Модель Портера – Лоулера основывается на интеграции двух теорий:
- теории ожидания;
- теории справедливости.
Эта теория подразумевает собой справедливое отношение к работникам, справедливые вознаграждения, и в тоже время подкрепляется ожиданиями работника. Модель Портера – Лоулера универсальна своей полнотой и рождает новые горизонты исследований, и дополнений к теориям мотиваций.
Менеджер и требования, предъявляемые к нему
Введение
Термин “менеджер” имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:
организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;
руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);
руководителю по отношению к подчиненным;
администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и др.
К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования. Можно выделить несколько ролей, в которых выступает менеджер:
Менеджер - дипломат.
Среди навыков и умений менеджера – способность ведения переговоров выступает как значимое свойство. Сейчас менеджеры высшего звена тратят большую часть своего времени на установление различных личностных контактов.
Менеджер - инноватор.
Производительность труда гораздо проще повысить на базе новой техники и технологий, чем постоянно ремонтировать старое оборудование.
Менеджер-управляющий.
От него в частности требуется:
наличие общих знаний в области управления предприятием;
компетентность в вопросе технологии производства в той отрасли производства, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;
|
владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;
принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении.
Основные стадии подготовки и методы принятия управленческих решений
Управленческое решение – это творческий акт субъекта управления направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления. Любое управленческое решение проходит через три стадии:
Уяснение проблемы:
сбор информации;
анализ полученной информации;
выяснение актуальности;
выяснение, определение условий, при которых эта проблема будет решена.
Составление плана решения:
разработка альтернативных вариантов решения;
сопоставление альтернативных вариантов решения с имеющимися ресурсами;
оценка альтернативных вариантов по социальным последствиям;
оценка альтернативных вариантов по экономической эффективности;
составление программ решения;
разработка и составление детального плана решения.
Выполнение решения:
доведение решений до конкретных исполнителей;
разработка мер поощрений и наказаний;
контроль, за выполнением решений.
Методы принятия управленческих решений.
Методы – это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема:
Декомпозиция. Представление сложной проблем, как совокупности простых вопросов.
|
Диагностика. Поиск, в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь. Используется при ограниченных ресурсах.
Экспертные оценки. Формируются какие-либо идеи, рассматриваются, оцениваются, сравниваются.
Метод Делфи. Экспертам, которые не знают друг друга, даются вопросы, связанные с решением проблемы, мнение меньшинства экспертов доводится до мнения большинства. Большинство должно либо согласиться с этим решением, либо его опровергнуть. Если большинство несогласно, то их аргументы передаются меньшинству и там анализируются. Этот процесс повторяется до тех пор, пока все эксперты не придут к одному мнению, либо перейдут к тому, что выделятся группы, которые не меняют своего решения. Этот метод используется для достижения эффективности.
Метод неспециалиста. Вопрос решается лицами, которые никогда не занимались подобными проблемами, но являются специалистами в смежных областях.
Линейное программирование.
Имитационное моделирование.
Метод теории вероятности.
Метод теории игр. Задачи решаются в условиях полной неопределенности.
Метод аналогий. Поиск возможных решений проблемы на основе заимствования из других объектов управления.