| Традиционная культура | Цивилизация |
| Главное отличие ТК от ЦИВ – способ сбора, хранения и передачи информации | |
| Устные знания | |
| Миф, фольклор | Письменность (книги) |
| Тип поселения | |
| Деревня | Город |
| Тип этнической общности | |
| Племя | Народность и нация |
| Государство | |
| - | + |
| Иерархия | |
| Простая (все родственники, все равны и одна семья, по возрасту, полу, роду) | Сложная: Главный принцип – род деятельности (проф.специализация) Старое деление по роду, возрасту и полу сохраняется, но дополняется более важным: по сословиям, кастам, корпорациям, классам. |
| Правовые нормы | |
| Традиционное (обычное) право, основанное на табу, где мораль = закон. | Государственное (писанное) право, основанное на запретах гос-ва для граждан, где мораль не = закону. |
| Достаток | |
| Бедность, самосохранение | Излишки, досуг |
| Экономика | |
| Натуральное хозяйство (самообеспечение: все знают и умеют все) | Производство сверхпотребления (для продажи) – узкая специализация, ремесло как профессия |
| Обмен | |
| Натуральный | Торговля |
| Этнический состав | |
| Этническая гомогенность (моноэтническая культура и моноэтническое общество, все одного происхождения, все земляки) | Этническая гетерогенность (полиэтническое общество), сосуществование людей разного этнического происхождения и иностранцев, консолидирующий фактор (единая религия или идеология) |
| Ксенофобия | |
| Непреложность, дихотомия «свои-чужие», ксенофобия – положительное качество, воспитываемое в каждом человеке, чужаки – представители иного рода или племени | Отказ от этнической ксенофобии, ксенофобия остается возможной по религиозному или расовому признаку, чужаки – представители иных цивилизаций |
| Идентичность | |
| Доминирует коллективная, социальная или групповая идентичность | Личная идентичность |
| Отношение к ценности индивидуума | |
| Все равнозначны, равноценны и являются частью целого, возможность замены одного члена другим | Поскольку появляется личная идентичность, появилось представление о ценности и уникальности одного человека, возникает представление о выдающихся и незаменимых людях |
| Нарушение правовых и моральных норм | |
| Нарушитель табу перестает быть членом общества, поэтому нет прощения, нет преступности. | Нарушитель моральных и религиозных (если они не указаны в законе) не подвергается наказанию, а нарушитель не перестает быть членом общества, возникают тюрьмы и ссылки (пенитенциарная система). Появляется представление о возможности исправления человека |
| Фатализм | |
| Предопределенность, запрограмированность, судьба | Личный выбор жизненного пути |
| Авторство | |
| Анонимное творчество | Личностное начало |
| Время | |
| Кольцевое (зацикленное, бесконечное, вечное) | Линейное время, идея развития, эволюции, если у времени есть начало, то появляется идея о конце времени |
| Количество жизни | |
| Много | Одна |
| Лучшее время | |
| Прошлое (illud tempus) | Идея о лучшем будущем |
| Праздник | |
| Праздник как машина времени, регулярного возврата в светлое прошлое | Формальная церемония, несущая исключительно гедронистический (приносящий удовольствие) характер. |
| Искусство | |
| Лучшие образцы уже есть, они созданы предками | Нет предела совершенству |
| Основная ценность | |
| Теоцентризм | Антропоцентризм |
| Местонахождение Бога | |
| Бог всюду, отсюда разнообразие религиозных практик, анимизм, тотемизм, фетишизм, магия, культ предков, распространены боги-животные, боги-растения, боги-стихии, характерен политеизм, в религиозных церемониях участвуют все, Бог доступен каждому, понятен каждому, вера = религия | У Бога появляется место обитания, что означает уход сакрального из сферы профанного. Об этом говорит локализация священных мест, предметов, ограничение времени и религиозных действий. Богослужение – специализированная деятельность, прерогатива немногих. Религия обособляется от веры. Возникает институт (специализированная система удовлетворения духовных нужд) в виде церкви |
| Отношение к знаниям | |
| Теоретические знания сосредоточены, заключены в мифе. Практические – в магии и реализуются через ритуал. Создание теоретических и практических знаний приписывается Богу или богам. | Появляются специализированные сферы креативной деятельности, создание нового знания (теории и практики). Человек таким образом берет на себя функцию, ранее принадлежавшую демиургу (бог-создатель мира). Знание – не дар богов, а непрерывный процесс. |
| Обучение | |
| Утилитарный (прикладной) характер обучения | Универсальный (фундаментальный), обучение всему, везде и всегда |
| Создание нового | |
| Создание нового – воссоздание забытого старого | Разрушение старого |
| Тип солидарности | |
| Механическая (объединении по крови, внешности, месту рождения…) Человек приписан к своему обществу. | Появляется органическая солидарность. Человек объединяется с людьми по-своему |
| Синкретизм | |
| Нераздельность представлений о человеке и обществе, о человеке и природе | Разделенность |
| Взаимоотношения материальной и духовной культуры | |
| Единство | Разделенность |
| Культура | |
| Общая или единая | Много культур (сословные, кастовые, корпоративные, элитарные, народные, молодежные и т.п.) |
| Сомнение и уверенность | |
| Человек уверен, что все, что он знает – правильно и разумно. Существует догматизм. | Сомневающийся человек, потому что постоянно познает и перепознает. |