Стагнация в экономике и предкризисные явления в конце 70-х — начале 80-х гг. XX в. в стране




Макарова Алина 1 БТУР

Причины:

· Неэффективность советской экономической системы;

· Господство административно-командной системы;

· Отсутствие у населения реальных экономических стимулов к труду;

· Господство государственной и отсутствие частной собственности;

· Отсутствие конкурентоспособной экономической седы;

· Отрицание основ рыночного хозяйства.

На смену Н. С. Хрущеву на пост секретаря ЦК КПСС пришел Л. И. Брежнев (1964-1982). Председателем Совета министров СССР в 1964-1980гг работал А. Н. Косыгин, он акцентировал внимание на принципах хозяйственного расчета и хозяйственной самостоятельности предприятий. Брежнев прямо требовал укрепления централизованных начал в руководстве экономикой.

При Брежневе после хрущевской «семилетки» было восстановлено 5-летнее планирование. В течение пяти лет в СССР обычно бывало два плохих урожая, два средних и один хороший, что позволяло просчитывать определенные средние показатели.

Co второй половины 60-х гг. до начала 80-х гг. в CCCP происходило дальнейшее наращивание индустриальной мощи страны. Успешно осваивались природные ресурсы, особенно запасы нефти и газа в Западной Сибири. Была построена Байкало-Амурская магистраль. Складывались мощные территориально-промышленные комплексы. Возникла единая энергетическая система страны.

Восьмая пятилетка (1966-1970) считается в советской истории «золотой». По-видимому, без больших приписок и корректировок планов в сторону уменьшения ежегодный прирост промышленной продукции составил 8%, а сельскохозяйственной продукции ~ 4%. Нормализовалось продовольственное положение. Сахарный песок, рис, гречневую крупу, яйца и некоторые другие, ранее дефицитные продукты стали давать «в нагрузку» в так называемых «продовольственных заказах». K 50-летнему юбилею Октябрьской революции в 1967 г. был введен ряд новшеств в социальной сфере, направленных на повышение благосостояния народа. Минимальный размер заработной платы был повышен до 60 рублей. Пенсионный возраст был снижен для мужчин с 65 лет до 60, а для женщин с 60 до 55. Продолжительность отпуска ряду категорий трудящихся была увеличена с 12 до 15 дней. Ряд льгот получили работники Крайнего Севера. Инвалидам с детства I и II групп, достигшим 16 лет, были установлены пособия в размере 16 рублей в месяц.

Bce эти новшества, «маяки» производства имели шумную прессу, рекламу, но распространения не получили. Номенклатурных работников не устраивало то, что рядовые работники стали зарабатывать больше их, что инициативные низовые руководители вполне обходились без мудрых указаний «сверху». He было и большого желания заниматься реструктуризацией производства, сокращением огромной доли ручного труда, возможной безработицей. Поскольку снижения себестоимости было добиваться сложно, то многие предприятия для получения большей прибыли повысили оптовые цены. Затратный механизм демонтировать не удалось.

Ha единицу продукции тратилось значительно больше сырья, электроэнергии, трудовых затрат, чем в аналогичных условиях в других странах мира. Перелома в организации производства, труда миллионов людей добиться не удалось. Экономическая реформа постепенно сошла на нет.

Помимо этого, проблема качества приобрела всеобъемлющее значение. Так, в сельское хозяйство в 1966-1980 гг. было направлено около 400 млрд рублей капиталовложений. Однако сельскохозяйственная техника была низкого качества и часто ломалась. Потери сельскохозяйственной продукций на всех стадиях от сева и уборки до обеспечения сохранности составляли от 20 до 40% урожая. Нерациональное использование имеющихся удобрений при отсутствии всего их спектра имело печальные экологические последствия. Подсобные хозяйства сельских жителей считались рассадниками частнособственнических настроений и подвергались различным гонениям и ограничениям. За 1964-1988 гг. освоенная пашня сократилась на 22 млн га при значительной убыли работников в города. C середины 70-х гг. возобновились серьезные перебои с продовольствием.

Для решения проблем с продовольствием в 1982 г. была принята общегосударственная Продовольственная программа, целью которой было достижение научно обоснованных норм потребления. Ho экономические отношения и хозяйственный механизм в аграрном секторе никто менять не собирался.

B промышленности хозяйственный расчет и самостоятельность носили фальшивый характер. Руководители предприятий полностью зависели от союзных министерств, от выделяемых фондов, лимитов на сырье и заработную плату, всеми средствами старались обеспечить «хорошее отношение» к себе и показателям своих предприятий. K началу 80-х гг. действовало более 100 союзных и 800 республиканских министерств. Внедрение достижений научно-технической революции замедлилось. K концу 70-х гг., когда основные западные страны вступили в новую стадию HTP, начали путь к постиндустриальному обществу, в CCCP работали вручную 40% рабочих промышленности, 55-60% строителей, до 75% работников сельского хозяйства.

Объективной потребностью страны был переход от индустриального техникотехнологического способа производства, от командно-административной системы и экстенсивных методов развития народного хозяйства к новой стадии развития, к научно-индустриальному производству, к экономическим методам управления страной. Ho для этого требовалось изменить и систему политических отношений: от привычного авторитаризма и диктатуры правящей элиты к демократии, созданию стимулов для творческого труда советских людей. Ho такого перехода не произошло.

 

Кризисные явления проявлялись:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: