Понятие о кинематике машинно-тракторных агрегатов
В кинематике МТА рассматривают закономерности его движения при выполнении различных полевых работ без учета сил, действующих на трактор и сельскохозяйственную машину. При выполнении полевых работ движение машинных агрегатов происходит с определенной цикличностью: заезд, рабочий ход, поворот, снова рабочий ход, поворот и т. д. Закономерность циклично-повторяющихся элементов движения называют способом движения МТА.
При этом изучают такие параметры движения, как рабочую скорость, длину пути при выполнении различных элементов движения (рабочих ходов, поворотов и их соотношения), зависимость параметров движения от конструкции трактора и сельскохозяйственной машины, соединенных в агрегат, вида выполняемой работы, внешних условий (размеров и площади обрабатываемого участка, влажности почвы, рельефа местности и др.).
На основе этих данных разрабатывают и используют на практике рациональные способы движения и повороты МТА при выполнении различных полевых работ по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в разных условиях при использовании отличающихся конструктивными особенностями сельскохозяйственных машин, последовательность и содержание работ по подготовке полей к работе на них различных агрегатов, выполнения полевых работ. Все параметры движения МТА выбирают такими, чтобы обеспечить возможно бо́льшую производительность и эффективность работы.
|
Кинематические возможности МТА, особенно при криволинейном движении, определяются кинематическими характеристиками трактора и сельскохозяйственных машин: кинематическим центром трактора, кинематической длиной и шириной МТА, центром и радиусом поворота.
Кинематический центр для МТА на базе колесных тракторов с задними ведущими колесами (например, типа МТЗ-80.1) находится на середине оси ведущих колес (рис. 4.1, а). У МТА на базе тракторов повышенной проходимости со всеми ведущими колесами кинематический центр находится на продольной оси трактора на равном расстоянии между ведущими осями (рис. 4.1, б). У МТА на базе тракторов с шарнирно-сочлененной рамой (например, «Кировец») кинематический центр находится в центре шарнирного сочленения полурам (рис. 4.1, в). У МТА на базе гусеничного трактора кинематический центр находится на пересечении продольной оси гусеничного трактора с прямой, соединяющей середины опорных частей гусениц (рис. 4.1, г).
Рис. 4.1.Расположение кинематического центра поворота МТА
(отмечен жирной точкой):
а — колесный трактор с одной ведущей осью; б — гусеничный трактор; в — колесный трактор с двумя ведущими осями; г — трактор с шарнирным сочленением рамы
На схемах движения МТА по полю показывают только траекторию кинематического центра агрегата.
Кинематическая длина МТА L аг — это расстояние от кинематического центра агрегата до задних концов рабочих органов машины. Она определяет длину выезда е агрегата на поворотную полосу до начала подъема рабочих органов сельскохозяйственных машин, так как в этот момент контрольной полосы достигают последние рабочие органы машины — для всех видов МТА e ≈ L аг. Для модульных МТА длина выезда е агрегата на поворотную полосу может быть меньше длины агрегата, если прицепные бункеры для семян и удобрений располагаются позади почвообрабатывающе-посевной секции.
|
Расстояние между крайними точками МТА (левой и правой) называется кинематической шириной агрегата d аг. Кинематическая длина и кинематическая ширина МТА определяют ширину поворотной полосы.
Характеристика способов движения машинно-тракторных агрегатов
Способы движения МТА. Выделяют следующие способы движения МТА: круговые — рабочие ходы параллельны всем сторонам загона; гоновые — рабочие ходы параллельны длинной стороне загона; диагональные — рабочие ходы осуществляются под углом к стороне загона, фигурные — по заданной схеме или контуру участка, имеющего сложную конфигурацию, и их комбинации (рис. 4.2). Основными способами движения МТА являются гоновые, диагональные и круговые. Основные виды поворотов: беспетлевой угловой, беспетлевой дугообразный, беспетлевой с прямолинейным участком, петлевой грушевидный, петлевой восьмеркообразный, открытая петля с задним ходом. Круговые способы движения бывают: от периферии участка к центру; от центра к периферии.
|
Рис. 4.2.Основные виды способов движения и поворотов МТА:
а — челноком; б — всвал; в — вразвал; г — вразвал против часовой стрелки; д — перекрытием; е — комбинированный, совместно всвал (нечетные загоны) и вразвал на соседних четных загонах; ж — диагональный поперечный через все поле; з — диагональный поперечный через половину поля; и — диагональный поперечный через половину поля; к — перекрестный; л — круговой от периферии к центру; м — круговой от центра к периферии; н — круговой по контуру непрямоугольного участка; о — фигурный по заданному маршруту; п — фигурный по контуру участка неправильной конфигурации
При гоновых способах движения МТА на концах загона производятся повороты агрегата. При невозможности поворотов за пределами поля по концам загонов располагают поворотные полосы с шириной, необходимой для выполнения поворотов. При диагональном способе движения рабочие ходы совершаются под углом к сторонам загона. Из диагональных способов более распространены диагонально-челночный и диагонально-перекрестный. При обработке поля в двух направлениях осуществляется диагонально-перекрестный способ движения.
Гоновые способы подразделяются на челночные, всвал, вразвал, комбинированные (с чередованием загонов, обработанных всвал и вразвал), перекрытием и др.
Для одного агрегата общая длина рабочих ходов на участке длиной L и шириной С
S = Ln р.х = LC / B р,
(4.1)
где S — длина рабочих ходов, м; L — длина участка, м; C — ширина участка, м; n р.х — число рабочих ходов; B р — рабочая ширина захвата МТА, м.