Некоторые причины распространенности мазхабов......................................................................................... 43




Подарок Мухаммад-Султана

мусульманам Японии

или

 

ОБЯЗАН ЛИ МУСУЛЬМАНИН

СЛЕДОВАТЬ КАКОМУ-ЛИБО

ИЗ ЧЕТЫРЕХ МАЗХАБОВ?

 

Автор:

Шейх Мухаммад-Султан аль-Ма’суми

аль-Худжанди аль-Макки

 

Обработка и примечания:

Шейх Салим ибн ‘Ид аль-Хиляли

 

 

 

Подготовлено редакцией сайта

Содержание

Предисловие.............................................................................................................................................................................................. 4

Введение шейха Салима аль-Хиляли.................................................................................................................................... 5

Краткая биография автора.......................................................................................................................................................... 7

Введение шейха Мухаммада-Султана............................................................................................................................... 11

Сущность веры (имана) и ислама.......................................................................................................................................... 12

Следование какому-либо из четырех мазхабов не является ни желательным, ни, тем более, обязательным............................................................................................................................................................... 15

Основа Ислама – это действие в соответствии с Книгой Аллаха и Сунной Его посланника (мир ему и благословение Аллаха)............................................................................................................................. 16

Представители поздних поколений изменяли и искажали тексты, дабы вынудить всех следовать мазхабу, а затем и сами разобщились....................................................................................................................... 18

Будет ли спрошен человек после смерти в могиле о мазхабе или тарикате?................................ 19

Утверждение о необходимости придерживаться мазхабов имеет под собой политическую подоплеку........................................................................................................................................................................................ 20

Вывод ад-Дахляуи о том, что мазхаб – это нововведение (бид’а).............................................................. 21

Всякий, кто фанатично привержен кому-либо, кроме посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), считается заблудшим невеждой...................................................................... 22

Вывод Ибн аль-Хумама о том, что следование какому-либо определенному мазхабу необязательно.................................................................................................................................................................................................................... 23

По причине слепого подражания мазхабам появились разобщенность и разногласия...... 25

Мазхаб имама Абу Ханифы (и других имамов) – это поступать в соответствии с Кораном и Сунной................................................................................................................................................................... 27

Муджтахид может быть правым и ошибающимся, однако пророк (мир ему и благословение Аллаха) защищен от ошибок........................................................................................................................................... 28

Истина не может ограничиться чьим-либо мнением, за исключением мнения посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).......................................................................................................... 31

Очень важное предостережение.......................................................................................................................................... 32

Не преуспеют последние из этой общины, кроме как на том, на чем преуспели первые 34

История Фахруддина ар-Рази о том, как некоторые ученые изменяли религию Аллаха и Его закон.................................................................................................................................................................... 35

Имам аль-А’зам (великий имам) – это только посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)................................................................................................................................................................................................ 35

Всевышний Аллах велит идти по прямому пути.................................................................................................... 36

Особенностью «находящихся под гневом» является то, что они принимают истину лишь от сторонников своего учения...................................................................................................................................... 38

В действительности, пророк (мир ему и благословение Аллаха) не обязал людей следовать мазхабу одного имама............................................................................................................................................................ 39

Некоторые причины распространенности мазхабов......................................................................................... 43


С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

 

Предисловие

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого, достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.

А затем:

Данная работа шейха Мухаммад-Султана аль-Ма’суми является весьма познавательной и полезной для каждого мусульманина, желающего знать о положении мазхабов[1] в Исламе и иметь правильное понимание этого вопроса.

Для того, чтобы понять правильно позицию шейха, необходимо внимательно прочитать данную работу, дабы не быть введенным в заблуждение сторонниками такълида[2], подозревающих шейха Ма’суми в отрицании наличия мазхабов в Исламе. На самом же деле шейх, как и все предыдущие имамы из числа приверженцев Сунны, не отрицает и не порицает наличие мазхабов. Однако он, как и имамы до него, порицал и запрещал слепое следование кому-либо в противоречие велениям шариата, отрицал правильность утверждения, что мазхаб является чуть ли не основой Ислама, и суждение о необходимости ограничиваться мнением лишь одного имама из всех существующих. Прекрасно сказал шейх Джамалюддин аль-Къасими: “Истина не ограничивается словами какого-то одного ученого и положениями какого-то одного мазхаба. Аллах оказал милость мусульманской общине посредством большого количества ученых-муджтахидов”. Он также говорил: “Такълид – это проказа, распространившаяся среди людей и стремительно разлагающая их. Более того, это – укоренившаяся болезнь, общий паралич и полное сумасшествие, ввергающее человека в бездействие и лень”. См. “аль-Исти’нас” 44.

Шейх аль-Ма’суми, да смилуется над ним Аллах, указывает в своей работе на правильное понимание значения мазхабов и мнений известных имамов. Заслуга ученых в том, что они доносят до людей правильное понимание Корана и Сунны, помогая людям жить по ним, а не в том, чтобы становиться объектами слепого следования.

Имам аш-Шафи’и сказал великие слова: “Пользоваться словами факъихов и их умозаключениями – это все равно, что совершать очищение песком (таяммум), к которому разрешено прибегать только при отсутствии воды. Если у нас имеется прямой однозначный текст из Корана, Сунны и высказываний сподвижников по определенному вопросу, то пользоваться этим текстом является обязательным (уаджиб), и не разрешается отказываться от него в пользу слов кого-либо из ученых!” См. “ар-Рисаля” 599.

Истину сказал также и имам аш-Шатыби: “Если мы сделаем из ученых цель, а не средство познания положения шариата, то мы впадем в заблуждение”. См. “аль-И‘тисам” 2/872.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “О человек, остерегайся, остерегайся отвергать хоть что-либо из того, что пришло от пророка (мир ему и благословение Аллаха). Остерегайся отвергать это по причине своей страсти, или по причине приверженности к какому-либо мазхабу, или своему шейху, или по причине пристрастия к мирским искушениям! Поистине, Аллах не обязал кого-либо повиноваться кому-либо, кроме Его посланника (мир ему и благословение Аллаха). Необходимо брать то, что пришло от пророка (мир ему и благословение Аллаха), даже если из-за этого раб будет противоречить всем творениям. И если в подобном случае человек будет следовать за посланником (мир ему и благословение Аллаха), Аллах не спросит его за противоречие кому-либо другому! Поистине, тот, кто повинуется кому-либо, обязан делать это тогда, когда это будет соответствовать повиновению пророку (мир ему и благословение Аллаха). Знай это, слушай и следуй этому, и не вноси нововведения!” См. “Маджму’уль-фатауа” 16/528.

Мы просим Всевышнего Аллаха сделать этот небольшой труд полезным для каждого мусульманина, стремящегося к истине.

Редакция сайта «www.ToIslam.com»

Введение шейха Салима аль-Хиляли [3]

 

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ, и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого, достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и Его посланник.

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха истинной богобоязненностью и не умирайте, кроме как будучи мусульманами!» (Али ‘Имран 3: 102).

«О люди! Бойтесь Господа вашего, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него же пару ему и расселил множество мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг у друга, и бойтесь (разрывать) родственные связи. Поистине, Аллах наблюдает за вами!» (ан-Ниса 4: 1).

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите слово правильное! Исправит Он для вас дела ваши и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его посланнику, тот достиг великого успеха!» (аль-Ахзаб 33: 70-71).

А затем:

Тот, кто беспристрастно возьмется и посмотрит на многочисленные споры последователей разных мазхабов, неизбежно придет к выводу о том, что это настоящая смута, и она действительно является одной из причин отсталости мусульман. Дело в том, что мазхабисты настолько углубились в подражание, что даже думать и размышлять они стали только чужим умом. Однако первые поколения мусульман не были такими, и имамы ранних поколений никого не заставляли фанатично и беспрекословно следовать словам кого-либо из людей. Мазхабисты же все сильнее и сильнее раздували возникавшие разногласия так, что шайтан разжег смуту и жестокую борьбу между ними.

Эту непреложную истину давным-давно осознали многие ученые, и на протяжении веков то один, то другой выступали с осуждением подобного фанатизма и деления на мазхабы, и прочие группы. На эту тему есть множество прекрасных работ, но книга шейха аль-Ма’суми, да смилуется над ним Аллах, названная им «Подарок Султана мусульманам Японии», имеет особую ценность. Несмотря на свой небольшой объем, автору удалось максимально собрать в ней точные доказательства из Корана и Сунны, высказывания великих имамов первых поколений, и цитаты авторитетных ученых разных веков. Таким образом, эта книга стала веским доводом в той смуте, которая «закрутилась» вокруг темы мазхабов.

Данная книга пережила несколько изданий, о которых будет сказано в описании биографии шейха аль-Ма’суми, но, к сожалению, их недостатком было то, что в них не были указаны источники хадисов, на которые ссылается автор, а некоторые моменты нуждались в дополнительных разъяснениях. И вот, для того, чтобы облегчить понимание книги и ее пользование, я выполнил следующее:

1. Указал источники всех аятов и хадисов в общепринятой нумерации с разъяснением степени достоверности каждого хадиса – достоверный он, хороший, либо слабый, сверяя это с выводами предыдущих больших ученых, а особенно – с высказываниями нашего шейха аль-Альбани.

2. Сверил цитаты, которые использовал автор, с их первоисточниками, и, если обнаруживалось какое-то несоответствие в словах, то я писал те слова, которые были в первоисточнике, а не в книге шейха.

3. В тех местах в книге, которые нуждались в дополнительном разъяснении и комментировании, я добавил (в сносках) свои слова и замечания. А там, где случались затягивания в тексте, я счел нужным сократить их, не нарушая смысла и целей автора, дабы излишнее затягивание не утомило читателя.

Там, где я был прав, то «помогает мне только Аллах. На Него одного я уповаю и к Нему одному обращаюсь » (Худ 11: 88). А если я в чем-то ошибся, то «я не оправдываю себя, ведь душа человека повелевает зло » (Йусуф 12: 53).

И я прошу Аллаха сделать эту книгу полезной для мусульман. И, как сказал один из ученых:

 

Пойми, что знание – это только то,

Когда ты знаешь: так сказал Аллах,

Вот так – пророк, и так – сподвижники.

Знай это безо всякого сомнения!

 

Не ошибайся, думая, что знание в том,

Чтоб знать какие-то чужие мнения,

Людские разногласия и разные слова,

Противоречащие мнению посланника.

 

Прошу Аллаха, чтобы мусульмане вернулись к следованию Корану и Сунне по пути праведных саляфов, очистили Ислам от всевозможных искажений и новшеств, заблуждений и фанатизма, которые привели нашу религию к разобщенности и разделению на партии и группировки.

Прошу Аллаха наградить наилучшим образом автора этой книги, того, кто ее обработал и тех, кто ее выпустил в свет.

(Абу Усама) Салим аль-Хиляли

1403 год по хиджре.


Краткая биография автора [4]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: