее 8 часов), болезненное состояния и плохое самочувствие.

Необходимо также выделить нередко встречающиеся виктимные (от лат. "виктима" - жертва) качества, которые либо облегчают противоправные действия преступников, либо провоцируют нападения в криминальной ситуации. К ним можно отнести следующие качества: излишнюю доверчивость, неосторожность, легкомыслие, вспыльчивость, агрессивность, нечестность, алчность, жадность, жестокость, внушаемость, недисциплинированность, самонадеянность и др.

Существуют общие принципы обеспечения личной безопасности специалиста. Они включают следующие правила:

  1. Ожидай неожиданного.
  2. Руководствуйся здравым смыслом.
  3. Не "разжигай" противника, а "гаси" его.
  4. Владей: собой, информацией, орудиями труда, ситуацией.
  5. Необычное может стать сигналом опасности.
  6. Ключ к успеху - подготовка.
  7. В критической ситуации ты будешь действовать так, как научился.
  8. Прежде чем войти - знай, где выход.
  9. Имей план, особенно на худший вариант.
  10. Знай, что о тебе знают.
  11. Избегай шаблона, будь непредсказуем.
  12. Не "замерзай" - действуй.
  1. Ищи ложку меда в бочке дегтя: используй свою неудачу.
  2. Сделай стресс своим союзникам.
  3. Не расслабляйся слишком быстро.
  4. Избегай "тоннельного" видения.
  5. Плохо переоценить противника, хуже - недооценить.
  6. Верь себе, но работай в команде. Первыми погибают в одиночку.
  7. Удача любит умелых.

Отечественный и зарубежный опыт показывают, что важными условиями обеспечения личной психологической безопасности (особенно в ситуации риска) являются:

  • - знания о психофизиологических процессах, происходящих в организме человека в ситуации опасности;
  • - усвоение определенной "модели поведения" в ситуации опасности, позволяющей выполнить профессиональную задачу и не пострадать лично;
  • - владение приемами психологической саморегуляции, применимыми непосредственно перед ситуацией опасности, в ситуации опасности и после нее.

Психологические качества специалиста, наиболее важные для обеспечения физической безопасности в ситуации риска для жизни:

Понимание цели деятельности (знание ради чего риск).

Профессиональная подготовленность.

Устойчивость к стрессу (программы, решение задач в критических ситуациях).

Доверие к самому себе при выполнении задачи (уверенность в своих силах).

Доверие к орудиям труда (умелое владение).

Решительность (способность быстрого реагирования на ситуацию и принятия решения).

Эффективность в ситуации (способность мысленно видеть победу).

Эмоциональная устойчивость.

Физическая подготовленность (есть физическая возможность сделать все необходимое).

Способность к совместным действиям (работа в группе).

Таким образом, имеется стройная система обеспечения личной безопасности, в которую включаются психологический и педагогический компоненты.

К психологическому компоненту относятся: развертывание психологической службы, психологическое обеспечение профессиональной деятельности, психологическая коррекция, ослабление влияния эмоционально-психологических перегрузок и стрессов. Все эти элементы напрямую связаны и с уровнем физической безопасности специалиста.

К педагогическому компоненту личной безопасности сотрудника относятся общая профессиональная подготовленность и наличие профессионального опыта сотрудника. Кроме того, она зависит от эффективности специального обучения стратегии ("менеджмента"), тактики и приемов обеспечения личной безопасности.

Сотрудник должен: уметь оценить наличие опасности в ситуации профессиональной деятельности: ее степень, возможности нарастания и формы реального проявления; понимать роль постоянной бдительности и способов ее личного обеспечения; уметь использовать экипировку, повышающую личную безопасность, не пренебрегать ею; владеть тактикой постоянного превентивного обеспечения личной безопасности при повседневном выполнении служебных функций, тактикой, методами и приемами усиления мер личной профессиональной безопасности при повышении опасности, тактикой, методами и приемами пресечения пикового нарастания угрозы; уметь поддерживать постоянную личную готовность к немедленному реагированию на любые неожиданные угрозы личной безопасности, опережать правонарушителя во всех действиях, в том числе в использовании оружия.

В ряде зарубежных стран, в частности в США, обучение "менеджменту" безопасности стало обязательной частью обучения целого ряда профессий, в т.ч. даже банкиров. Существуют специальные курсы, такие как "Воля к выживанию", "Выживание на улице".

Все программы по выживанию, как правило, решают четыре основные задачи:

  1. Сформировать профессионально-психологическую установку на обеспечение личной безопасности и безопасности коллег при решении профессиональных задач.
  2. Дать знания, необходимые для обеспечения личной профессиональной безопасности и безопасности коллег.
  3. Научить тактике и приемам обеспечения профессиональной безопасности.
  4. Обучить соединению тактики и приемов обеспечения безопасности с тактикой и приемами решения профессиональных задач.

Подобные программы содержат следующие данные в зависимости от категории обучающихся сотрудников (полицейские, пожарные, налоговые инспектора, работники спасательных команд, альпинисты, шахтеры, водолазы и т.д.):

  • - статистические данные о гибели или ранениях этой категории работников;
  • - обобщенный портрет (психологический) работника-жертвы;
  • - анализ причин гибели или ранений работников;
  • - условия и факторы, способствующие обеспечению личной безопасности;
  • - психологический портрет работника, способного обеспечить оптимальный уровень личной безопасности;
  • - тактику личных действий ("Звезда выживания") и работы в команде по обеспечению безопасности;
  • - комплекс конкретных знаний, характеризующих состояние человека в ситуациях опасности;
  • - комплекс конкретных профессионально-психологических установок на выживание ("Динамика страха");
  • - конкретные рекомендации: как действовать по обеспечению личной безопасности;
  • - практическую отработку тактики и приемов обеспечения личной безопасности при решении профессиональных задач.

Таким образом, весь курс содержит одну идею: "Опасность есть, но ее можно и нужно избежать, если ты это умеешь".

Эта идея также выражается в "обязательстве остаться в живых", которое заполняют работники профессий, связанные с риском. Она представляет собой своеобразную установку на выживание, подписанную собственноручно обучающимся или принимаемым на работу.

Формирование устойчивой установки на выживание в экстремальной ситуации представляет собой одновременно воспитание разумного и мотивированного риска, преодоление чувства страха, развитие осмотрительности и бдительности. Такая работа - гарантия эффективных и надежных действий в опасных для жизни и здоровья условиях. Сформировать и развить у себя установку на выживание способен любой работник, действующий в экстремальных условиях.

"Обязательство остаться в живых", или обязательство о выживании включает в себя: ФИО, должность, если есть специальное звание. Текст "Обязательства", как правило, состоит из таких оборотов: "Я осознаю, что вовлечение меня в ситуацию, связанную с вооруженным конфликтом или применением оружия, является реальной угрозой для моей жизни и здоровья. Я буду постоянно придерживаться моего обязательства избегать того, чтобы стать жертвой в такой ситуации. И поэтому буду..." - далее следует набор профессионально-психологических требований, характерных для конкретной профессии (например, следить за руками подозреваемых и правонарушителей; держать дистанцию; опускаться в завал только со страховочным тросом и под контролем напарника; использовать защитную каску и т.д.).

В конце обязательства следует жизнеутверждающая фраза: "Я буду способен выжить в опасной ситуации и одержу победу в любой схватке или при преодолении любых препятствий и постоянно буду придерживаться этого обязательства".

Далее ставится число и подпись.

В концентрированном виде в учебных материалах тактика обеспечения безопасности выживания заключена в "Звезде выживания" в одном из двух вариантов:

"ЗВЕЗДА ВЫЖИВАНИЯ"

 

Звезда выживания может быть представлена и по другому варианту.

 

В первом варианте предполагается, что психическая устойчивость пронизывает "Звезду выживания" и является средой, в которой находится "Звезда выживания": от чего она подпитывается и чему она, в свою очередь, дает подпитку.

В данном контексте психологическая устойчивость ставится в зависимость от естественных факторов человека: от его здоровья, нормальности психики и от подготовленности; и сама на них влияет. В данном случае личная безопасность основывается на интеллектуальных особенностях человека, на том, как специалист владеет тактикой и правилами действий в экстремальной ситуации, как он физически подготовлен, владеет оружием или орудиями труда, и как экипирован.

Во втором случае психической устойчивости не отводится центральное место, но она и не игнорируется, а играет вспомогательную роль. Здесь центральное место занимает цель деятельности, основанная на ведущих мотивах личности.

Программы предусматривают изучение приемов саморегуляции, самоконтроля, правильного понимания того, что происходит с сотрудником в ситуации опасности, - т.е. анализ состояния страха и страх перед страхом: парализующее восприятие человеком объективных реакций организма на опасность.

Установка на выживание с содержательной стороны включает в себя три элемента: познавательный (осознание ситуации), эмоционально-оценочный (оценка сил и возможностей), поведенческий (действия по тактике и инструкциям).

Формирование устойчивой установки на выживание ведет к разумному и мотивированному риску, преодолению чувства страха, осмотрительности и бдительности в поведении специалистов, к их более эффективным и надежным действиям в различных экстремальных ситуациях.

Для упрощения понимания сути установки на выживание предлагается усвоить так называемый треугольник безопасности:

 

Возникает, на первый взгляд, противоречие между прагматической идеей выполнения служебных обязанностей и нравственной идеей самосохранения. Однако, если идею самосохранения ввести в ранг общегосударственной и профессиональной идеи сохранения жизни и здоровья

персонала как ценность прагматическую, то противоречие снимается, и оценка ситуации происходит продуктивно.

Так программа по выживанию персонала США включает следующий алгоритм реализации идеи повышения уровня профессиональной безопасности:

  1. Создание условий, в том числе материально-технических.
  2. Убеждение всех работников в необходимости и возможности осуществления идеи преодоления профессионально-психологических стереотипов мышления и отношений.
  3. Обучение персонала разных уровней действиям по практической реализации идеи выживания.
  4. Организация эффективности реализации идеи выживания.
  5. Постоянная оценка эффективности осуществления идеи.
  6. Гибкая корректировка процесса реализации идеи в соответствии с изменениями в профессиональной деятельности.

Здесь уместно отметить, что у любого человека имеется мотивация к самозащите. Однако, почему она зачастую не срабатывает? Очевидно, не в малой степени на это оказывает влияние искажение тех ценностей, которыми руководствуется специалист. Зачастую ценность личной жизни не включается им в прагматическую ценность достижения результатов профессиональной деятельности. Здесь играет роль переориентация сотрудника на самоценность его личности для достижения цели.

С другой стороны, не срабатывает рефлекс самозащиты, который заслонен осознанными поведенческими стереотипами (например, неумение контролировать эмоции, чувства; доверчивость, внушаемость, несдержанность в общении, рассказах о себе; завышенная самооценка).

Кроме заполнения обязательства по выживанию, для формирования безопасного поведения в экстремальных условиях, преодоления чувства страха и иных фобий, как правило, предлагаются и используются в процессе предварительной и непосредственных профессионально-психологических подготовок следующие направления психологической работы:

  1. Формирование веры в собственную неуязвимость и развитие установки на выживание в опасных условиях деятельности.
  2. Развитие профессионализма и укрепление убежденности в безопасности собственных действий в кризисных ситуациях.
  3. Постепенное замещение в течение 2-3 лет работы состояния тревожности состоянием напряженного внимания с помощью развития мотивационной сферы.
  4. Обретение навыков в саморегуляционной и трансрегуляционной подготовке.
  1. Культивирование приятных эмоций и переживаний после рискованных действий в опасных ситуациях, завершившихся успешным результатом при решении служебной задачи.
  2. Реальное или мысленное моделирование опасных ситуаций, сопровождаемого переживанием сильного страха и успешным его преодолением за счет использования элементов саморегуляции.

Применяемые психотехнические приемы позволяют снимать отрицательные переживания и создавать особые мыслительные, ментальные состояния (состояния осознанного самоконтроля, мобилизованности, "включенности" в ситуацию).

Кроме того, часто применяют методики:

1. "Парадоксальной интенции" (Б. Франкл). Методика основана на увеличении импульса того, чего боишься: например, акцентировать внимание на увеличении дрожания рук, ног, тела и т.д. Требуется мысленно сказать себе: "Я сейчас покажу всем, как нужно бояться, а руками и ногами буду выделывать такие кренделя, будто я танцую". Это позволяет локализовать проявление страха.

2. Мысленного переживания умирания - неуязвимости. Методика основана на противоположности смерти и жизненности, как неуязвимости.

На первый взгляд умершим представить себя просто, но на самом деле - это не так. Психотехника основана на генетически заложенных в человеке жизнеспособности и жизнелюбии, на недопустимости человеком мысли о себе, как об умершем. Человек может представить себя раненым, больным, но не мертвым.

После неудачной попытки представить себя умершим требуется представить себя окруженным металлической оболочкой как панцирем.

Представить себя, испытывающим эту оболочку водой, огнем, стрелой, пулей, и т.д., и вышедшим невредимым из этого испытания. При этом следует повторять формулу: "Мое "Я" - вечно и не может быть уничтожено ни чем".

Это упражнение дает ощущение уверенности в себе, силы, смелости.

Нужно сказать, что в 75% данная методика срабатывает хорошо, но бывают случаи и негативного восприятия этого упражнения (у некоторых был негативный опыт - удар пули в бронежилет и болевая травма). В этом случае следует снять негативное состояние, возникшее вследствие этого опыта.

3. Составление перечня собственных страхов на бумаге. После чего рассказать о них психологу для дальнейшей их рационализации на сознательном уровне, что может снизить уровень страха.

4. Дыхание стоя. Делается полный вдох, руки поднимаются вверх. Осуществляется задержка дыхания на несколько секунд. Затем, нагнувшись дается возможность рукам повиснуть; потом выдохнуть воздух через рот. издавая звук "ха" не голосом, а напором воздуха. Затем, делая медленный вдох, выпрямиться, поднимая руки над головой. При вдохе представить как с потоком воздуха впитываются нужные качества "сила, спокойствие, свежесть, здоровье", а во время выдоха отдаются негативные качества "слабость, тревожность, страх, болезнь". Повторить упражнение 3-5 раз.

5. Моделирование спокойствия:

  • - сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. Сосредоточиться на понятии "спокойствие" и поразмышлять над ним. Все мысли о спокойствии занести в тетрадь. Осознать ценность этого состояния и пожелать его, ослабить мышечное напряжение, создать себе установку на спокойствие, дышать медленно и ритмично; представить тихое место: луг, лес, поле, - где раньше испытывали такое чувство; выражение лица сделать спокойным;
  • - представить трудную ситуацию и себя, спокойным в ней;
  • - оставаться спокойным в течение всего дня;
  • - написать табличку: "Спокойствие!" и поставить перед собой.

6. Управление страхом по Т. Майнгарду. Правую руку положить на солнечное сплетение, левую - на сердце. Сделать глубокий вдох. Задержать дыхание в течение 4-6 секунд и сделать внезапный выдох. Повторить 4-6 раз - не больше.

7. Психогигиеническая гимнастика. Лежа на спине с закрытыми глазами, внушаем себе: "Я совершенно спокоен, моя правая рука теплая. Тепло разливается по всему телу. Я весь охвачен теплом, как в теплой ванне. Легкая прохлада обвивает лоб. Я весел и спокоен, дыхание свободное, ровное, глубокое. Я заряжаюсь энергией. Свежесть и бодрость наполняют меня. Я владею собой без усилий. Впереди плодотворный день. Воля собрана, как пружина. Мысли напряглись". Затем подается команда себе "Внимание: встать!" После этого производится физическая зарядка.

8. Рациональный тренинг:

  • - требуется спросить себя: "Что будет в худшем случае, если произойдет то, чего опасаюсь?"
  • - настроиться на худшее;
  • - осознать, на сколько это худшее страшно;
  • - задать себе вопросы: "Что происходит со мной в данный момент?" "Что я сейчас делаю?" "О чем я думаю?" "Что я чувствую?" "Как я дышу?" "Что я должен делать?"

При постановке этих вопросов следует наблюдать за собой со стороны.

9. Выработка чувства гордости за профессию. Выработка личного девиза и девиза группы.

10. Преодоление страха и других фобий посредством методик НЛП:

  • - тройная диссоциация или "кинотеатр";
  • - визуально-кинестетическая диссоциация или "фотография";
  • - пять шагов к успеху или хорошо сформулированный результат;
  • - круги силы (ресурсный круг).

Раздел III. Психологическое сопровождение сотрудников в экстремальных условиях.
Непосредственная профессионально-психологическая подготовка и адаптация сотрудников.
Психологическое обеспечение переговорной деятельности



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: