Одежда – прилегает к покрову человеческого тела, создает целостность человека, его облик, восполняя его витальность (организованность человеческой личности и ее ближайшей среды). Одежда – «внешнее тело», защищает не только отдельную часть тела, но и всю жизнь, наполняющую тело.
Косметика – военное значение, устрашение; биорегуляция организма защитного свойства, отражает/закрывает внутреннее тело, переносит из внешнего мира защитные ресурсы.
При обнаружении внутреннего тела возникает стыд, тело теряет свою цельность, следовательно, внутреннее тело должно быть сокрытым.
Головные уборы – прикрывают волосы, которые также являются проявлением внутреннего тела.
Метафорическое надевание шкуры копытного (символы зверя в одежде) – прибавление тепла, благополучия, счастья.
Птичья символика означает момент завершенности и последующего распадения тела (деторождение).
Причины сходства и различий одежды у разных народов:
климатические условия;
наличие или отсутствие материалов изготовления;
религиозный символизм;
родство или неродство этих народов и культур;
историческая стадия социального развития;
бедность и богатство;
хозяйственно-культурный тип.
Функции одежды в народной культуре:
защита от неблагоприятных климатических явлений;
защита от насекомых и животных;
магическая защита: украшения, обереги;
утилитарная функция: обеспечивает удобство при выполнении какой-либо работы; гигиеническая функция;
функция дифференциации (распознавание своих и чужих);
знаковая (информативная);
эстетическая;
экспрессивная (самовыражение).
Одежда:
охранительные действия - орнаментация, которая усиливает магическую одежду (ворот, рукава и подол, голова);
|
использование пояса и головных уборов;
частая перемена одежды молодыми в течение свадебного обряда;
одевание одежды наизнанку: перевоплощение с целью обмана;
одевание нескольких одежд сразу;
изготовление новой одежды, даже если старая не рвалась;
использование одежды, вышедшей из употребления.
Причины эволюции одежды:
развитие экономики;
рациальное расслоение;
имущественное расслоение;
изменение климата;
миграция;
появление новой религии и разделение старой;
открытие новых материалов;
заимствование из культур других народов;
мода;
войны;
новые технологии;
смена хозяйственно-культурного типа.
Основой мужской одежды была сорочка или нижняя рубаха. У первых известных русских мужских рубах (XVI — XVII веков) под мышками квадратные ластовицы, по бокам от пояса треугольные клинья. Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка. Рукава у кисти узкие. Длина рукава, вероятно, зависела от назначения рубахи. Ворот либо отсутствовал (просто круглая горловина), либо в виде стойки, круглой или четырехугольной («каре»), с основой в виде кожи или бересты, высотой 2,5-4 см; застегивался на пуговицу. Наличие ворота предполагало разрез посередине груди или слева (косоворотка), с пуговицами или завязками.
В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати — нижней. Дома бояре носили горничную рубаху — она всегда была шелковой.
Поверх рубашки мужчины надевали зипун из домашнего сукна. Поверх зипуна богатые люди надевали кафтан. Поверх кафтана бояре и дворяне надевали ферязь, или охабень. Летом поверх кафтана надевали однорядку. Крестьянской верхней одеждой бывал армяк.
|
На коротко остриженной голове обычно носили тафьи, в XVI веке не снимавшиеся даже в церкви, несмотря на порицания митрополита Филиппа. Тафья́ — маленькая круглая шапочка. Поверх тафьи надевали шапки: у простонародья — из войлока, поярка, сукманины, у людей богатых — из тонкого сукна и бархата.
Основой женского костюма была длинная рубаха. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Знатные женщины имели верхние рубахи — горничные. Горничные рубахи шили из яркой шёлковой ткани, часто красного цвета. Эти рубахи имели длинные узкие рукава с прорезом для рук и назывались долгорукавными. Длина рукавов могла достигать 8 — 10 локтей. Их собирали в складки на руках. Рубахи подпоясывали. Носили их дома, но не при гостях. Полики на рубахе — прямоугольные или клиновидные вставки.
Женщины поверх белой или красной рубашки с пристегнутыми к рукавам вышитыми запястьями надевали длинный шелковый летник, застёгивавшийся до горла, с длинными рукавами с вошвами (золотым шитьём и жемчугом) и с пристегнутым воротом (ожерельем).
Женская верхняя одежда не подпоясывалась и застегивалась сверху донизу. Верхней выходной женской одеждой был длинный суконный опашень, с частыми пуговицами, украшенный по краям шёлковым или золотым шитьем, причём длинные рукава опашня висели, а руки продевались в особые разрезы; всё это покрывалось душегреями или телогреями и шубами. Телогреи, если надевались через голову, назывались накладными.
Знатные женщины любили носить шубки — женскую разновидность шубы.
Замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы и потому дома носили на голове волосники или повойники и повязывались еще платком, а при выезде из дома надевали богато украшенную кику или кокошник.