Из наставлений и советов педагога




Б. СЕРГЕЕВ

В классе

 

Сольного пения

Из наставлений и советов педагога

Санкт-Петербург

2018 г.

За годы работы в классе пения у меня сложилась практика записывать отдельные мысли, фиксировать некоторые высказывания, наставления. Эти короткие, и не очень короткие, мысли и рассуждения формулировались порой прямо на занятии. Тогда урок ненадолго прерывался, чтобы можно было записать только что сказанное. А иногда и повторить, и разъяснить, и подумать… Ценность этих наставлений, пожалуй, состоит в их непосредственной мгновенной связи с поставленной задачей. Они не являются абсолютными или бесспорными, но для меня они стали некими «точками» осмысления певческого процесса и исполнительских задач. Это я старался донести до учеников, до тех, кто был способен усвоить смысл. Содержание записей также отражает уровень общения педагога с учащимися.

Борис Сергеев,

Преподаватель класса сольного пения

Царскосельской гимназии искусств

имени А. Ахматовой, Заслуженный

работник культуры России

«Всё испытывайте,

хорошего держитесь…»

Апостол Павел

У рок нужно воспринимать как интересную прогулку, на которую вас приглашает педагог. Следует позаботиться о том, чтобы и педагогу было интересно общаться с вами.

Н ачало пения – это готовность к действию, а действие должно быть подчинено музыкальной мысли.

В процессе обучения пению может существовать, правда безуспешно, метод натаскивания, когда педагогом невразумительно ставится задача, по принципу: «давай-давай», а в ответ на это ученик делает попытку выполнить задачу, также без её осмысления.

В дох-выдох – это инструмент, которым нужно пользоваться умело и с убеждением. Успешная практика уводит процесс в подсознание.

П евческое дыхание в большой степени соотносится с музыкальным чувством.

Н есильным выдохом добиваться уверенного, управляемого звука.

Н е давайте выдоху обгонять звук!..

В системе дыхания: вдох-выдох важны, как вдох, так и выдох. Только организуются они по-разному. Концентрированный, острый вдох и управляемый выдох, как обратный воздушный поток.

Н астойчиво вырабатывать ощущение близкого, собранного звука!

 

В о время пения в своих ощущениях не следует оставаться на уровне того звука, который получаешь. Скорее всего, он не идеален. Нужно стремиться к совершенному, качественному звуку. Равняйтесь на идеал!

В дох ни в коем случае не должен быть шумным и демонстративным. Лучше, когда он сочетается с паузами, следует фразировке, органично и незаметно «вплетается» в музыкальную ткань. Не отвлекает.

Т олько владение абсолютным legato может обеспечить высокий певческий уровень.

О щущение высокой позиции с опытом должно уйти в подсознание и не отвлекать певца от музыкального образа и исполнительских задач.

С ледует избегать случайного использования динамических оттенков – forte и piano, но стремиться осознать и оправдать необходимость их применения. Решить для себя, где именно их применить. Но прежде согласуйте своё решение с авторскими обозначениями. Это обязательно продемонстрирует ваш творческий рост.

Д авать звукам устойчивость и полётность!

Ч увствовать грань между активным пением и криком, не переступать эту грань. Крик отталкивает слушателя и разрушает голос.

В процессе вокальных занятий очень важно контролировать, так называемую, «эмоциональную составляющую». Она необходима как в процессе пения, так и во взаимоотношениях педагога и ученика. Нужно учитывать это и в процессе общения с вашим концертмейстером.

В о время исполнения произведения внутренне вы должны быть наполнены больше, чем проявляете во внешнем состоянии.

Д лительность надо выдержать и отработать, «отзвучить» полностью.

Ш ирокие интервалы активнее вовлекать в общее движение мелодии.

Ш ирокие скачки и высокие ноты нужно воспринимать не как трудные, а как важные. Ощущение трудностей напрягает.

Д обиваться образности и выразительности, прежде всего, чисто вокальными, интонационными средствами и усиливать, призывая на помощь мимику и жест, детали костюма и др.

В исполнительском искусстве огромное значение приобретают положение корпуса, руки, жест. А в жесте, порой, важно не само действие, а обозначение направления этого действия, некая готовность к нему. Ощутить это возможно только будучи свободным от напряжения. Недаром старые мастера коротко и настойчиво напоминали: «Глаза и руки!»

О чень важное природное качество вокалиста – энергетика. Если энергетики мало или использовать это качество в достаточном объёме не удаётся, то следует особенно тщательно изучить и усвоить приёмы, детали и тонкости внешней исполнительской выразительности.

О дин из главнейших вопросов исполнительского искусства и педагогики: как совместить вокалиста, музыканта и артиста в одном лице?

К ак объяснить, что такое «искусство бельканто»? Здесь имеется в виду прежде всего, высокая, отточенная культура звуковедения. Это – особые, распетые и выдержанные гласные, эмоциональная наполненность и выразительность исполнения. Кроме того, надо отнести к стилю бельканто совершенное, порой виртуозное, умелое владение певцом кантиленой и вокальной техникой, освоенный голосовой диапазон, выравненное в регистрах звучание, умелое преодоление вокальных и технических сложностей. А ещё, говорят, что первой заповедью искусства бельканто является способность певца к общению.

Н е все понимают разницу между авторскими обозначениями: ritenuto (замедленно) и ritardando, rallentando (замедляя). А она есть!

О чень медленный темп – это прежде всего медленное движение. Замедленный шаг – это тот же шаг, но идти таким шагом здоровому человеку непривычно, такой шаг даётся труднее обычного. Медленные темпы трудны, их нужно пытаться осознать, пережить, наполнить и выразить чувством.

Б ыстрые темпы тоже трудны, они требуют собранности и технической оснащённости, но исполнение нельзя уподоблять скороговорке. Сохраняйте в быстром темпе внятность мысли, уверенность и ясность высказывания.

П ауза в произведении не должна быть похожа на остановку по забывчивости. Паузу нужно не пропустить, а принять.

Ф альшь в интонации может идти не только от состояния слуха или внимания, но от вялости и скудости музыкальной мысли.

Т очный посыл звука влияет на убедительность и чистоту интонации.

С таринную арию или другое кантиленное произведение порой следует воспринимать как сплошную тонкую ткань, которой вы бережно касаетесь в отдельных местах, там, где подсказывает музыкальное чувство.

И сполнение старинной музыки требует подготовки, сосредоточенной наполненности в сочетании с максимальной сдержанностью.

 

В исполнительском искусстве очень многое решает ваше отношение к слову, его произношение и интонация, убеждённость мысли.

И спользование crescendo и diminuendo требует особой опоры и «запаса прочности» от звука. Как ни странно, снижение динамики голоса требует больших стараний, чем её усиление.

О тношение к итальянскому обозначению fermata (буквально: остановка), в тексте – «зависание» на ноте – показывает меру музыкальности и вкуса поющего.

Ч ем богаче образ, который вы создаёте, тем интереснее звук, тем большую правду приобретает слово и, в конечном счёте – прочнее связь со слушателем.

И щите в произведении кульминацию, определите своё отношение к ней. Следует учитывать, что кульминация может быть, как динамической, так и смысловой и не обязательно совпадать с обозначением forte.

П орой текст в произведениях, особенно переводной, и чаще всего в ариях, носит весьма условный характер. Но для вокалиста любое слово в тексте очень важно, оно не пустое, в него надо обязательно поверить.

Ч тобы образ рос, нужно менять направление вокальной мысли, подсказанное конкретным словом.

П ытайтесь экономить в средствах, выполняя простые задачи, чтобы как следует тратиться на сложных, добиваясь нужного результата.

Д остойное исполнение произведения обеспечивают, как минимум, шесть его составляющих: голос, мысль, движение, образ, слово, эмоция. Заставьте их работать. А ещё лучше, если они будут работать без особых усилий с вашей стороны. Скажу иначе: заявите, что у вас есть музыкальная мысль и певческий голос, покажите умение им владеть и распоряжаться, проявите в полном объёме музыкальное чувство и, наконец, предъявите в лучшем виде вокальное произведение, его понимание и своё к нему искреннее отношение. На освоение этих позиций, порой, уходят годы учёбы, совершенствования, исполнительской практики.

З вук надо воспринимать, как реально существующую материальную субстанцию, чтобы иметь возможность анализировать его состояние и качество.

Н адо выработать одно, но правильное и конкретное ощущение звука, а не множество случайных и сомнительных.

З вук несёт информацию. Чем богаче культура, духовная жизнь и опыт исполнителя, чем глубже его эмоциональное состояние, тем интереснее эта информация для слушателя, тем дольше она может удержать его внимание.

П осле высокой ноты не «бегите» стыдливо вниз, а достойно «спускайтесь», удерживая высокую позицию звука.

З вук проявляется не вообще, но всегда направлен. Уровень и качество этой направленности находится в зависимости от энергии и эмоциональности певца, от ясности и силы образа, настроения, желания выразиться…

Б лизкий и собранный звук. Эта «формула» вполне может определить девиз стремления к качественному пению.

И зучите и оберегайте тембр своего голоса. Нет ничего дороже тембра, окраски голоса. Тембр делает голос узнаваемым, он отражает глубинную сущность певца, может заворожить или оттолкнуть слушателя. Природное, но бесконечно хрупкое качество. Оно не терпит грубого обращения.

О свободите своё тело от физических «оков», а звук и слово – из ритмического плена!

Не стойте на месте и не суетитесь, в музыке нужно мыслить и двигаться. Но не допускайте, чтобы мысль путалась у вас под ногами.

П евческий процесс, в высоком смысле, представляет некую цепочку тонких ощущений. Познавая этот процесс, следует научиться разбираться в этих ощущениях, закреплять их и уметь вызывать снова. Полезно помнить, что контроль и оценка этих ощущений – есть ваше собственное приобретение очень важного навыка.

Т ранспонирование – дело творческое, не механическое. Будьте внимательны и осторожны с выбором тональности. Иногда бездумное транспонирование вредит голосу, а порой, и самому произведению. Удачно определённая тональность «окрыляет» певца, раздвигает рамки его возможностей.

Н е церемоньтесь с твёрдыми окончаниями! Будьте решительны!

Л огика мелодических и ритмических построений способствует движению мысли, и наоборот, чёткая мысль быстрее улавливает эту логику.

И скренне увлекайтесь содержанием и художественными достоинствами исполняемого произведения, и вы сможете более успешно преодолевать вокальные трудности.

С уществуют разговоры «вообще», а есть разговоры деловые и конкретные. То же и в пении: нужно уходить от пения «вообще», но стремиться к точному посылу, определённому звуку, конкретному образу, яркой мысли, эмоциональной выразительности.

И з всех обозначений музыкальных темпов не знаю более обезличенного, чем Moderato. Это всё равно, что ничего не обозначить, ибо умеренность никогда не повредит. Вот ситуация, когда исполнитель должен проявить творческую самостоятельность и детально определить для себя характер исполнения, если умеренно, то как и относительно чего!

К любой вокальной задаче нужно вызвать внутренний интерес, если он не возник сам по себе, его необходимо обеспечить, стремиться к этому.

В кладывайте в звук эмоцию и человеческую сущность!

Д алеко не все учащиеся с пониманием относятся к конкретной задаче: пойте правду!

Т олько абсолютно глухой к музыке может исполнять разнохарактерные произведения и сочинения различных жанров одинаково монотонно.

Ч увства всегда имеют выраженную и направленную динамику. Это необходимо учитывать при исполнении произведений, особенно медленного характера.

Н е наваливайтесь на музыку, но не допускайте, чтобы и музыка давила на вас. Участие в таком «турнире»: кто кого – дело неблагодарное. Увлечённость – вот благородное решение для музыканта!

Х орошо, когда «интуитивное» в процессе пения дополняет «рациональное». Наверное, это сочетание обогащает исполнение.

В поисках интонационной правды вокальной речи обратитесь к речевому выразительному произношению текста без музыки, и вы должны будете убедиться, что это намного труднее. Музыка вас ведёт и помогает найти более правдивую интонацию в подаче слова. Примите помощь и не прячьтесь!

П роявлениетонкого лиризма – результат глубокого внутреннего переживания, известная мера чуткости и таланта поющего.

С тремитесь глубоко вникать в понятие стиля. Это очень широкое и ёмкое понятие, требующее серьезного изучения. Но точное и тонкое ощущение, понимание и передача стиля, его черт и особенностей – отличительная черта истинного музыканта.

Ч увство стиля формируется и совершенствуется в процессе длительного и творческого общения с разнообразными произведениями мировой вокальной и музыкальной литературы. Да, и не только музыкальной!

 

П еред исполнением произведения важно расслабиться, затем быстро сосредоточиться и собраться. Не подменять собранность напряжением!

С ледует подчёркивать разницу между разделами, частями, куплетами произведения. Она есть всегда, только нужно её увидеть, почувствовать или отыскать. При этом обеспечьте целостность всей композиции.

Н екоторые учащиеся понимают сдержанность исполнения, как ровность динамики, ограничение в выборе средств или эмоциональных проявлений. В то время, как сдержанности часто сопутствуют большая эмоциональная и духовная наполненность, уверенность исполнения.

С фортепианными вступлениями и проигрышами между частями или куплетами произведений следует общаться. Как именно? Охотно передавать инициативу концертмейстеру, наблюдать за музыкальным развитием, не выпадая из образа, а когда ваши паузы заканчиваются, решительно возвращать инициативу действия себе. Ритурнели обязательно дослушивать.

С оставляя программу выступления, следует иметь в виду, что жанровая и стилистическая пестрота в порядке исполняемых произведений, хотя бы и обеспечивающая вокальное «удобство», будет указывать на недостаточный художественный вкус певца. Предпочтительным будет порядок от старинной музыки к современной. Неплохим тоном будет исполнение 2-3 произведений (возможно, и целого отделения) одного автора или одного жанра. Однако во всех случаях важнейшим условием станет не схематичное построение порядка произведений, а чередование их по содержанию, характеру и темпу.

 

С тарайтесь сделать из своего исполнения событие, а если этого не случается и совсем ничего не происходит ни с вашей музыкой, ни с вами – беда, ваше выступление не состоялось!

О тличным исполнительским девизом для вокалиста может стать короткая формула: «накопить и отдать». Степень этих действий определяет уровень способностей певца.

О братите своё внимание не только на себя, но и на слушателя. Позаботьтесь о том, чтобы он не пожалел о вашей встрече.

И сполняя произведение, вы открываете слушателю свой внутренний мир. Постарайтесь, чтобы ему там было интересно. К приёму гостей нужно тщательно подготовиться. Будьте внимательны, радушны, щедры и приветливы! Но держитесь с достоинством, не заискивайте.

 

П еред каждым выходом на сцену задавайтесь вопросом: зачем, с какой целью вы это делаете. Отвечая на этот вопрос, вам легче будет добиться творческого результата.

С тарайтесь воспитываться на высоком, проявляйте для этого усилия. Всё другое приходит само, порой без всяких видимых усилий.

З а несколько минут распевания или пробы голоса нужно как можно быстрее установить связь между звуком, его управляемостью и музыкальным чувством, «разбудить» это чувство.

З а использованием приёмов вокальной техники нужно дать слушателю почувствовать вашу художественную индивидуальность.

И нтонирование даже без слов имеет окраску, как эмоциональное отражение внутреннего музыкального чувства.

 

П еред выступлением и вовремя него надо включить состояние внутренней концентрации, как у спортсмена, идущего на преодоление собственного рекорда, при этом исполнительские задачи и внешние проявления держать под контролем.

П одготавливает к выступлению настрой, испытание чувства предвосхищения исполнения музыки.

Ч ем короче исполняемое произведение, тем быстрее и точнее должен быть выбор средств выразительности.

П раво на использование ritenuto (tenuto) нужно в прямом смысле «заработать», а заработав – отработать!

П ение, вокализация музыки без слов – это ваша музыкальная история. Прочитайте её внятно и достойно. При этом выбранная гласная – ваш гибкий инструмент для рассказа.

 

Н аучитесь понимать разницу между силой и волей. Развивать в вокале следует последнюю. Употребление силы снижает уровень музыкальности и ведёт к крику. Главенство воли раскрепощает. Воля творит чудеса!

Н адо обязательно использовать редуцированное (изменённое) произношение (пропевание) в тексте безударных гласных, с решительной опорой на ударные. Это важная особенность русской речи. И наоборот, следует утрировать произношение гласных, и особенно согласных, в текстах на иностранных языках, также соблюдая ударение. Этот важнейший элемент выразительности и культуры пения часто незаслуженно игнорируют.

С амоуверенность – плохое качество, а уверенность – завидное. Певец-исполнитель должен передать слушателю, хотя бы часть своей уверенности. Слушатели находятся в ожидании, и они охотно и с благодарностью следуют за уверенным исполнителем. Уверенность заразительна!

Г лавный среди ваших инструментов – звук. У вас есть тема. Организуйте звук и выразите тему: свяжите действия мыслью и образом. Вслед за этим отпустите звук и тему от себя – они должны быть направлены и реализоваться в пространстве, идти к слушателю по вашей воле.

Г руппа гласных и стройная череда интервалов уже перед вами. Они готовы и ждут!

О братите внимание на то, чем вы заполняете паузы в музыке – мыслью или ожиданием? Если мыслью, то вы на верном пути к мастерству.

З аставить или попросить свой голос работать, следовать вашей воле – это зависит от ваших взаимоотношений.

 

У пражнение не следует петь механически и бесконечно долго. Стоит прекратить, когда притупилось внимание, а задача потеряла ясность. Лучше сохранить силы для выполнение следующей задачи.

С амая большая благодарность от слушателей – это их сопереживание вашему исполнению: вашим мыслям, чувствам, вашим действиям. Осознанно и отчётливо подайте эти мысли, чувства, действия и ожидайте ответа. Он обязательно будет!

В окально-педагогическую задачу следует формулировать, как юридическую норму, т.е. исходить из идеала, а не из сущего.

В момент пения звук реализуется в определённой позиции аппарата, а базируется на вертикали опоры.

К огда ведёшь вокальную линию с подлинным интересом, то порой можно пожертвовать некоторыми деталями выразительности, не думая о них.

Т екст вокального произведения может быть не слишком выразительным и даже условным, а вдохновение исполнителя – подлинное.

С лово у иного исполнителя «прячется» за звук. Слово должно раскрыться от музыки.

К огда текст вокального произведения простой, он может максимально сливаться с музыкой. Задача исполнителя выделить слово и его смысл из этого единого потока.

П риёмы вокальной техники не должны стать самоцелью. Нужно дать слушателю за техникой почувствовать вашу индивидуальность.

М узыкальное мышление лежит в основе вокального творчества. Оно может быть природным качеством, а может быть и нет. Что тогда? Развивать музыкальное мышление в процессе освоения музыкальной теории, подробного разбора произведений, связывая с образным представлением и памятью.

М узыкальное мышление – не абстрактное чувство. Это – умение мыслью и чувством конкретизировать абстрактное в музыкальном процессе.

О рганизовать звук, подчинить его музыкально-образной задаче – есть главная задача вокализации.

З лоупотреблять пением упражнений не следует. Пределом испытания на выносливость может стать не только усталость голосового аппарата, но и, что ещё важнее, снижение певческого внимания, верного «контролёра» качества.

И сходное состояние звука – достоинство. А уже затем ему сообщается грусть, печаль, радость, тоска… Но прежде всего – достоинство.

 

П ение – это состояние души, в отношении ментальности, а в физиологическом аспекте – это поющий организм.

В се певческие задачи нужно уметь разделить для анализа действий и объединить в процессе их выполнения.

В сё подчинить движению звука – и дыхание, и артикуляцию, и эмоции.

А ктивное слово ведёт за собой активный звук.

С эмоциями в пении следует быть осторожнее. Проявлять их нужно обязательно, но не вообще, а по конкретному случаю. И… дозировано.

И з двух зол надо выбирать! Лучше уж исполнять свой репертуар совсем бесстрастно, чем притворно демонстрировать ложные страсти.

Н е сидите на затактах, вперёд – к сильной доле!

 

М ысль и чувство рождают интонацию.

П одача – это когда вы меня внятно слышите и понимаете.

К оротко сформулированная задача быстрее доходит. Вариант одной из коротких задач для вокалиста: следить за прямотой линий тела, освободить дыхание и контролировать ясность мысли.

Ч тобы заниматься вокальным творчеством нужно завоевать и поддерживать право принадлежать к данному «цеховому» сообществу. Что это значит? Иметь меру здорового фанатизма: интересоваться всем, что связано с этой и другими областями творческой деятельности, расширять знания и представления о вокальном искусстве, развиваться и совершенствоваться. Об этом замечательно сказано в наставлениях Роберта Шумана.

 

Иногда знакомлю учащихся с очень известным шуточным наставлением по методике пения. Оно принадлежит Юрию Аркадьевичу Шкляру (1955-2006), ученику профессора Нижегородской консерватории Евгения Григорьевича Крестинского. Автор таким образом остроумно поздравил учителя с днём рождения, изложив суть методики мастера.[1] Вот его текст:

 

Ч

тоб красиво петь до гроба,

«Купол» сделайте из нёба,

Станьте «полым», как труба

И начните звук «со лба».

О

щутите «точки» две:

В животе и в голове,

«Поднажмите» на живот

И пошлите звук вперёд.

Ч

тобы петь и не давиться,

Нужно просто «удивиться», -

Вдох короткий, как испуг,

И «струной» тяните звук.

Э

то трудно объяснить, -

Что такое звук «прикрыть»?

Нужно к «Е» прибавить «У»,

Но не в глотке, а во лбу.

Е

сли Вы «наверх идёте»

Надо «глубже опирать»!

Всех тогда «переорёте»,

Пусть и нечем Вам «орать»!

 

Н

е теряйте «головы»,

Когда «вниз идёте» Вы!

Не рычите, словно зверь,

«Отпирайте мягче дверь»!

А

где О, а О, где У,

Но не в глотке, а во лбу.

И со лба до живота –

Лишь «провал» и «пустота».

П

ойте мягче, не кричите,

Молча, партии учите.

И не слушать никого,

Кроме деда одного!

 

Авторство этого сочинения часто не указывается, хотя передаётся буквально из уст в уста. Оно широко известно в среде студентов и любителей пения. Научиться петь по нему невозможно. Однако для посвящённых в приёмы вокализации оно точно, на мой взгляд, отражает моменты формирования необходимых ощущений. На это наставление ссылается учёный и педагог В.П. Морозов.[2]

А вот отрывок из стихотворного сочинения профессора О.В. Далецкого[3] на тему вокального обучения в области голосовой саморегуляции:

 

Балалайка и гитара, фортепиано и баян:

Струны, клавиши и кнопки –

сразу видишь, где изъян.

У певца не сыщешь клавиш,

Жестом голос не исправишь…

Организм умнее нас,

Он сюрприз певцам припас:

Чтоб уменьшились заботы

Подсознанью дал работу:

Неподвластный орган нам

Регулируется сам!

Ты ему лишь не вреди,

Куда скажет – проведи,

Отработай чистый тон…

Будь с природой в унисон!

 

Мне очень понравилось и стихотворение (в небольшой моей редакции), а главное – выраженная в нём идея поиска взаимоотношений певца со своим голосом.

 

 


[1] Шкляр Ю.А. Острый угол моей жизни. Мысли вокалиста. Композитор, СПб, 2010 г.

[2] Морозов В.П. Резонансная техника пения. Методики мастеров. М., 2013 г., стр. 181, 248

[3] Далецкий О.В. Обучение пению. М., 2003 г., стр. 18



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: