Развитие и состояние проблемы профессиональной пригодности




План

1. Развитие и состояние проблемы профессиональной пригодности.

2. Профессиональная пригодность как категория системы «человек–профессия».

 

Литература

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ, 2001.

2. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970. 272 с.

3. Ростунов А.Т. Формирование профессиональной пригодности. Минск, 1984.

 

Развитие и состояние проблемы профессиональной пригодности

Проблема профессиональной пригодности человека возникла во второй половине XIX века на фоне развития социально-экономических процессов и научных знаний.

Социально-экономические предпосылки:

1. Начало научно-технической революции в промышленности, на транспорте, военном деле.

2. Возникновение задач по обеспечению роста производительности труда, профилактике травматизма и текучести кадров, снижения аварийности, профессиональной заболеваемости.

Научные предпосылки зарождения проблемы профессиональной пригодности:

1. Достижения в изучении физиологии человека и ее прикладных направлений (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев и др.).

2. Появление основных отраслей современной фундаментальной психологии:

· экспериментальной психологии познавательных процессов (Г. Фехнер, В. Вундт, Г. Гельмгольц, И. Мюллер и др.);

· дифференциальной психологии (д. Кеттелл, Ф. Гальтон);

· социальной психологии (Э. Дюркгейм, В. Вунд, В.М. Бехтерев и др.);

· психологии способностей и психодиагностики (Ф. Гальтон).

Проблема психологической оценки профессиональной пригодности остро возникла в период Первой мировой войны, которая показала, что успехи авиации зависят в первую очередь от пилотов. По данным английской статистики, в то время лишь 2% летных аварий были непосредственно связаны с боевыми операциями и 90% были вызваны непригодностью пилотов к летному делу.

В России в 1917 году в Петрограде впервые создается специальная комиссия для изучения труда пилотов и планового психологического отбора кадров.

В 20-х годах XX века интерес к научным разработкам рационализации труда на производстве и транспорте значительно повысился на фоне развития психотехники. В отраслях автомобильного и железнодорожного транспорта наблюдается практическое применение психологических тестов для определения профессиональной пригодности. К 1933 году работы по данному направлению охватили все ведущие отрасли промышленности – металлургию, машиностроение, горную и нефтяную, связь, текстильное производство и т. д. Особое внимание уделялось подбору кадров на водительские профессии (вагоновожатые, шоферы, крановщики, машинисты подъемных машин на шахтах и пр.).

Особенно интенсивно работы по психологическому тестированию проводились в отечественных вооруженных силах. Причины:

· большая сложность, опасность и ответственность профессиональной деятельности;

· наличие высоких требований к военным специалистам, к их психическим и психофизиологическим качествам;

· массовый характер набора и распределения специалистов;

· необходимость формирования сплоченных, психологически устойчивых воинских коллективов (экипажи, группы);

· диагностику и прогнозирование профессиональной пригодности крупные военоначальники (М.В. Фрунзе, М.Н. Тухачевский и др.) рассматривали как необходимость.

В дальнейшем результаты психологических исследований проблемы профессиональной пригодности были использованы для решения задач комплектования учебных групп, рационального распределения выпускников учебных заведений, при оценке причин ошибочных действий при летной подготовке и др.

Развитие состояния проблемы определения профессиональной пригодности у нас в стране и за рубежом свидетельствует о том, что значительное внимание уделялось обоснованию системы профессионального отбора кандидатов на обучение ряду специальностей и профессий. Вопросы комплектования профессиональных коллективов, распределения специалистов, их выдвижения на более высокие должности и др. изучены меньшей степени.

 

2. Профессиональная пригодность как категория
системы «человек–профессия»

Профессиональная пригодность является динамическим свойством системы «человек–профессия» и определяется соотношением требований профессии к индивидуальным особенностям человека.

Профессиональная пригодность (В.А. Бодров [1]) – совокупность индивидуальных особенностей человека, влияющих на успешность освоения определенной трудовой деятельности и эффективность ее выполнения.

Профессиональная пригодность выступает результатом профессионального становления личности и является динамичной характеристикой.

 

Описательная структура профессиональной пригодности:

1. Профессиональная мотивация как побудительная и направляющая активность личности на удовлетворение потребностей в труде, познании, общении, самосовершенствовании.

2. Общая и профессиональная подготовленность в форме базовых и квалификационных знаний, навыков, умений, необходимых для выполнения трудовых задач.

3. Функциональная готовность организма к трудовой деятельности, развитие профессионально важных психофизиологических функций анализаторов и физических качеств (сила, скорость, выносливость, ловкость).

4. Индивидуально-психологические функции человека, характеризующие познавательные процессы, психомоторику, характерологические и эмоционально-волевые свойства личности.

Профессиональная пригодность человека характеризуется не просто совокупностью профессионально важных характеристик личности, а характером их сочетания, взаимовлияния.

Уровни выраженности профессиональной пригодности:

1 у р о в е н ь. Соответствие требованиям нормативной деятельности.

Характеризуется максимальной эффективностью и надежностью профессиональной деятельности в нормальных и экстремальных условиях, различных режимах ее выполнения.

2 у р о в е н ь. Эффективное выполнение типовых задач деятельности в условиях, исключающих непредвиденные (аварии, отказы) и экстремальные (опасность, высокая ответственность, интенсивные внешние воздействия) условия.

3 у р о в е н ь. Эффективное выполнение отдельных профессиональных задач в течение определенного отрезка времени.

Виды профессиональной пригодности на основе учета психологических и медицинских предпосылок успешности деятельности (Е.А. Климов):

1. Годность к деятельности (отсутствие противопоказаний).

2. Непригодность (временная, постоянная).

Наличие отклонений в состоянии здоровья, несовместимых с требованиями профессии.

3. Соответствие определенной области деятельности.

Нет противопоказаний по здоровью, имеются личностные качества, указывающие на успешность деятельности по данной профессии.

4. Призвание человека к конкретному виду деятельности.

Высший уровень профессиональной пригодности, который характеризуется наличием явных признаков соответствия человека требованиям деятельности.

Принципы определения профессиональной пригодности:

1. Принцип системного изучения компонентов системы «человек–профессия».

Постулирует необходимость изучения профессиональной пригодности человека как системного свойства, которое формируется в результате включения человека в деятельность. Профессиональная пригодность как системное свойство обеспечивает формирование и реализацию в трудовом процессе таких системных качеств взаимодействия человека с предметом труда, как стабильность и устойчивость профессиональных и функциональных процессов и показателей.

2. Принцип деятельностного понимания профессиональной пригодности.

Теория деятельности А.Н. Леонтьева позволяет установить характер причинно-следственных отношений на разных уровнях макроструктуры трудового процесса с целью определения особенностей формирования профессиональной пригодности.

3. Принцип личностной обусловленности профессиональной пригодности.

Постулирует необходимость изучения внутренних факторов деятельности (психические и психофизиологические ресурсы, функциональные резервы) и их роли в регуляции процессов формирования и реализации профессиональной пригодности.

4. Принцип комплексного учета факторов профессиональной пригодности.

· профессиональный фактор (уровень профессиональной подготовленности, т.е. объем, глубина, устойчивость необходимых знаний, навыков, умений, опыт работы в конкретной трудовой сфере);

· медицинский фактор (соответствие особенностей трудовой деятельности состоянию здоровья);

· физиологический фактор (адаптационные возможности организма и психики, функциональные резервы органов и систем при напряженной психической деятельности).

5. Принцип научной обоснованности.

Разработка и использование рекомендаций по определению профессиональной пригодности должны быть обоснованы с точки зрения соответствия научно-теоретических положений и методического инструментария. Методические рекомендации по определению пригодности, разработанные для конкретной профессии, не могут быть использованы для других, даже близких по внешним признакам, профессий без специальной научной проверки и адаптации.

6. Принцип динамичности.

Прогнозирование профессиональной пригодности человека на основе результатов диагностики должно строиться с учетом особенностей развития личности в процессе обучения и трудовой деятельности.

7. Принцип активности в формировании профессиональной пригодности.

Для поддержания профессиональной пригодности на требуемом уровне целесообразно использовать совокупность мероприятий по психологическому обеспечению трудовой деятельности, которые позволяют развивать профессионально важные качества и функции человека, повышать его резервные возможности, компенсировать ограничения.

8. Принцип дифференцированного прогнозирования профессиональной пригодности.

Выделяются следующие группы:

· безусловно пригодные (в полной мере соответствуют требованиям деятельности);

· условно пригодные (будут нуждаться в индивидуальном режиме тренировок, увеличении сроков подготовки);

· непригодные (успешность обучения и работы будет не соответствовать предъявляемым требованиям).

9. Принцип практичности.

Обоснование, разработка и проведение мероприятий по определению уровня профессиональной пригодности должны отвечать требованиям экономической, организационной, технической целесообразности.

 


[1] Бодров Вячеслав Алексеевич – доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник Института психологии РАН.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: