Не менее интересна и трансформация в романах легенд и преданий об оборотнях. Вот что говорят о них древние источники.




Вампиры

Во Вселенной «Дозоров» представление о них довольно сильно отличается от описаний, встречающихся в классической литературе и мифологии.

Вампиры - мифологическая или фольклорная нечисть. [17] Являются нежитью, питающимися человеческой или животной кровью. Вампиры относится к классу нежити. Кровь является для них источником силы. Они ненавидят солнечный свет. Святая вода жжет их плоть, словно кислота; домашние животные приходят в ужас от одного их присутствия. Они необычайно сильны и быстры. Умеют оборачиваться летучими мышами. Зеркало не отражает их ликов. Их сердца не бьются, но они не мертвы. Их губы ярко-алого цвета, но лица безжизненно бледны...Далеко не все вампиры встают из гробов и превращаются в летучих мышей, чтобы перелетать с места на место.

Прежде всего, вампир не мертв. Это значит что он или она, не мертв или жив, а живет в неопределенности между этими двумя понятиями. Большинство его органов уже не функционирует, так например, ему совсем не нужно дышать. Однако сердце и мозг, продолжают работать. Вампир должен пить кровь живых существ (необязательно людей), для поддержания в форме, своего организма. Выпитая кровь также придает ему силу, и способности, которые утрачиваются, если вампир голоден и ослаблен. Если вампир не потребляет нужное ему количество крови, его кожа начинает показывать признаки распада, схожие с нашим старением, но только во много раз быстрее. Голодный вампир наиболее уязвим. Однако только что насытившийся - представляет максимальную опасность.

Они имеют очень бледный цвет лица, а недавно питавшийся вампир, имеет признаки небольшого румянца, который быстро исчезает. Глаза расположены глубоко в глазницах, губы, имеют ярко красный цвет. В некоторых частях Восточной Европы и России, считают что вампиры, имеют раздвоенный кончик языка, как у змеи. Клыки выдвигаются, когда вампир готовиться укусить, а не торчат наружу все время.

Творчески интерпретируя эти сведения, Сергей Лукьяненко в своих книгах уточняет, что вампиры, безусловно, нуждаются в человеческой крови <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C>, однако с конца XX века они научились обходиться донорской кровью, хотя многие предпочитают высасывать кровь живого человека. Каждый вампир, согласно договору, может получить у светлых магов определённое количество лицензий на убийство. Считается, что система лицензий - наименьшее зло: без неё вампиры убивали бы людей в огромных количествах. Жертвы выбираются по жребию («вампирская лотерея»). Освобождены дети до 12 лет, Иные и члены их семей первой степени родства. Жертву, на которую выпал жребий, вампир полностью подчиняет своей воле: она сама приходит на Зов вампира и не испытывает ни боли, ни страха, когда её кровь выпивают. Многие вампиры отказываются от лицензий на убийство, предпочитая донорскую кровь. Наиболее сильные (но не обязательно высшие) вампиры способны превращаться в различных животных, например, в летучую мышь, волка или крысу. В зеркалах, кстати, отражаются, да и проблем со светом не испытывают, хотя солнечный свет для них неприятен. И не боятся чеснока, осины или серебра (к которому вполне могут прикоснуться). Тем не менее, серебряные пули, попавшие в вампира, причиняют сильную боль и могут временно вывести вампира из строя, но не убить. Алкоголь вызывает у них сильный ожог. Кроме того, они не могут войти в чужой дом без приглашения. И никто не знает, почему. Редко встречаются в Восточной Европе, в отличие от Европы Западной. [11]

Таким образом, автор не только использует сведения о вампирах, которые содержатся в старинных легендах, но и адаптирует их к современному информационному пространству; что-то детализирует, что-то, напротив, «развенчивает», объявляя суевериями. Благодаря этому достигается волшебный эффект достоверности.

Не менее интересна и трансформация в романах легенд и преданий об оборотнях. Вот что говорят о них древние источники.

Оборотень - чудовище, существующее во многих мифологических системах. [17] Подразумевается человек, умеющий превращаться в животных либо наоборот. Животное, умеющее обращаться в людей. Часто таким умением обладают демоны, божества и духи. Классическим же оборотнем считается волк. Именно с ним связывают все ассоциации, рождаемые словом «оборотень». Это изменение может произойти как по желанию оборотня, так и непроизвольно, будучи вызвано, например, определенными лунными циклами или звуками (вой). Оборотни не подвержены старению и физическим заболеваниям благодаря постоянной регенерации (обновлению) тканей. Поэтому они практически бессмертны. Однако их можно убить, смертельно ранив в сердце или мозг, или иными способами, которые повреждают сердце или мозг (например, через повешение или удушение). Считается что серебро так же смертельно для оборотня.

Хотя по своей сущности оборотень является волком, находясь в волчьей форме, он, тем не менее, сохраняет человеческие способности и знания, которые помогают ему убивать. Такие вещи, как определенный выбор жертв, обход ловушек и человеческая хитрость становятся очевидными при расследовании дел, связанных с оборотнями.

Оборотни же С.Лукьяненко, безусловно, наделены определенным сходством с оригиналом, но автор и здесь подошел к проблеме творчески. Примерно раз в 2-3 недели оборотень теряет над собой контроль и превращается в зверя (перекидывается). Безумие длится несколько дней. Периодические сумасшествия настолько мучительны, что из-за них оборотень может покончить жизнь самоубийством. [11]; [13]Превращения не связаны с фазами Луны. Кроме потери контроля над собой, оборотень может перекинуться и по собственному желанию. Оборотней следует отличать от магов-перевёртышей (в Дозорах это Тигрёнок и Медведь). Перевёртыш превращается в зверя по собственному желанию и всегда способен контролировать эту способность.

Но, кроме стандартного набора мифологических персонажей, автор активно вводит в свои произведения новых героев, которых нечасто встретишь в традиционном фэнтэзи. Так, в романе «Дневной дозор» впервые появляется такой герой как девона.

Девона (дивана, дуана, дубана) - в Средней Азии (Таджикистане, Узбекистане, Киргизии, Туркмении, Казахстане), а также у других тюркских народов (башкир, татар, азербайджанцев) - странный, сумасшедший, юродивый, одержимый духами. Термин происходит из таджикско-персидского (фарси), и буквально означает «одержимый дэвами». [17]

По традиции девона уважается и иногда почитается населением, как человек Аллаха, к которому приходят необычные видения. Считается, что девона обладает сверхъестественными способностями, может быть магом и прорицателем. Понятие девона происходит из доисламских верований, предполагается, что ранее девоной называли шаманов.

Интерпретация образа девоны у С. Лукьяненко, на мой взгляд, наиболее близка к фольклорному представлению о нем и наиболее интересна. Вот как звучит рассказ дозорного Алишера, сына девоны: «…Девона - слуга, которого создает себе могущественный маг. - Голос Алишера был ровным, будто он лекцию читал. - Маг находит безродного дурачка, который никому не нужен, и впускает в него Силу из Сумрака. Накачивает чистой энергией… так что на свет появляется глупый, но очень здоровый и владеющей магией человек… Нет, уже не совсем человек. Но и не Иной, вся его сила - заемная, вложенная когда-то магом. Девона верно служит своему повелителю, может творить чудеса… но с головой у него по-прежнему не все в порядке. Обычно маг выбирает дебилов или даунов, они не агрессивные и очень преданные. Вложенная Сила дает им здоровье и долголетие… В народе девону считают одержимым духами. Отчасти так оно и есть… это словно взять пустой, треснувший сосуд и заново его наполнить. Только вместо разума обычно наполняют преданностью." [12; 257]

Девона, который привез в Москву «Мел Судьбы» был именно таким: абсолютно преданным и начисто лишенным инстинкта самосохранения.

Созданием мага является и голем, упоминаемый в «Новом Дозоре», и встреча с ним обычно неприятна. Проще говоря, это - глиняная машина с несложной программой, предназначенная для охраны, которую злые руки могут использовать не по прямому назначению. Например, для нападения. «Голем помедлил, а потом всосался в землю. Обычно големы, созданные для выполнения одного конкретного задания, рассыпаются в прах. Но этот не рассыпался… и, похоже, он свое задание выполненным не считал…»[10;244].

Автор, судя по приведенным ниже данным, не слишком погрешил против мифа, в котором говорится, что Голем - глиняный великан, которого, по легенде, создал праведный раввин Лёв <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C_%D0%B8%D0%B7_%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%B8> для защиты еврейского народа. [31] Весьма распространённая, возникшая в Праге <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%B0> еврейская народная легенда об искусственном человеке («големе»), созданном из глины для исполнения разных «чёрных» работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и главным образом для предотвращения кровавого навета <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D1%82_%D0%BD%D0%B0_%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2> путём своевременного вмешательства и разоблачения. Исполнив своё задание, голем превращается в прах. Создание голема народная легенда приписывает знаменитому талмудисту <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BB%D0%BC%D1%83%D0%B4> и каббалисту <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B1%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B0> - главному раввину Праги, Махаралю <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C_%D0%B8%D0%B7_%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%B8> Йехуде Бен Бецалелю.

Среди низших Темных в масштабной «Вселенной Дозоров» особое место занимают дэвы. Что такое дэв в трактовке С.Лукьяненко? «…По сути, те же самые големы, вот только не имеющие никакой материальной основы: ожившие сгустки Сумрака, закрученные вихри Силы. Согласно легендам, создание такого дэва (арабы чаще называли их джиннами) считалось своего рода экзаменом мага на Высший уровень. Во-первых, надо было создать голема, во-вторых, подчинить себе. Некоторые срезались на первом этапе, но гораздо печальнее была судьба тех, кто напортачил на втором...» [12; 276] То есть, дэв - создание рукотворное. Но в высшей степени могучее. «…Миг - я погрузился на второй слой Сумрака. И тут же увидел дэва. Гибкое, сотканное из струек огня и дыма тело действительно напоминало сказочного джинна. Преобладал серый цвет, даже лепестки пламени были черно-серыми с едва уловимым багровым оттенком. Ног у дэва не было, торс сужался, превращаясь в змеиное тело, извивающееся при движении. Земля под ним дышала паром, будто влажное белье под утюгом. Голова, руки и даже нелепо торчащие из змеиной половины гениталии выглядели вполне человеческими. Только огромными - дэв достигал в росте пяти - пяти с половиной метров - и состоящими из дыма и пламени. Глаза горели алым огнем - единственная яркая деталь и на теле дэва, и на всем втором слое Сумрака…» [12; 277]

В специальной литературе дэвы - порождение «злой мысли, лжи», то есть, подтверждается их вторичная, «рукотворная» природа. Их бесчисленное множество, образы Дэвов слабо индивидуализированы. [17] Представления о Д. сохранились в фольклоре иранских народов; у таджиков Д. - великаны, покрытые шерстью, с острыми когтями на руках и ногах, ужасными лицами. Д. живут в своих логовищах (дэвлох), в диких, труднодоступных местах, или внутри гор, на дне озёр, в недрах земли. Там они стерегут сокровища земли - драгоценные металлы и камни; славятся ювелирным искусством. Обвалы в горах и землетрясения объяснялись работой Д. в своих мастерских или тем, что «Д. бушует». Д. ненавидят людей, убивают их или держат в темницах в своих жилищах и пожирают каждый день по два человека - на обед и на ужин. Они бесчувственны к мольбам пленников и на заклятия именем бога отвечали богохульствами.

Легендарные иранские цари и богатыри выступают как дэвоборцы. Главный дэвоборец - Рустам. Согласно дошедшему до нас фрагменту раннего согдийского сочинения 5 в., Рустам осадил Д. в их городе, и те, решив погибнуть или избавиться от позора, пошли на вылазку: «многие взобравшиеся на колесницы, многие на слонах, многие на свиньях, многие на лисицах, многие на собаках, многие на змеях и ящерицах, многие пешком, многие шли летая, как коршуны, а также многие шли перевёрнутыми вниз головой и ногами кверху... Они подняли дождь, снег, град и сильный гром; они издавали вопли; испускали огонь, пламя и дым». [33]

Таким образом, в «Дозорах» сходство дэва мифического и дэва литературного весьма условно: сходства наблюдаются только в извергании огня и дыма, а также в общей агрессивности. Дэвы Лукьяненко ближе к восточным джиннам - как по облику, так и по дурному нраву.

Из упоминающейся в цикле романов нечисти встречается бескуд - как низший Темный, состоящий на должности дежурного в офисе Дневного Дозора.

«Редкий и почти неисследованный вид нечисти -бескуды. Их основной ареал обитания - Восточная Европа: Карпаты, Польша, Чехия, Словакия. Бескуды отличаются острыми треугольными зубами и щелевидными зрачками. Их относительно много в пражском Дневном дозоре, а вот на территории бывшего Союза бескудов зарегистрировано всего шестеро. Впрочем, название московского района Бескудниково наводит на мысль, что в прошлом эта нечисть была более распространена.» [12;31]

Причина удручающей демографической ситуации среди бескудов предопределена по всей видимости их генетической зависимостью от северо-западной части Карпат. Как известно, этот регион называется Бескиды. Совпадение названий - бескуды и Бескиды - неслучайно и во многом говорит само за себя. Первое упоминание и бескудов, и Бескид относится к I веку н.э. Согласно римским хроникам, в других областях Карпат в то время проживали дакийские племена карпов (лат. Carpi, которые и дали название Карпатам), а в интересующем нас регионе бытовала отдельная ветвь бастарнов - боскудлы (лат. Oskudloi). Отметим, что в течение где-то 500 лет - от III века до н.э. до II века н.э. - бастарны считались одним из сильнейших племен Восточной Европы (Европейской Сарматии). Однако после 280 года н.э. они исчезают со страниц истории практически полностью. Боскудлы из Бескид - также. [34]

Бескуды относятся к персонажам «второго плана», но информация, обнаруженная в процессе поиска первоисточников, оказалась настолько интересной, что остается предполагать: автор непременно использует ее при написании продолжения цикла.


ВЫВОДЫ

 

Взявшись разрабатывать данную тему, я знала, что это будет увлекательно, но даже не могла предполагать, насколько. Проведенное исследование дало возможность сделать следующие выводы:

Создавая свою художественную Вселенную, автор подходит к своей роли Творца тщательно и добросовестно. Ведь мы получаем не только лихо закрученный сюжет, ярких и запоминающихся персонажей, но и сложную, многокомпонентную картину альтернативного мира.

Использованные при написании романов исторические и мифологические персонажи органично вплетаются в ткань повествования.

Авторская интерпретация исторического и мифологического материалов достаточно корректна. Нареканий со стороны литературоведов, специалистов по мифологии не обнаружено. Правда, представители Православной Церкви (они, оказывается, тоже неравнодушны к фантастике) сочли упоминание Христа как «Величайшего Светлого» богохульным - и в контексте, и как всякое упоминание всуе.

С.Лукьяненко осознанно вводит в свои произведения героев, чьи имена могут «зацепить» внимание читателя, таким образом, определяя свою роль в некотором роде как просветительскую.

Автор работает с огромным количеством первоисточников, сознательно адаптируя исторические и мифологические имена к реалиям современной жизни. Периодически герои в личных беседах обсуждают и опровергают информацию о них же самих, посмеиваясь над суевериями и неточностью словарей и справочников. Это создает видимость полемики, в которой суеверия и мрак посрамлены, а на свет божий является Истина.

…Многие верят.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алексей Колмогорцев. Стой, кто Иной! / Книжная справа // Сайт «Правая.ru» <https://www.pravaya.ru/book/23/6189> (рус.) (12 января 2006)

. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. - 670 с.

. Вундт В. Миф и религия. СПб., 2000. - 477 с.

. Голосовкер Я.Э. Логика мифа // Вопросы философии. - 2006. - № 5. - С. 154.

. Гусарова А.Д. Жанр фэнтези в русской литературе 90-х гг. двадцатого века: проблемы поэтики. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук (10.01.01. - Русская литература). Петрозаводск, 2009

. Захаров В. Условность и фантастика // Жанр и композиция литературного произведения. Петрозаводск, 1986. - С. 41 - 52.

. Ильенков Э. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. Вып. 6. М., 1964. - С. 90 - 97.

. Литературный энциклопедический словарь /под общ. ред. В.М.Кожевникова и П.А.Николаева/. - М.: «Советская энциклопедия». - 1987.

. Лотман Ю.М. Заметки о структуре художественного текста// Труды по знаковым системам. Тарту, 1971. - С.286 - 287.

. Лукьяненко С.В.. «Новый дозор». - М.: Астрель, 2012

. Лукьяненко С.В. «Ночной Дозор». - Харьков: Фолио, 2004.

. Лукьяненко С.В.. «Последний дозор» - М.: Астрель, 2010

. Лукьяненко С.В.. «Сумеречный дозор» - Харьков: Фолио, 2004

. Лукьяненко С.В., Васильев В. «Дневной дозор» - Харьков: Фолио, 2004

. Майер Б.О. «Иные» в литературе и жизни (рус.) // «Идеи и идеалы»: журнал. - 2010. - Т. 1. - № 4(6). - С. 104-109.

. Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция: вопросы поэтики. Саратов, 1980. - 199 с.

. Мифологический словарь/Гл.ред. Е.М. Мелетинский - М.:'Советская энциклопедия', 1990 г.- с. 634-635

. Неёлов Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. Л., 1986. - 286 с.

. Новодворская В. Нечистая сила second hand // Новое время. - 2004. - № 37.

. Прошин Д.В. Социокультурная метаморфоза «Ночного» и «Дневного Дозоров» <https://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Mtpsa/2008/articles/Prowin.pdf> (рус.) // Методологія, теорія та практика соціологічного аналізу сучасного суспільства. Збірник наукових праць.. - Харкiв, 2008. - С. 475-481.Тюленев П., Пегасов Н. «Ночной дозор» Сергея Лукьяненко. Монстрология / Врата миров <https://www.mirf.ru/Articles/art1143.htm> // «Мир фантастики»: журнал. - 2006. - № 2(30). - С. 102-105.

. Сапаров О. Фантастика как литература. София, 1990. - 125 с.

. Семенов Р. Молодёжное «Евангелие» для взрослых «Ночной Дозор». Спб., 2005. - 398 с.

. Тамарченко Е. Факт и фантастика // Поиск-90. Пермь,1990. - С. 365 - 368.

. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. М.,1997. - 356 с.

. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М., 1995. - 399 с.

. Тюленев П. Укротители сумрака: Мир «Дозоров» Сергея Лукьяненко <https://www.mirf.ru/Articles/art139.htm> (рус.) // «Мир фантастики»: журнал. - 2004. - № 4(8). - С. 42-45.

. Успенский Б.А. История и семиотика // Успенский Б.А. Избранные труды, Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. М.,1994. - С. 10 -15.

. Шелогурова Г. Об интерпретации мифа в литературе русского символизма//Из истории русского реализма конца 19 - начала 20 веков под ред. Соколова А.Г. - Издательство Московского университета, 1986.

. Шутова М.В., Ткаченко О. Взаимодействие массовой и элитарной культур (на примере анализа фильма «Ночной дозор») / Фольклорный текст и обряд // Школа молодого фольклориста-2005 <https://www.ruthenia.ru/folklore/shutova1.htm> (рус.). Центр типологии и семиотики фольклора РГГУ (20 сентября 2005)

. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1998. - 178 с.

Электронные ресурсы:

31. <https://ru.wikipedia.org>

. <https://traditio-ru.org>

. <https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/>

. <https://www.bestiary.us/beskud>

. <https://lukianenko.ru/>

. <https://www.kulichki.com/moshkow/CULTURE/BART/barthes.txt>

. <https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/melet1/index.php>

. <https://infiniteworlds.narod.ru/stat/int_luklian.htm>

. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: