Традиционная культура и цивилизация




Традиционная культура Цивилизация
Главное отличие ТК от ЦИВ – способ сбора, хранения и передачи информации
Устные знания
Миф, фольклор Письменность (книги)
Тип поселения
Деревня Город
Тип этнической общности
Племя Народность и нация
Государство
- +
Иерархия
Простая (все родственники, все равны и одна семья, по возрасту, полу, роду) Сложная: Главный принцип – род деятельности (проф.специализация) Старое деление по роду, возрасту и полу сохраняется, но дополняется более важным: по сословиям, кастам, корпорациям, классам.
Правовые нормы
Традиционное (обычное) право, основанное на табу, где мораль = закон. Государственное (писанное) право, основанное на запретах гос-ва для граждан, где мораль не = закону.
Достаток
Бедность, самосохранение Излишки, досуг
Экономика
Натуральное хозяйство (самообеспечение: все знают и умеют все) Производство сверхпотребления (для продажи) – узкая специализация, ремесло как профессия
Обмен
Натуральный Торговля
Этнический состав
Этническая гомогенность (моноэтническая культура и моноэтническое общество, все одного происхождения, все земляки) Этническая гетерогенность (полиэтническое общество), сосуществование людей разного этнического происхождения и иностранцев, консолидирующий фактор (единая религия или идеология)
Ксенофобия
Непреложность, дихотомия «свои-чужие», ксенофобия – положительное качество, воспитываемое в каждом человеке, чужаки – представители иного рода или племени Отказ от этнической ксенофобии, ксенофобия остается возможной по религиозному или расовому признаку, чужаки – представители иных цивилизаций
Идентичность
Доминирует коллективная, социальная или групповая идентичность Личная идентичность
Отношение к ценности индивидуума
Все равнозначны, равноценны и являются частью целого, возможность замены одного члена другим Поскольку появляется личная идентичность, появилось представление о ценности и уникальности одного человека, возникает представление о выдающихся и незаменимых людях
Нарушение правовых и моральных норм
Нарушитель табу перестает быть членом общества, поэтому нет прощения, нет преступности. Нарушитель моральных и религиозных (если они не указаны в законе) не подвергается наказанию, а нарушитель не перестает быть членом общества, возникают тюрьмы и ссылки (пенитенциарная система). Появляется представление о возможности исправления человека
Фатализм
Предопределенность, запрограмированность, судьба Личный выбор жизненного пути
Авторство
Анонимное творчество Личностное начало
Время
Кольцевое (зацикленное, бесконечное, вечное) Линейное время, идея развития, эволюции, если у времени есть начало, то появляется идея о конце времени
Количество жизни
Много Одна
Лучшее время
Прошлое (illud tempus) Идея о лучшем будущем
Праздник
Праздник как машина времени, регулярного возврата в светлое прошлое Формальная церемония, несущая исключительно гедронистический (приносящий удовольствие) характер.
Искусство
Лучшие образцы уже есть, они созданы предками Нет предела совершенству
Основная ценность
Теоцентризм Антропоцентризм
Местонахождение Бога
Бог всюду, отсюда разнообразие религиозных практик, анимизм, тотемизм, фетишизм, магия, культ предков, распространены боги-животные, боги-растения, боги-стихии, характерен политеизм, в религиозных церемониях участвуют все, Бог доступен каждому, понятен каждому, вера = религия У Бога появляется место обитания, что означает уход сакрального из сферы профанного. Об этом говорит локализация священных мест, предметов, ограничение времени и религиозных действий. Богослужение – специализированная деятельность, прерогатива немногих. Религия обособляется от веры. Возникает институт (специализированная система удовлетворения духовных нужд) в виде церкви
Отношение к знаниям
Теоретические знания сосредоточены, заключены в мифе. Практические – в магии и реализуются через ритуал. Создание теоретических и практических знаний приписывается Богу или богам. Появляются специализированные сферы креативной деятельности, создание нового знания (теории и практики). Человек таким образом берет на себя функцию, ранее принадлежавшую демиургу (бог-создатель мира). Знание – не дар богов, а непрерывный процесс.
Обучение
Утилитарный (прикладной) характер обучения Универсальный (фундаментальный), обучение всему, везде и всегда
Создание нового
Создание нового – воссоздание забытого старого Разрушение старого
Тип солидарности
Механическая (объединении по крови, внешности, месту рождения…) Человек приписан к своему обществу. Появляется органическая солидарность. Человек объединяется с людьми по-своему
Синкретизм
Нераздельность представлений о человеке и обществе, о человеке и природе Разделенность
Взаимоотношения материальной и духовной культуры
Единство Разделенность
Культура
Общая или единая Много культур (сословные, кастовые, корпоративные, элитарные, народные, молодежные и т.п.)
Сомнение и уверенность
Человек уверен, что все, что он знает – правильно и разумно. Существует догматизм. Сомневающийся человек, потому что постоянно познает и перепознает.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: