Базовая технологическая модель предмета «Физическая культура»




 

Технологическая модель определяется как совокупность форм занятий, выстроенная конструкция физического воспитания школьников. Составляя педагогическое явление, технологическая модель физического воспитания индивидуализирована и допускает инновационное обновление процесса физического воспитания учащихся. Она способствует изменению сложившейся технологии занятий. Модель является основой для формирования авторского образа физического воспитания школьников на разных ступенях образования: начальное, основное общее, среднее (полное) образование.

(закон РФ «Об образовании», ст. 12. п. 4/Вестник образования России 1996, №7)

Технологическая модель предмета «Физическая культура» в школе состоит из семи квадратов (форм физического воспитания). Каждый квадрат, являясь самостоятельным объектом, объединен задачами физического воспитания в единое целое.

1-й квадрат составляет уроки физической культуры. Урок рассматривается как ведущая форма занятий физическими упражнениями.

Расчет основан исходя из двух уроков в неделю по 45 минут. На уроках реализуется содержание программы по физической культуре, осуществляется проверка физической и двигательной подготовленности учеников. Инструкторская направленность представляет учащимся возможность самостоятельно заниматься физическими упражнениями, нацеленными на индивидуальное физическое развитие, повышения уровня здоровья учеников. Каждый урок физической культуры имеет свои задачи, содержит физические упражнения, направленные на их реализацию, своеобразную методику проведения (в зависимости от типа и подготовленности учеников), выявляет педагогический результат. Уроки обеспечивают 13,3% недельной двигательной активности учеников.

2-й квадрат. Урок объединяется с домашними заданиями по физической культуре и включается в цепочку приобретения эффекта знаний. Домашние задания выполняются 3-4 раза в неделю по 20 минут и составляют 8,8% двигательной активности школьников.

3-й квадрат. Гимнастика до уроков вписывается в режим дня ученика, организуется ежедневно перед первым уроком и продолжается 15 минут. Она решает задачи повышения общего тонуса ЦНС и занимает 13,3% времени.

4-й квадрат. Утренняя гимнастика- активная форма индивидуальных занятий физическими упражнениями. При ежедневном выполнении комплекс утренней гимнастики составляет 15, 5% недельной занятости ученика.

5-й квадрат. Час здоровья проводится в школе 3 раза в неделю (в некоторых школах ежедневно) и на 17,7%увеличивает двигательную активность ученика.

6-й квадрат. Самостоятельные тренировки школьников проводятся по индивидуальным планам занятий. Они направлены на тренировку сердечно-сосудистой и дыхательной систем (путем выполнения дозированных циклических упражнений), повышающую общую работоспособность учеников. При условии трех разовых тренировок в неделю продолжительностью 20 минут они составляют 8,8% от общего бюджета времени.

7-й квадрат. Другие занятия физическими упражнениями учеников: тренировки в спортивной секции, день здоровья, занятия в группах ОФП, туристическая работа, игры школьников (подвижные, спортивные) и др. могут составлять 150 и более минут недельной двигательной активности, что равняется в целом 22,2% бюджета времени.

Таким образом, -675 минут в неделю. Если полученную сумму разделить на 45 минут (продолжительность академического часа), получим 15 академических часов в неделю. Делим на 7 (дни недели) и получаем результат, равный продолжительности двух уроков (90 минут) ежедневно, что соответствует примерной норме двигательной активности учеников 5-8-х классов.

 

Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина, ее основные понятия

 

Изучение любой учебной дисциплины, как правило, начинается с освоения ее понятийного аппарата.

Понятие- это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного термина, выражая при этом наиболее существенные стороны, свойства или признаки определяемого объекта (явления).

К основным понятиям теории физического воспитания относятся: физическое воспитание; физическая подготовка; физическое развитие; физическое совершенство; спорт.

Физическая подготовка. Это процесс воспитания физических качеств и овладения жизненно важными движениями. Она подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности. Различают общую физическую подготовку и специальную.

Общая физическая подготовка направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.

Специальная физическая подготовка- специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям человека.

Физическое развитие. Это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.

1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объем и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.

2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.

3. показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей выносливости и др.)

Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека.

Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в процесс развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.

Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека.

Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности.

Физическое совершенство. Это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

Важнейшими конкретными показателями физически совершенного человека современности являются:

· крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том числе и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта;

· высокая общая физическая работоспособность, позволяющая добиться значительной специальной работоспособности;

· пропорционально развитое телосложение, правильная осанка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;

· всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека;

· владение рациональной техникой основных жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия;

· физкультурная образованность, т. е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.

На современном этапе развития общества основными критериями физического совершенства служат нормы и требования государственных программ в сочетании с нормативами единой спортивной классификации.

Спорт. Представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы, ей присущие.

Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, специфической формой которой являются соревнования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопоставлять человеческие возможности.

Контроль за организацией, осуществлением и результатами физического воспитания по государственной линии обеспечивают Министерство Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, Комитет Государственной Думы по туризму и спорту, городские комитеты по физической культуре и спорту, а также соответствующие отделы Министерства образования РФ.

 


Использованная литература

 

Холодов Ж.К., КузнецовВ.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений.- М.: Академия, 2003.

Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для учителя.- Ростов н/Д: Феникс, 2004.

Лях В. И. Методика физического воспитания учащихся: пособие для учителя. - М.: Просвещение,2000

Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания: Пособие для учителя.- М.: Академия, 2001

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: