Спасский собор (ул. Большевиков, 50)




Мы переходим через улицу Московскую и направляемся к главному собору улицы Казанской - Спасский.

На паперти предшественницы собора - деревянной Троицкой церкви - стояла икона Спаса на убрусе. В 1645 г. слепец Петр Палкин, истово молившийся перед образом Спаса, прозрел. Икона продолжала творить чудеса. Молва о чудотворной иконе долетела до царя Алексея Михайловича. Он пожелал увидеть ее в Москве, пообещав вернуть в Хлынов. Однако вернулась только копия, с богатыми украшениями и дарами.

Каменный Спасский собор был построен еще в 1693 г. После большого пожара 1752 г., сильно повредившего храм, по указу Синода от 1761 было разрешено возвести двухэтажный храм. Этот собор был одним из первых сооружений классического стиля. Строительство храма по проекту неизвестного зодчего с 1786 г. перешло под надзор Ф.М.Рослякова. По его чертежам был установлен иконостас главного храма и приделов.

В архитектурном оформлении фасадов, выполненных в духе раннего классицизма, еще много черт уходящего барокко: восьмигранные объемы завершений, заглубление окон, активное членение плоскости стен пилястрами и филенками.

При обследовании церквей города Вятки в 1924 году Горкоммунотдел пришёл к выводу, что Спасский собор, как вполне отвечающий техническим соображениям, можно "приспособить под жильё или какие-либо культурные учреждения. Что же касается других церквей, то они к использованию не подходят". Так Спасский собор чудом остался не разрушен.

Летом 1930 года снесены колокольня и купол собора, а здание внутри перестроено на четыре этажа и разделено на комнаты. По описи 1 декабря 1931 года здание Спасского собора используется как общежитие пединститута. Собор пришёл в страшный упадок, почти ничего уже не напоминало о некогда величественной святыне. В 1994 году здание собора передано в ведение Вятской Епархии. В 1996 г. создан проект реставрации собора, который, как мы видим, был успешно реализован.

 

Торговые каменные лавки (ул. Дрелевского, 11а)

Пройдя Спасский собор на пересечении улиц Спасской и Казанской, мы останавливаемся на месте, где издавна располагался торговый центр города с Гостиным двором и многочисленными лавками вятских купцов. Быстрый рост города и развитие торговли в последней трети XVIII веке потребовали более широкого, интенсивного строительства зданий торгового назначения.

Три корпуса лавок были закончены в 1799 году, проект выполнил Ф. М. Росляков. Один корпус по улице Спасской, где сейчас расположена мастерская химчистки, сохранился почти без изменений. Соседний с ним дом (15а) был надстроен, и здесь сохранились великолепные кованые двери. Здания лавок практически лишены декоративного оформления, это придает им строгий, деловой характер, что вполне соответствовало их первоначальному функциональному назначению.

 

Питейный дом

Рядом с торговыми лавками находился Питейный дом.Одним из немногих сохранившихся в городе памятников гражданской архитектуры XVIII в. Точная дата постройки и имя зодчего не установлены, но наиболее вероятно появление этого здания после одного из больших пожаров первой половины XVIII в. В эпоху Петра I это было то ли административное здание, то ли трактир.

Дом обустроен большим подвалом – хранилищем и чердаком, имеет рациональную внутреннюю планировку.

Незамысловатая декорировка памятника выполнена в стиле провинциального барокко. Скромным украшением фасадов являются оконные наличники в виде рамок, пилястры на пьедесталах и ряд сухариков в основании карниза, здание нарядно оформлено белым декором. Покрывает здание крутая дощатая скатная кровля со слуховым окном, под которой скрывается вместительное чердачное пространство.

Реставрация памятника производилась в 1973-1975 годах по проекту московских архитекторов Б.В. Гнедовского и Л.Д. Лапкиной силами Кировской специальной научно-реставрационной производственной мастерской.

Современное использование: Отдел народных художественных промыслов Кировского областного краеведческого музея. Мы заканчиваем эту экскурсию у Питейного дома, потому что именно здесь заканчивается древний Хлынов, далее шла дорога на Казань. Т.О мы прошли территорию Хлыновского пассада.

III. Заключение

Уважаемые экскурсанты, сегодня мы прошлись по одной из самых старых улиц Вятки и ознакомились с историей улицы Казанской, праздником Свистопляски и посмотрели основные архитектурные памятники этой улицы с удивительной историей. Мы надеемся, что вы для себя открыли много интересного и нового.

Жителям необходимо знать историю родного города, чтобы постараться сохранить те памятники старины, которые еще остались. Мы призываем вас заботиться и любить родной город.

Спасибо за внимание!

 

 

Список литературы

1. Сметанина, Н.Л. История вятского искусства XVII – XX вв. в рассказах и лекциях для учащихся. [Текст] / Н.Д. Сметанина. – Киров: Изд-во «О-Краткое», 2008. – 432 с.:ил.

В данной литературе представлены вятская архитектура, скульптура, живопись, графика, основное внимание уделено аналитической характеристике произведения. Отдельные страницы посвящены истории Вятского края.

2. Энциклопедия земли Вятской. Том 5. Архитектура. Архитектура. [Текст] / ред. О.М. Любовиков, А.В. Рева.– Издательство «Вятка», 1986. – 383 с.

В энциклопедии представлена архитектура Вятки, зодчество, застройка города и образование улиц и памятников культуры.

3. Энциклопедия земли Вятской. Том 8. Этнография, фольклор. [Текст] / Киров, 1998.

Представлен быт народа, с его обычаями, традициями, фольклором, литературой.

4. Сайт «Памятники истории и культуры города Кирова» https://kirovmemorials.ru/

5. Сайт «Страна Вятская»

https://www.vstrana.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: