Провозглашение автокефалии.




Летию со дня рождения посвящается

Первый Король независимой Греции.

О жизни и кончине Короля Оттона I Фридриха Людвига фон Вительсбах

 

Первый Король (1832-1862) независимой Греции Оттон I Фридрих Людвиг фон Виттельсбах (1815-1867), второй Августейший сын Короля Баварии (1825-1848) Людвига I Карла Августа фон Виттельсбах (1785-1868) и Принцессы Терезы Шарлотты Луизы Фридерики Амалии фон Саксен-Альтенбург (1792–1854), державный внук первого Короля Баварии (1805-1825) и Андреевского кавалера (1815) Максимилиана I Марии Михаила Иоганна Баптиста Франца де Паула Иосифа Каспара Игнатиуса Непомука фон Виттельсбах (1756-1825) появился на свет Божий 20 мая (2 июня) 1815 года.

Воспитание и избрание.

Принц получил хорошее образование, поскольку в числе его преподавателей был знаменитый немецкий философ Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854).

Образование будущий Король пополнил путешествиями по Германии и Италии.

Его Августейший отец – Наследный принц Людвиг Карл Август фон Виттельсбах оказался известным поклонником древней Греции и единственным Монархом того времени, увлекшимся восстанием эллинов против магометанского ига Османской Порты.

Августейший сын его унаследовал от державного родителя симпатию к греческому народу, а потому с подачи Франции именно Принца Оттона Фридриха Людвига фон Виттельсбах 8 (21) мая 1832 года, Лондонская конференция европейских держав при участии Османской Империи и Российской Империи избрала Королем Греции под именем Оттона I.

27 июля (9 августа) греческое народное собрание единогласно подтвердило это избрание, что стало датой рождения новой православной Монархии в Европе, во главе которой пребывал три десятилетия Король католического вероисповедания.

 

Восшествие на престол.

 

6 (19) февраля 1833 года 18-летний Король Оттон I торжественно вступил на греческий престол.

С королем вместе прибыли в Грецию из Баварии три регента: Армансперг, Маурер и Абель для управления страной до совершеннолетия Монарха.

 

Новая столица.

 

В 1834 году молодой Король перенёс свою резиденцию в город Афины, который стал благодаря его усилиям бурно развиваться. До этого г. Афина мало отличался от деревни и не располагал Дворцом, пригодным для королевской резиденции. Однако вскоре было отстроено несколько главных улиц и ряд монументальных общественных зданий, включая королевский Дворец на площади Синтагма, и комплекс домов Афинского университета.

В последующие десятилетия добавились новые сооружения: Национальный парк, выставочный зал Заппион, новый королевский Дворец, Олимпийский бассейн и восстановленный Панафинейский стадион. Тогда же в Афинах появились несколько богато украшенных особняков, которые резко отличались от типичных одно- и двухэтажных строений.

 

Высочайшая награда.

 

1 (14) июля 1835 года Король Оттон I официально принял Корону Греческого Королевства.

Незадолго до этого, 28 мая (10 июня) 1835 года 1835 года Государь Император (1825-1855) Николай I Павлович «Подвиголюбивый» (1796-1855) Высочайше пожаловал Королю Оттону I Императорский орден Святого Апостола Андрея Первозванного (1698-1917).

То было первое в истории Высочайшее пожалование Монарха Греции первейшим орденом Российской Империи (1721-1917).

 

Особенность правления.

Молодое Греческое королевство должно было находиться под покровительством Российской Империи, которая сделала гораздо больше, чем кто-либо для освобождения Греции.

Однако политика, проводимая Великобританией, сделала Грецию и короля чрезвычайно зависимым от политических интриг Лондона.

Поначалу молодой Монарх пытался проводить независимую внешнюю политику, вызвав недовольство великих держав. Во внутренней политике Государь установил весьма централизованную систему управления, высшие посты заняли его соотечественники, например, граф Йозеф фон Армансперг. Это встретило враждебное отношение со стороны греческих либералов, конституционалистов и олигархов.

Олигархия и преданные России греки противились авторитарным мероприятиям короля не только потому, что им не нашлось места в новом государственном аппарате, но и потому, что католик-король Оттон I национализировал собственность некоторых православных монастырей и сделал греческую Церковь административно независимой от Константинопольского Патриархата.

Либералы, ориентировавшиеся на Францию, требовали расширения территории государства и включения в его состав земель со значительным греческим населением. Умеренные пробританские конституционалисты желали правительства, способного примирить идею аристократии с принципом неприкосновенности прав личности и собственности.

Король Оттон I покровительствовал открытию Афинского университета и других учебных заведений Греции, проявлял самые добрые намерения, но, как утверждали некоторые его современники, не обнаружил ни самостоятельности убеждений, ни способностей государственного человека.

Увлечение идеалами древнегреческой борьбы за свободу нимало не мешали Государю по преимуществу сочувствовать всем монархическим стремлениям и желанию усилить самодержавную власть, обуявшему высшие круги Греции, хотя даже здесь Монарх не обнаруживал самостоятельности, и попеременно поддавался влиянию боровшихся партий - баварской (фон Армансперг), потом русской, французской и английской. Так, под давлением народа король Оттон I вынужден был освободить из тюремного заключения вождя революционных греков инсургента Колокотрони, осужденного за организацию заговора против правительства.

При поддержке послов Великобритании и России олигархи и конституционалисты совершили в 1843 году государственный переворот и заставили короля-католика избавиться от баварских советников, созвать Национальное собрание и обнародовать конституцию.

 

Принятие конституции.

Так, в результате антибаварского, антикатолического восстания в Афинах, поддержанного православным духовенством и всеми партиями, в стране появилась конституция. Отныне Министры назначались парламентом, избираемым на три года.

Ввиду разгрома, учиненного Русской партии в предыдущие годы, главным претендентом на пост премьер-министра считался Маврокордатос. Но, тем не менее, победу на выборах одержала именно Русская партия, официально называемая Национальной.

Первым конституционным премьером Греции стал Метакса, именем которого назван знаменитый коньяк, сподвижник Андреевского кавалера и тайного советника Иоанна Каподистрии (1776-1831) и Колокотрониса.

Принятая в 1844 году конституция провозглашала свободу печати и собраний, равноправие граждан перед законом и двухпалатный законодательный орган.

Взволнованный, как и многие Монархи, устроенной анархистами и евреями революцией 1848 года в Европе, король Оттон I присягнул на верность конституции, но все последовавшее далее державное управление Государя было рядом систематических ее нарушений.

Пробританская группировка, вскоре, быстро уступила свое положение профранцузской партии, во главе которой стоял Иоаннис Колеттис, полагавший, что решение проблем страны связано с расширением ее территории за счет присоединения районов Османской империи с преобладанием греческого населения.

Недовольная политикой профранцузских либералов, в 1850 году Великобритания организовала блокаду порта Пирей под предлогом удовлетворения претензий, предъявленных грекам несколькими британскими подданными. В частности, ставился вопрос об удовлетворении требований английского гражданина дона Пасифико, чей дом был разграблен во время беспорядков. Действия англичан, однако, повысили популярность короля, который обратился за помощью к России.

 

Восточная война 1853-1856 гг.

Во время Крымской войны 1853–1856 гг., когда Великобритания, Франция, Турция и позже королевства Сардиния объединились против России, а последнюю никто не поддержал, греческие повстанцы заняли входившие в Османскую империю Фессалию и Эпир, где проживало много греков.

Франция и Великобритания усмотрели в этом угрозу стабильности на Балканах и в мае 1854 году взяли под контроль порт Пирей, сделав невозможным вступление Греции в войну на стороне России.

 

Борьба с Монархом.

 

Король Оттон I сохранял свою популярность до 1859 года, когда на греческую политическую арену вышло новое поколение либералов, выступивших в качестве главных обличителей самодержавности Монарха.

На протяжении трех следующих лет, которые совпали с подъемом движений за объединение в Италии и Румынии и с национально-освободительным движением в Сербии, радикалы организовали в королевстве целую серию заговоров, убийств, бунтов и мятежей.

В политическом брожении представлено было несколько направлений, однако, как и в 1843 году, движение, ниспровергшее королевскую династию Виттельсбах, возглавили представители проанглийски настроенной буржуазии.

 

Новый Король.

 

Год спустя на греческом престоле появился новый Король – Принц Дании Христиан Вильгельм Фердинанд Адольф Георг фон Шлезвиг-Голштейн-Зонденбург-Глюксбург (1845-1913), ставший основателем греческой королевской Династии Шлезвиг-Голштейн-Зонденбург-Глюксбург.

Новый Государь Греции принадлежал к датской королевской Династии, из которой произошли его Августейшие предки: отец - король Дании Христиан IX (1818-1906) и старший Августейший брат – король Фредерик VIII (1843-1912). Оба державных родственника будущего короля Греции Георга I Высочайше пожалованы были высшим Российским Императорским орденом Святого Апостола Андрея Первозванного.

Первый король Греции из датско-немецкой династии был вторым сыном наследника датского престола принца Христиана, вступившего в ноябре 1863 года на престол Дании под именем Христиана IX. правивший страной 50 лет в 1863–1913 годы пока не был убит греком Александром Схинасом пятого (18) марта 1913 года.

 

Государь и Церковь.

 

Когда молодой король Оттон I только прибыл в страну, новое правительство поставило вопрос об отношении Монарха-католика к Православной Церкви Греции.

Комиссия из трех духовных лиц и четырех мирян пришла к заключению о необходимости иметь в независимом государстве самостоятельную Церковь, для чего и создать Синод.

Правительство сочувствовало такому решению и передало вопрос на рассмотрение Собора иерархов. Последние выразили согласие с разработанным проектом, с некоторыми замечаниями относительно участия королевской власти в церковных делах.

Правительство торжественно обнародовало регламент об устройстве эллинской Церкви, которая была объявлена автокефальной и независимой.

Первый член регламента гласил: " Православная, Восточная, Апостольская Церковь королевства Греческого, духовно не признающая иной главы, кроме Основателя христианской веры, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, по правительственной же доле имеющего своим начальником короля Греции, автокефальна и независима от всякой другой власти, при нерушимом сохранении догматического единства во всем, издревле чтимом всеми православными восточными Церквами ".

Член второй: " Верховная Церковная власть находится под верховным надзором короля, в руках постоянного Синода, называющегося Священным Синодом Греческого королевства ".

Как уже было сказано, король привез с собой баварцев, которые играли большую роль в его правительстве. Они поставили Синод в полную зависимость от гражданской власти. Король своим распоряжением утверждал Министерство церковных дел, которому Синод должен подчиняться. Синод состоял из пяти членов: председателя и четырех советников. Но правительство своей властью имело право назначить вместо двух советников двух асессоров, а также ввести в Синод дополнительно одного или двух асессоров. Председатель и советники должны были избираться из Архиереев, а асессоры — из священников. Срок их полномочий определялся правительством на один год. От правительства они получали и жалованье. Дела решались большинством голосов членов Синода (в случае равенства перевес давал голос председателя), в присутствии представителя правительства — королевского прокурора, без участия которого Синод не имел права выносить окончательных определений. Во всех внутренних делах Церкви Синод действовал независимо от мирской власти. Но поскольку верховная государственная власть осуществляет высший надзор над всеми делами государства, то все, подлежащее ведению Синода, не решалось им и даже не рассматривалось без предварительного сношения с правительством и без его одобрения.

Так оказалось, что Синод не мог вынести ни одного определения без разрешения правительства.

Епархиальные архиереи подчинялись Синоду, но определялись на кафедры и удалялись с них правительством, хотя и по предложению Синода. Число епархий и приходов, их территориальные границы, по докладу Синода, определялось тоже правительством. Синоду принадлежал верховный суд над духовенством и мирянами, но только в делах чисто церковных, к тому же решения его представлялись на утверждение правительства; гражданские же дела клириков подлежали компетенции светского правительства. Во время богослужений Синод поминался после короля.

Так, регламентом 1833 года вся правящая власть в Церкви была предоставлена королю. Синод же явился одним из многих государственных учреждений, почему и был назван «Священным Синодом Королевства Греческого». Фактически, он подчинен был двойной государственной опеке — Министерству церковных дел и королевскому эпитропу (уполномоченному); члены его назначались только на один год; такой порядок был удобен правительству для удаления из него нежелательных для себя членов. Председателем новоучрежденного Синода был назначен Коринфский Митрополит Кирилл, секретарем — иеромонах Феоклит Фармакид.

 

Провозглашение автокефалии.

 

Провозглашение независимости Элладской Церкви состоялось 27 июля (9 августа) 1833 года в торжественной обстановке при стечении многочисленной паствы, громе пушек, участии самого короля, Министров, Архиереев и послов некоторых христианских стран.

Вот как описывалось это событие в газете «Афина»: «27-й день июлядостославный день в летописях Греции... день, в который совершился величайший народный праздник: в этот достославный день освящена священнодействием независимость нашей Церкви. Монарх наш в сопровождении членов регентства, Министров, всех Архиереев государства, находящихся в городе послов дружественных держав и всех гражданских и военных чинов пришел в двенадцатом часу в Церковь Святого Георгия, где воспето было славословие ко Всевышнему, вознесено моление за нашего Монарха, и освящена церковными молитвами независимость нашей Церкви. А после того почтенный иерокирикс Иосиф Византии произнес и слово, приличное настоящему предмету » и проч.

К сему описанию историк Церкви и богослов Федор Афанасьевич Курганов (1844-1920) добавляет: «Русского посла при этом торжестве не было, и его отсутствие, по словам Маурера, имело очень важное значение, потому что у греков сильно развито национальное чувство, и такой поступок столь важного лица, естественно, нанес им глубокое оскорбление! »(Курганов Ф. Указ. соч. С. 149).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: