Скульптура и живопись Древнего Египта.
Скульптура и живопись связана с заупокойным культом. Неотъемлемую часть храма составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов.
Додинастический период (конец 5 – 4 тыс. до н.э.).
Уже во времена додинастического периода древние египтяне, жившие родовыми общинами, особенно тщательно оформляли могилу вождя, так как считалось, что «вечное» существование его обеспечивало благоденствие всей общине.
В изобразительном искусстве этой поры постепенно начинает складываться система определенных способов передачи окружающей действительности – древнеегипетский стиль.
В изобразительном искусстве этой поры появился образ человека. В древнейших захоронениях находили небольшие статуэтки животных и человека культового назначения. В них стремились передать наиболее существенные черты через объем и силуэт.
Расписные сосуды и настенные росписи связаны с заупокойным и земледельческими обрядами. Это изображение процессий, охоты, фигур людей и животных. Отсутствует строгое композиционное расположение, то есть фигуры свободно разбросаны по поверхности стены. Они нарисованы свободными мазками, в декоративной манере, схематично, но четкими силуэтами и жестами.
Сложение древнеегипетского стиля хорошо прослеживается по важной для истории искусства группе памятников – плиткам с рельефными изображениями. Небольшие плоские каменные пластины служили для растирания и перемешивания красок, применявшихся во время культовых обрядов.
Первый памятник, очень ясно показывающий сложение древнеегипетского стиля, и имеющий общегосударственное значение – плита Нармера.
Она относится к важному времени формирования египетской цивилизации и возникновению первого древнеегипетского государства.
Плита сделана в ознаменование объединения Верхнего (южного) и Нижнего (северного) Египта в единое государство.
После победы царь Менес основал новую столицу в Мемфисе, на границе двух стран, что позволяло ему успешнее править объединенным государством.
Плита дошла до нас от его преемника Нармера.
Содержание:
На одной стороне царь в короне южного Египта убивает северянина, внизу — убегающие северяне.
На другой стороне наверху — торжество по случаю победы: царь в короне побеждённого Севера идёт с приближёнными смотреть на обезглавленные трупы врагов, а внизу — царь в образе быка, разрушающего вражескую крепость и топчущего врага; средняя часть этой стороны занята символической культовой сценой неясного содержания.
В этом памятнике уже можно проследить основные черты складывающегося древнеегипетского стиля:
- Построчное изображение
- Сложение законченной композиции с композиционным центром (принцип доминанты и соподчинения)
- Выразительность силуэтов.
- Последовательность и симметрия в изображении фигур.
- Отдельные фигуры делаются большими, чем остальные, чтобы подчеркнуть их важную роль.
Древнее царство (3000 – 2300 до н.э.).
Считалось, что душа за неимением тела (если мумификация окажется несовершенной) может войти в статую и оживить ее, благодаря чему загробная жизнь умершего будет продолжаться. Следовательно, большую роль в искусстве Египта играла скульптура, а ваятель пользовался почетом и назывался «санх», что значит «творящий жизнь».
В Древнем Царстве скульптура была обобщенной и идеализированной. Фараона изображали в расцвете сил, с бесстрастным лицом в позе величавого спокойствия. Статуи были стоящими или сидящие. Для фигур были канонические требования. Стоящие статуи строго фронтальны, напряженно выпрямлены, головы прямо руки опущены и плотно прижаты к телу, левая нога чуть впереди. Одежда мужчин – это короткая набедренная повязка, женщин – длинное облегающее прямое платье. Материалом для статуй были дерево, гранит, базальт, песчаник. Мужские фигуры раскрашивали в кирпично-красный цвет, женские - в желтый. Был канон в рельефном изображении – голова и ноги в профиль, глаза, плечи, грудь в фас. Важную роль играли рельефы и росписи на стенах гробниц и храмов. Они также были связаны с заупокойным культом. Поясное изображение сцен. В настенных росписях фараон был крупнее всех. Канон распространялся только на фараонов и вельмож, простых людей изображали свободно. Рельефы обычно плоски, они почти не выступают над поверхностью стены. Использовали 2 техники рельефа – барельеф и врезанный рельеф с углубленным контуром. Силуэт всегда ясен и графичен. Композиция рельефа строится горизонтальными полосами, один эпизод под другим, отчего воспринимается подобно рассказу, развертывающемуся в строгой последовательности.
Настенные росписи отличаются достаточно узкой цветовой гаммой, в основном это черные, коричневые, белые, красные и зеленые оттенки. Изображение людей подчинено жесткому канону, строгость которого тем выше, чем выше статус изображаемого. Динамизм и экспрессия свойственны фигурам, изображающих второстепенных персонажей.
В основном изображались сцены из жизни богов и фараонов. Красочные фрески и рельефы воссоздают обстановку, которая должна окружать покойника, в каком бы мире он не находился. Живопись достигает высокой филигранности, как в изображениях персонажей, так и в силуэтах иероглифов.
Вопросы:
1) Где расположен Египет и какая река протекает на его территории?
2) На какие периоды принято подразделять историю и культуру Египта?
3) Расскажите об общественном строе в Египте.
4) Какой памятник Древнего Египта знаменует рождение стиля?
5) В чем заключается этот стиль?
6) Какую роль статуя играла в вероучении Древнего Египта?
7) Опишите канон, по которому изображали фараона в скульптуре, рельефе и живописи.
8) В изображении кого мастер мог не соблюдать канон?