Одежда в культуре народов мира




Одежда – прилегает к покрову человеческого тела, создает целостность человека, его облик, восполняя его витальность (организованность человеческой личности и ее ближайшей среды). Одежда – «внешнее тело», защищает не только отдельную часть тела, но и всю жизнь, наполняющую тело.

Косметика – военное значение, устрашение; биорегуляция организма защитного свойства, отражает/закрывает внутреннее тело, переносит из внешнего мира защитные ресурсы.

 

При обнаружении внутреннего тела возникает стыд, тело теряет свою цельность, следовательно, внутреннее тело должно быть сокрытым.

Головные уборы – прикрывают волосы, которые также являются проявлением внутреннего тела.

 

Метафорическое надевание шкуры копытного (символы зверя в одежде) – прибавление тепла, благополучия, счастья.

Птичья символика означает момент завершенности и последующего распадения тела (деторождение).

 

Причины сходства и различий одежды у разных народов:

климатические условия;

наличие или отсутствие материалов изготовления;

религиозный символизм;

родство или неродство этих народов и культур;

историческая стадия социального развития;

бедность и богатство;

хозяйственно-культурный тип.

Функции одежды в народной культуре:

защита от неблагоприятных климатических явлений;

защита от насекомых и животных;

магическая защита: украшения, обереги;

утилитарная функция: обеспечивает удобство при выполнении какой-либо работы; гигиеническая функция;

функция дифференциации (распознавание своих и чужих);

знаковая (информативная);

эстетическая;

экспрессивная (самовыражение).

Одежда:

охранительные действия - орнаментация, которая усиливает магическую одежду (ворот, рукава и подол, голова);

использование пояса и головных уборов;

частая перемена одежды молодыми в течение свадебного обряда;

одевание одежды наизнанку: перевоплощение с целью обмана;

одевание нескольких одежд сразу;

изготовление новой одежды, даже если старая не рвалась;

использование одежды, вышедшей из употребления.

Причины эволюции одежды:

развитие экономики;

рациальное расслоение;

имущественное расслоение;

изменение климата;

миграция;

появление новой религии и разделение старой;

открытие новых материалов;

заимствование из культур других народов;

мода;

войны;

новые технологии;

смена хозяйственно-культурного типа.

 

Основой мужской одежды была сорочка или нижняя рубаха. У первых известных русских мужских рубах (XVI — XVII веков) под мышками квадратные ластовицы, по бокам от пояса треугольные клинья. Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка. Рукава у кисти узкие. Длина рукава, вероятно, зависела от назначения рубахи. Ворот либо отсутствовал (просто круглая горловина), либо в виде стойки, круглой или четырехугольной («каре»), с основой в виде кожи или бересты, высотой 2,5-4 см; застегивался на пуговицу. Наличие ворота предполагало разрез посередине груди или слева (косоворотка), с пуговицами или завязками.

В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати — нижней. Дома бояре носили горничную рубаху — она всегда была шелковой.

Поверх рубашки мужчины надевали зипун из домашнего сукна. Поверх зипуна богатые люди надевали кафтан. Поверх кафтана бояре и дворяне надевали ферязь, или охабень. Летом поверх кафтана надевали однорядку. Крестьянской верхней одеждой бывал армяк.

На коротко остриженной голове обычно носили тафьи, в XVI веке не снимавшиеся даже в церкви, несмотря на порицания митрополита Филиппа. Тафья́ — маленькая круглая шапочка. Поверх тафьи надевали шапки: у простонародья — из войлока, поярка, сукманины, у людей богатых — из тонкого сукна и бархата.

 

Основой женского костюма была длинная рубаха. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Знатные женщины имели верхние рубахи — горничные. Горничные рубахи шили из яркой шёлковой ткани, часто красного цвета. Эти рубахи имели длинные узкие рукава с прорезом для рук и назывались долгорукавными. Длина рукавов могла достигать 8 — 10 локтей. Их собирали в складки на руках. Рубахи подпоясывали. Носили их дома, но не при гостях. Полики на рубахе — прямоугольные или клиновидные вставки.

Женщины поверх белой или красной рубашки с пристегнутыми к рукавам вышитыми запястьями надевали длинный шелковый летник, застёгивавшийся до горла, с длинными рукавами с вошвами (золотым шитьём и жемчугом) и с пристегнутым воротом (ожерельем).

Женская верхняя одежда не подпоясывалась и застегивалась сверху донизу. Верхней выходной женской одеждой был длинный суконный опашень, с частыми пуговицами, украшенный по краям шёлковым или золотым шитьем, причём длинные рукава опашня висели, а руки продевались в особые разрезы; всё это покрывалось душегреями или телогреями и шубами. Телогреи, если надевались через голову, назывались накладными.

Знатные женщины любили носить шубки — женскую разновидность шубы.

Замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы и потому дома носили на голове волосники или повойники и повязывались еще платком, а при выезде из дома надевали богато украшенную кику или кокошник.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: