Диагностика посттравматических стрессовых нарушений и психологическая реабилитация сотрудников после работы в экстремальных условиях




Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) сотрудников возникает в результате подверженности людей травмирующему событию. При этом возникают такие характерные симптомы как навязчивые воспоминания, отчуждение, гиперактивация, психосоматические расстройства.

Перечень ПТСР состоит из 6 критериев:

Критерий А. Наличие стрессора (когда человек подвергся воздействию дистресса).

В этом случае человек пережил или столкнулся с событием, связанным со смертью или угрозой смерти, с серьезным увечьем или угрозой физической целостности себя или окружающих людей. При этом его реакция включала сильный страх, чувство беспомощности или ужаса. У детей может быть дезорганизация или ажитированное поведение.

Внезапные события, которые продолжаются в течение непродолжительного времени (от нескольких минут до нескольких часов), принято относить к кратковременным событиям первого типа (пожар, несчастный случай).

Травмирующее событие второго типа предполагает повторяющееся неоднократное стрессовое воздействие (войны, токсичные выбросы, крупные аварии и т.д.).

Критерий В. Критерий навязчивых воспоминаний (фантазии, ночные кошмары, психопатические переживания). Они проявляются как:

  • - навязчивые переживания (образы, мысли, впечатления, повторяющаяся игра в травматическое событие у детей);
  • - повторяющиеся сновидения о произошедших событиях (у детей сновидения неопределенного типа);
  • - оживление опыта, иллюзии, галлюцинации, видения, отыгрывание ситуации у детей (индивид действует или чувствует себя так, будто травматическое событие повторяется вновь);
  • - интенсивный психологический дистресс под воздействием внутренних или внешних ключевых стимулов, символизирующих или напоминающих элемент травматического события;
  • - физиологическое реагирование на воздействие внутренних или внешних ключевых стимулов, символизирующих или напоминающих какой-либо аспект травматического события.

Критерий С. Критерий избежания, отчуждения. Выражается в основном в шести характеристиках:

  • - в усилиях, направленных на избежание мыслей, чувств или разговоров, связанных с травмой;
  • - в избежании занятий, мест, людей, которые пробуждают воспоминания, связанные с травмой;
  • - в неспособности вспомнить какой-либо важный аспект травматического события;
  • - в значительном снижении интереса к значимым видам деятельности или степени участия в них;
  • - в чувстве отстраненности или отчужденности от других, в сужении аффективной сферы (неспособности испытывать позитивные чувства и переживания: например, творчества, любви);
  • - в восприятии ограниченных перспектив будущего (человек не рассчитывает сделать карьеру, создать семью, иметь детей, вести нормальный образ жизни).

Критерий D. Критерий гиперактивности, что выражается, по крайней мере, в двух из нижеследующих характеристик:

  • - бессоннице (трудно засыпает и просыпается);
  • - раздражительности, вспышках гнева;
  • - трудности концентрации;
  • - сверхбдительности (высматривает в обычных условиях препятствия, завалы, мины, растяжки и т.д.);
  • - преувеличенной реакции испуга.

Критерий Е. Критерий продолжительности симптомов B,C,D, которые превышают по DSM-3 шесть месяцев или по DSM-4 один месяц.

Критерий F. Критерий значительности (объект испытывает значительный дистресс). Он проявляется как:

  • - острое расстройство при длительности симптомов меньше 3-х месяцев;
  • - хроническое расстройство при длительности симптомов 3 и более месяцев;
  • - расстройство с отсроченным началом, оно начинается через 6 месяцев после воздействия стрессора.

Реакции на травматический опыт делятся на 3 категории:

  • - эмоциональные реакции (шок, нервозность, беспокойство, враждебность, агрессия или депрессия);
  • - когнитивные реакции (смущение, самопорицание, навязчивые мысли, потеря контроля, страх новой травмы);
  • - психофизиологические реакции (нарушения сна, ночные кошмары, отдаление от близких, алкоголизм, наркомания).

Аналогичные симптомы наблюдались у солдат в Афганистане и Чечне (афганский и чеченский синдромы), у которых были выявлены несколько причин утраты восприятия опасности.

Новобранцы не воспринимали опасность из-за отсутствия оптимальной актуализации мотивации самосохранения. Бывалые солдаты также не чувствовали опасности, но уже из-за полного притупления этой мотивации (привыкание). Мотивация самосохранения у них трансформировалась под влиянием воздействия защитной тенденции отклонения реальности.

Наиболее характерными признаками психологической травмы, травматического невроза, а также ПТСР являются два типа психических тенденций, которые можно обозначить как вторжение и избежание (т.е. фиксация на травме и выстраивание психологической защиты от болезненных воспоминаний с помощью переключения внимания).

Дезинтеграция опыта у подверженного ПТСР или уцелевшего выражается в двух формах:

  • - фрагментация жизни - утрата целостности опыта и связи событий;
  • - фрагментация личности - личность распадается на фрагменты.

Наиболее типичными признаками ПТСР являются: кошмарные сновидения; аффективные реакции; импульсивное поведение; психическое оцепенение, отчуждение, чувство вины; травматофобия - боязнь повторения травмы.

Однако, учитывая все сказанное, нельзя рассматривать психологию уцелевшего в отрыве от личностных особенностей и тем более подводить каждого подвергнутого стрессу под формализованный симптоматический перечень. У каждого - своя восприимчивость, своя мотивация, смыслообразование. С другой стороны, травматический стресс трансформирует все психологические структуры и процессы личности, вплоть до глубинных образований самого "Я" человека и его вершинных смысловых содержаний.

Смысловой опыт, приобретенный в экстремальной ситуации, становится обузой в обычных условиях (т.е. это эффект смыслового отчуждения), личность подвергается всесторонней трансформации в условиях экстремального трансординарного существования.

Основное условие ПТСР - утрата смысла (утрату смысла вместе с тем нужно понимать как формирование бессмысленности, после чего неизбежно должен проходить процесс формирования антисмыслов, чтобы не разрушилась мотивационная структура личности).

Одна из разновидностей стресса возникает в связи с травматизацией (ранениями, контузиями, травмами). В этом случае человеку зачастую приходится переоценивать свои ценности.

Для ликвидации последствий стресса человеку приходится пройти последовательные этапы адаптации.

Общим обязательным критерием ПТСР при диагностике постстрессовых нарушений является факт переживания индивидом события, выходящего за пределы обычного человеческого опыта, способного травмировать психику любого здорового человека.

Как уже говорилось, необходимым условием ПТСР является пережитое событие, которое сопровождалось интенсивными эмоциями страха, ужасом или ощущением беспомощности перед лицом экстремальных обстоятельств, что собственно и составляет основной этимологический фактор ПТСР.

Схематическую взаимосвязь различных по времени возникновения, продолжительности и глубине стадий формирования ПТСР можно обозначить как:

  • - травматический стресс (во время критического инцидента и сразу после него в течение 2 суток);
  • - острое стрессовое расстройство (в течение одного месяца после критического инцидента, чаще проявляется от 2 до 4 недель);
  • - посттравматическое стрессовое расстройство личности (спустя более месяца после критического инцидента - более 4 недель);
  • - посттравматическое расстройство личности (может наблюдаться в течение последующей жизни).

Для диагностики ПТСР используют многофакторный тест MMPI, опросник тревоги (Ч. Спилбергера-Ханина), шкалу депрессии (Бека), список 90 симптомов СКЛ-90 (Л. Дерогатиса), общий опросник здоровья DHQ, САН и др.

В настоящее время ряд зарубежных авторов предлагают дополнить диагностику постстрессовых нарушений еще одной категорией - посттравматическими личностными расстройствами (ПЛР), что представляется достаточно логичным шагом, учитывая, что присутствие хронических симптомов ПТСР часто отмечается на протяжении всей последующей жизни человека, пережившего массированную психотравму.

Наиболее часто встречающимися при посттравматических стрессовых расстройствах следует считать симптомы переживания травмы. К ним относят повторяющиеся воспоминания о событии; сновидения, содержащие событие и внезапное действие или чувствование себя так, будто травмирующее событие повторяется вновь. Симптомы переживания травмы могут рассматриваться в качестве стержня, основы структуры постстрессового состояния.

Повторяющиеся воспоминания варьируются по степени выраженности: от кратковременных, несколько отличающихся по яркости и

аффектной насыщенности от обычных воспоминаний, до ярких сценоподобных эйдетических воспоминаний и галлюцинаций. Они могут быть произвольными, непроизвольными и навязчивыми. Воспоминания могут быть непрерывными или приступообразными, повторяясь несколько раз в месяц или чаще. Как правило, они аффективно заряжены и сопровождаются чувством вины, обиды; состояниями тревоги, гнева, страха. Также возможна и позитивная окрашенность травмирующих воспоминаний, особенно в компании с сослуживцами, где такие воспоминания сопровождаются чувством общности пережитого.

При значительной степени выраженности воспоминания могут быть декомпенсирующими, существенно затруднять адаптацию, менять реакции на окружающее. Они часто усиливаются под влиянием ключевых стимулов, напоминающих о событии (звуки, запахи, разговор, книга, фильм, годовщина события), могут провоцироваться другими психотравмирующими событиями, а также, по-видимому, имеют и собственную цикличность.

Сновидения, содержащие событие или его элементы, также достаточно распространены. Кроме сновидений, непосредственно представляющих событие во всех его деталях, часто встречаются сновидения угрожающего характера, похожие по содержанию на него или имеющие эмоциональное сходство, например, ситуация угрозы, преследования или просто кошмары.

Наряду с симптомами повторяющихся переживаний травмы другими характерными признаками ПТСР являются состояния, связанные с изменением реакции на окружающее, и включающие в себя: повышенную тревожность, усиленные реакции на раздражители (громкие звуки, нахождение посторонних за спиной, конфликтные ситуации), раздражительность, взрывчатость.

В нашей стране теоретическая разработка проблемы диагностики и профилактики ПТСР находится на начальном этапе: среди известных разработок можно назвать работы Н.В. Тарабриной (1992-1996 гг.), Р.А. Абдурахманова (1992-1994 гг.). Однако до сих пор у психологов недостаточно надежных методических средств психологической диагностики ПТСР. Имеющиеся методики не ориентированы прямо на выявление ПТСР. Кроме того, СМИЛ слишком громоздка для работы в экстремальных условиях.

Поэтому представляет интерес краткая шкала тревоги, депрессии и ПТСР В.В. Харта (1996 г.), предназначенная для первичного скрининга перечисленных симптомов у лиц, переживших психические травмы любого вида, а также оригинальный опросник травматического стресса (ОТС), разработанный И.О. Котеневым.

Краткая шкала тревоги, депрессии и ПТСР у И.О. Котенева состоит из 10 пунктов и предполагает ответы "да" или "нет".

Обработка - простой подсчет количества утвердительных ответов: чем больше ответов "да", тем более выражены негативные психические последствия травматизации, такие как тревога и депрессия, наиболее специфичные проявления ПТСР.

Данный опрос целесообразен для скрининговых обследований большого количества людей в полевых экстремальных условиях. Пороговым значением для определения наличия нарушений психического состояния являются более 4 положительных ответов.

В частности, этот опросник использовался при обследовании сотрудников РОВД г. Буденовска через 10 месяцев после нападения чеченских террористов.

Опросник травматического стресса (ОТС) состоит из 110 пунктов-утверждений. Испытуемый должен с помощью 5-балльной шкалы Лайкерта - ответы варьируются от абсолютно верно до абсолютно не верно дать свою оценку каждому утверждению.

56 пунктов ОТС - ключевые для выраженности постстрессовых состояний, 15 входят в дополнительную шкалу депрессии, 9 пунктов составляют 3 оценочные шкалы лжи, аггравации и диссимуляции, позволяющие контролировать степень искренности испытуемых.

Суммированием подсчитываются значения контрольных и основных субшкал посттравматического расстройства и острого стрессового расстройства.

Основные шкалы.

ПТСР: А (события травмы), В (повторное переживание травмы - вторжение), С (симптомы избегания), D (гиперактивация), F (дистресс и дезадаптация).

ОСР: а (события травмы), b (диссоциативные симптомы), с (повторное переживание травмы - вторжение), d (симптомы избегания), е (гиперактивация), f (дистресс и дезадаптация).

ПТСР = A + B + C + D + F;

ОСР = a + b + c + d + e + f.

Затем путем суммирования подсчитываются значения контрольных и основных субшкал ПТСР и ОСР.

Итоговые показатели ПТСР и ОСР получаются в результате суммирования значений основных субшкал.

Полученные сырые значения переносятся на таблицу для перевода в Т-баллы.

Если значения по шкалам ниже 50 баллов, то сиптоматика отсутствует; от 50 до 60 Т-баллов - симптомы выражены незначительно; от 65 до 70 Т-баллов - частичная выраженность; если выше 70 Т-баллов, то

выражены клинические расстройства, а если выше 80 Т-баллов, то полное ПТСР или ОСР.

В качестве дополнительных тестов могут использоваться цветовой тест (Люшера), карта состояний (САН), тест определения личностной и реактивной тревожности (Спилбергера-Ханина).

Опыт работы по социальной адаптации лиц, перенесших воздействие психогенных факторов различной интенсивности, показал, что эффективные действия требуют нарушения искусственных границ, которые ставятся в реабилитационных мероприятиях: болезненные явления, порожденные экстремальной ситуацией, следует лечить нестандартными методами, выходя за пределы искусственной схемы "социальной адаптации". У человека, длительное время находящегося в экстремальной ситуации, устанавливаются непривычный для большинства людей образ мыслей и манеры поведения. В результате - и в психике этого человека происходят глубокие трансформационные изменения.

Для реадаптации людей, побывавших в экстремальных условиях, не нужно перечеркивать всю их жизнь, переучиваться думать или действовать. Им нужно помочь воспринять пережитые ситуации рационально, научиться приемам саморегуляции и действовать в соответствии со своей индивидуальностью, а не вопреки ей.

В основе нездоровых поступков людей, переживших влияние психогенных факторов, лежит подсознательная потребность заглушить душевную боль. Однако, такой рефлекс не помогает и загоняет неприятные чувства вглубь. Это сопровождается эмоциональным напряжением и напряжением мышц тела.

Выявлено, что если человек постепенно привыкает подавлять отрицательные чувства (гнев, ненависть, ревность, подозрительность), он одновременно теряет способность испытывать положительные эмоции (любовь, доброту, дружелюбие, доверие). Это препятствует человеку полноценно жить и стремиться к лучшему. Нельзя просто забыть прошлое (в нем много положительных моментов - мужество, уверенность в себе, закалка характера).

Для полноценного восстановления человеку нужно восстановить психофизическое и социальное равновесие (мотивация, социальные условия деятельности), сохранить духовно-психологические и нравственные устои.

Существуют много способов восстановления и реабилитации людей после воздействия на них психогенных факторов. Среди них можно назвать: различные виды психотерапии (рациональная, мануальная терапия, рейкотерапия, ребефинг, одитинг, психосинтез, негипнотическое внушение, психологическая поддержка).

Однако их эффективность зависит от мотивации пострадавшего на восстановление и овладение навыками регуляции своих состояний, как основы стабильности его психического состояния и залог успешности его профессиональной деятельности.

К психокоррекционным методикам относят: дебрифинг "стресса критических инцидентов", музыкальное цветовое воздействие, воздействие с помощью телесного контакта, массаж, элементы мануальной терапии, методику "Ключ", десенсибилизацию движений глаз. Все эти методики успешно применяются непосредственно в экстремальных ситуациях.

Для реабилитации пострадавших от стресса применяют медико-психологический и социально-психологический подходы.

Если применяют медико-психологический подход, то воздействие будет, в основном, биологическим. Если социально-психологический - это применение различных форм психотерапии.

К биологическим средствам относят химиотерапию (транквилизаторы, хлорпромазин, резерпин), антидепрессанты.

Применяют психотерапию: интропсихологическую и поведенческую.

Интропсихологическая терапия исходит из того, что аномальное поведение является следствием неадекватной интерпретации человеком своих чувств, потребностей, побуждений. Цель - помочь найти человеку причины плохого приспособления к реальности и дать ему возможность адаптироваться к ней, изменив свое поведение.

К интропсихологической терапии относятся:

1. Психоанализ - первый из современных психотерапевтических методов. Цель психоанализа - отыскать подсознательные корни своих трудностей, порожденных конфликтами, чтобы больной, освободившись от связанных с ними (конфликтами) эмоциями, смог на новой основе воссоздать собственную личность. Психоанализ - процедура наиболее эффективная для людей от 15 до 50 лет и желающих сотрудничать с психотерапевтом. Используется для исправления нарушений невротического, а не психиатрического характера. Для психоанализа чем сильнее и чем моложе травма, тем лучше.

Можно выделить 5 основных элементов этой теории:

  • - глубокие эмоциональные отношения с пациентом для переноса на себя положительных или отрицательных переживаний (перенос на терапевта образа и чувств к отцу, матери и т.д.);
  • - интерпретация (толкование сновидений пациента - самый короткий путь в подсознание);
  • - свободное высказывание всего, что приходит на ум (свободные ассоциации без смысла);
  • - ключевой момент психоанализа - попытка терапевта интерпретировать содержание слов пациента, выделяя те места, где тот обнаруживает колебания или старается не вдаваться в подробности и, оценивая их как точки сопротивления, наводящие на след в поисках главней проблемы;
  • - объяснение, которое дает терапевт, должно побудить пациента вновь пережить в аффективном плане события его детства и соотнести их с симптомами, проявляющимися в данное время (это приводит к катарсису и исчезновению симптомов болезни).

2. Тесно связан с психоанализом "одитинг" (Хабарда), основной принцип которого избавление от болезненных инграмм (неоднократное повторение тревожащего события приводит к переводу информации инграммы на осознанный уровень). Успех может быть достигнут за несколько сеансов.

3. Терапия центрированная на клиенте (Роджерс).

Основной принцип заключается в том, что клиент сам способен понять свои проблемы, но ему нужно для этого соответствовать определенным условиям. Необходимо выработать у него большее самоуважение и способности предпринимать действия необходимые для приведения его "Я" в соответствие с его личным опытом и глубинными переживаниями.

Для этого необходимо:

  • - позитивное отношение к клиенту, несмотря на самые абсурдные мысли, т.е. элементарная эмпатия; переживать мир так, как и клиент (его чувствами);
  • - аутентичность - отказ от маски профессионала и доверие к клиенту;
  • - воздержаться от интерпретации сообщений клиента или от подсказки его проблем. Терапевт должен только слушать и выполнять роль зеркала, отражающего мысли и эмоции клиента. Не интерпретировать эти мысли, а формулировать по-новому, на рациональном уровне. Затем клиент сам додумывает эту рационализацию.

4. Гештальттерапия (Перлс).

Принцип: личность не составляет единого целого (гештальта) - не осознанный конфликт, нет контакта с собственными чувствами и мыслями.

Поэтому необходимо пережить собственные фантазии; осознать, рационализировать собственные эмоции; контролировать интонации голоса, движения рук и глаз; понять физические ощущения.

5. Эмоционально-рациональная терапия (Эллисон - 1962 г.). Принцип: за расстройство поведения ответственны иррациональные или катастрофические мысли.

Цель - анализ терапевтом ситуации пациента, в которой оказался пациент и соответствующие выводы терапевта (рационализация событий и

эмоций). Перевод иррационального в рациональное (за счет этого происходит адаптация к настоящим обстоятельствам).

6. Экзистенциальная терапия. Принцип: свободная воля человека.

Основа - психоанализ, но выводы и формирование гармонической цели жизни и смысла касаются каждого поступка (Франкл).

7. Терапия реальностью (Глассер).

В этой терапии происходит оценка своих действий и планов в зависимости от ценностей (основана на психоанализе и оценке последствий, которые могут в результате этого наступить; необходимо побуждение пациента брать на себя ответственность и добиваться цели).

8. Трансакционный анализ (Э. Берн).

Принцип: в каждом человеке - что-то от ребенка, от родителей и от себя самого. Действия трансакции основаны на этом.

Цель - осознание поведения этих трех лиц. Не нужно вести себя как родитель или ребенок. Нужно стараться вести себя как взрослый (сознательно и реалистично).

9. Психодрама (Морено) - проигрывание переживаемого события с выполнением разных ролей для наиболее сильного переживания события и его рационализации.

10. Социальная терапия.

Общение в группе роста (улучшение взаимоотношений с другими людьми).

Группы различаются по:

  • - сенсибилизации (налаживание взаимоотношений между собой с помощью соприкосновений, взглядов и т.п.);
  • - семейной терапии (Минучин): выявление болезненных чувств, точек (Сатир);
  • - дебрифингу (совместная рационализация болезненных эмоций).

Поведенческая терапия (применяется для лечения фобий).

Методы поведенческой терапии:

1. Контробуславливание - разрыв связи между раздражителем и ответом:

  • - систематическая десенсибилизация - выработка реакций, противоположных неадекватным реакциям (тревоге противостоит расслабление, поэтому учат расслабляться, чтобы затем, смоделировав тревогу, встретить ее и пережить в расслабленном состоянии);
  • - имплозивная терапия - расслабление и переживание тревоги с нарастающим эффектом и неоднократно до полной ликвидации состояния тревоги;
  • - аверсивное обуславливайте (лекарства, вызывающие тошноту при курении или выпивке, и применение электрошока).

2. Оперантные (Скиннер).

Для отклоняющегося поведения:

  • - формирование поведения, подкрепление поведения и вознаграждение (конфеты, телевизор, социальное общение);
  • - метод накопления жетонов (за социально-полезные действия дают жетон, за который можно получить сигареты, дополнительные привилегии: проживание в отдельной комнате, посещение столовой, получение сладкого и т.д.).

3. Метод предъявления модели. Пример психолога или иного авторитета в нестандартной или экстремальной ситуации.

4. Метод процедуры самоконтроля. Пациент сам себя вознаграждает за полезные действия.

При всей позитивности терапевтических методов поведенческая терапия критикуется за неустойчивость ее эффектов. Исчезновение симптомов не устраняет глубинных причин. Среда воздействует и является сама стрессором.

В поведенческой терапии выделяют группы:

  • - взаимопомощи (оказание помощи друг другу при взаимообщении);
  • - терапевтические (Плимандон). В этом случае психолог помогает, поддерживает, разбирает сложные ситуации. Поддержка того, кто оказался
  • - в критической ситуации, активно используется в экстремальных ситуациях.
  • - социального посредничества (психологическая поддержка здорового контингента). Данный метод может проводиться в процессе восстановительных мероприятий в экстремальных условиях.

В экстремальных условиях часто применяют инновационные подходы в психологической коррекции травматического стресса - прежде всего, методы НЛП.

Интерес к этим методам вызван быстрым, по сравнению с традиционными подходами, повышением позитивных результатов.

СПИСОК ТЕРМИНОВ

Адаптация - способность к приспособлению и выживанию для обеспечения жизни на всех уровнях сложности.

Ажитация - стремление субъекта убежать, спрятаться, не видеть, не слышать того, что его испугало.

Деятельность, адекватная ситуация - деятельность в благоприятном состоянии для работы в экстремальных условиях.

Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Критический инцидент - событие, которое подвергает человека или его ближайшее окружение физической и психологической опасности и способно вызвать отрицательные психологические последствия.

Личная безопасность - система правовых, защитных, тактических, физических и психологических мер, позволяющих обеспечить сохранение жизни, а также физического и психического здоровья работников, при условии поддержания высокого уровня эффективности профессиональных действий.

Личностная тревожность - склонность конкретной личности постоянно воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих, реагировать на них состоянием тревоги.

Опасность - стресс фактор, отражающий осознание человеком того обстоятельства, что поведение людей, действия стихийных сил природы, аварий или катастроф могут причинить ему физический или психологический вред, привести его к несчастному случаю и, возможно, к гибели.

Острое стрессовое расстройство - состояние в течение одного месяца после критического инцидента (чаще проявляется от 2 до 4 недель).

Паника - проявление массового страха перед реальной или воображаемой угрозой, состояние периодического испуга, ужаса, нарастающего в процессе взаимного заражения.

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) - состояние, формирующееся в результате переживания человеком психотравмирующих событий, проявляющееся спустя более месяца после критического инцидента, и которое может продолжаться в течение последующей жизни.

Профессионально-важные психологические качества - совокупность личностных, психологических, психофизиологических и антропометрических свойств индивида, обеспечивающих высокую вероятность успешности его профессионального становления и деятельности.

Профессионально-психологическая готовность - совокупность морально-психических и профессиональных характеристик персонала,

которые позволяют людям в любой момент и в любой обстановке выполнять все возложенные на них функции.

Профессионально-психологическая подготовка работников к действиям в экстремальных условиях - подготовка, направленная на создание совокупности сформированных и развитых психологических характеристик, отвечающих психологическим особенностям трудовой деятельности в экстремальных условиях.

Профессионально-психическая устойчивость - психологическая категория, отражающая специфический вид устойчивости психики человека, проявляющаяся в определенном виде профессиональной деятельности.

Психогенные факторы - совокупность факторов, влияющих на психофизиологическое состояние человека и его поведение в экстремальных условиях.

Реактивная тревожность - характеризуется ситуативным (временным) напряжением, беспокойством, нервозностью, которые могут возникнуть у любого человека в экстремальных условиях деятельности.

Риск - действие в опасной ситуации, характеризующееся неопределенностью исхода и возможным наступлением неблагоприятных последствий в случае неудачи.

Сопротивляемость стрессу - способность к сохранению организации поведения в условиях стресса.

Страх - состояние, возникающее в процессе работы мышления и воображения, и предвосхищающее опасность для жизни, здоровья и самочувствия человека.

Стрессоустойчивость - психофизиологическое состояние человека, обеспечивающее оптимальную адаптацию к экстремальным условиям, позволяющее решать возложенные на него задачи без потерь (физиологических и психологических), т.е. в состоянии психофизиологического равновесия.

Ступор - состояние, которое проявляется в застывании на одном месте, либо в крайнем замедлении всех действий, неловкости движений, падении без сознания (происходит сжимание мышц, ухудшение кровообращения, нарушение координации движений).

Сумеречное состояние - провалы памяти (человек не помнит, что он делал), алогичность мышления, эмоциональное перевозбуждение.

Травматический стресс - состояние, наблюдаемое во время критического инцидента и сразу после него в течение 2 суток.

Трансрегуляционные психотехники - психотехники, используемые в процессе регуляции благоприятных состояний для работы в экстремальных условиях, измененные, расщепленные состояния сознания.

Тревога - состояние, при котором внешне проявляется в поведении человека его эмоционально-стрессовая реакция на экстремальную ситуацию.

Установка на выживание - это готовность и предрасположенность работника к целенаправленной, надежной и характеризующейся достаточным уровнем самозащиты деятельности.

Чрезвычайные обстоятельства - особые обстоятельства, вызываемые явлениями и факторами природного, техногенного или социального характера, которые резко нарушают нормальную жизнь населения, общественную безопасность и порядок в регионе или нескольких регионах. Они предполагают качественное изменение объективных условий деятельности органов государственной власти; сопровождаются труднопредсказуемыми, тяжкими последствиями, являющимися, часто по своему характеру, общественным бедствием; существенно изменяют степень общественной опасности преступности, заметно осложняют на территории всю административную деятельность.

Чрезвычайные происшествия - происшествия криминального характера, при которых имеется реальная угроза жизни, здоровью, чести и достоинству людей, любым формам собственности, требующие проведения специальных мероприятий.

Чрезвычайные ситуации - нарушения нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или на определенной территории (акватория локального характера).

Экстремальные ситуации - ситуации, которым присущ комплекс психогенных факторов, имеющих значительную выраженность и силу (землетрясение, наводнение, пожары, сель, вооруженные противостояния, аварии и т.д.).

Экстремальные условия - чрезвычайные обстоятельства, кризисные ситуации социально-политического характера, чрезвычайные ситуации техногенного, экологического и природного характера, чрезвычайные происшествия криминального характера.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КОНТРОЛЬНЫХ, КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

  1. Особенности экстремальной психологии. Точки соприкосновения с другими науками и отличие от них.
  2. Особенности экстремальных условий работы конкретной профессии (специальности) и их психологическое воздействие на персонал.
  3. Направления, формы и способы психологического обеспечения персонала в экстремальных условиях работы (на примере конкретной группы, отряда, подразделения).
  4. Критерии психологической готовности персонала к работе в экстремальных условиях.
  5. Формы и методы психологического отбора персонала для работы в экстремальных условиях (на примере конкретной группы, отряда, подразделения).
  6. Особенность психологической диагностики кандидатов для работы в экстремальных условиях с учетом категории и профессии (специальности).
  7. Критерии определения профессионально-важных психологических качеств.
  8. Отличие успешных специалистов от неуспешных (на примере конкретной группы, отряда, подразделения).
  9. Диагностика профессионально непригодных кандидатов для работы в экстремальных условиях.
  10. Особенность составления психологических заключений и психологических паспортов кандидатов по итогам их отбора для работы в экстремальных условиях (на примере конкретной группы, отряда, подразделения).
  11. Проявление неблагоприятных для работы в экстремальных условиях психических состояний в процессе конкретной профессиональной деятельности (на примере конкретной группы, отряда, подразделения).
  12. Ситуации опасности и формы рискованного поведения в экстремальных условиях.
  13. Причины страха, его проявления и способы его преодоления.
  14. Приемы, методики, психотехники преодоления тревоги, страха, паники, иных неблагоприятных для работы в экстремальных условиях состояний (с использованием практических результатов психологической работы в экстремальных условиях).
  1. Разновидности посттравматических стрессовых расстройств и их профилактика.
  2. Формы проявлений острых стрессовых расстройств в конкретных ситуациях, методы их диагностики и коррекции.
  3. Последствия посттравматических стрессовых, расстройств и способы их коррекции.
  4. Проявление у людей благоприятных психических состояний для работы в экстремальных условиях как спонтанной способности и как сознательно регулируемого устойчивого психического процесса.
  5. Проявления состояний полной, повышенной "включенности" работников в экстремальную ситуацию, причастности и "отстраненности" от ситуации на конкретном материале.
  6. Приемы, формы и методики регуляции благоприятных психических состояний персонала для работы в экстремальных условиях (на примере конкретной группы, отряда, подразделения).
  7. Конкретные программы профессионально-психологической подготовки персонала для работы в экстремальных условиях. Их особенность и преимущество.
  8. Формы, приемы и методики, применяемые в процессе профессионально-психологической подготовки персонала к работе в экстремальных условиях (на примере конкретной группы, отряда, подразделения).
  9. Роль психологии в достижении профессионального мастерства работников, выполняющих свои обязанности в экстремальных условиях.
  10. Формы и методы достижения личной безопасности специалистов, работающих в экстремальных условиях.
  11. Диагностика устойчивых противопоказаний к деятельности персонала в экстремальных условиях.
  12. Формирование важных качеств специалистов для обеспечения их физической безопасности в ситуации риска для жизни.
  13. Особенности осуществления психологического сопровождения персонала в экстремальных условиях (на примере конкретной группы, отряда, подразделения).
  14. Основные приемы и методы, используемые при проведении непосредственной профессионально-психологической подготовки (на примере конкретной группы, отряда, подразделения).
  15. Особенности психологической восстановительной работы персонала (на примере конкретной группы, отряда, подразделения).
  16. Особенности адаптации и психокоррекции персонала в экстремальной ситуации (на примере конкретной группы, отряда, подразделения).
  1. Деятельность конкретной группы, отряда, подразделения адекватно обстановке в экстремальной ситуации (проведение включенного наблюдения и диагностики).
  2. Диагностика и коррекция псих


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: