К 140-летию со дня рождения Ивана Григорьевича Бубнова




 

В настоящее время нет ни одного судна, которое не было бы построено благодаря ему. Теоретически разработки и отдельные принципы математического анализа этого гениального нижегородца легли в основу сложных компьютерных программ, закупаемых нынче Россией за баснословные деньги у зарубежных компаний. Предел прочности рассчитывается «по Бубнову» с одинаковым успехом и для современного подводного флота, и для корпусов космических кораблей.

18 января 1872 года в семье известных нижегородских купцов Бубновых родился сын. Ваня рос смышленым, любознательным мальчиком, сочетавшим в себе природную живость и тягу к знаниям. Близость великой реки, с ранней весны и до поздней осени оживавшей сотнями судов и суденышек, оказали влияние на выбор жизненной стези, - Иван грезил о море, мечтал сам строить корабли. К счастью, его родители, придерживаясь прогрессивных взглядов, не препятствовали сыну в осуществлении мечты, и он свяжет свою судьбу не с торговлей, а с морем.

Иван поступает в Нижегородское Владимирское реальное училище, которое заканчивает в 1887 одним из лучших учеников, проявив исключительные способности по физико-математическим дисциплинам. Окончательно определившись в своих интересах, он продолжает образование в Кронштадтском Техническом училище при Морском ведомстве, которое заканчивает с отличием в 1891 году, и получает должность младшего судостроителя Нового адмиралтейства в Санкт-Петербурге.

Конструирование судов стало смыслом его жизни, и в 1894 году Бубнов становится слушателем кораблестроительного отделения Николаевской Морской академии. Именно здесь вполне раскрывается его талант. Он не только одерживает победу в конкурсе, представив в 1895 году уникальный проект быстроходного крейсера и обогнав своего учителя, занявшего лишь третье место, проводит остроумные эксперименты по успокоению судовой качки, исследует динамику спуска корабля на воду, но и создает первое в мире устройство, измеряющее деформацию.

В 1896 году имя выпускника Бубнова появляется на доске почета Морской академии. В том же году, его, еще не успевшего защитить дипломную работу, приглашают в alma mater на преподавательскую работу, – до последних своих дней Иван Григорьевич будет читать здесь свои знаменитые лекции по кораблестроительному искусству. Одновременно он продолжает обучение в Петербургском университете, углубляя свои знания по математике и теоретической механике.

Гигантский скачек, совершенный мировой наукой в 19 веке, вызвал и бурное развитие военной техники. Появились новые виды вооружений и родов войск, изменились принципы ведения боевых действий. Морские державы уже приняли в строй первые подводные лодки, такой же задачей озаботилось и правительство Российской империи. Приняв к сведению аналитическую записку по этому вопросу, составленную главным инспектором кораблестроения Морского технического комитета генерал-лейтенантом Е. Н. Кутейниковым, в 1900 году Морское министерство поручает Бубнову создание отечественной субмарины.

Не обошлось без курьёза. Учитывая «здравое» умозаключение некоторых кабинетных адмиралов, что «потонувший корабль сражаться не может», военно-морское ведомство учреждает при Морском техническом комитете «Комиссию по проектированию и постройке полуподводной лодки».

Возглавив эту комиссию в конце 1900 года, Бубнов, будучи в должности старшего помощника заведующего Опытным судостроительным бассейном, приступает к разработке подводного боевого судна водоизмещением 113 тонн. Всего за полтора года И.Г. Бубнов, совместно с И.С. Горюновым и М.Н. Беклемишевым проектирует первую русскую военную подводную лодку. Движимое бензиновым мотором судно, при закладке в 1902 году получившее имя «Дельфин», покинуло стапели Балтийского завода в июне 1904 года.

Испытания доказали успешность проекта. Однако, "Дельфину", было суждено открыть счет и катастрофам отечественного подводного флота. 16 июня 1904 года, во время восемнадцатого погружения, прямо у причальной стенки Балтийского завода, лодка затонула. Временно исполняющий обязанности командира судна лейтенант Анатолий Черкасов не успел во время задраить люк рубки, через который стравливался избыток воздуха при погружении. Волна от проходившего по близости катера захлестнула люк и сильно перегруженная субмарина, на которой находилось 36 человек вместо расчетных тринадцати, пошла на дно. Удалось спастись лишь двенадцати морякам, остальные, включая и отказавшегося покинуть лодку командира, погибли.

Через два дня лодка была поднята и после ремонта перевезена во Владивосток. И здесь, 5 мая 1905 года случилась новая трагедия. Во время ремонта из-за небрежности одного из вахтенных произошел взрыв паров бензина. «Дельфин» затонул на небольшой глубине. Погибли двое: вахтенный и случайный посетитель, заинтересовавшийся службой в подводном флоте, второй дежурный спасся, - только отсутствие на борту всех членов экипажа помогло избежать больших жертв. Субмарина вновь была поднята, отремонтирована и продолжила службу в качестве учебно-тренировочного судна вплоть до 1917 года.

Хоть лодка «Дельфин», вооруженная пулеметом и двумя торпедными аппаратами, и имела все атрибуты военного судна, но, все же, имея ряд недоработок, особой боевой ценности не представляла. Конструктор продолжил совершенствование своего детища. Уже в качестве начальника кораблестроительной чертежной Морского технического комитета, в 1903 году, Бубнов создает субмарины "Касатка", "Минога", "Акула", а также типов "Барс" и " Нерпа ". Россия получила новое грозное оружие – подводный флот. Субмарины, созданные И. Г. Бубновым, приняли участие в русско-японской, первой за всю мировую историю войне с участием подводных лодок. 11 марта 1906 года приказом Морского Министра вице-адмирала А.А. Бирилева был официально утвержден подводный флот России, а 20 боевых судов объединены в бригаду подводных лодок Балтийского флота. В 1907 году Бубнов зачисляется в экипаж офицеров подводного плавания.

Иван Григорьевич продолжает заниматься научной и преподавательской работой. Он читает курс лекций строительной механики корабля на кораблестроительном факультете Петербургского политехнического института, ординарным профессором которого становится в 1909 году. Вскоре Ивану Григорьевичу присваивается то же научное звание и на кафедре судостроения Николаевской Морской академии, преподает он и в Морском кадетском корпусе. С 1908 и до начала войны 1914 года Бубнов руководит Опытным судостроительным бассейном Морского министерства в Петербурге. По его инициативе это научно-проектное учреждение реорганизуется, при нем создаются новые лаборатории, занимающиеся исследованиями механических свойств материалов, качества топлива и масел. Здесь же Бубнов разработал революционный метод испытания субмарин под водой, до сих пор применяемый во всем мире.

Еще в 1902 году в опубликованной в «Морском сборнике» работе «Напряжения в обшивке судов от давления воды» Бубнов впервые определяет и дает методы решения всех основные проблем расчета элементов корпуса судна. Эти принципы, как и предложенная им в 1908 году классификация действующих на корабль нагрузок, положили начало новой науке — строительной механике корабля. В своем фундаментальном, до сих пор не имеющем аналогов труде «Строительная механика корабля», увидевшем свет в 1909-1914 годах, Иван Григорьевич выводит формулу для вычисления показателей прочности судна, дает исчерпывающее обоснование принципов кораблестроения. С того времени во всем мире суда проектируются «по Бубнову», а «попутно» открытый им при решении конкретных задач по теории упругости в далеком 1913 году «принцип Бубнова-Галёркина», широко применяемый в математическом анализе, опередил время настолько, что его обоснование для различных типов дифференциальных уравнений математической физики до сих пор является предметом исследований. В этом направлении работали и работают самые выдающиеся математики мира, а одно из первых теоретических подтверждений метода было дано М. В. Келдышем лишь спустя тридцать лет со дня его открытия.

В 1911 году И.Г. Бубнов выступает инициатором применения судовых дизельных энергетических установок и электродвигателей, доказывает влияние глубины моря на скорость корабля. Проектируя линкор «Севастополь», он впервые в мире размещает в линию башни главного калибра, а на однотипном «Измаиле» применяет продольную конструкцию набора корпуса, добиваясь значительного уменьшения массы судна и усиления его артиллерийской и броневой мощи. Именно этот принцип, названный за рубежом «русской системой», был применен немецкими конструкторами при создании «карманных линкоров», грозного оружия нацистской Германии в годы Второй Мировой войны.

В 1912 году И.Г. Бубнов присваивается звание генерал-майора корпуса корабельных инженеров. В это же время начинается строительство спроектированных им подводных лодок серии “Барс”. Оснащенные дизельными двигателями субмарины этого типа стали самыми совершенными для своего времени аппаратами. Для реализации проекта, предполагавшего ввод в эксплуатацию 18 судов, в Ревеле (нынешний Таллинн) было создано акционерное общество «Ноблесснер», где Бубнов осуществлял инженерный надзор за всеми работами. Всего же по разработкам ученого для Российского флота были построены 32 подводные лодки шести проектов.

Но чиновничья твердолобость и бюрократизм, любовно опекавшая интересы иноземных компаний коррупция, достигшая при Николае II чудовищного размаха, тормозили развитие отечественного судостроения. Конструктор с мировым именем пришелся «не ко двору», воплощение идей давалось Бубнову ценой неимоверных усилий, а замечательный проект подводной лодки водоизмещением 1260 тонн с надежным секционным корпусом, так и остался на бумаге. Строительство отечественных лодок умышленно затягивалось, они устаревали еще до спуска на воду. Вместо них за баснословные деньги закупались зарубежные, более несовершенные суда. Заказы на дизели для строящихся в Ревеле и на Балтийском заводе лодок были размещены не в России, а в Германии. В начале Первой мировой войны оставшиеся без двигателей лодки спешно оборудуют устаревшими судовыми машинами в пять с лишним раз слабее проектной мощности, и лишь субмарины «Кугуар» и «Змея», как и должно, имели по два дизеля в 1320 лошадиных сил. Однако конструкция кораблей оказалась столь совершенной, что, даже несмотря на это, русский подводный флот сыграл выдающуюся роль в войне. При всем этом заслуги гениального судостроителя были оценены правительством довольно скромно, - за всю свою жизнь он удостоился лишь орденов Св. Владимира четвертой и третьей степеней и Св. Анны второй степени.

После октября 1917 Бубнов остается в строю. Он по-прежнему преподает, принимает деятельное участие в восстановлении отечественного судостроения, трудится в Центральном экспертном совете, предлагает проект реорганизации работы Морской академии. Последними его научно-практическими интересами были программы по восстановлению речного флота и оптимизации судоходства.

Ивана Григорьевича Бубнова не стало 13 марта 1919 года. Тревожась о родных и близких, он велел никого к себе не пускать, умирая от сыпного тифа в своей квартире на Васильевском острове в полном одиночестве. Лишь немногие из утренних газет в нескольких строках сообщили петроградцам о кончине гениального ученого и инженера, скромно похороненного на Смоленском кладбище.

Имя этого человека навсегда осталось в мировой истории. В его честь названы корабли, проводятся «Бубновские чтения», в Петербурге и Нижнем Новгороде установлены мемориальные доски, а каждого, входящего в просторное фойе ЦКБ «Рубин», встречает огромный портрет выдающегося ученого и инженера. Научный мир благодарно хранит память о нем, а все человечество пользуется его открытиями. Жаль только, что ни в родном городе, ни в северной столице, Родине революционных открытий Бубнова, так и не нашлось места для памятника отцу русского подводного флота и ученому с мировым именем, сделавшим для своего Отечества неизмеримо больше, чем скоропалительно увековеченные псевдореформаторы недавних времен.

 

Михаил Шкуркин

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: