Судьба украинской культуры в 1930-х годах





Тридцатые годы стали для украинской культуры зловещей Голгофой, крестным путем, пройденным по вине антинародной, антинациональной политики советского государства сталинских времен. Процессы украинизации было насильственно прекращено, ее инициаторов и идеологов репрессированы, возведено почти под корень представителей сознательной национальной интеллигенции независимо от их политической ориентации, совершено настоящий геноцид в отношении украинского крестьянства во голодомора 1932-33 гг

В конце 20-х — начале 30-х гг Сталин и его окружение совершили политический переворот, отстранил от руководства партийным и государственным жизнью «оппортунистов», начал массовые политические репрессии. Началась целенаправленная борьба против украинской интеллигенции. «Шахтинское дело», разоблачения так называемого «национального уклона» в КП (б) У, мифических «Союза освобождения Украины», «Украинского национального центра», «Блока украинских националистических партий», «Всеукраинского боротьбистского центра», «троцкистско-националистического блока »- это далеко не полный перечень преступлений сталинщины в конце 20-х — 30-е гг Так,« Делом СВУ »воспользовались для того, чтобы искоренить автокефальной церкви. Провозглашена одним из звеньев националистического подполья, УАПЦ была вынуждена самоликвидироваться в 1930 г., ее немногочисленные обломки перешли на нелегальное положение. Русскую православную церковь также не спасла ее угодливая политика 30-х гг: храмы разрушали, священников преследовали, вербовали, а непокоренных сажали и уничтожали.

Анализируя общую общественно-культурную ситуацию 30-х годов в Украине, можно условно выделить следующие этапы ее развития:

1. 1930-32 гг Маховик искусственно обостренной «классовой борьбы» уже раскручивается, но в национально-культурной жизни сохраняется положительная инерция 20-х гг Пока идет работа на ниве украинизации прессы, школы, культурно-пропагандистской деятельности, делопроизводства. Сохраняются остатки либерализма в культурной политике. Все это существует преимущественно благодаря принципиальной позиции Николая Скрипника-теоретика национального вопроса, известного государственного деятеля новой Украины.

2.1933-35 гг Постановления ЦК ВКП (б) подвергают нещадной критике «ошибки КП (б) У в введении коллективизации и национальном вопросе». Для «укрепления» руководства в Украину направлены П. Постишевта его помощники. Начинается массовый террор и спровоцирован голодомор. Отстранен от своей должности М. Скрипник кончает жизнь самоубийством. С арестом в мае 1933 г. писателя М. Ялового начались репрессии против деятелей культуры г. Харькова. Глубоко потрясен арестом товарища, затравленный политическими обвинениями, застрелился Хвылевой. Арестованы и отправлены в лагеря О. Вишня, Л. Курбас, которого обвиняют в национализме, выгоняют из театра, заключают, впоследствии он погибает в лагере. Жертвами репрессий стали художник М. Бойчук и его последователи, драматург Кулиш, писатели-члены Всеукраинской ассоциации пролетарской литературы (ВАПЛИТЕ), мастерские революционного слова «МАРС», неоклассики, футуристы и др.. Сразу после убийства С. Кирова в декабре 1934 г. арестованы и расстреляны Г. Косынка, Д. Фальковский и др.. Только писателей за это время репрессировано около 500! Именно об этих людях можно сказать, что они олицетворяют «расстреляно возрождение» украинской культуры. Подверглись разгром ВУАН и Всеукраинская ассоциация марксистско-ленинских институтов, ликвидировано значительное количество НИИ, прежде всего, гуманитарного профиля, «изреженных» кадры национального учительства и кооперативного движения.

3. 1936-38 гг В 1936 г. волна репрессий приходит, стабилизируется экономическое положение. Но уже в 1937-38 гг репрессированы почти все руководящие партийные, государственные, военные и пр.. кадры на всех уровнях — в частности те, руками которых осуществлялся террор 1933-35 гг Новый шквал репрессий вносит многих еще уцелевших деятелей культуры. Только конце 1938 г. массовый террор прекращается, усилия концентрируются на решении практических задач, так как возникли большие сложности, вызванные кадровыми опустошениями и ухудшением международной ситуации.

Таким образом, 30-е гг дают противоречивую и по-своему пеструю картину. Баснословной цене оплачены хозяйственные подвиги суток индустриализации. Утверждена тоталитарная политическая модель. Рядом с некоторыми достижениями (ведь творческая деятельность не прекратилась вовсе) наблюдалась потеря творческого потенциала, накопленного в 20-е гг Сузилась тика и проблематика искусства, обеднела его поэтика; с осуждением «формализма» прекратились стилевые поиски. На первый план выходит декретированных государством воспевания героики социалистического строительства, искусство пытаются превратить (и не без успеха) на огромную пропагандистскую учреждение, на производство естетизованих идеологических стереотипов. Одновременно государство продолжало централизованную политику обучения грамоте. В 1930г. было принято постановление об окончательной ликвидации неграмотности среди населения в возрасте от 7 до 35 в течение года. По официальным данным в годы первой пятилетки научились грамоте более 5 млн. человек. Результаты этого процесса были важными, но, применены во ликбеза административно-командные методы уменьшали культурную стоимость правительственной политики. Во многих случаях грамотность сельского населения, полученное кавалерийским наскоком, была поверхностной, не опиралась на традиции национальной культуры и народной мудрости. Все это создавало почву для распространения в Украине сталинской социальной мифологии, давало возможность манипулировать массами, использовать их в антинародных, антигуманных и, по сути, анти культурных целях.

Советская власть пыталась охватить всех детей школьным обучением. В 1930 г. Украина включилась в поход за «всеобуч». В течение второй пятилетки в основном завершен переход к обязательному начального обучения на селе, а в городах — до всеобщего семилетнего обучения. Произошли изменения в организации школьного: в течение 1932-34 гг введен общесоюзную систему народного образования с унифицированным программам и учебникам. Украинская школа теряла свое национальное лицо, стирались местные особенности, сужались возможности проведения педагогических экспериментов.

В Украине разворачивалась сеть просветительских учреждений, которые выступали в роли «активных проводников политики партии». С 1928 по 1941 гг количество клубов в СССР увеличилась с 1 Идо 25 тыс, а библиотек — с 9 до 22 тыс. В республике функционировали 115 музеев.

В СССР работали выдающиеся научные коллективы, такие, как климатических школа Д. Граве, коллектив физиков Украинского физико-технического института (Харьков), где работали И. Курчатовта Д. Ландау. Продолжать творить историки Д. Багалей Д. Яворницкий, М. Яворський. Количественные указатели научного потенциала росли: если в 1928 г. в научно-исследовательских учреждениях республики работало 3,7 тыс. ученых, то в конце 30-х гг — 19,3 тыс. В конце 20-х гг начался погром в науке, продолжался в течение всего следующего десятилетия.

В области искусства сталинизм пресек даже тем формам творческого соревнования, которые существовали в 20-е гг Специальными постановлениями ЦК ВКП (б) были ликвидированы все литературные, художественные объединения, вместо них созданы централизованные структуры — Союз писателей Советского Союза, Союз композиторов, Союз художников, они имели свои отделения — республиканские организации. Концертная деятельность была монополизирована украинской государственной филармонией.

Украинская музыка 30-х гг сохраняла значительный творческий потенциал яркие музыкальные образы создали Л. Ревуцкий, Б. Лятошинский, М. Вериковский, В. Косенко, К. Данькевич и др.. Довершувалися в творческой мастерства исполнительские коллективы — капелла «Думка», Государственная образцовая капелла бандуристов, женский театрализованный хоровой ансамбль В. Верховинца. Функционировали консерватории в Киеве, Харькове, Одессе.

Преодолевая препятствия, старался сохранить свои творческие достижения украинских театр. В конце 30-х годов в Украине существовало более 80-ти театров. Заметных успехов достигла молодая советская драматургия. Темы социалистического строительства, героики революции были основными в творчестве театральных коллективов. В репертуар украинских театров снова вошли произведения зарубежной и отечественной классики. На основе традиций украинского реалистического театра и принципов системы Станиславского в ведущих театрах Украины высокого уровня достигла актерское мастерство А. Бучмы, Г. Юры, Н. Ужвий, Ю. Шумского, Д. Милютенко, И. Марьяненко, А. Сердюка и др. . В конце 30-х годов в семью украинских мастеров сцены влились деятели западноукраинских земель и Северной Буковины.

Творчество советских архитекторов была направлена на решение задач, связанных с массовым комплексным строительством, которое должно удовлетворить новые требования жизни.

Масштабное строительство промышленных предприятий обусловило быстрый рост численности населения в старых городах, возникновение новых городов и поселков. Разрабатывались типовые проекты жилых домов для застройки рабочих поселков, возникали новые по социальному назначению типы общественных зданий. В архитектуре этого периода различают три основных стилистических направления. Первом присущи поиски, направленные на использование форм и приемов народной деревянной архитектуры и украинского барокко, для второго направления характерно использование форм классицизма, а третьим архитектурным стилистическим направлением был конструктивизм, идеи которого пропагандировала творческая молодежь, объединившаяся в ТСАУ (Общество современных архитекторов Украины). Последнему направлению присущи поиски рациональных конструктивных и планировочных решений с использованием новейших для того времени строительных материалов. Образцами таких сооружений могут служить студентськиий общежитие «Гигант» (1928 1929рр., Арх. А. Г. Молокин) и Дворец культуры железнодорожников (1929-1932 гг, арх. А. 1. Дмитриев) — обе в Харькове. Значительным архитектурным ансамблем того времени является площадь Свободы (того времени площадь Дзержинского) в Харькове с сооружениями, которые были объединены единым композиционным замыслом: здания Госпрома (1925 — 1929рр., Арх. С. С. Серафимов, М. Д. Фельгер, С. М. Кравец), проектных организаций (1930-1933 гг, арх. С. С. Серафимов, М. А. Зандберг-Серафимова), кооперации (1933-1935 гг, арх. А. И. Дмитриев, О. Р. Мунц), отель «Интернациональ» (1931 -1932 гг, арх. Г. А. Яновицкий).

Разрабатывались генеральные планы застройки новых и реконструкции старых городов. В основу создания генпланов были положены научные экономические разработки, предусматривалось создание промышленных зон, жилых районов с необходимым количеством учреждений культурно-бытового назначения, решались проблемы развития транспортируй инженерных коммуникаций. В 1936 г. коллективом архитекторов под руководством проф. П. П. Хаустова был разработан первый генеральный план Киева. Генпланы были также разработаны для Донецка, Харькова, Николаева, Чернигова, Днепропетровска и других городов.

Развитие звукового кино обусловил строительство кинотеатров нового типа, в частности многозальных. Дальнейшее развитие профессионального искусства и художественной самодеятельности определили размах и масштабы сооружения строений культурного назначения.

Общие процессы общественной жизни определяли пути развития изобразительного искусства. В 30-х годах начался процесс объединения художников на основе принципов партийности и народности. тика произведений изобразительного искусства была связана с новой социальной реальностью: отображение сцен с колхозной жизни, производственная тика. В жанре портрета украинские художники все чаще обращались к образу рабочего. Реконструкция городов и сел в стране обусловила дальнейшее развитие монументальной и монументально-декоративной скульптуры. Важным событием культурной жизни Украины стало открытие памятника Т. Шевченко в Харькове (скульптор М. Манизер, 1935г.) — Одного из самых совершенных монументов Кобзарю. Рассчитан на круговое обозрение, он составляет композицию из шестнадцати фигур, спиралью охватывают постамент, на котором возвышается шестиметровая статуя Т. Шевченко. Из них — печальная женщина с ребенком на руках — образ, навеянный «Екатериной», воплощение Украине времен поэта ». Выше — герои крестьянских восстаний, рекруту николаевской бескозырке, девушка-крепостная с граблями и палкой, борцы первой русской революции с флагом на надломленной древку. Еще выше — герои революционных битв 1917 г. и, наконец, современники авторов памятника — шахтер, красноармеец, колхозник и комсомолка! Так раскрывается замысел Памятники: Тарас Шевченко предстает в нем вдохновителем революционных масс, певцом восставшего народа, олицетворением его мятежного духа.

Так монумент М. Манизера перерастает значение памятника поэту. Связывая образ, судьбу, поэзию Кобзаря с судьбой народа, его священной борьбой и освобождением, скульптор создает монумент народа Украины.

Неизбежность победы народа утверждает и фигура Т. Шевченко, представлена в сильном порыве, и жест руки Тараса, сжатых в кулак.

Работая над монументом, скульптор бережно проделывал каждую фигуру, каждый элемент композиции, из которой исключал все случайно. Отбирая только самые необходимые изобразительные элементы, он тщательно продумал форму статуй. Работа М. Манизера имела принципиальное значение для дальнейшего развития украинской скульптуры следующих десятилетий. Его подход к проблемам монументальной пластики, понимание формы стали своеобразной нормой, которую последовали поколения скульпторов 30-40-х годов.

Этот же скульптор был автором Памятники Тарасу Шевченко в Каневе (1939 г.). Здесь статую установлено на высоком (8 метров) постаменте, формы которого подчеркивают и усиливают намеченный в скульптуре движение в сторону Днепра и необозримых луговых пространств. Легко и четко вырисовываясь на фоне неба, памятник парящий высоко над землей, дух Кобзаря, его поэзии, материализованный в монументе вечно озарять нашу жизнь, — таков замысел художников.

Четкая логика замысла, величие идей, воплощенных в монументах, их безупречная реалистичная пластическая форма, до конца продуманное композиционное решение ставят работы М. Манизера в число классических произведений украинской монументальной пластики. Они говорят: скульптура овладела идеями своего времени и необходимым художественным языком для их воплощения.

30-е годы — время, когда в монументальной скульптуре уверенно входило молодое поколение, уже воспитанников советского времени. Горячий темперамент и романтическая любовь к ярких характеров, типичные черты человека новой революционной эпохи — все это характерно для произведений Н. Лысенко, Л. Муравина, Б. Иванова, Ю. Белостоцкого, Е. Фридмана, Г. Петрашевича и других.

Развитие монументального искусства происходил согласно ленинскому плану монументальной пропаганды.

В сложных условиях развивался кинематограф. С появлением в начале 30-х гг звукового кино начался принципиально новый период его эволюции, который сопровождался развитием кинодраматургии, внесением значительных изменений в режиссуру, актерское мастерство, композицию кадра, монтаж. В 1930 году на Киевской кинофабрике режиссер Дзига Вертов осуществил постановку первого советского звукового документального фильма «Симфония Донбасса» о героическом труде рабочего класса Украины. Советское киноискусство обогащалось произведениями А. Довженко, Л. Лукова, А. Роом, И. Кавалеридзе, И. Савченко. Внимание кинематографистов сосредоточивается на исторической, историко — революционной ной, создаются фильмы-экранизации произведений украинской и русской классики. В 1939-1940 гг на Киевской киностудии были поставлены первые в Украине цветные фильмы: «Сорочинская ярмарка» (реж. М. Экк) и «Майская ночь» (реж. М. Садкович) затворами Н. Гоголя. В украинском кинематографе работали композиторы Б. Лятошинский, К. Данькевич, П. Козицкий, М. Вериковского, Ю. Мейтус, Д. Кабалевский. Развивалось документальное, научно-популярное и мультипликационное кино. В 1934 г. при «Украинфильми» был организован отдел художественной мультипликации, где были поставлены первые украинские мультипликационные фильмы «Мурзилка в Африке», «Тук-тук и его товарищ Жук», «Жук в зоопарке» и др.. Но и на развитии советского кинематографа не могла не сказаться душная атмосфера сталинщины.

Рассматривая влияние политики украинизации на развитие культуры, на состояние интеллигенции, ее сознание, самосознание и социально-психологические настроения, можно обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, официальная украинизация происходила параллельно с процессом национально-культурного возрождения, начавшегося национальной интеллигенцией. Она создала благоприятные условия для этого национально-культурного возрождения. В практических действиях партийных органов относительно украинизации наблюдались два параллельных направления: одно — официальная украинизация в строго очерченных рамках, второй — подавление или ограничение неподконтрольных стремлений национальной интеллигенции к свободного национально-культурного самоопределения (это направление было связано с распространением «классового подхода» к культуры). Во-вторых, украинизация, перевернувшись на образование, науку и культуру, вызвала серьезный подъем национального самосознания украинской интеллигенции, который впоследствии в тоталитарном государстве пришлось тушить жестокими репрессиями. В-третьих, именно благодаря украинизации в образовании удалось заложить основу для изменений в составе интеллигенции в пользу коренной национальности. Несмотря на репрессии 30-х г., уничтожение старой интеллигенции, ее воспроизведение по всем каналам произошло с преимуществом именно украинский. Наконец, совпадая во времени и пространстве с процессами национального самовидродження, украинизация во многом способствовала формированию самобытной литературно-художественной культуры нового поколения, которая в полный голос заявила о себе в 20 — е г. и почти полностью была уничтожена в 30 — е. Ю. Лавриненко метко назвал ее «расстрелянным возрождением». Украинизация и сопутствующие ей явления оставили заметный след в истории Украины.

 





Читайте также:
Термины по теме «Социальная сфера»: Общество — сумма связей, система отношений, возникающая...
ТЕМА: Оборудование профилактического кабинета: При создании кабинетов профилактики в организованных...
Жанры народного творчества: Эпохи, люди, их культуры неповторимы. Каждая из них имеет...
Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.018 с.