Урок литературного чтения (2 урок)




Тема: В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». (Сравнительный анализ с русской народной сказкой «Морозко», жанровое своеобразие литературной сказки.) Упражнение в употреблении имен прилагательных при составлении характеристик главных героев сказки. Составление описания.

Цели:

познакомить с творчеством В.Ф. Одоевского;

совершенствовать умение анализировать художественное произведение;

выявить жанровое своеобразие литературной сказки «Мороз Иванович»;

учить создавать словесные картины к прочитанному;

развивать устную речь учащихся, творческое воображение, внимание, память;

обогащать словарный запас;

повторить орфографические знания: родовые окончания имен прилагательных, проверяемая безударная гласная в корне слова, мягкий знак для обозначения мягкости согласных, разделительный мягкий знак, парные согласные;

воспитывать читателя, понимающего и любящего книгу;

 

Ход урока.

I. Организационный момент (психологический тренинг).

- «Солнце воскликнуло: «Здравствуйте все!»-

«Здравствуйте все!»- прозвучало с небес.

В мире так много откроешь чудес,

Если сумеешь пораньше проснуться!»

- Я рада вас всех видеть.

- Доброе утро, ребята!

II. Проверка домашнего задания.

(Дети выступаю в образе Рукодельницы и Ленивицы).

- Ребята, а какой образ вам больше хотелось «примерить» на себя? (Рукодельницы)

III. Постановка темы и цели урока.

- Давайте поставим вопросы, на которые мы сегодня должны найти ответы?

1. К какому виду сказок относится сказка «Мороз Иванович»?

2. Что нового открыла сказка, обработанная В.Ф. Одоевским?

 

Цель урока: вот сегодня, ребята, мы закончим чтение сказки «Мороз Иванович» и ее сравнение с русской народной сказкой «Морозко»; выясним, что же такого нового и интересного открыл нам В.Ф. Одоевский.

 

IV. Работа над новым материалом.

1. Чтение 3-й части сказки учителем (дети следят глазами).

- Подумайте, как можно озаглавить данную часть.

  Рукодельница послушалась... Пошли они в дом. Дом у Мороза Ивановича сделал был весь изо льда: и двери, и окошки, и пол ледяные, а по стенам убрано снежными звездочками; солнышко на них сияло, и все в доме блестело, как брильянты. На постели у Мороза Ивановича вместо перины лежал снег пушистый; холодно, а делать было нечего. Рукодельница принялась взбивать снег, чтобы старику было мягче спать, а между тем у ней, бедной, руки окостенели и пальчики побелели, как у бедных людей, что зимой в проруби белье полощут: и холодно, и ветер в лицо, и белье замерзает, колом стоит, а делать нечего работают бедные люди.  
Дом Мороз Ивановича.

 

 

2. Работа над 4 частью.

- Подумайте, как можно озаглавить эту часть?

   
Диковинки Мороз Ивановича. Ничего, сказал Мороз Иванович, только снегом пальцы потри, так и отойдут, не от знобишь. Я ведь старик добрый; посмотри-ка, что у меня за диковинки. Тут он приподнял свою снежную перину с одеялом, и Рукодельница увидела, что под периною пробивается зеленая травка. Рукодельнице стало жалко бедной травки. - Вот ты говоришь, сказала она, что ты старик добрый, а зачем ты зеленую травку под снежной периной держишь, на свет Божий не выпускаешь? - Не выпускаю потому, что еще не время, еще трава в силу не вошла Осенью крестьяне ее посеяли, она и взошла, и кабы вытянулась уже, то зима бы ее захватила, и к лету травка бы не вызрела. Вот я и прикрыл молодую зелень моею снежною периной, да еще сам прилег на нее, чтобы снег ветром не разнесло, а вот придет весна, снежная перина растает, травка заколосится, а там, смотришь, выглянет и зерно, а зерно крестьянин соберет да на мельницу отвезет; мельник зерно смелет, и будет мука, а из муки ты, Рукодельница, хлеб испечешь. - Ну, а скажи мне, Мороз Иванович, сказала Рукодельница, зачем ты в колодце-то сидишь? - Я затем в колодце сижу, что весна подходит, сказал Мороз Иванович. Мне жарко становится; а ты знаешь, что и летом в колодце холодно бывает, оттого и вода в колодце студеная, хоть посреди самого жаркого лета. - А зачем ты, Мороз Иванович, спросила Рукодельница, зимой по улицам ходишь да в окошки стучишься? - А я затем в окошки стучусь, отвечал Мороз Иванович, чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то, ведь я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить истопят, а трубу закрыть не закроют или и закрыть закроют, да не вовремя, когда еще не все угольки прогорели, а от того в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно. А затем еще я в окошко стучусь, чтобы никто не забывал, что есть на свете люди, которым зимою холодно, у которых нету шубки, да и дров купить не на что; вот я затем в окошко стучусь, чтобы им помогать не забывали.  

 

- Ребята, что вы заметили в этой части? (Рукодельница три раза задает вопросы).

- Давайте попробуем заполнить таблицу.

«Морозко» «Мороз Иванович»
1. Главные герои
Падчерица- неродная дочь Рукодельница- добрая, умная, внимательная, трудолюбивая, любознательная
Родная дочь Ленивица- злая, глупая, ленивая, ничем не интересуется.
2. Какие персонажи помогают главным героям?
   
   
3. Волшебные предметы
1. Морозко. 5. Студенец. 6. Печка. 7. Дерево с золотыми яблоками. 8. Мороз Иванович.
   
4. Чудеса, превращения.
   
   
5. Троекратность (повторы)
Морозко три раза задавал вопросы. 1. Три дня послужи. 2. Диковинки Мороза Ивановича.
   

- Ребята, а какие вопросы задает Рукодельница?

- Прочитаем первый вопрос.

-Как Мороз Иванович отвечает?

- Имеет ли это место в нашей жизни? То есть что можно сказать, это не вымысел, то научный факт.

- Читаем второй вопрос.

- Как Мороз Иванович отвечает? Это тоже научный факт.

- Читаем третий вопрос.

- Как Мороз Иванович отвечает? Это тоже научный факт.

- Какую информацию сообщает нам автор сказки? (научную).

- В какой части нам встретилась еще научная информация? (в первой: фильтрование воды).

 

3. Работа над 5 частью.

(Чтение хорошо подготовленных детей).

- Подумайте, о чем идет речь в этой части? (Служба у Мороз Ивановича. Награда для Рукодельницы).

   
Награда для Рукодельницы. Тут добрый Мороз Иванович погладил Рукодельницу по головке, да и лег почивать на свою снежную постель. Рукодельница меж тем всё в доме прибрала, пошла на кухню, кушанье изготовила, платье у старика починила и белье выштопала. Старичок проснулся; был всем очень доволен и поблагодарил Рукодельницу. Потом сели они обедать; обед был прекрасный, и особенно хорошо было мороженое, которое старик сам изготовил. Так прожила Рукодельница у Мороза Ивановича целых три дня. На третий день Мороз Иванович сказал Рукодельнице: - Спасибо тебе, умная ты девочка, хорошо ты меня, старика, утешила, и я у тебя в долгу не останусь. Ты знаешь: люди за рукоделье деньги получают, так вот тебе твое ведерко, а в ведерко я всыпал целую горсть серебряных пятачков; да, сверх того, вот тебе на память брильянтик косыночку закалывать. Рукодельница поблагодарила, приколола брильянтик, взяла ведерко, пошла опять к колодцу, ухватилась за веревку и вышла на свет Божий.  

 

4. Работа над 6 частью.

- Подумайте, о чем идет речь?

- Как можно озаглавить эту часть? (Возвращение домой).

   
Возвращение домой. Только что она стала подходить к дому, как петух, ф которого она всегда кормила, увидел ее, обрадовался, взлетел на забор и закричал: Кукареку, кукарекИ! У Рукодельницы в ведерке пятаки! Когда Рукодельница пришла домой и рассказала всё, что с ней было, нянюшка очень дивовалась, а потом примолвила: - Вот видишь ты, Ленивица, что люди за рукоделье получают! Поди-ка к старичку да послужи ему, поработай; в комнате у него прибирай, на кухне готовь, платье чини да белье штопай, так и ты горсть пятачков заработаешь, а оно будет кстати: у нас к празднику денег мало.  

V. Обобщение.

- Что нового внес в сказку В.Ф. Одоевский?

- Какую информацию несет эта сказка? (научную)

- Давайте попробуем определить вид этой сказки.

- Так как это сказка художественная и несет научную информацию, если объединить эти два слова, то получится: научно- художественная сказка.

- Заполнение таблицы:

«Морозко» «Мороз Иванович»
1. Главные герои
Падчерица- неродная дочь   Рукодельница- добрая, умная, внимательная, трудолюбивая, любознательная
Родная дочь Ленивица- злая, глупая, ленивая, ничем не интересуется.  
Морозко Мороз Иванович
2. Какие персонажи помогают главным героям?
Морозко Мороз Иванович
   
3. Волшебные предметы
1. Морозко. 9. Студенец. 10. Печка. 11. Дерево с золотыми яблоками. 12. Мороз Иванович.
   
4. Чудеса, превращения.
Падчерица- панья Пирожок говорит
  Яблоня говорит.
5. Троекратность (повторы)
Морозко три раза задавал вопросы. 4. Три дня послужи. 5. Диковинки Мороза Ивановича.
   
6. Автор сказки
Народ В.Ф. Одоевский
   
7. Твой любимый герой
   

 

***

   
Дочь и падчерица – героини сказки. Главный герой – Морозко. Падчерицу Мачеха заставляла все делать. Морозко одарил девочку сундуком с богатством. Героини – рукодельница да ленивица. Главный герой – Мороз Иванович. Есть героиня – нянюшка. Автор много говорит о трудолюбии девочки-рукодельницы. Ее никто не заставлял работать, она сама искала дело. Девочка много беседует с Морозом Ивановичем. Он одарил девочку ведерком с серебром и бриллиантиком. М.И. в речи употребляет пословицы, поговорки.

 

Вывод: В.Ф. Одоевский у твердил в литературе для детей новый вид научно- художественной сказки.

VI. Подведение итога урока.

- Заполните схему:

СКАЗКИ

       
   
 

 

 


ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАРОДНЫЕ

 
 


НАУЧНО- ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СКАЗКА ВОЛШЕБНАЯ БЫТОВАЯ О ЖИВОТНЫХ

VII. Домашнее задание.

Закончить чтение сказки самостоятельно, подумать, на какие части можно разделить. Подобрать пословицы о труде.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: