Градостроительный анализ




Историческая справка

 

Здание школы домоводства и кулинарии расположено в Ростове-на-Дону на углу переулка Семашко и Думского проезда. Построено в 1901 году по проекту ростовского архитектора Г. Н. Васильева. Здание имеет статус объекта культурного наследия регионального значения.

В 1898 году ростовский купец и «спиртоводочный король» Николай Ильич Токарев открыл на свои средства практическую школу поварского искусства и домоводства. Первое время она размещалась на втором этаже здания женского училища Токарева. В 1901 году на средства Токарева по проекту архитектора Григория Николаевича Васильева для школы было построено новое здание в Николаевском переулке (ныне переулок Семашко). Это здание купец передал в дар городу.

После прихода советской власти в здании разместилась столовая. В 1990-х годах здание было приватизировано, и там открылось кафе «Тереза». В 2009 году здание приобрёл холдинг «Ginza Project» и открыл там ресторан-клуб «Парк культуры». Новый собственник поменял оригинальные цвета особняка, выкрасив его в серых тонах.

Двухэтажное здание с краснокирпичным фасадом построено в духе эклектики, в его оформлении сочетаются элементы различных архитектурных стилей. Металлическая кровля здания — это черта модерна. Оформление оконных проёмов наличниками и замковыми камнями — элемент классики. Майоликовые вставки позаимствованы из древнерусской архитектуры. (7)


Биография архитектора Г. Н. Васильева

Был ли Григорий Николаевич Васильев уроженцем Ростова-на-Дону — неизвестно. Официальный юбилейный справочник Императорской академии художеств сообщает о нем: «Родился в 1868 г.... В 1897 г. окончил курс Императорской академии художеств с большой серебряной медалью от Московского художественного общества со званием художника архитектуры за проект оперного театра».

А с 1901 г. Г. Н. Васильев занимает должность городского архитектора в Ростове. До этого за три года частной практики он уже успел спроектировать и построить несколько богатых купеческих домов. Одним из них был дом П. К. Массолитиной на Большой Садовой улице, тогда уже торговом центре Ростова.

В начале века он поселяется в недорогой квартире рядового доходного дома, принадлежавшего Х. Ш. Гринштейн, на углу Пушкинской улицы и Малого проспекта.

Первыми его городскими постройками стали: Школа домоводства и кулинарии в Думском проезде и корпус Средне-технического училища на Скобелевской улице (ныне ул. Красноармейская).

В «Донских епархиальных ведомостях» весной 1904 г. появляются объявления «Архитектор Г. Н. Васильев специально принимает на себя составление проектов и смет на постройку церквей, школ, часовен и домов причта».

Архивные данные свидетельствуют, что он был автором возведенной в 1912-13 гг. четырехъярусной колокольни Преображенской церкви в хуторе Обуховском и в 1913 г. — церкви Успения в хуторе Недвиговском. В те же годы в станице Шкуринской, тоже по его проекту, построили монументальный пятиглавый храм, который ныне сохранился только на фотографиях.

Одновременно зодчий продолжает проектировать и возводить городские постройки, к чему обязывает его официальная должность при городской управе. В 1912 г. достраивает второй обширный корпус средне технического училища на Скобелевской улице.

Интерес к стилю модерн появляется у Григория Николаевича накануне первой мировой войны, когда он осуществляет надзор за возведением двух монументальных зданий на Большой Садовой улице — доходного дома лесопромышленника Г. Я. Кистова и нового шестиэтажного Городского дома.

Одновременно им было выстроено небольшое двухэтажное здание городского училища на Пушкинской улице. Возводили его по духовному завещанию и на средства ростовского хлебопромышленника Е. Т. Парамонова и его наследников. Родственники завещателя не случайно обратились именно к Г. Н. Васильеву, тогда уже известному в городе зодчему. Он блестяще справился с этим заказом. Фотография училища была опубликована в 1914 г. в С.-Петербургском журнале «Зодчий» как образец учебного здания в стиле модерн с одобрительным отзывом.

В предреволюционные годы Григорий Николаевич продолжает возводить храмы. По его проектам в 1911 г. строится Сретенская церковь в станице Александровской (у восточной окраины соседней Нахичевани); в 1915 г. завершается возведение каменного храма Иоанна Предтечи в затемерницкой части Ростова, взамен сгоревшего деревянного; в том же году — кирпичного пятиглавого храма во имя Святой Троицы в Верхнее-Гниловской станице. Рядом с последним храмом и тоже по его проекту строится здание городского училища.

Интересно, что Григорий Николаевич участвовал в сооружении не только православных храмов. В 1909 г. в центре Ростова на средства ростовской греческой колонии возвели Благовещенскую церковь. Надзор за её строительством, вместе с её автором архитектором И. П. Злобиным, осуществлял городской архитектор Г. Н. Васильев. Он так же вел надзор за строительством Мусульманской мечети, которую начали возводить в 1915 г. на Скобелевской улице.

Нельзя не вспомнить, что Г. Н. Васильев в 1914-17 гг. публиковал сообщения о строительстве храмов и общественных зданий Ростова и его окрестностей в журнале «Зодчий». Вероятно, он считал важным, чтобы о характере архитектурного процесса на Юге России было известно во всех крупных городах страны.

Как зодчий пережил февральскую революцию и октябрьский переворот, можно только предполагать. Известно доподлинно, до сентября рокового 1917 г. он исполнял должность городского архитектора; потом продолжал проживать в той же квартире в доме на углу Пушкинской и Малого, и, своей, теперь уже несвободной профессии не изменил.

Развернувшееся в Ростове в середине 1920-х гг. кооперативное строительство призвало вновь его знания и опыт. С апреля 1924 г. он работает сотрудником Управления Донского окружного инженера.

В советские годы известна лишь одна его постройка. В 192б г. по его проекту и при его участии выстроили на Большой Садовой улице, рядом с Госбанком, пятиэтажный жилой дом с магазинами в первом этаже. В 1925 году Г. Н. Васильева привлекают к составлению эскизного проекта Дворца Труда на основе выбранного проекта по конкурсу, проводимому Московским архитектурным обществом. Он с энтузиазмом берется за это задание, ибо рядом на площади Темерницкого базара расположена, возведенная им в 1915 г. церковь во имя Иоанна Предтечи и он может повлиять на формирование её окружения.

Представленный Г. Н. Васильевым эскизный проект на заседании Комиссии по сооружению Дворца Труда в марте 1926 г. признается удовлетворительным. Однако, спустя месяц несколько членов Комиссии выдвигают против него обвинения «... что архитектор Васильев по специальности церковник — строил по преимуществу церкви, и потому Дворец Труда по его проекту будет похож на церковь...». И хотя потом выясняется, что «архитектору Васильеву принадлежат ряд построек общественного характера», его уже в мае, находя другие поводы, отстраняют от разработки проекта.

Об его участии в проектировании и строительстве в конце 1920-х гг. сегодня неизвестно. Вероятно, он был ограничен лишь исполнением инспекторских и административных поручений в Управлении Донского окружного инженера.

Однако стоит вспомнить, что определенное при его участии место для Дворца Труда было сохранено, а храм Иоанна Предтечи оставался невредимым на площади до начала Великой Отечественной войны. Так на вновь сформированной площади сосуществовали Дворец Труда в формах конструктивизма и церковь начала XX века в «русском стиле». Это был единственный случай такого мирного сосуществования пережившего годы «безбожной пятилетки».

Григорий Николаевич был похоронен на одном из кладбищ Ростова в 1932 году. Около 30 лет творческой биографии он отдал городу, жизнь его оборвалась в то время, когда страна переживала одну из самых драматических страниц советской истории.

Сегодня все уцелевшие творения Григория Николаевича Васильева признаны памятниками архитектуры. Начинают восстанавливаться немногие уцелевшие его храмы. Его имя обретает достойное место в архитектурной биографии Юга России. (3)


 

Градостроительный анализ

2.1. Определение временной застройки участка

Карта (9) Год карты Описание застройки
  Начало формирования окружающей застройки
    Продолжение формирования окружающей застройки
  Сформированная городская застройка, появление объекта на карте
  1912-1914 Продолжение формирования застройки
  Аэрофотосъемка времен ВОв, разрушений не зафиксировано
  Современная застройка города

 

2.2. Восприятие объекта с улицы Большая Садовая и переулка Семашко

2.3. Фасадная развертка пер. Семашко и уклон рельефа

 

 

2.4. Транспортная схема

2.5. Опорный план

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: