Тема: В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». (Сравнительный анализ с русской народной сказкой «Морозко», жанровое своеобразие литературной сказки.) Упражнение в употреблении имен прилагательных при составлении характеристик главных героев сказки. Составление описания.
Цели:
познакомить с творчеством В.Ф. Одоевского;
совершенствовать умение анализировать художественное произведение;
выявить жанровое своеобразие литературной сказки «Мороз Иванович»;
учить создавать словесные картины к прочитанному;
развивать устную речь учащихся, творческое воображение, внимание, память;
обогащать словарный запас;
повторить орфографические знания: родовые окончания имен прилагательных, проверяемая безударная гласная в корне слова, мягкий знак для обозначения мягкости согласных, разделительный мягкий знак, парные согласные;
воспитывать читателя, понимающего и любящего книгу;
Ход урока.
I. Организационный момент (психологический тренинг).
- «Солнце воскликнуло: «Здравствуйте все!»-
«Здравствуйте все!»- прозвучало с небес.
В мире так много откроешь чудес,
Если сумеешь пораньше проснуться!»
- Я рада вас всех видеть.
- Доброе утро, ребята!
II. Проверка домашнего задания.
(Дети выступаю в образе Рукодельницы и Ленивицы).
- Ребята, а какой образ вам больше хотелось «примерить» на себя? (Рукодельницы)
III. Постановка темы и цели урока.
- Давайте поставим вопросы, на которые мы сегодня должны найти ответы?
1. К какому виду сказок относится сказка «Мороз Иванович»?
2. Что нового открыла сказка, обработанная В.Ф. Одоевским?
Цель урока: вот сегодня, ребята, мы закончим чтение сказки «Мороз Иванович» и ее сравнение с русской народной сказкой «Морозко»; выясним, что же такого нового и интересного открыл нам В.Ф. Одоевский.
|
IV. Работа над новым материалом.
1. Чтение 3-й части сказки учителем (дети следят глазами).
- Подумайте, как можно озаглавить данную часть.
Рукодельница послушалась... Пошли они в дом. Дом у Мороза Ивановича сделал был весь изо льда: и двери, и окошки, и пол ледяные, а по стенам убрано снежными звездочками; солнышко на них сияло, и все в доме блестело, как брильянты. На постели у Мороза Ивановича вместо перины лежал снег пушистый; холодно, а делать было нечего. Рукодельница принялась взбивать снег, чтобы старику было мягче спать, а между тем у ней, бедной, руки окостенели и пальчики побелели, как у бедных людей, что зимой в проруби белье полощут: и холодно, и ветер в лицо, и белье замерзает, колом стоит, а делать нечего работают бедные люди. | |
Дом Мороз Ивановича. |
2. Работа над 4 частью.
- Подумайте, как можно озаглавить эту часть?
Диковинки Мороз Ивановича. | Ничего, сказал Мороз Иванович, только снегом пальцы потри, так и отойдут, не от знобишь. Я ведь старик добрый; посмотри-ка, что у меня за диковинки. Тут он приподнял свою снежную перину с одеялом, и Рукодельница увидела, что под периною пробивается зеленая травка. Рукодельнице стало жалко бедной травки. - Вот ты говоришь, сказала она, что ты старик добрый, а зачем ты зеленую травку под снежной периной держишь, на свет Божий не выпускаешь? - Не выпускаю потому, что еще не время, еще трава в силу не вошла Осенью крестьяне ее посеяли, она и взошла, и кабы вытянулась уже, то зима бы ее захватила, и к лету травка бы не вызрела. Вот я и прикрыл молодую зелень моею снежною периной, да еще сам прилег на нее, чтобы снег ветром не разнесло, а вот придет весна, снежная перина растает, травка заколосится, а там, смотришь, выглянет и зерно, а зерно крестьянин соберет да на мельницу отвезет; мельник зерно смелет, и будет мука, а из муки ты, Рукодельница, хлеб испечешь. - Ну, а скажи мне, Мороз Иванович, сказала Рукодельница, зачем ты в колодце-то сидишь? - Я затем в колодце сижу, что весна подходит, сказал Мороз Иванович. Мне жарко становится; а ты знаешь, что и летом в колодце холодно бывает, оттого и вода в колодце студеная, хоть посреди самого жаркого лета. - А зачем ты, Мороз Иванович, спросила Рукодельница, зимой по улицам ходишь да в окошки стучишься? - А я затем в окошки стучусь, отвечал Мороз Иванович, чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то, ведь я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить истопят, а трубу закрыть не закроют или и закрыть закроют, да не вовремя, когда еще не все угольки прогорели, а от того в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно. А затем еще я в окошко стучусь, чтобы никто не забывал, что есть на свете люди, которым зимою холодно, у которых нету шубки, да и дров купить не на что; вот я затем в окошко стучусь, чтобы им помогать не забывали. |
|
- Ребята, что вы заметили в этой части? (Рукодельница три раза задает вопросы).
- Давайте попробуем заполнить таблицу.
«Морозко» | «Мороз Иванович» |
1. Главные герои | |
Падчерица- неродная дочь | Рукодельница- добрая, умная, внимательная, трудолюбивая, любознательная |
Родная дочь | Ленивица- злая, глупая, ленивая, ничем не интересуется. |
2. Какие персонажи помогают главным героям? | |
3. Волшебные предметы | |
1. Морозко. | 5. Студенец. 6. Печка. 7. Дерево с золотыми яблоками. 8. Мороз Иванович. |
4. Чудеса, превращения. | |
5. Троекратность (повторы) | |
Морозко три раза задавал вопросы. | 1. Три дня послужи. 2. Диковинки Мороза Ивановича. |
- Ребята, а какие вопросы задает Рукодельница?
|
- Прочитаем первый вопрос.
-Как Мороз Иванович отвечает?
- Имеет ли это место в нашей жизни? То есть что можно сказать, это не вымысел, то научный факт.
- Читаем второй вопрос.
- Как Мороз Иванович отвечает? Это тоже научный факт.
- Читаем третий вопрос.
- Как Мороз Иванович отвечает? Это тоже научный факт.
- Какую информацию сообщает нам автор сказки? (научную).
- В какой части нам встретилась еще научная информация? (в первой: фильтрование воды).
3. Работа над 5 частью.
(Чтение хорошо подготовленных детей).
- Подумайте, о чем идет речь в этой части? (Служба у Мороз Ивановича. Награда для Рукодельницы).
Награда для Рукодельницы. | Тут добрый Мороз Иванович погладил Рукодельницу по головке, да и лег почивать на свою снежную постель. Рукодельница меж тем всё в доме прибрала, пошла на кухню, кушанье изготовила, платье у старика починила и белье выштопала. Старичок проснулся; был всем очень доволен и поблагодарил Рукодельницу. Потом сели они обедать; обед был прекрасный, и особенно хорошо было мороженое, которое старик сам изготовил. Так прожила Рукодельница у Мороза Ивановича целых три дня. На третий день Мороз Иванович сказал Рукодельнице: - Спасибо тебе, умная ты девочка, хорошо ты меня, старика, утешила, и я у тебя в долгу не останусь. Ты знаешь: люди за рукоделье деньги получают, так вот тебе твое ведерко, а в ведерко я всыпал целую горсть серебряных пятачков; да, сверх того, вот тебе на память брильянтик косыночку закалывать. Рукодельница поблагодарила, приколола брильянтик, взяла ведерко, пошла опять к колодцу, ухватилась за веревку и вышла на свет Божий. |
4. Работа над 6 частью.
- Подумайте, о чем идет речь?
- Как можно озаглавить эту часть? (Возвращение домой).
Возвращение домой. | Только что она стала подходить к дому, как петух, ф которого она всегда кормила, увидел ее, обрадовался, взлетел на забор и закричал: Кукареку, кукарекИ! У Рукодельницы в ведерке пятаки! Когда Рукодельница пришла домой и рассказала всё, что с ней было, нянюшка очень дивовалась, а потом примолвила: - Вот видишь ты, Ленивица, что люди за рукоделье получают! Поди-ка к старичку да послужи ему, поработай; в комнате у него прибирай, на кухне готовь, платье чини да белье штопай, так и ты горсть пятачков заработаешь, а оно будет кстати: у нас к празднику денег мало. |
V. Обобщение.
- Что нового внес в сказку В.Ф. Одоевский?
- Какую информацию несет эта сказка? (научную)
- Давайте попробуем определить вид этой сказки.
- Так как это сказка художественная и несет научную информацию, если объединить эти два слова, то получится: научно- художественная сказка.
- Заполнение таблицы:
«Морозко» | «Мороз Иванович» |
1. Главные герои | |
Падчерица- неродная дочь | Рукодельница- добрая, умная, внимательная, трудолюбивая, любознательная |
Родная дочь | Ленивица- злая, глупая, ленивая, ничем не интересуется. |
Морозко | Мороз Иванович |
2. Какие персонажи помогают главным героям? | |
Морозко | Мороз Иванович |
3. Волшебные предметы | |
1. Морозко. | 9. Студенец. 10. Печка. 11. Дерево с золотыми яблоками. 12. Мороз Иванович. |
4. Чудеса, превращения. | |
Падчерица- панья | Пирожок говорит |
Яблоня говорит. | |
5. Троекратность (повторы) | |
Морозко три раза задавал вопросы. | 4. Три дня послужи. 5. Диковинки Мороза Ивановича. |
6. Автор сказки | |
Народ | В.Ф. Одоевский |
7. Твой любимый герой | |
***
Дочь и падчерица – героини сказки. Главный герой – Морозко. Падчерицу Мачеха заставляла все делать. Морозко одарил девочку сундуком с богатством. | Героини – рукодельница да ленивица. Главный герой – Мороз Иванович. Есть героиня – нянюшка. Автор много говорит о трудолюбии девочки-рукодельницы. Ее никто не заставлял работать, она сама искала дело. Девочка много беседует с Морозом Ивановичем. Он одарил девочку ведерком с серебром и бриллиантиком. М.И. в речи употребляет пословицы, поговорки. |
Вывод: В.Ф. Одоевский у твердил в литературе для детей новый вид научно- художественной сказки.
VI. Подведение итога урока.
- Заполните схему:
СКАЗКИ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАРОДНЫЕ
НАУЧНО- ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СКАЗКА ВОЛШЕБНАЯ БЫТОВАЯ О ЖИВОТНЫХ
VII. Домашнее задание.
Закончить чтение сказки самостоятельно, подумать, на какие части можно разделить. Подобрать пословицы о труде.