Второзаконие — Книга завета
1. Что вы знаете о книге Второзаконие и обстоятельствах ее написания?
Книга Второзаконие — пятая и последняя книга Пятикнижия. Она содержит прощальное обращение Моисея к Израилю перед входом в Землю обетованную. Моисей скоро умрет и оставит свой народ, и поэтому цель его последних слов — напомнить им о наиболее важных наставлениях Бога. Таким образом, книга Второзаконие — это изложение веры израильтян и руководство для начальников народа, чтобы хранить их на верном пути.
Это одна из наиболее цитируемых книг Ветхого Завета в Новом Завете, ее цитируют около 30 раз.
2. Втор.1:1 – для кого предназначалась эта книга? Почему книга Второзаконие обращается к народу израильскому в его совокупности?
Эта книга предназначена для «всех Израильтян» (Втор.1:1) — выражение, которое указывает на всю совокупность людей непосредственно перед их входом в Землю обетованную (Втор.34:12; 27:9; 31:1,7).
3. Что означает слово «Второзаконие»?
Слово «Второзаконие» происходит от греческого перевода (Септуагинта) фразы из Втор.17:18: «список закона сего», что буквально означает «второй от [т. е. повторение] этого закона». Еврейское слово, обозначающее «закон», означает «учение» в общем смысле этого слова и включает в себя все Божьи наставления. Слово «Второзаконие», «этот второй закон», действительно описывает содержание этой книги (Втор.28:61; 29:21 и т. д.) не только потому, что это повторение Божьего закона, который был первоначально дан на горе Синай, но потому, что это обзор Божьих поучений.
4. Почему Моисею нужно было повторять Закон?
За 40 лет странствований по пустыне родилось новое поколение, которое не видело всего того, что происходило в Египте. Обращаясь к своему народу, Моисей напоминает людям об исторических событиях прошлого, когда Бог спас их от рабства и вывел из Египта через трудности пустыни.
|
5. Какое значение играла книга Второзаконие в жизни Израильского народа?
а) Втор.6:4-9 – какое значение имели для Израиля эти слова?
Это молитва Шма Исраэль, «слушай, Израиль» (Втор.6:4), которая созидала иудейское религиозное самосознание.
б) Во времена правления царя Иосии в Иерусалиме (640– 609 гг. до н. э.) первосвященник Хелкия нашел в храме книгу. Он передал книгу писцу Шафану, и ее прочитали царю. «Когда услышал царь слова книги закона, то разодрал одежды свои» (4 Цар.22:11). Почему? Потому что он осознал, что он и его народ не исполняли того, что было в ней написано.
Затем на основании этой книги, названной «книгой завета» (4 Цар.23:2), Иосия начал великие преобразовани я (4 Цар.23).
Что это была за книга, оказавшая такое влияние на царя и его народ? Среди исследователей Библии считается, что это Второзаконие — книга, которую мы будем исследовать в этом квартале.
6. Актуальна ли книга Второзаконие для нас сегодня? Существует ли связь между сынами израилевыми, которые вот-вот должны были войти в Землю обетованную, и нами, ожидающими Второго пришествия Христа и готовящимися войти в Землю обетованную — Царство Божье?
а) Да, такая связь существует, поэтому тема этого квартала называется «Истина для настоящего времени в книге Второзаконие». Мы рассмотрим вести для настоящего времени, или своевременные вести, обращенные к нынешнему народу завета.
«Вот, я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы вы так поступали в той земле, в которую вы вступаете, чтоб овладеть ею; итак, храните и исполняйте их; ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: „только этот великий народ есть народ мудрый и разумный“» (Втор.4:5-6).
|
Заметьте, не сами законы были их «мудростью и разумом» перед народами, но послушание этим законам.
Разве эти слова не могут быть обращены и к нам?
б) Эта книга имеет актуальное значение для народа Божьего в конце времен, когда он готовится войти в Землю обетованную, которую Господь приготовил для него (Иоан.14:2). «Ныне живущие на земле должны внимательно исследовать книгу Второзаконие» (Э. Уайт. Advent Review and Sabbath Herald, 31 декабря 1903 г.).
7. Книга Второзаконие — это яркий призыв исследовать и преподавать слова Божьи (Втор.6:7). Почему исследование Библии должно быть важной частью духовной жизни для адвентистов седьмого дня? Найдите в Библии примеры людей, которые подчеркивали ценность исследования как религиозного долга.
Дополнение. Недостаточно слышать и исследовать слова Божьи. Мы должны жить согласно тому, что узнали и поняли.
Любить и быть любимым
1. 1 Ин.4:8 – как вы думаете, почему данный текст выбран в качестве памятного текста к введению в книгу Второзаконие? Осознаем ли мы всю глубину этих слов, обращенных к нам?
В 1 Ин.4:8 сказано: «Бог есть любовь». Какими бы простыми ни были эти три слова, идея, стоящая за ними, настолько глубока, настолько обширна, что мы едва ли можем осознать их значение.
|
Любовь является сутью Самой Личности Бога. Как падшие человеческие существа мы просто не в состоянии своим разумом полностью осмыслить, что фраза «Бог есть любовь» означает в полной мере. Но одно мы знаем точно — это благая весть.
Истина о том, что «Бог есть любовь», помогает нам лучше понять идею о Боге-Творце, являющем Свою любовь творению. Его любовь пронизывает космос. Бог любит нас и желает ответной любви (Втор.6:5; Мк.12:30).
2. Втор.6:5 – что является основой взаимоотношений между Богом и Его творением?
Основополагающий принцип завета Бога с Его народом — любовь. Глагол «любить» часто встречается в данной книге не только для обозначения любви Бога к Его народу (Втор.4:37; 7:8; 10:15; 23:5 и т. д.), но также и ответной любви израильтян к Богу (Втор.6:5; 7:9; 10:12).
В ответ на Божественную любовь Израиль, народ завета, настоятельно призывается Богом: «И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» (Втор.6:5). Любовь, таким образом, подразумевает, что они должны помнить Бога (Втор.7:18; 9:7; 24:9 и т. д.), слушать Его, стремиться понимать Его слова и исполнять их (Втор.4:1; 6:4; 20:3 и т. д.), бояться Его (Втор.4:10; 5:29; 17; 19; 31:12 и т. д.) и служить Ему (Втор.6:13; 28:47-48 и т. д.).
3. Почему любовь больше, чем мимолетное чувство? В каком смысле Божьи заповеди «являются выражением закона любви» (Э. Уайт. Желание веков, с. 607)?
4. Почему любовь тесно связана со свободой выбора?
Любить по-настоящему можно только добровольно. Бог не может заставить любить Себя. Следовательно, когда Бог творил на небе и на земле мыслящих, свободных и способных любить существ, Он рисковал тем, что они сделают выбор не любить Его. Некоторые сделали этот выбор — так началась великая борьба.
5. В Иез.28:15 сказано, что, хотя Люцифер был совершенным существом, сотворенным совершенным Богом, в нем нашлось беззаконие. Это произошло не потому, что Бог создал его с этим беззаконием. Сотворенный со способностью любить, Люцифер обладал истинной нравственной свободой, и, невзирая на все, что ему было дано, он возжелал большего. Одного за другим, пока не произошла «война на небесах». Ис.14:12–14; Иез.28:12–17; Откр.12:7 - почему, зная о том, что Люцифер согрешит, Бог все равно даровал ему свободу выбора?
6. Почему любовь может быть только добровольной? Учитывая все страдания в этом мире, некоторые могут утверждать, что такая любовь неразумна. Как бы вы им ответили?
7. Сегодня вы можете купить собаку-робота. Она будет подчиняться вашим командам, никогда не пачкать ковер и не грызть мебель. Но какие отношения у вас будет с такой «собакой»? Как ваш ответ помогает понять, почему Бог сотворил существа, которые могли бы любить Его в ответ?
8. Рим.12:21 – каким образом любовь побеждает зло? Какое значение эта победа играет в жизни каждого из нас?
Рим.12:21 - Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.
Рим.12:21, ИПБ - Не дай злу победить тебя, но побеждай его добром.
Поскольку Бог есть любовь, Он связан со Своим народом и борется за него. В ответ народ Божий будет учиться любить Его — своего Бога.
Грехопадение и потоп
1. Быт.2:16-17 и Быт.3:1-7 – как распорядились люди свободой выбора?
Свобода, присущая любви, приведшая к падению Люцифера на небе, также привела к падению человечества на земле.
2. Быт.6:5 – к чему приводит свобода вне Бога?
Вне Бога нет совершенства личности, нет развития, нет любви к ближнему.
После грехопадения Господь сказал о человечестве, «что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт.6:5). И если их мысли были устремлены ко злу, то и их действия наверняка были такими же. Люди настолько развратились, что Господь уничтожил весь мир потопом, в определенном смысле давая человечеству шанс начать все сначала (своего рода второе творение). Однако, как показывает история о Вавилонской башне (Быт.11:1–9), человечество по-прежнему намеревалось бросить вызов Богу.
3. Подумайте о своих мыслях в течение дня. Что это говорит вам о состоянии вашего собственного сердца?
Призвание Аврама
1. Быт.12:1-3 – в этом отрывке Бог призывает Аврама. Мы живем после событий на Голгофе и во время широкого распространения Евангелия. Какие особые обещания Бога Аврааму остаются актуальными и сегодня?
Призвание Авраама было ранним выражением неизменного намерения Бога — Евангелие даровано каждому человеку, а не только избранному народу. «Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: „в тебе благословятся все народы“. Итак, верующие благословляются с верным Авраамом» (Гал.3:7–9).
2. Деян.7:20–36 - какую особую роль сыграл Моисей в осуществлении обещаний Бога, данных Аврааму?
3. Как мы, адвентисты седьмого дня, взаимодействуем с остальным миром? Что общего между нами и древним Израилем? Какая ответственность возложена на нас?
Завет на Синае
1. Исх.19:4-8 – почему Господь призвал народ выйти из Египта?
Господь вывел из Египта Свой народ — семя Авраама. В них Он стремился не только сохранить знание истины — знание о Нем, Яхве, и о замысле спасения, но также распространить это знание по всему миру.
2. Исх.19:5 – что означают слова «будете Моим уделом из всех народов»? Исх.19:6 – с чем связано преимущество быть «уделом Божьим»?
Бог призвал их — семя, потомков отцов — Авраама, Исаака и Иакова. И с этими потомками Господь заключил Свой завет, согласно которому они будут Его уделом из всех народов: ибо Его вся земля (Исх.19:5). Эти взаимоотношения занимали центральное место в завете.
Уникальность израильтян не проистекала из их святости и праведности. Они стали избранными по причине благодати Божьей, дарованной им, и истин, которым они должны были следовать и как «царство священников» распространить по миру.
3. Что такое завет? Для чего Бог вступает в завет со Своим народом?
Божий завет - это двусторонние отношения между Богом и Его народом, они принимают форму договора — завета между Богом и Израилем.
Израиль — это народ завета. Такое обозначение никоим образом не говорит о том, что они превосходят другие народы. Тот завет, что был заключен с Авраамом, подразумевает святость израильтян и их обязательство любить Бога — бояться Его и соблюдать Его заповеди.
Исторические события — напоминание о Божьих делах спасения ради Его народа — предшествуют завету от Авраама и Египта до настоящего времени и закладывают его основание. Бог инициирует завет Своей деятельностью в истории. Он первый, Кто движется вперед и действует. И эти деяния в истории составляют основу завета. Бог заключает завет со Своим народом (Втор.5:3), потому что Он Господь, Который вывел их из земли Египетской (Втор.5:6). Еврейское слово девари́м, «слова» — еврейское название книги Второзаконие, также означает «события» и относится к священной истории Божьих дел спасения.
4. «Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь... и окропил как саму книгу, так и весь народ, говоря: „это кровь завета, который заповедал вам Бог“» (Евр.9:19-20). Что означает эта кровь? Почему она так важна даже для нас сегодня?
5. Исх.24:3-8 – что такое книга завета, и как она связана с кровью завета?
Исх.24:3-8
3 И пришел Моисей и пересказал народу все слова Господни и все законы. И отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем.
4 И написал Моисей все слова Господни и, встав рано поутру, поставил под горою жертвенник и двенадцать камней, по [числу] двенадцати колен Израилевых;
5 и послал юношей из сынов Израилевых, и принесли они всесожжения, и заклали тельцов в мирную жертву Господу.
6 Моисей, взяв половину крови, влил в чаши, а [другою] половиною окропил жертвенник;
7 и взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны.
8 И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих.
Отступничество и наказание
1. Исх.19:4-5 - что было важнейшей составляющей для Израиля относительно завета (фактически условием сохранения завета)?
Призыв повиноваться Богу, соблюдать Его закон.
2. Исх.19:8; Исх.24:3,7 – сдержал ли Израильский народ свое слово?
К сожалению, священная история показывает, что поступки израильтян противоречили их словам. Да, они были избранным народом, да, они добровольно вступили в завет с Господом, но они не выполнили своих обязательств по договору, которые в действительности сводились к одному — послушанию.
3. Числ.14:28–35 - какое наказание было определено народу из-за его отказа поверить и повиноваться тому, что Господь сказал им делать?
Непослушание очень часто проистекает не только из открытого восстания, но из-за недоверия словам Бога. Отступничество Израиля еще более отвратительно по причине, на которую указал Сам Бог, все эти люди «видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз» (Числ.14:22). Несмотря на все, что они видели и пережили, невзирая на обещания Божьи, что они добьются успеха, они по-прежнему отказывались повиноваться Господу и получить землю (Числ.13,14).
Став свидетелями богоявления на горе Синае, они отступили (Исх.32:1–6). Неверность стала для них нормой. По этой причине они скитались по пустыне сорок лет, прежде чем вошли в Землю обетованную.
«Божественное решение о том, что Израиль не войдет в Ханаан на протяжении сорока лет, повергло Моисея, Аарона, Халева и Иисуса Навина в горькое разочарование. Однако они безропотно подчинились этому решению. Но те, кто был недоволен Божьими действиями и заявил о своем решении возвратиться в Египет, горько плакали и скорбели, когда благословения, которыми они пренебрегли, были отняты у них. Прежде они жаловались по пустякам, теперь по воле Бога у них была настоящая причина для рыданий. Если бы они сокрушались о своем грехе, когда он был верно им растолкован, тогда Бог не вынес бы такого приговора, но они горевали о суде, совершенном над ними, их скорбь не была раскаянием и поэтому не могла спасти от приговора» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 392).
4. Непослушание часто проистекает из нехватки доверия к Слову Божьему, обращенному к нам. Почему это верно и как мы действительно можем научиться больше доверять Богу? Рим.10:17.
Рим.10:17 - Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
5. Если послушание занимает центральное место во всей Библии, тогда не является ли это законничеством? Как верность Богу, Его Слову и заповедям может превратиться в законничество?
Законничество – это попытка спастись своими делами. Послушание – это отклик любящего сердца на то, что сделал для нас Господь. Мы послушны Божьим заповедям не для того, чтобы спастись, а потому что спасены в Иисусе Христе.
Уроки, выводы
1. Втор.33:1-5,29 – что эти тексты говорят о взаимоотношениях, которые Господь желает иметь со Своим народом? Воспринимаете ли вы эти слова как обращенные лично к вам? Как они влияют на вашу жизнь?
Втор.33:1-5, ИПБ - Вот то благословение, которое Моисей, человек Божий, дал сынам Израилевым перед своей кончиной. Он сказал: «Господь с Синая явил Себя, с Сеира озарил Им избранных, воссиял лучами с горных хребтов Парана, когда пришел от окружавших Его мириадов святых; одесную Его — огонь Закона для них. Да, Ты любишь, Господи, Свой народ! Все святые — в руке Твоей, они расположились у ног Твоих, принимая Твои слова, Закон, переданный Моисеем, — наследие потомков Иакова. Господь стал там царем для Ешуруна (возможно, праведный, т. е. Израиль в идеале, поэтическое обращение к Божьему народу), когда главы колен Израилевых собрались вместе со всем народом.
Втор.33:29, ИПБ - Блажен ты, Израиль! Кто подобен тебе, народ, спасенный Господом?! Он — твой щит, тебя ограждающий, Он — меч торжества твоего!
Вывод. Повторение уроков истории очень важно для того, чтобы научиться жить в доверии Богу, понимать, куда Он нас ведет, видеть Его руку в том, куда Он нас привел, и полагаться на Него во всем.
Светлана, svettor@yandex.ru