МГУТУ
Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.
Становление и развитие педагогики как науки и практики.
Педагогика как общественная наука, её связь и взаимодействие с другими науками о человеке.
Основные тенденции развития образования в мире.
Основные факторы, влияющие на развитие индивида как личности.
Роль и место педагогического знания в профессиональной подготовке будущих социальных педагогов.
Педагогический компонент как составная часть профессиональной компетентности социального педагога.
Объект, предмет, цели и задачи педагогики.
Понятийно-категориальный аппарат педагогики,
Основные закономерности и принципы педагогики.
Аксиологические принципы современной педагогики, их связь с формированием мировоззрения личности.
Принципы и методы организации педагогических исследований.
Педагогический процесс: сущность, структура, основные функции.
Ребёнок как объект и субъект воспитания.
Педагогическая деятельность: как системообразующий элемент учебно- воспитательного процесса.
Инновационная педагогика: основные принципы и характеристики.
Опытно-экспериментальные структуры в образовании и их роль в развитии инновационных процессов в педагогике.
Развитие образовательных систем в контексте современных педтехнологий.
Личностно-ориентированные, проблемно–поисковые и другие технологии в образовании.
Общение как основной вид профессиональной деятельности педагога.
Сотрудничество и сотворчество в педагогическом процессе.
Конфликты, пути и способы их предупреждения и разрешения.
Мышление, творчество, коммуникация и рефлексия в деятельности современного профессионала.
Воспитание как общественное явление: становление и развитие, цель и сущность.
Теории воспитания и развития личности.
Закономерности и принципы воспитания
Методы формирования сознания и опыта общественного поведения.
Методы формирования общественного поведения личности.
Методы педагогического стимулирования поведения и деятельности. Типичные ошибки в методике поощрений и наказаний, основные правила их применении.
Самовоспитание и особенности подросткового возраста.
Культура организация своего досуга и проблема «свободного» времени.
Дидактика как теория и искусство обучения.
Процесс обучения: сущность, структура, основные функции.
Основные закономерности и принципы процесса обучения.
Место методов обучения в дидактической системе.
Нетрадиционные методы обучения.
Проблема выбора методов и форм обучения, адекватных его целям и содержанию.
Педагогические основы самообразования, культура умственного труда.
Традиционные и инновационные технологии в образовании.
Инновационные технологии в образовании: компьютерные, мультимедийные, технологии дистантного образования. Интернет.
Образование и процесс социализации человека.
Формирование базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе.
Семья как субъект, социокультурная среда и главный фактор воспитания и социализации личности.
Родители - первые воспитатели.
Международная конвенция о правах ребёнка.
Семейные кризисы и конфликты, пути и способы их преодолений.
Образовательная система Российской Федерации. Закон РФ «Об образовании» (2012).
Педагоги-новаторы.
Примерная тематика рефератов и курсовых работ.
Педагогика как общественная наука.
Образование в процессе социализации личности.
Воспитание и социализация личности.
Цели образования и ценностные ориентации личности.
Педагогическая инноватика в образовании.
Целостный педагогический процесс: основные функции и элементы.
Непрерывное образование в ХХ1-м веке.
Принцип народности в образовании, его социально-педагогический аспект.
Принцип природосообразности в педагогике.
Принцип культуросообразности в воспитании и образовании.
Мировые воспитательные системы.
Коллективное воспитание: за и против.
Одарённые дети и педагогическая работа с ними.
Пути индивидуализации образования и воспитания.
Педагогические технологии: основные типы и тенденции их развития.
Диагностика успешности обучения и воспитания.
Основы профессионального общения.
Методы и формы организации образования.
Проблемы семейного воспитания.
Методы педагогического стимулирования в воспитании и образовании.
Педагогические основы самовоспитания и самообразования.
Основные модели современного образования.
Общение как фактор личностного и профессионального развития.
Основы управления образовательными системами в условиях рынка.
Проблемы и направления реформирования системы образования в России.
Социально-педагогическая поддержка семьи.
Поощрения и наказания в воспитании и обучении.
Морально-психологический климат в школе (семье)
Педагогика сотрудничества.
Взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся.
Вопросы к зачёту и экзамену по курсу «Педагогика».
Основные принципы построения и функционирования образования РФ (Закон 2012)
Основные тенденции развития образования в мире
Становление и развитие педагогики как науки и практики.
Основные тенденции развития образования в мире.
Основные факторы, влияющие на развитие индивида как личности.
Педагогика как общественная наука, её связь и взаимодействие с другими науками о человеке.
Объект и предмет педагогики.
Основные закономерности и принципы педагогики.
Основные понятия и категории педагогики.
Основные факторы, влияющие на развитие личности.
Основные теории воспитания и образования.
Основные направления воспитания.
Гражданское воспитание в образовании.
Взаимосвязь профессионального образования с педагогическим.
Общение как системообразующий фактор в воспитании и образовании.
Инновационные процессы в педагогике.
Педагогика межличностных отношений.
Ребёнок как объект и субъект педагогического процесса.
Детский воспитательный коллектив как субъект воспитательного процесса.
Детское самоуправление в образовании.
Основные механизмы и этапы организации воспитательного коллектива.
Современные педагогические технологии в воспитании и образовании.
Педагогическая техника и пути её совершенствования.
Целостный педагогический процесс: структура, основные функции.
Методы воспитания.
Поощрения и наказания в воспитании детей. Осн. Правила применения
Поощрения и наказания: основные правила применения
Типичные ошибки в применении поощрений и наказаний
Основные формы организации учебного процесса в школе (вузе).
Методы организации и самоорганизации.
Педагогические основы самовоспитания и самообразования.
Современные стратегии и модели образования.\
Педагоги-новаторы конца ХХ в.: слагаемые успеха
Трудные дети и работа с ними
Одарённые дети: психолого-педагогические особенности работы с ними
Семья как первичный субъект воспитания
Взаимодействие семьи и школы в учебно-воспитательной работе.
Развитие, социализация и воспитание личности.
Детский суицид: основные причины и пути предупреждения
Социальное сиротство: причины и пути преодоления
Морально-психологический климат в коллективе
Конфликты и пути их разрешения
Основные принципы «семейной педагогики».
Основные правила работы педагога с семьёй.
Мотивация и стимуляция учащихся в процессе обучения
Педагогическое творчество, его объективный характер
Основные принципы гуманистической педагогики
Педагогические технологии: основные типы и тенденции их развития
ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А.Сластёнин и др. - М., 1997, 2007.
2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Учебное пособие для студентов педвузов. В 2-х кн. - М., 1999.
3. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей/ Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1998.
4. Пидкасистый П.И., Беляев В.И. и др. Педагогика. – М.: Изд. центр «академия», 2010.
5. Лихачёв Б.Т. Педагогика: Курс лекций для педвузов. – М.:Прометей, 1999.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Аванесян И.Д. Творчество и воспитание. – М., 2004.
Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики. – М., 2006.
Байярд Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство отчаявшихся родителей. – М., 1991.
Беляев В.И. Педагогика А.С. Макаренко: традиции и новации. – М., 2000.
Беляев В.И. Становл-е и разв-е инновац-й конц-ции С. Шацкого. – М., 1999.
Беляев В.И. Социальная педагогика: теоретико методологические основы. Монография. – М., 2015
Беляев В.И. История социальной педагогики: Основные концепции. – М., 2015
Богуславский М.В. Отечеств-е образование. Персонажи истории. – М., 2003.
Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.
Вестермарк Э. История брака. – М., 2001.
Винникотт Д. Разговор с родителями. – М., 1994.
Витек К. Проблемы супружеского благополучия. – М., 1988.
Голод С.И. Будущая семья: какова она? – М., 1990.
Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. – М., 1986.
Деменьтьева И.Ф. Развод и дети. – М., 2000.
Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 1996.
Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М., 1987.
Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. – М., 1988.
Иванов И.П. Педагогика коллективной творческой жизни. – Киев, 1992.
Канн-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990.
Ковалёв С.В. Психология современной семьи. – М., 1988.
Ковалёв С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. – М., 1991.
Католиков А.А. Моя семья. Записки директора Сыктывкарской школы-интерната №1 для детей-сирот.– М.: Педагогика, 1990.
Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. – М., 2002.
Маленкова В.И. Воспитание в современной школе. – М., 1999.
Методика воспитательной работы: уч. пос. для ст-в высш. уч. зав./ Л.А. Байкова и др.; под ред. В.А. Сластёнина. – М., 2006.
Педагогическое мастерство и педагогические технологии: уч. пос./ Под ред. Л.К. Гребёнкиной, Л.А. Байковой. – М., 2001.
Педагогический поиск/ Сост. И.Н. Баженова. 2-е изд. – М., 1988.
П.Ф. Каптерев о семейном воспитании. – М., 2000.
Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992.
Селевко Г.К. Воспитательные технологии. – М., 2005.
Селиванов В.С. Основы общей пед-ки: Теор. и мет-ка воспитания. – М., 2007.
Фельдштейн Д.И. Особенности подросткового возраста. – М., 2005.
Педагогика: педагогич. теории, системы, технологии. Уч. пос./ Под ред. С.А.Смирного. - М., 1998.
Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8-ми т.
Давыдов В.В. Развивающее обучение. - М., 1996.
Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М., 1991.
Журавлёв В.И. Педагогика в системе наук о человеке. - М., 1990.
Кларин В.М. Инновации в обучении: метафоры и модели. - М., 1997.
Новиков А.М. Профессиональное образование в России. - М., 1997.
Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М., 1995.
Татур Ю.Г. Образовательная система России: Высшая школа. - М., 1999.
Шадриков В.Д. Происхождение человечности. Учебное пособие. - М., 1999.
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – Спб., 2000.
Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992, 2013).
Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1998.
Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание. Воспитание. Воспитание. Теория и прак-ка школьных воспитат-х систем. – М., 1996.
Конвенция ООН о правах ребёнка (люб. Изд).
Моделирование воспитательных систем /Под ред Новиковой. – М., 1995.
Мудрик А.В. Социализация и воспитание. – М., 1997.
Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. – Екатеринбург, 2000.
Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. – М., 2000.
Новые технологии воспитательного процесса./ Н.Е. Щурков и др. – М., 1994.
Реформы образования в совр-м мире/ Под ред. Б.Л. Вульфсона. – М., 1995.
Беляев В.И., Салтанов Е.Н. Социальная педагогика: методология, теория, история. – М., 2004.
Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 4-х т. – М.,
Сухомлинский В.А. Пед. сочин. В 3-х т. – М., 1983.
Коменский Я.А. Пед. соч. в 2-х т. – М., 1974.