Четыре яда для сердца
Из работ Ибн Раджаба Аль-Ханбали, Ибн Аль-Кайима
Аль-Джаузийа и Абу Хамида Аль-Газали
Во имя Аллаха Милостивого Всемилостивейшего!
Знай, что все деяния неповиновения - яд для сердца и причиняют ему болезнь и разрушение. Они приводят к схождению с пути Аллаха, и к дальнейшему усилению и разрастанию болезни. Ибн Аль-Мубарак сказал:
Я видел дурные деяния, убивающие сердца,
А их разложение приводит к тому, что они увлекаются ими (дурными деяниями).
Отказ от дурных деяний дает жизнь сердцам,
И борьба со своей душой - лучшее для нее.
Тот, кто обеспокоен здоровьем и жизнью своего сердца, должен избавить его от воздействия этих ядов, а затем защищать его, избегая нового отравления. Если человек принимает какой-либо яд по ошибке, то он должен спешить с устранением его действия, обращаясь с раскаянием и ища прощения у Аллаха, также, совершая благие дела, которые сотрут его дурные деяния.
Под четырьмя ядами мы подразумеваем бесполезные речи, несдержанные взгляды, обжорство и пребывание в дурной компании. Из всех ядов, эти наиболее широко распространены и оказывают самое серьезное воздействие на состояние сердца.
Бесполезная речь
Передано в Аль-Муснаде, со слов Анаса, что Пророк сказал: "Вера раба не установлена прямо, пока не установлено прямо его сердце, и его сердце не установлено прямо, пока не установлен прямо его язык" [1]. Это высказывание показывает, что Пророк сделал очищение сердца - условием очищения веры, а очищение языка - условием очищения сердца.
Ат-Тирмизи передал со слов Ибн Умара: "Не говорите чрезмерно, не поминая Аллаха, потому что такая чрезмерная речь без поминания Аллаха ожесточает сердца. И дальше всех от Аллаха - человек с жестким сердцем"[2].
|
'Умар ибн Аль-Хаттаб да будет доволен им Аллах, сказал: "Человек, который говорит слишком много, - часто ошибается, а тот, кто часто ошибается, - часто грешит. Огонь властвует над часто грешащим"[3].
В хадисе, переданном со слов Му'аза, Пророк сказал: "Не сообщить ли мне вам, как управляться со всем этим?" Я (Му'аз) сказал: "Да, о посланник Аллаха". Он взялся за свой язык пальцами, а затем сказал: "Удержи это!" Я сказал: "О, пророк Аллаха! Будем ли мы отвечать за то, что мы говорим?" Он сказал: "Горе твоей матери! Разве есть что-нибудь большее, чем урожай языков, бросающих людей лицами (или он сказал: "носами") в огонь?" [4]
Под фразой "урожай языков" имеется в виду наказание за высказывание запретных вещей. Человек своими деяниями и речами сеет семена добра или зла. В День Воскрешения он пожинает плоды. Тот, кто сеял зерна добрых слов и дел, пожнет урожай почести и благословений. Тот, кто сеял зерна дурных слов и дел, пожнет только горечь и унижение.
В хадисе, переданном Абу Хурайрой, говорится: "То, что главным образом приводит людей в Огонь - есть два отверстия: рот и прикрываемые места" [5].
Абу Хурайра также передал, что посланник Аллаха сказал: "Раб говорит слова, последствия которых он не понимает, и за которые он брошен в нижние слои Огня, более отдаленные чем расстояние между востоком и западом" [6].
Подобное передано Ат-Тирмизи: "Раб говорит нечто, что он считает безопасным, за что он будет брошен в нижние слои Огня на семьдесят осеней" [7].
|
Укба ибн Амир сообщил: "Я сказал: "О посланник Аллаха! Что является нашим лучшим путем спасения?" Он, мир ему и благословение Аллаха, ответил: "Охраняйте ваши языки, сделайте свои дома достаточными для удовлетворения вашей частной жизни, и плачьте о своих дурных делах" [8].
Было передано со слов Сахля ибн Са'д, что Пророк сказал: "Тому, кто сохранит то, что между его челюстями и то, что между его ног, я обещаю Сад" [9].
Также было передано Абу Хурайрой, да будет доволен им Аллах, что Пророк сказал: "Пусть тот, кто верит в Аллаха и в Последний День говорит благое или молчит" [10].
Таким образом, речь может быть благой, и тогда это похвально, или дурной, и тогда она - запретна (харам).
Пророк сказал: "Все, что говорят потомки Адама, - против них, кроме побуждения к благому и удержания от зла, и поминания Аллах, Прославляемого и Всемогущего". Это было передано Ат-Тирмизи и Ибн Маджа со слов Умм Хабибы, да будет доволен ею Аллах[11].
'Умар ибн Аль-Хаттаб посетил Абу Бакра, да будет доволен ими Аллах, и нашел его, оттягивающим свой язык пальцами. Умар сказал: "Остановись! Да помилует тебя Аллах!" Абу Бакр сказал: "Этот язык навлекает на меня опасность"[12].
Абдулла ибн Масуд сказал: "Клянусь Аллахом, помимо которого нет божества, ничто не заслуживает долгого заключения больше, чем мой язык". Он также говорил: "О язык! Говори благое и ты получишь прибыль; воздержись от высказывания злых вещей и ты будешь в безопасности; иначе ты найдешь только сожаление".
Абу Хурайра сообщил, что Ибн Аль-Аббас сказал: "Человек не будет чувствовать большую ярость или возмущение на какую-либо части своего тела в Судный День больше, чем то, что он почувствует к своему языку, если только он не использовал его для высказывания или побуждения к добру".
|
Аль-Хассан сказал: "Тот, кто не придерживает свой язык, не может понимать свою религию (дин)".
Наименее вредная из ошибок языка - высказывания о том, что не касается человека. Следующего хадиса Пророка достаточно, чтобы указать на вред этой ошибки: "Лучший Ислам у того, кто оставляет то, что его не касается." [13].
Абу Убайда передал, что Аль-Хассан сказал: "Один из признаков оставления Аллахом раба является то, что Он делает его озабоченным тем, что его не касается".
Сахль сказал: "Тот, кто говорит о том, что его не касается, - лишен правдивости".
Как мы уже упоминали выше, это наименее вредная из ошибок языка. Есть гораздо худшие вещи, такие как злословие, сплетни, непристойная и вводящая в заблуждение речь, двуличная и лицемерная речь, похвальба, ссора, препирательства, пение, ложь, высмеивание и мошенничество. И существует много больше ошибок, которые могут совершаться языком раба, уничтожая его сердце и приводящие его к утрате счастья и удовольствия в этой жизни, и успеха и прибыли в жизни грядущей. И Аллах - Тот, у Кого мы ищем помощи.
Несдержанные Взгляды
Несдержанный взгляд имеет последствие; тот, кто глядит становится привлеченным к тому, что он видит, и все изображения того, что он видит отражаются в его сердце. Это может иметь следствием несколько видов порчи в сердце раба. Следующие – одни из них:
Это было связано с тем, что Пророк когда-то сказал про это действие: " Взгляд - отравленная стрела шайтана. Кто бы ни понижал его пристальный взгляд ради Аллаха, Он наградит его освежающей сладостью, которую он найдет в его сердце в День, когда он встретит Его. " [14]
Шайтан выходит со взглядом, поскольку он путешествует с этим, быстрее чем ветер, дующий через пустыню. Он делает то, что видно более красивыми, чем это действительно является, и преобразовывает это в идола для сердца, чтобы поклоняться. Тогда он обещает этому ложные награды, зажигает огонь желаний в пределах этого, и питает это дровами запрещенных действий, которые раб не имел бы этого без этого искаженного изображения.
Это отвлекает сердце и заставляет его забыть его более важные дела. Это стоит между сердцем и делами; и так что сердце теряет его прямую дорогу и падает в яму желания и невежества. Всевышний Аллах говорит:
и не повинуйся тем, сердце которых Мы сделали небрегущим к поминанию о Нас и кто последовал за своей страстью, и дело его оказалось чрезмерным. (18:28)
Несдержанный пристальный взгляд вызывает все три порчи.
Говорилось, что между глазом и сердцем есть непосредственная связь; если глаза развращены, то сердце следует за ними. Это становится как куча мусора, где вся грязь и гниль собираются, и так что нет никакой комнаты для любви к Аллаху. Связывая все вопросы с Ним, понимание того, что ты в Его присутствии, и чувствующий радость только в Его близости - противоположность этих вещей может населять такое сердце.
Смотрение и пристальный вгляд без сдержанности – это неповиновение Аллаху:
Скажи верующим, пускай они потупляют свои взоры и берегут свои члены; это - чище для них. Поистине, Аллах сведущ в том, что они делают! (24:30)
Только тот, кто повинуется приказам Аллаха, доволен в этом мире, и только раб, который повинуется Аллаху, выживет в следующем мире.
После вышеупомянутого аята Всевышний Аллах говорит в той же суре:
Аллах - свет небес и земли. Его свет - точно ниша; в ней светильник; светильник в стекле; стекло - точно жемчужная звезда. Зажигается он от дерева благословенного - маслины, ни восточной, ни западной. Масло ее готово воспламенится, хотя бы его и не коснулся огонь. Свет на свете! Ведет Аллах к Своему свету, кого пожелает, и приводит Аллах притчи для людей. Аллах сведущ о всякой вещи! (24:35)
То, когда сердце легкое, от всех руководств прибывает бесчисленная польза.
Если же оно темное, то облака зла и несчастий прибывают от всех руководств, чтобы покрыть его.
Пристальный взгляд, которым не управляют также делает сердце слепым к различению между правдой и неправдой, между сунной и новшеством; когда кто-то понижаеть взгляд ради Аллаха, Он дает тому проникновение, истинное и различающее понимание.
Один из праведников однажды сказал: " Кто бы ни обогащал свое поведение направленное на следование сунне внешне, и делает свою внутреннюю душу легкой для размышления, и отводит глаза далеко от взгляда, что запрещается, и избегает чего - нибудь сомнительного, и кормит тем, что является разрешенным - он никогда не будет колебаться. "
Награды для послушаний прибывают разных видов. Кто бы ни понижал его пристальный взгляд от того, что Аллах запретил, Аллах даст его внутреннему виду обильный свет.
Обжорство
Потребление маленьких количеств пищи гарантирует нежность сердца, прямоту интеллекта, смирение, слабость желаний, и мягкость характера. Невоздержанность в еде вызывает противоположность этих достойных похвалы качеств.
Аль-Микдам ибн Маад сказал: "я услышал, что Посланник Аллаха сказал: " сын Адама не заполняет никакого бурдюка больше вызывая недовольства Аллаху, чем его живот. Несколько кусочков должно быть достаточно для него, чтобы сохранить его силу. Если он должен заполнить это, то он должен позволить одну треть для пищи, одна треть для жидкости и оставить треть пустой для легкого дыхания. " [15]
Чрезмерная еда вызывает много видов вреда. Это делает спину непокорной Аллаху и делает поклонение и повиновение трудным – и такого зла достаточно. Полный живот и чрезмерная еда вызвали много неправильных действий и запретили много поклонений. Кто охраняет себя от зла переполнения его живота, тот предотвратил большое зло. Шайтану легче управлять человеком, который заполнил его живот пищей и напитком, поэтому часто говорилось: " Ограничьте тропы шайтана своими постами. " [16]
Сообщается, что, когда группа молодых людей бани Исраил постились, и было время разговения, когда человек из них встал и сказал: " не съешьте слишком много, иначе Вы выпьете слишком много, и затем Вы будете спать слишком много, и затем Вы потеряете слишком много. "
Пророк и его сподвижники, да будет доволен ими Аллах, часто голодали. Хотя это происходило часто из-за нехватки пищи, Аллах установил повелением лучшие и самые благоприятные условия для Его Поланника. Это - то, почему ибн Умар и его отец несмотря на изобилие пищи, доступной им отдавали предпочтения в еде, как при Пророке. Сообщалось, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: " Со времени их прибытия в Медину вплоть до его смерти, семейство Мухаммада никогда не наедалось из хлеба, сделанного из пшеницы, три ночи подряд. " [17]
Ибрагим ибн Адхам сказал: " Любой, кто управляет его животом, находится в контроле его религии, и любого, кто управляет его голодом, находится в контроле хорошего поведения. Неповиновение Аллаху является самым близким человеку, который насыщен с полным животом, и дальше всего от голодного человека "