Этап мотивации и целеполагания




Существуют различные виды изображения земной поверхности. Все они маленькие модели окружающего мира. Для изображения поверхности Земли картографам предстояло решить математическую задачу. Как вы думаете, какую?

Если попытаться начертить в тетрадях план пришкольного участка в натуральную величину, то это окажется невозможным. Для того чтобы выполнить данное задание необходимо уменьшить изображение.

Посмотрите на карты вашего атласа: физическую карту мира, физическую карту России и другие. Что можете сказать о величине озер, морей? На разных картах они имеют разную площадь.

Почему?
Как удалось изобразить эти объекты на картах?
Вот на этот вопрос мы постараемся найти ответ на уроке.

Тема урока: Масштаб

Этап решения учебной задачи (ситуация реализации учебных действий):

Что такое масштаб? Попробуйте дать свое определение понятию «масштаб».
Сравним свои предположения с текстом учебника. Выделите существенные признаки понятия «масштаб».

Масштаб карты показывает, во сколько раз изображение на ней уменьшено по сравнению с реальными размерами на местности.

Масштаб (нем. mab-мера, stab – палка) – отношение длины отрезка на карте или плане к его действительной длине на местности.
Как изобразить большие объекты на карте?
При изображении земной поверхности на карте мы уменьшаем расстояния между объектами с помощью масштаба.
Чем сильнее уменьшено изображение на карте, тем мельче её масштаб.

Существует три способа записи масштаба — численный, именованный и линейный.

Численный масштаб записывают в виде дроби, в числителе которой стоит единица, а в знаменателе — степень уменьшения проекции. Например, масштаб
1:5 000 показывает, что 1 см на плане соответствует 5 000 см (50 м) на местности.

Именованный масштаб показывает, какое расстояние на местности соответствует 1 см на плане. Записывается, например: «В 1 сантиметре 100 километров», или «1 см = 100 км».

Линейный масштаб — это графический масштаб в виде масштабной линейки, разделённой на равные части. Он показан в виде вспомогательной мерной линейки, наносимой на картах для удобства измерения расстояний циркулем, мерной лентой.
Линейный масштаб обычно не заменяет численный и именованный, а приводится наряду с ними.

Запомни! Чтобы перевести численный масштаб в именованный – убери две последние цифры, получатся метры, например: 1:1000, в 1 см карты – 10 м местности, чтобы перевести масштаб в км – убери пять цифр, например: 1: 250 000, в 1 см карты – 2,5 км.

Задание: Начертите план ученического стола в масштабе в 1 сантиметре 10 сантиметров.

Для этого:
1) Измерьте стол линейкой и запишите в тетради длину и ширину стола
Например, длина стола -110 см, ширина стола -70 см
2) Самостоятельно разделите полученные числа на 10;
запишите ответы в тетради: длина стола на плане - (110 см: 10 =11 см), ширина стола на плане (70 см: 10 = 7 см).
3) Начертите план в тетради:

Рефлексия
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
Что нового я узнал на уроке?
Что я считаю необходимым запомнить?
Над чем ещё нужно поработать?

 

 

   

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: