ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ




КЛАСС

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ЗАДАНИЕ 7

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА

В задании 7 проверяется умение опознавать в тексте средства выразительности речи и фразеологизмы. Пример задания:

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1. Суворов только что приехал в действующую армию и с интересом наблюдал за всем происходящим.

2. Суворов хотел, чтобы быстрому движению солдат ничто не мешало, поэтому то и дело торопил тех, кто замедлял ход.

3. Наконец, решив, что достаточно обучили военному делу, отправили Огнева с пополнением к армии, которая уже второй год занимала Восточную Пруссию.

4. В пехотном полку вместо положенных двух тысяч солдат едва насчитывалось полторы, и те совершенно тонули в бесконечном множестве колясок, повозок и телег.

 

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

1. Выявите в предложении слова с переносным значением.

2. Постарайтесь понять содержание комментируемого фрагмента в целом.

3. Соотнесите определение средства выразительности со значением слова в задании.

4. Запишите правильный ответ.

КОММЕНТАРИЙ

(рассуждение по алгоритму)

Сначала надо понять формулировку задания, а для этого – вспомнить определение и смысл слова «метафора».

Метафора – это разновидность тропа, оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе сходства, скрытого сравнения.

В первом, втором и третьем предложениях все слова употребляются в прямом значении. А вот в предложении 4 есть оборот, который создаёт необычный образ: «и те… тонули в бесконечном множестве колясок, повозок и телег».

Что значит тонуть? Тонуть – это значит погружаться в воду, в какую-то жидкую или сыпучую среду, опускаться на дно реки или моря. Примерно такое определение можно прочитать в толковом словаре. Но в данном примере говорится о том, что полторы тысячи солдат тонут во множестве колясок, повозок и телег. Понятно, что глагол «тонуть» тут используется в переносном значении: автор хочет показать бескрайнее, похожее на море, множество телег, в котором исчезают солдаты. Для выражения этой мысли потребовалась метафора.

Ответ: 4

 

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

СРАВНЕНИЕ – образное выражение, построенное на сопоставлении двух явлений (предметов, состояний, понятий), обладающих общим признаком. Например: её глаза сияли, словно звёзды. В этом выражении сравнение позволяет выразить авторское отношение, дать возвышенную оценку описываемому явлению.

Есть несколько способов, которые позволяют создать сравнение.

1. Оборот, начинающийся словами как, точно, будто, словно, подобно, как бы, как будто:

Тяж ё лая, как ртуть, капля ударила Генку в плеч о (сравнительный оборот).

Он стал красным, будто его кожу обожгло огнём (придаточное сравнительное).

2. Оборот в форме творительного падежа (творить кем? чем?):

Жизнь неуклонно утекала медленной рекой (как река), но старик всё надеялся и каждое утро смотрел в почтовый ящик.

Ослепительной змейкой (словно змейка) блеснула молния.

3. Форма сравнительной степени прилагательного или наречия:

Её кожа была белее горных снегов, а ходила она легче пуха.

4. Лексический способ (при помощи слов подобный, похожий, это):

Алексей статью походил на угрюмого медведя, разбуженного посреди зимы.

 

МЕТАФОРА – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создаёт компактность и образность употребления слов. Не случайно метафору называют скрытым сравнением:

Серп луны (развёрнутое сравнение: луна как серп), луч надежды (развёрнутое сравнение: надежда как луч света).

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ является разновидностью метафоры, оно состоит в переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия:

За окном выл ветер (ветер выл, словно живое существо, например, волк).

 

ЭПИТЕТ – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным. Далеко не всякое определение будет эпитетом.

Есть определения логические, которые уточняют, к какому классу предметов относится то или иное явление (письменный стол, лисьи следы – это не эпитеты!).

ЭПИТЕТ:

1. обогащает образ новыми значениями (изумрудная зелень, тощий свет), вот почему он чаще выражен прилагательным с переносным значением;

2. отражает авторскую оценку явления (несгибаемое мужество, отвратительная ухмылка).

 

ФРАЗЕОЛОГИЗМ – свободно воспроизводимый в речи устойчивый оборот (это не одно слово!), обладающий целостным значением. У фразеологизмов значение всегда переносное.

Например, есть устойчивое выражение играть вторую скрипку, которое означает «занимать второстепенное, подчинённое положение». В нём нельзя заменить ни одного слова, не исказив значение фразеологизма: если заменить слово «вторую» на «первую», то значение выражения поменяется на противоположное, т.е. получится, что кто-то играет главную роль в каком-либо деле; а если попытаться заменить слово «скрипка» на «флейту» или «гармонь», то разрушится целостность выражения, его лексическая сочетаемость.

 

ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ

Тест

7.1 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1. Даже учителя нередко награждали его замечаниями типа: «Послушай, Щипанов, ты не на барахолке, а на уроке».

2. Темнота, словно стены чёрной палатки, вздрагивала под ветром.

3. Они и до этого частенько списывали друг у дружки, но всякий раз, когда их на этом ловили, вид имели самый невинный.

4. Класс так и обмер, взгляды тотчас (= сразу) же устремились на сумрачную фигуру, сидевшую на последней парте в дальнем углу класса.

7.2 Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1. Журка растерянно оглядел полки…

2. Как объяснить радостное замирание души, когда думаешь, что, может быть, эту книгу читал в палатке под Измаилом Суворов или в селе Михайловском Пушкин.

3. Эта жизнь приблизилась к Журке, стала настоящей.

4. Они были как люди, которые за одну руку взяли Журку, а за другую тех, кто жил сто и двести лет назад.

5. Но он не знал, как сказать.

7.3 Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1. Неожиданно я услышал за спиной новый осатанелый рёв, оглянулся и увидел красные огни маяка.

2. – Счастливчик, - сказал мне смотритель порта со свирепыми бровями.

3. Быстро темнело. Зажёгся таганрогский маяк.

4. Я на время как будто оглох и ослеп.

5. Мокрые волосы падали на глаза, но я их не откидывал – всё равно вокруг ничего не было видно, а мне нельзя было бросать вёсла хотя бы на секунду: тотчас ветер отжимал шлюпку далеко назад.

7.4 Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1. Детство моё прошло в Киеве, на Святославской улице, где в сумрачной и неуютной квартире проходили длинные зимы.

2. Мы брали с собой на всякий случай полицейский свисток.

3. Там блестело битое стекло, валялись ржавые тазы и рылись в мусоре собаки.

4. Около лачуги сидела на земле босая девушка с землистым лицом и красивыми хмурыми глазами.

5. Я был благодарен маме за это, и на душе у меня было так легко, как только может быть у мальчика с чистой совестью.

7.5 Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1. Дрэп бросился искать деньги, погрузив руки во внутренности полки, куда складывал всё написанное.

2. Это смешно, что есть движения сердца, за которые стоит, может быть, заплатить целой жизнью.

3. Тави разыскала скатерть, спешно перемыла посуду, наконец, затопила камин, туго набив его бумагой, вытащенной из корзины.

4. Она смотрела на него с улыбкой и трогательной заботой.

5. «Работая, - а мне понадобится ещё лет пять – я буду вспоминать твоё сердце и твои заботливые ручки».

7.6 Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1. Я развернул этот новый дневник с надеждой, что на этот раз там ничего плохого нет, но там напротив русского языка стояла единица, ещё более жирная, чем раньше.

2. На другой день учитель, узнав, что я потерял дневник, выдал мне новый.

3. – Вот что, ещё один, мой третий дневник с единицей я бросил в школе за книжный шкаф.

4. Он сам признался в этом поступке. Так что нет причин думать, что мой сын неисправимый врун и обманщик.

5. Вечером, когда папа рассматривал дневник, на лестнице кто-то позвонил.

7.7 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1. Они огибают двор, перелезают ограду и идут по самой отдалённой дорожке.

2. И пока ракета не погасла, три солдата неподвижно стояли среди кустов, сами похожие на полуоблетевшие кусты в своих пятнистых жёлто-зелёных плащ-палатках, из-под которых торчали автоматы.

3. Перед ним лежит на тарелке котлетка, он косится на неё и лениво пощипывает хлеб.

4. Только Игорь Шурыгин не занял никакого призового места, в хмурой задумчивости стоял он в сторонке и раздражённо отмахивался от падающих на него снежинок.

7.8 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1. О столкновении с Шутом он быстро забыл, полагая, что поставил на место «этого Тряпишникова».

2. Многие уже отчаялись в своём ожидании и ждать перестали.

3. Там, в зените, стояла бесконечно голубая, густая синева.

4. Дома никого не было: бабушка ушла, наверно, к соседям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: