Сестринское дело
МДК.02.01.3 Сестринский уход при заболеваниях в хирургии
Практическое занятие №8 – 4 часа
Тема: Сестринский процесс при повреждениях и хирургических заболеваниях органов грудной клетки
Формируемые компетенции: ПК. 2.1-2.8, ОК 1-13
После изучения темы студент должен знать:
- основные симптомы и синдромы травм грудной клетки и ее органов;
- неотложную доврачебную помощь при переломе рёбер, ключицы;
- понятие о пневмотораксе и гемотораксе, виды пневмотораксов;
- плевропульмональный шок;
- критерии неотложности и очередности оказания неотложной доврачебной помощи при травме грудной клетки;
- объем и принципы оказания неотложной доврачебной помощи при пневмотораксе, плевропульмональном шоке;
- особенности ухода за пациентами с травмами грудной клетки;
- классификацию, клинические признаки, принципы диагностики, лечения рака молочной железы, рака легких, профилактики заболеваний;
- этиологию, классификацию, клинические признаки, принципы диагностики, лечения и профилактики мастита;
- гнойно-воспалительные повреждения легких, плевры: гнойный плеврит, абсцесс легкого;
- особенности ухода за больными с хирургическими заболеваниями органов грудной клетки и дренажами.
студент должен уметь:
- оказать неотложную доврачебную помощь при переломе ребер, ключицы;
- оказать неотложную доврачебную помощь при пневмотораксе;
- накладывать бинтовые повязки на грудную клетку;
- осуществлять уход за дренажами в плевральной полости;
- осуществлять сестринский процесс при хирургических заболеваниях и повреждениях органов грудной клетки.
Рекомендованный материал:
Основная литература:
1. Лекции №10, 11. Тема: Сестринский процесс при повреждениях и хирургических заболеваниях органов грудной клетки.
2. Барыкина Н.В., Зарянская В.Г. Сестринское дело в хирургии: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - с. 313-320
3. Барыкина Н.В. Сестринское дело в хирургии: Практикум / Н.В. Барыкина, О.В. Чернова; под ред. к.м.н. Б.В. Кабарухина. - Изд. 9-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 460, [16] с. - (Среднее профессиональное образование)., с. 245-247, 278-279, 334-340, 417-423
4. Приказ МЗ ДНР от 16.12.2019 г. №2312 Об утверждении протоколов «Технология выполнения основных медицинских процедур и манипуляций медицинской сестрой (фельдшером, акушеркой)».
Дополнительная:
1. Кит О.Н., Медсестринство в хирургии. – Тернополь: Укрмедкнига, 2001. – с. 332-355
2. Усенко О.Ю. Хирургия: учебник/ О.Ю. Усенко, Г.В. Билоус – К.: «Медицина»,2010. – с. 255-272
3. Цитовская Л.В. Руководство к практическим занятиям по хирургии. – К.: Высшая школа, 1988. – с. 267-277
Ход работы
Уважаемые обучающиеся!
При выполнении заданий соблюдайте правила ОТ и ТБ
1. Изучите лекционный материал к практическому занятию, а также воспользуйтесь учебниками.
2. Посмотрите предложенные видеоматериалы.
3. Заполните дневник практических занятий.
4. Выполните тестовые задания, перейдя по предложенной ссылке.
5. Решите клинико-ситуационные задачи:
Задача 1
К Вам обратился сосед с жалобами на боль в груди. Дома упал и ударился о край стола. При осмотре: дыхание учащено, поверхностно, пальпация грудной клетки на уровне VII ребра по средне-ключичной линии болезненна. Подкожная эмфизема не определяется.
Задания:
1. Что с пострадавшим?
2. Определите проблемы пациента.
3. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства по приоритетной проблеме пациента с мотивацией каждого этапа.
Задача 2
В травмпункт обратился больной с жалобами на боль в области грудной клетки по правой средней подмышечной линии и затрудненное дыхание. Со слов больного: накануне упал и ушибся о камень. При осмотре: дыхание учащенное и поверхностное, пораженная половина грудной клетки отстает в акте дыхания. Пальпаторно отмечается резкая локальная болезненность и крепитация на уровне VI ребра справа по средней подмышечной линии.
Задания:
1. Определите, что с пострадавшим?
2. Определите проблемы пациента.
3. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.
6. Определите последовательность действий при наложении окклюзионной повязки:
- в момент выдоха закрыть рану первой подушечкой, стороной, не прошитой цветной ниткой;
- усадить пострадавшего;
- закрыть рану внутренней, прорезиненной стороной оболочки ИПП таким образом, чтобы края оболочки герметично пристали к коже;
- вскрыть ИПП:
* пакет взять в левую руку так, чтобы склейка свободного края находилась сверху, правой рукой захватить надрезанный край склейки и открыть его, извлечь содержимое в бумаге;
* достать из складки бумажного пакета булавку, бумажную оболочку развернуть, достать содержимое;
* в левую руку взять конец бинта, в правую – головку бинта, развести руки в стороны (на отрезке бинта найти две подушечки, свернутые пополам и имеющие одну сторону, прошитую цветной ниткой: первая подушечка неподвижная, вторая передвигается по бинту);
- на кожу по периметру раны нанести слой мази;
- закрыть рану второй подушечкой, стороной, не прошитой цветной ниткой;
- обработать края раны 1% раствором йодоната или 70% раствором этилового спирта;
- конец бинта закрепить булавкой;
- зафиксировать окклюзионную повязку циркулярными турами бинта ИПП.
Примечание: вместо ИПП можно использовать ____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________7. Определите последовательность наложения поддерживающей повязки на молочную железу:
- молочную железу максимально отвести вверх и удерживать в таком положении до завершения манипуляции;
- бинт по спине спустить в подмышечную впадину на стороне бинтуемой молочной железы;
- встать лицом к пациентке;
- ходы повторить до полного закрытия молочной железы;
- сделать 2-3 циркулярных фиксирующих хода вокруг грудной клетки ниже молочной железы;
- бинт перевести на циркулярный тур, охватывая молочную железу с нижненаружной стороны и приподнимая ее;
![]() |
- по передней поверхности грудной клетки бинт провести косо вверх на противоположное надплечье, охватывая молочную железу с нижневнутренней стороны и приподнимая ее;
- повторить действия, каждый раз смещаясь выше и прикрывая предыдущий тур.
Рис. 1. Повязка на молочную железу
8. Составьте набор инструментов для венесекции. Укажите цель, показания для венесекции, а также укажите назначение каждого инструмента.
9. Используя протоколы сестринских вмешательств, повторите практические навыки наложения мягких повязок на шею.
10. Выполните СР к практическому занятию согласно методическим рекомендациям для студентов.
11. Сделайте фото выполненной работы и пришлите мне в личные сообщения.
12. Домашнее задание на следующее занятие:
Практическое занятие №9 – 4 часа