ПОЛОЖЕНИЯ АГЕНТСТВА ПО КОНТРОЛЮ КАЧЕСТВА
Раздел В5: Участие студентов
Данный раздел посвящен вопросам участия студентов в процессах обеспечения и повышения качества, которые включают в себя, но не ограничиваются представлением точки зрения студентов посредством формальных механизмов.
Студенты могут представить свое видение таких аспектов образовательного пути как:
• подача заявлений и поступление;
• инструктаж / введение в учебный процесс и переход к высшей ступени обучения;
• составление и реализация учебных программ и учебного плана;
• содержание учебного плана;
• организация процесса преподавания;
• возможности обучения;
• образовательные ресурсы;
• поддержка и консультирование студентов;
• оценивание.
Ожидания
Высшие учебные заведения принимают целенаправленные меры по привлечению всех студентов, индивидуально и коллективно, к участию в процессах обеспечения и повышения качества получаемого ими образовательного опыта в качестве партнеров.
Показатели рациональной практики
Показатель 1 (Формирование политики вовлеченности студентов)
Высшие учебные заведения совместно со студенческим сообществом, определяют ряд возможностей для участия в процессах усовершенствования и обеспечения качества учебного процесса, предоставляемых всем студентам, и принимают меры по их продвижению.
Показатель 2 (Окружающая обстановка)
Высшие учебные заведения создают и поддерживают такую среду, в рамках которой студенты и сотрудники участвуют в дискуссиях, направленных на достижение очевидного улучшения образовательного опыта студентов.
Высшие учебные заведения обеспечивают поддержку и информирование студентов для получения эффективной и полезной обратной связи. Высшие учебные заведения совместно со студенческим сообществом работают над разработкой решений по вопросам, которые поднимаются в получаемых отзывах. Высшие учебные заведения разрабатывают эффективные способы сообщения со студентами с целью информирования их о том, когда и где велась работа по решению вопросов, затронутых в предоставленных отзывах, или о том, в каких случаях изменения невозможны, и почему какие-либо меры не были предприняты. Это часто называют «замыканием петли обратной связи».
• анкетирование; например, по окончании изучения модуля или учебного года;
• представительские студенческие структуры;
• исследовательская деятельность; например, проведение исследований с формированием фокус-групп;
• участие студентов в работе специальных комиссий;
• консультационные мероприятия для студентов;
• вовлечение студентов в новые проекты;
• диалог между студентами и руководством;
• дискуссионные онлайн форумы;
• официальные процессы обеспечения качества; например, периодические проверки.
Показатель 3 (Представительские структуры)
Существуют механизмы эффективного представления коллективного мнения студентов на всех организационных уровнях, и эти механизмы предоставляют всем студентам возможность быть услышанными.
Высшие учебные заведения предлагают и проводят периодические проверки процессов обучения и оказания поддержки, чтобы удостовериться в том, что каждый получает именно тот вид и ту степень поддержки, которые необходимы, учитывая роль этого человека (представитель студенческого сообщества; сотрудник, находящийся в творческом отпуске; преподаватель или куратор; преподаватель конкретного модуля; руководитель программы; председатель комиссии; или куратор, оказывающий студентам поддержку по внеучебным вопросам).
Высшие учебные заведения следят за тем, чтобы студенты всегда имели возможность обратиться к представителям руководящего состава учебного заведения.
Показатель 4 (Обучение и постоянная поддержка)
Высшие учебные заведения следят за тем, чтобы студенты и сотрудники получали постоянную поддержку в ходе образовательного процесса и могли эффективно выполнять свои роли в механизмах обеспечения и повышения качества образования.
Показатель 5 (Информированный диалог)
Студенты и сотрудники участвуют в обсуждениях, опираясь на фактические данные, основанные на взаимном обмене информацией.
Высшие учебные заведения также доводят до сведения студентов информацию, содержащуюся в отчетах внешних проверяющих инстанций.
Показатель 6 (Оценка вклада студентов)
Сотрудники и студенты распространяют и коллегиально признают усовершенствования, внесенные в студенческий образовательный опыт, и усилия студентов, приложенные для достижения этих успехов.
Высшие учебные заведения разрабатывают способы признания усилий своих студентов и навыков, которые они развивают путем принятия на себя роли студентов, активно участвующих в процессах реализации программ. Сюда могут входить: формальная аккредитация навыков, поощрительные программы и церемонии награждений, внесение данных об участии в такого рода деятельности в транскрипты или другие документы, отражающие успеваемость и достижения студентов высших учебных заведений.
Показатель 7 (Мониторинг, пересмотр и непрерывное совершенствование)
Проверка и пересмотр эффективности процессов вовлечения студентов проводится, по крайней мере, один раз в год, для чего используются предварительно определенные ключевые показатели эффективности, и в случае необходимости применяемые методы и процессы усовершенствуются.