Тема 2. Психологическая адаптация и дезадаптация сотрудников в экстремальных условиях




Термин "адаптация" широко и по-разному применяется в различных областях науки - социальных, медицинских, биологических, психологических и др.

Имеются две трактовки данного понятия.

Первая трактовка рассматривает адаптацию как следствие одной отдельной функции организма (возбуждения, реактивности и др.), а то и отдельного параметра этой функции. Причем некоторые связывают адаптацию с понижением, другие - с повышением, третьи - с сохранением параметров функции.

Вторая трактовка рассматривает адаптацию более широко, как результат всех функций организма, но одни выделяют при этом внутренние функции, вторые - внешние, третьи - и те, и другие.

Очевидно, во всех этих случаях речь идет о различных уровнях адаптации организма:

  • - как общей реакции всего организма, но на основе ведущего значения какой-либо одной физиологической системы: нервной (И.М. Сеченов, И.П. Павлов), эндокринной (Г. Селье), половой (З. Фрейд), генетической (Э. Майр);
  • - как специфической физиологической адаптации, характеризующей изменение чувствительности какого-либо органа;
  • - социальной адаптации.

Адаптация ассоциируется с понятиями "приспособление", "защита", "акклиматизация", "устойчивость", "выносливость", "компенсация" и т.д.

Этимологически термин "адаптация" означает буквально "прилаживание", "приноравление", "пригнанность", "вписанность" в систему.

В отличие от животных люди располагают особой социальной системой материальной и духовной адаптации, с другой стороны, их биологическая адаптация зависит от условий жизни и профессиональной деятельности - т.е. от той же социальной адаптации. В современных социальных условиях происходит ускорение изменений в жизни, труде, быту людей; ритма жизнедеятельности и миграции населения, освоение новых технологий. Все это требует новых форм и темпов физиологической и психической адаптации, новых средств и способов приспособления к быстро и резко меняющимся условиям, в том числе и экстремальным. Этого требует и приспособленность к обычным условиям после возвращения из экстремальных условий жизнедеятельности.

По данным ученых чем длиннее срок жизни и работы на гидрометеорологических станциях - тем труднее люди реадаптируются к обычным условиям. Многие проработавшие в экспедиционных условиях на Крайнем Севере 10-15 лет и возвратившиеся домой, снова едут на Север, не сумев реадаптироваться к обычным условиям жизни. Подобные проблемы возникают у ветеранов войн, профессиональных военных.

Таким образом, можно сказать, что адаптация - способность к приспособлению и выживанию для обеспечения жизни на всех уровнях сложности. Это основа поддержания постоянства внутренней среды и сопротивления стрессу. Г. Селье писал, что есть два способа выживания: борьба и адаптация, но к успеху чаще всего ведет адаптация.

Существуют разные формы адаптации: безразличие к ситуации и сотрудничество. Сотрудничество более выигрышно, так как дает возможность приобретения сторонников, которые могли бы оказать помощь.

Именно сотрудничество формирует стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость - психофизиологическое состояние человека, обеспечивающее оптимальную адаптацию к экстремальным условиям, позволяющее решать возложенные на него задачи без потерь (физиологических и психологических), т.е. в состоянии психофизиологического равновесия.

Очень существенно влияние среды пребывания, особенно экстремальных условий на эмоционально-психологическое состояние человека и его адаптацию к этим условиям. Существует ряд факторов, ухудшающих настроение человека на бытовом уровне: несвоевременное и несбалансированное питание, недостаточное обеспечение водой, экипировкой, средствами информации, загазованность, плохая освещенность, отсутствие

отопления, шум, вибрация, отрицательные эмоции, физиологические сдвиги в организме.

На снижение стрессоустойчивости негативно влияют ряд факторов:

  • - недостатки выучки и натренированности для работы в экстремальных условиях;
  • - экстремальные условия;
  • - высокий уровень нервного напряжения;
  • - отсутствие бытовых условий (неблагоустроенные помещения, антисанитария, отсутствие воды, возможности ухода за телом, непродуманность режима питания, активного и пассивного отдыха, смена нательного и постельного белья, верхней одежды);
  • - недостаток информации и перебои в системе связи;
  • - не свойственная работа или работа по необходимости, принуждению (отсутствие мотива в работе);
  • - отсутствие психологического обеспечения, недостатки в психологической восстановительной работе, отсутствие памяток по личной безопасности;
  • - отсутствие или недостаток материально-технического обеспечения, недостаток в необходимом оборудовании и инструментах для работы;
  • - ослабление контроля за своим поведением и поведением подчиненных со стороны руководителей, не качественный подбор руководителей;
  • - отсутствие дисциплины и самодисциплины; пьянство.

Что требуется для обеспечения стрессоустойчивости специалиста в экстремальных условиях?

Многие исследователи считают, что улучшение условий работы персонала.

В частности, В.М. Шамаров считает, что актуальность социальной и правовой защиты специалистов в экстремальных условиях обуславливается необходимостью:

  • - социальной обустроенности персонала во время работы в экстремальных условиях, чтобы мысли людей не были заняты бытовыми проблемами;
  • - формирования у специалистов твердой уверенности в правовой и социальной защищенности их и членов их семей, в том числе на случай их ранения, получения травмы или гибели;
  • - создания стабильного профессионального ядра и сокращения текучести кадров.

Безусловно, это так. Однако, улучшение только условий работы личного состава не может сформировать необходимый уровень стрессоустойчивости, а является предпосылкой для его формирования.

Основополагающим фактором, влияющим на повышение не только стрессоустойчивости, но и готовности персонала к эффективной работе в экстремальных условиях является мотивационная сфера личности, а в мотивационной сфере - гуманистическая ориентация.

Важно помочь человеку сформировать свою направленность на оптимальное сочетание потребностей в духовном саморазвитии, профессиональной деятельности, общении, отношении к людям, создать позитивные чувства жизнелюбия, веры в будущее, надежды на удачу, любви и т.д.

В словаре С.И. Ожегова сказано: "Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными".

В многообразии мотивов, побуждающих деятельность сотрудников, выделяют:

  • - деловые;
  • - коллективистические;
  • - личностно-позитивные;
  • - личностно-негативные;
  • - материальные.

В процессе регуляции работником благоприятных состояний для работы в экстремальных условиях используется мобилизация своих психических и физических сил. Мобилизацию различают:

  • - полную;
  • - достаточную;
  • - недостаточную
  • - демобилизацию.

Полная мобилизация характеризуется процессом привлечения всех творческих способностей человека.

Достаточная мобилизация заключается в применении им особых усилий, но не задействует его потенциальные возможности.

Уровень недостаточной мобилизации - ориентация на формальный подход, не качественное выполнение задачи, поверхностное отношение к делу.

Демобилизация - исключительно формальное отношение к делу, скрытый саботаж, отказ от выполнения работы.

В экстремальных условиях приемлема только полная мобилизация сил. Она - важнейший компонент успешной работы персонала в экстремальных условиях, но - не достаточный. Даже при полной мобилизации сил человек может быть не способным выполнить поставленную задачу в силу:

  • - низкого уровня профессионально-психологической подготовленности;
  • - отсутствия необходимых психофизических качеств;
  • - неспособности к регуляции психических состояний.

Поэтому мобилизация должна не заменять, а дополнять профессионально-психологическую подготовку сотрудников.

Для повышения мобилизации персонала необходимы:

  • - формирование положительных для предстоящей деятельности мотивов, мыслей, чувств;
  • - придание положительным психическим явлениям господствующего характера и устойчивости, формирование побудительной доминанты предстоящей деятельности;
  • - достижение оптимальной согласованности, уравновешенности всех процессов;
  • - нейтрализация компонентов психического состояния, тормозящих включение в предстоящую деятельность.

По критерию характера мотивов различают следующие приемы мобилизации, ориентированные на:

  • - нравственно-правовые (разъяснение новых законов и решений, нравственных устоев);
  • - деловые мотивы (обогащение содержания труда, внесение элементов самостоятельности и творчества в трудовую деятельность и др.);
  • - коллективные мотивы (организация взаимной подстраховки и выручки);
  • - личностно-позитивные мотивы достижений и притязаний (учет самооценки сотрудника, раскрытие перспективы служебного роста, выражение доверия и веры в успех и др.);
  • - личностно-негативные мотивы (жесткое предъявление требований, наказание и др.);
  • - материальные мотивы (материальное стимулирование).

Отдельные приемы могут быть ориентированы на различные группы мотивов и имеют универсальный характер.

Различают следующие способы мобилизации: вовлечение персонала в процесс подготовки и принятия решений, создание мобилизующих организационных условий для выполнения задач, четкая система обязанностей, ответственности, прав, график рабочего времени, расстановка специалистов, доведение задач до каждого исполнителя, контроль исполнения.

В экстремальных условиях используют следующие способы мобилизации: убеждение, внушение, заражение, стимулирование, принуждение, психологическое давление.

С целью мобилизации применяются психорегуляционные методы, в частности - вербальной психорегуляции, в основе которой лежит преобладание интеллектуальной, личностно и эмоционально окрашенной мотивационной деятельности сознания, которая выстраивает стратегию психорегуляции по двум линиям:

  • - воля к жизни;
  • - презрение к смерти.

Для мобилизации применяют следующие приемы самовнушения: "была не была", "двум смертям не бывать, одной не миновать", "если мы есть - смерти нет, если смерть есть - нас нет".

Эффективны самовнушающие и внушаемые тесты, например, в аутогенной и саморегуляцинной тренировке при визуализации, которые применяются после релаксации и направлены на успешность деятельности (в этом случае роль релаксации - расслабление контроля сознания и введение целевых установок в подсознание).

Применяются совместное пение "своей мобилизующей, отрядной" песни и танцы настроя, беседы на волнующие темы, психокоррекционные беседы на семейно-культурологические темы, имеющие традиционно жизнеутверждающее значение.

Как показывают исследования, человеческая деятельность и мышление нуждаются в постоянном возбуждении, которое может вызываться с помощью внешних и внутренних импульсов. Считается, что музыка, живопись, поэзия делают человека более восприимчивым к социально-психологическому воздействию. Этот фактор также следует учитывать при подборе психокоррекционных методик, нацеленных на быстрейшую адаптацию сотрудников к действиям в экстремальных условиях.

К методикам, повышающим стрессоустойчивость, следует отнести развивающие саморегуляционные методики.

Индивидуальные различия переносимости стрессовых ситуаций крайне велики. Сопротивляемость стрессу заключается в способности переносить трудные ситуации без дезорганизации поведения. Под сопротивляемостью или толерантностью организма понимают конструктивную реакцию на существенные эмоциональные возбуждения в условиях стресса, т.е. трудные и неприятные ситуации не вызывают значительных отрицательных эмоций: страха, гнева, тревоги.

Сопротивляемость стрессу в психогенных условиях может определяться и как способность к сохранению организации поведения в условиях стресса. Когда, несмотря на возникновение под влиянием стресса эмоционального напряжения не происходит дезорганизации поведения, основные цели продолжают реализовываться (например, рациональное мышление в ситуации катастрофы); сохраняется мотивация.

При всей справедливости приведенной формулировки сопротивляемость стрессу является признаком оборонительной реакции организма на критическую ситуацию. Поэтому, на наш взгляд, при рассмотрении благоприятных для работы в экстремальных условиях состояний целесообразно говорить не о сопротивляемости работников стрессу, а об их деятельности, адекватной ситуации.

Адекватная ситуации деятельность - деятельность в благоприятном состоянии для работы в экстремальных условиях.

Психологическая адаптация человека к экстремальным средовым условиям не может рассматриваться без учета психологических реакций организма, возникающих как в границах нормы, так и в патологических изменениях.

При патологии организму приходится жертвовать какой-то одной или несколькими функциями для сохранения более важных, без которых существование в создавшихся условиях оказывается невозможным. С этой точки зрения болезни представляют собой выход организма за пределы адаптационных "лимитов", выработанных в процессе длительной эволюции.

При этом возможно:

  • - сохранение высокого уровня организации жизнедеятельности организма при утрате каких-либо функций, обычно менее важных;
  • - нарушение высокого уровня организации жизнедеятельности организма и переход на более низкий уровень;
  • - сочетание первого и второго.

Таким образом, пределы адаптации для различных людей различны и могут быть охарактеризованы психологическими и физиологическими параметрами. При адаптации к экстремальным условиям в человеческом организме могут не происходить изменения, могут происходить изменения в рамках психофизиологического здоровья и могут происходить патологические изменения. Первые исследуются психологическими методами, вторые - психиатрическими и медицинскими.

Изменения в рамках психофизиологического здоровья проявляются как последствия фрустрации (неблагоприятные обстоятельства, которые тормозят выполнение определенных целей) или как негативные состояния, возникающие вследствие препятствия, поражения.

Выделяют положительные и отрицательные реакции на фрустрацию.

Положительные реакции представляют конструктивные разрешения, преодоление препятствия, мешающего достижению стимула. Эффект достигается путем усиления стремления (мобилизации), направленного на разрешение проблемы.

Отрицательные реакции вызывают разные формы неконструктивного поведения. К ним относятся: агрессия, аутоагрессия, регрессия, фиксация, отказ, негативизм, репрессия.

Агрессия - разрушительные действия, направленные на другое лицо или объект. Формы могут быть физическими и вербальными. Агрессия может быть открытой и скрытой, переходить в гнев (бурные и неадекватные реакции), носить деструктивный характер.

Аутоагрессия (самоубийство) - разрушительные действия, направленные на себя. Формы проявления схожи с агрессией, могут быть физическими и вербальными. Может быть открытой и скрытой, переходить в гнев (бурные и неадекватные реакции); носит деструктивный характер.

Факты самоубийств являются одним из ярких проявлений дезадаптации и отсутствия стрессоустойчивости. Они являются своего рода криком о помощи, которую следует оказать немедленно.

По данным Института суицидологии до совершения самоубийства многие имели не менее одной-двух попыток уйти из жизни.

Регрессия - возврат к формам поведения, присущего человеку на более ранних этапах жизни (инфантильные реакции, примитивизация поведения, усиление жестикуляции, применение физической силы; но может быть и позитивное поведение, связанное с оправдавшим себя ранее).

Фиксация - повторение неэффективных способов поведения, например, в общении у людей с демонстративными формами поведения.

Отказ - не участие в решении касающейся человека проблемы. Развивается апатический подход к ситуации.

При этом имеют место два типа отказа:

  • - отказ "с легким сердцем", т.е. переключение на другой вид деятельности, при этом сохраняется положительная мотивация и эффективность адаптационных механизмов;
  • - отказ с дезорганизацией поведения (апатия, угнетение, снижение активности). К сожалению, для экстремальных ситуаций больше характерен второй тип.

Негативизм - отрицательное отношение не только к фрустрирующей ситуации, но и к другим проблемам, имеющим отношение к этой ситуации.

Репрессия - блокирование, вытеснение из сознания неприятных ситуаций, требуемых для разрешения вопросов. Применяется не реалистический принцип: проблема исчезнет, если о ней не думать.

Фрустрация может приводить к включению защитных механизмов личности, которые призваны снизить эмоциональное напряжение, но не решить проблему. К защитным механизмам личности следует отнести: рационализацию, проекцию, фантазирование, вытеснение, идентификацию и компенсацию.

Рационализация - подбор рационального, логически обоснованного объяснения собственного неверного поведения (рок судьбы, вина другого, невезение, стечение обстоятельств и т.д.).

Проекция - приписывание другим людям собственных отрицательных качеств.

Фантазирование - усиление воображения успешного поведения (незрелое поведение).

Вытеснение - забывание событий неприятного характера, которые могут прорываться из подсознания в сферу сознания.

Идентификация - стремление к достижению цели другим человеком, вследствие невозможности ее достижения самим (сыном, учеником и т.д.).

Компенсация - стремление добиться успеха в другой области вследствие невозможности добиться успеха по основной деятельности.

В экстремальных ситуациях следует учитывать такой фрустрирующий факт, как диссонанс. Диссонанс возникает в тех случаях, когда по каким-то причинам имеется значительное несоответствие между элементами ситуации или несовместимость (например, при расхождении ожидания вновь принятого специалиста и реальной обстановкой, стилей управления руководителей различных звеньев и т.д.).

Фрустрационные факторы в случае их большой интенсивности могут приводить к развитию дезадаптивных состояний.

Типы психической дезадаптации в экстремальных условиях:

1. Тревожно-астенический тип.

Для данного типа характерна плохая переносимость значительных физических и нервных нагрузок. Нарушается сон, повышается тревожность, снижается аппетит, ухудшается настроение, ослабевает внимание, способность к продуктивной деятельности, выраженное сосредоточение на своем здоровье, возникают жалобы соматического плана. В экстремальных условиях такие люди могут проявлять растерянность.

2. Регидно-агрессивный тип.

Выделяют два типа - успешный и неуспешный.

Успешный тип характеризуется активностью, целеустремленностью, уверенностью в себе с гипертрофированным чувством собственного достоинства. Эти люди напористы, регидны, агрессивны, не считаются с чужим мнением, обладают лидерскими тенденциями. Как правило, действуют в экстремальной обстановке успешно, грамотно, но легко выходят за рамки дозволенного, склонны к применению физического воздействия к подчиненным; жестоки к врагам.

Неуспешный тип проявляет негативное отношение к происходящим событиям, враждебность и злобность к окружающим. Как правило, у этих людей есть ощущение обделенности, неоцененности; упрямство, мстительность, малообщительность, конфликтность. В экстремальной обстановке могут быть умеренно активны, но и могут демонстративно уклоняться от решения задач.

3. Истеро-экспрессивный тип.

Представители данного типа деятельны, активны, демонстративны, неугомонны, легко отвлекаемы, поверхностны, а их деятельность малопродуктивна. Стараются казаться опытными, бывалыми, повышенная конфликтность. Могут быть агрессивны, жестоки, повышенно эмоциональны, непредсказуемы. Возможны проявления истеричности, отказ от выполнения задач.

4. Псевдоинициативный тип.

Люди, относящиеся к данному типу, показательно активны, подвижны, деятельны, бодры, оптимистичны, но внутренне тревожны и напряжены. Часто вспоминают ранее пережитые ими события, намеренно представляя их более тяжелыми с целью вытеснения собственной тревожности. У них снижены целенаправленная активность, способность к планированию, к эффективной деятельности. При малейшей неудаче их самооценка снижается. В экстремальных, условиях могут проявлять нерешительность, медлительность, отсутствие инициативы. Не способны эффективно выполнять самостоятельные задания.

5. Социально-девиантный тип.

Лица, отнесенные к данному типу, активны, решительны, смелы, бесшабашны. Однако, склонны к девиантному поведению (употребление алкоголя, излишнее применение физической силы, превышение полномочий, невыполнение задачи). В экстремальных условиях могут проявлять неподчинение руководителям, однако хорошо действуют в обстановке, требующей личной инициативы.

6. Депрессивно-тревожный тип.

Представители этого типа склонны к вялости, сниженной активности, общей тревожности, беспокойству, общесоматическим расстройствам. У этих людей повышенная чувствительность к опасности, они способны на неадекватные, неоправданные действия в экстремальных условиях.

Если человек, стремясь к удовлетворению своих биологических и социальных потребностей, не успевает адаптироваться к быстро развивающимся социальным изменениям, это становится основанием для психических заболеваний (психозы, неврастения, шизофрения и т.д.) и психосоматических заболеваний (язвенные болезни, гастриты, болезни поджелудочной железы, ишемические болезни сердца, сосудистые заболевания).

Известны следующие характерные признаки расстройства психических состояний в экстремальных условиях:

1. Чрезмерная предстартовая мобилизация.

Характерные признаки: необычные для данного работника психоэмоциональная напряженность, возбуждение, разговорчивость, суетливость.

Рекомендуемые мероприятия восстановительного характера: временное освобождение от участия в подготовке к работе, индивидуальная

психорегуляция или саморегуляция, наблюдение, допуск к работе после психологического контроля.

2. Недостаточная предстартовая мобилизация (без психопатологических признаков).

Признаки: равнодушие, отсутствие интереса к подготовке, целям, задачам.

Мероприятия восстановительного характера: временное освобождение от участия в подготовке к работе, экспресс-диагностика, индивидуальная беседа, индивидуальная или групповая психическая регуляция активизирующего типа, активное включение в процесс подготовки к работе.

3. Острое психическое или физическое утомление.

Признаки: ухудшение внимания, памяти, мышления; вялость или торопливость в движениях, неточность и некоординированность действий, неуверенность походки, ослабление волевых усилий, решительности, настойчивости, активности, ухудшение самоконтроля, выдержки, жалобы на разбитость, общую слабость, невозможность надежно выполнять свои обязанности.

Мероприятия: временное освобождение от обязанностей работы, обеспечение условий для полноценного отдыха в течение не менее суток, мануальная терапия, допуск к работе после индивидуального психологического контроля.

4. Психическое или физическое переутомление.

Признаки: усиление признаков острого утомления, беспричинные колебания настроения, раздражительность, скованность, напряженность, выраженная тревожность, беспокойство, безразличие к окружающему, угнетенность, отсутствие интереса к работе, расстройство сна, покраснение или побледнение кожных покровов, одышка, сердцебиение, потливость, снижение аппетита, тошнота, болезненные ощущения в области сердца, в мышцах, ломота в пояснице и суставах, головные боли, головокружение.

Мероприятия: временное освобождение от обязанностей по работе, релаксация, психологическая поддержка, саморегуляция, телесноориентированная или мануальная терапия, допуск к работе после психологического обследования.

5. Психическая демобилизация.

Признаки: утрата контроля над ситуацией, дезориентация в обстановке, растерянность, необычный характер речи, содержания высказываний, интонации; хаотичные, некоординированные, ошибочные действия и поступки, замедленность или отсутствие необходимых действий и поступков; отсутствие волевых усилий; апатия, заторможенность, подавленность, сонливость, отсутствие самоконтроля, несдержанность, неадекватное ситуации настроение, отказ от работы.

Мероприятия: временное освобождение от исполнения обязанностей, психологическая экспресс-коррекция с помощью психологической регуляции и гипнотического внушения, групповая и индивидуальная психотерапия (дебрифинг), наблюдение за состоянием, при необходимости направление к психиатру, невропатологу или эвакуация.

6. Психологический шок (стрессовое состояние, непосредственно после события).

Признаки: неадекватное обстановке поведение, безучастное отношение к окружающему, замкнутость, молчаливость, заторможенность реакций, рассеянность, тревожность, беспокойный сон, отсутствующий вид, "отключенность" от ситуации, сужение внимания, интересов, контактов.

Мероприятия: временное освобождение от рабочих обязанностей, индивидуальная беседа, мануальная терапия, релаксация, психорегуляция, при необходимости эвакуация или обследование психиатром и невропатологом. Допуск к работе осуществляется только после дополнительного контроля за функциональным состоянием.

7. Аффективные реакции, конфликтность.

Признаки: напряженность, беспокойство, раздражительность, мелочные придирки ко всем и вся, взрывное реагирование на замечания, претензии.

Мероприятия: временное освобождение от обязанностей службы, психологическая экспресс-коррекция состояния, психологическая релаксация, психологическая регуляция, щадящий режим работы, при необходимости - направление на консультацию к психиатру, невропатологу.

8. Деморализация.

Признаки: снижение моральных и нравственных критериев, развязность, вульгарность, пренебрежение нормами профессиональной этики, нарушение субординации; озлобленность, грубость, отказ от ухода за собой, запущенность, неопрятность, пьянство.

Мероприятия: рациональная психотерапия, негипнотическое внушение, убеждение, применение мер воспитательного характера, при необходимости - направление на консультирование к психиатру, невропатологу или эвакуация.

Тема 3. Психологические особенности ведения переговоров с террористами, удерживающими заложников.
Помощь участникам переговорного процесса и заложникам

Непременной особенностью любой ситуации захвата заложников является экстремальный характер воздействующих на вовлеченных в нее людей психоэмоциональных нагрузок.

Для заложников экстремальными стрессогенными факторами являются: неожиданно возникшая и реально ощутимая угроза жизни и здоровью, неопределенность ситуации и собственной судьбы, усугубленная физической и информационной изоляцией, разрывом всех привычных связей с "внешним миром", ощущение обреченности, беспомощности, собственного бессилия, вынужденная необходимость подчиняться угрозам, грубой физической силе, чужой воле.

На участников операции по освобождению заложников, в том числе и на переговорщиков, и на консультантов воздействуют следующие стрессогенные факторы:

  • - непосредственная и высокая вероятность угрозы жизни или здоровью;
  • - ответственность за жизнь и здоровье заложников, находящихся в руках преступников, постоянный риск причинения первым вреда своим бездействием или неадекватными действиями;
  • - напряженность обстановки, обусловленная недостатком или противоречивостью сведений о преступниках, их психологических особенностях;
  • - крайний динамизм и труднопредсказуемый характер изменений обстановки в связи с особенностями поведения, "прихотями" преступников;
  • - необходимость сдерживания отрицательных эмоций в процессе контакта с преступниками;
  • - постоянная перегрузка психофизиологических функций, обусловленная необходимостью анализа и прогноза развития ситуации, принятие ответственных решений, организации и выполнения четких и согласованных действий в жестком лимите времени;
  • - морально-нравственные переживания, связанные с необходимостью применения оружия или других средств поражения против преступника, как человека.

С учетом вышесказанного психологическое обеспечение специальных операций по освобождению заложников включает четыре основных этапа:

  • - подготовительный (непосредственная подготовка, в том числе и профессионально-психологическая, при необходимости - обучение новым методам и приемам; инструктаж);
  • - этап психологического обеспечения переговоров (от установления факта захвата до освобождения заложников или до начала силовой операции);
  • - этап психологического обеспечения силовых мероприятий при захвате заложников;
  • - восстановительно-реабилитационный этап.

Для снижения воздействия стрессогенных факторов, повышения мастерства участников операции по освобождению заложников используют предварительную профессионально-психологическую подготовку (ППП).

Общая задача ППП для всех участников операции: формирование знаний, навыков, умений и важных психологических качеств по следующим основным направлениям:

  • - общепсихологическая осведомленность;
  • - развитие психических, познавательных процессов деятельности;
  • - повышение психологической устойчивости работников;
  • - регуляция психических состояний;
  • - тренировка выносливости, скорости принятия решений и выполнения точных действий;
  • - основы психологической компетенции в области коммуникативной деятельности;
  • - психологические особенности переговорной деятельности.

Для переговорщиков специальной целью подготовки, наряду с вышеперечисленными, являются формирование и отработка навыков установления психологического контакта с правонарушителем любого типа, ведения с ним диалога, навыков риторики, психолингвистического анализа речи, выявления психологических особенностей и "слабых мест" правонарушителя, прогноза его поведения, в том числе по внешним признакам, на основе физиогномики, умение организовать и вести переговорный процесс.

В тактическом отношении переговорщик должен быть готов выступить в роли любого из начальников органов власти.

Важным для переговорщика являются хорошо развитые навыки самоконтроля и саморегуляции, умение выдерживать длительное воздействие психического стресса, сохранять самообладание и высокую работоспособность.

Консультант-психолог должен, кроме общепсихологической подготовки, иметь необходимые педагогические навыки, обладать навыками контроля за психологическим состоянием заложников и участников операции.

Из практики известны два подхода к разрешению чрезвычайных ситуаций, связанных с захватом заложников: полный отказ от каких бы то ни было уступок преступникам, либо готовность идти на разумный компромисс с ними.

Как правило, для сохранения жизни заложников более целесообразным является второй вариант.

На этапе ведения переговоров задачей психолога-консультанта является:

  • - стабилизация морально-психологической обстановки (снятие нервозности);
  • - формирование психологической готовности участников переговорного процесса к выполнению необходимых функций (методы саморегуляции и трансрегуляции);
  • - морально-психологическая поддержка заложников и участников переговорного процесса (саморегуляция, трансрегуляция, психокоррекция и психотерапия при допуске к заложникам);
  • - психологическое сопровождение переговорного процесса (инструктаж переговорщиков по тактике ведения переговоров, составление словесного портрета преступника по голосу, манере поведения, общения и требованиям);
  • - психологическое воздействие на преступника (составление убедительного и аргументированного предложения по выходу из сложившейся ситуации, возможно, ценой частичного удовлетворения требований преступника и освобождению заложников;
  • - оказание психологической помощи нуждающимся (психотерапия).

На этапе ведения переговоров необходимо стабилизировать обстановку. Для этого нужно вступить в переговоры - продемонстрировать готовность к диалогу, выслушать требования и затянуть время на выполнение первого требования.

Целесообразно обеспечить положительный эмоциональный климат общения: проявлять доброжелательность (улыбка, радушное обращение, мимика участия, ориентация корпуса в сторону собеседника); выражать согласие с высказыванием преступника относительно нейтральных предметов общения не только словесно, но и жестами, восхищенным удивлением, не допуская при этом неуверенности и заискивания.

Необходимо избегать провокации (не угрожать, не обвинять, не побуждать к ответным действиям, оставить преступникам возможность для маневра и сохранения своего "лица", помочь им в этом); снять психологическую напряженность: говорить о вещах, интересующих преступника до сформирования поля взаимных интересов и до снятия напряжения; поддерживать надежды преступников, о том, что им удастся скрыться, избежать наказания, остаться на свободе (пока заложники не освобождены - "не захлопывать психологическую мышеловку").

Также необходимо добиваться положительных ответов на поставленные вопросы, для чего преднамеренно касаться нейтральных вопросов и тем самым сформировать у преступников позитивную позицию на свои высказывания; помочь им найти возможность отступит, достойно, применяя психологические приемы (например, представить дело так, что преступники захвачены в борьбе, а не сдались сами).

Контролировать свое поведение. Не выражать несогласие, неуместные комплименты, избегать сложных высказываний, не торопиться с развитием отношений и событий, если не достигнуто хотя бы предварительное согласие.

Обязательно установить действительное наличие заложника, жив ли он и здоров.

Определить тип преступников: уголовные, политические, психологические.

Отнесение преступников к определенному типу (диагностика типа) и их психологическое описание (составление психологического портрета помогает конкретизировать направленность ответных реакций правоохранительных органов, включая тактику ведения переговоров, аргументов и собственных действий, стиль ведения диалога по разрешению конфликта, снижению агрессивности преступников и расширению возможностей по освобождению заложников).

Уголовные преступники:

  • - застигнутые на месте преступления. Они достаточно легко идут на контакт, так как не были готовы к ситуации захвата заложников;
  • - сознательные вымогатели, им нужны деньги, блага и т.д.
  • - хотят без лишнего шума получить выкуп за похищенного, но жертва становится заложником из-за неудавшейся попытки похищения с целью выкупа или не доведения ситуации до конца;
  • - являются осужденными и намереваются ценой заложника добиться освобождения или улучшения содержания.

Политические:

  • - социальный протестант;
  • - террорист.

Психологические:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: