Реформы и контр реформы II пол. 19 в. В России




1. «Крестьянская реформа» 19 феврая 1861 г.: подготовка, реализация, итоги.

 

Предпосылки реформ (объективные и субъективные). Реформы проводятся сверху, снизу проводятся революции.

Субъективный: личность реформатора и его решение (решительность).

Объективные предпосылки для реформы были уже при Николае I, но он решил их не провдить. (субъективный фактор составляет ½ часть от реформ, его при Николае I не было!!).

«Крестьянская реформа» является самой главной, если бы её не провели, остальных бы тоже не было.

Объективные предпосылки (факторы) расскажите по образцу: Пр.: (экономика) есть крепостное право => (знак означает слово – следовательно) тормозится экономика => нужны реформы.

Экономически тормозится креп. правом:

· Нет свободных рук, даже если построить заводы нужны рабочие руки. Проблема: нет рынка труда и раб. рук.

· с/х, т.к. крестьяне работают на барщине, у них нет мотивации к труду, нет заинтересованности => их труд не эффективен.

Политическая. В судебной системе граждане не равны, суд дикий и отсталый. Между сословиями нет равноправия, крестьяне – это вещи, а вещи на вас в суд подать не могут.

Военная. (Почему проигрыш в Крымской войне постыден?) Военно-промышленное дело в экономике всегда являлось приоритетным, главным (любимое детище русских правителей, вдруг любимый сынок подводит!!). Если в армии так много проблем, что тогда с др. отраслями?!!

Англия через все проливы и Черное море везла и продовольствие, и солдат, и воду, а мы на своей территории и проиграли!! Николай постоянно кешился (хвастался) русской армией, вот и получили!! («Отцы ели кислый виноград, а у детей оскомина»).

Почему Александр стал реформатором?

1. Воспитан в либеральном духе. Его учитель Жуковский. Оценка: + в том, что в зрелом возрасте его идеалы не изменились.

2. Точка зрения А.А. Корнилова «Курс истории России XIX века». На основании воспоминаний (источников) считает, что Александр был консерватором «круче» отца. Оценка: + в том, что Александр поменялся в зависимости от обстоятельств, это хорошо. Был консерватором, стал либералом.

3. Советская лит-ра.: принижает его роль. Почему и в чем? Субъективный фактор: в советское время цари изображались кровопийцами и эксплуататорами. Ругают всех кроме Петра I, при Сталине не ругали и Ивана Грозного, т.к. они построили мощное гос-во с большой территорией.

Выделяют обстоятельства, которые вынудили Александра провести реформы. Якобы с 1859 г. нарастает недовольство, а в 1861 г. – революционная ситуация, которая подтолкнула к реформам. На самом деле волнения в этот перио были волнообразными. (Крестьяне были монархически настроены и танцевали на костях убийц императора.)

Подготовка реформы III этапа:

1. Александр обсуждает реформу с «Секретным советом».

2. Создание «губернских комитетов», главный в Петербурге.

3. «Редакционный комитет» (возглавляемый сначала Ростовцев, затем Панин). Подготовка документов.

«Рескрипт Назимову»?

Александр II видит стену непонимания из консервативных помещиков и губернаторов. Ему удалось найти в стене камушки)) Поручил помещику написать доклад таким образом, будто он уже отпустил крестьян. Зачитал этот доклад при всех и не сообщил что это написано по его поручению. Все увидели: предотвратить реформу нельзя, придется участвовать. Создаются «Губернские комитеты».

Манифест от 19 февраля 1861 г.

1. Общее положение о крестьянах и их выходе из зависимости (о этапах)

2. Местное положение о поземельном уставе крестьян вышедших из зависимости. (о земле)

3. Положение о выкупе кр. вышедших из зависимости. (о выкупе)

Основные идеи манифеста:

1. Свобода. (их это не радовало), им нужна земля, они не знают как это - хорошо или плохо.

2. О земле. Вся земля включая «крестьянскую надельную», остается в собственности помещика (как все и было). Крестьяне не понимали, они привыкли из поколения в поколение жить на этой земле. Когда крестьянам зачитали манифест, они начали говорить что это ложный манифест, а I вариант украден и их обманывают.

3. О выкупе. В перспективе землю можно будет выкупить (не худший вариант). Пока этого не произошло, они являются временно обязанными. Когда накопят деньги, смогут купить и личную свободу и собственность. С 19.02.1861 до 19.02.1863 – заключаются «Уставные грамоты» (договор между кр. и помещиком о том, сколько земель отойдет крестьянину. Если самостоятельно вопрос не решали, прибегали к помощи мирового посредника. Сроков поставлено не было. Через 20 лет реформы, всего 20% кр. выкупилось. В 1881 г. – поставили срок, 2 года за которые все должны выкупиться. 1/5 платят крестьяне, 4/5 гос-во. (платили помещику, теперь гос-ву.) Платежи отменены в 1906г. с 1881г. платили ещё 25 лет. Губернские комитеты собирали сведения о крестьянских наделах, но они были не верны, т.к. помещики занижали эти цифры. Появляются отрезки (как быизлишки от земель кр.)вместо 5/8 десятин земли, они получали ¾. (Отсюда и революции начала XX века, не поделились малым, пришлось отдать большее).

За что платили крестьяне? Не за землю, а за годовой оброк, который теряли помещеки!!!! Землю помещик тоже терял, но её было и так достаточно, а вот оброк – это реальные деньги, нужна компенсация за повинности. Как можно возобновить деньги? Их необходимо вложить в сбеерегательный банк, т.е. капитализировать сумму. Выкуп приравнивался к сумме, которая будучи положенной в банк под 6%, приносила бы ежегодный доход = дореформенному оброку.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: