2.1 Описание предприятия
1.1 Методика расчета городских СТО по заданному количеству автомобилей
1.1.1Выбор исходных данных:
Исходными данными для данного варианта являются(расписать)
- годовое количество условно обслуживаемых на станции автомобилей по маркам, А стоi;
- количество автомобиле-заездов на станцию одного автомобиля в год, n з;
- среднегодовой пробег автомобиля, L г;
- климатические условия эксплуатации автомобилей;
- режим работы станции;
- годовой фонд времени работы оборудования и рабочего персонала;
- виды работ, выполняемых на СТО, удельная трудоемкость отдельных видов работ технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) автомобилей определенного класса, t i.
Годовое количество условно обслуживаемых автомобилей
С учетом выше приведенных особенностей окончательное количество автомобилей i-го класса, шт., которые будут проходить ТО и ТР на проектируемой СТО вычисляют по формуле
Астоi =Аi ∙ Ксто, (1.1)
где Аi – количество автомобилей i-го класса в заданном районе, шт;
КСТО – коэффициент, учитывающий долю автомобилей, пользующихся услугами проектируемой СТО.
При неизвестном распределении легковых автомобилей по классам можно использовать следующее соотношение: (при общем количестве равным 100%):
- легковые автомобили особо малого класса – 10%;
- легковые автомобили малого класса – 60%;
- легковые автомобили среднего класса – 30%
1.1.2.1Корректирование удельной трудоемкости ТО и ТР, в зависимости от климатических условий, чел.ч./1000 км.
(1.2)
где - нормативная трудоемкость ТО и ТР легковых автомобилей i-го класса, чел.ч. Данные из таблицы 1.4.
- коэффициент, учитывающий климатические условия. По данным таблицы 1.2.
|
Определение средневзвешенного значения откорректированной удельной трудоемкости ТО и ТР, tор. ср, чел.ч./1000км. проводится по формуле
(1.3)
где А СТОi - количество автомобилей i- го класса, шт;
А СТО - общее количество автомобилей, пользующихся услугами СТО, шт.
1.1.2.2Определение ориентировочного значения годовой трудоемкости ТО и ТР автомобилей
Определение ориентировочного значения годовой трудоемкости ТО и ТР автомобилей T’ор , чел. час. проводится по формуле
(1.4)
где L г – годовой пробег одного автомобиля, км. По данным таблицы 1.3.
1.1.2.3Определение ориентировочного количества рабочих постов
Определение ориентировочного количества рабочих постов, проводится по формуле
(1.5)
где 0,75 – доля постовых работ;
К нп – коэффициент неравномерности поступления автомобилей на постах, Кнп=1,15…1,2;
Ф я – годовой фонд явочного рабочего, ч; Фя =2008 ч.;
С – количество рабочих смен в сутки;
Рп – количество рабочих на одном посту, чел., Рп=1,5..2;
- коэффициент использования поста; = 0,95.
1.1.2.4Корректирование удельной трудоемкости
Корректирование удельной трудоемкости в зависимости от количества постов и определяется по формуле
, (1.6)
где - коэффициент корректирования удельной трудоемкости ТО и ТР в зависимости от количества постов.
1.1.2.5Определение годовой трудоемкости ТО и ТР автомобилей каждого класса
Определение годовой трудоемкости ТО и ТР автомобилей каждого класса, чел.ч. проводится по формуле
(1.7)
|
Определение суммарной годовой трудоемкости ТО и ТР, Т ор, чел.ч. проводится по формуле
(1.8)
1.1.2.6Распределение суммарной годовой трудоемкости ТО и ТР по видам работ и месту их выполнения.
Доли соответствующих видов работ в зависимости от количества постов представлены в таблице 1.7, а по месту выполнения представлены в таблице 1.8. Данное распределение следует оформить в виде таблицы.
34942,32
Виды работ | Распределение трудоемкости ТО и ТР по видам работ | Распределение трудоемкости ТО и ТР по месту их выполнения | ||||
на постах, Т пi | На участках, Т учi | |||||
% | чел.ч | % | чел.ч | % | чел.ч | |
Смазочные работы | 1397,7 | 1397,7 | - | - | ||
Регулировка углов управляемых колес | 1747,1 | 1747,1 | - | - | ||
Ремонт и регулировка тормозов | 1747,1 | 1747,1 | - | - | ||
Электротехнические работы | 1747,1 | 279,6 | ||||
Работы по системе питания | 1747,1 | 366,9 | ||||
Аккумуляторные работы | 698,8 | 69,9 | 62,9 | |||
Шиномонтажные работы | 1747,1 | 524,1 | ||||
Ремонт узлов, систем и агрегатов | 3494,2 | 1747,1 | ||||
Кузовные и арматурные работы (жестяницкие, медницкие, сварочные) | 3494,2 | 2620,7 | 655,2 | |||
Окрасочные и противокоррозийные работы | 3494,2 | 3494,2 | - | - | ||
Обойные работы | 349,4 | - | ||||
Слесарно-механические работы | - | - | - | |||
Всего | сум | сум |
1.1.2.7Определение годовой трудоемкости уборочно-моечных работ
Уборочно-моечные работы на СТО выполняются непосредственно перед ТО и ТР или как самостоятельный вид услуг.
В первом случае годовая трудоемкость , чел.ч., определяется по формуле
|
(1.9)
где - количество заездов автомобиля в год на пост моечно-уборочных работ перед ТО и Р; =
- удельная трудоемкость уборочно-моечных работ, чел.ч. По данным таблицы 1.4.
Значения в таблице 1.4 приведены для механизированной мойки. При ручной шланговой мойке принимают равной 0,5 чел.ч. для всех классов легковых автомобилей.
чел.ч
Во втором случае годовая трудоемкость уборочно-моечных работ ,чел.ч. определяется по формуле
(1.10)
где 1000 – периодичность заезда 1 автомобиля на пост мойки, как самостоятельный вид услуг, км.
чел-ч.
Суммарная годовая трудоемкость уборочно-моечных работ по СТО определяется по формуле
(1.11)
1.1.2.8Определение годовой трудоемкости работ по приемке и выдаче автомобилей
Определение годовой трудоемкости работ по приемке и выдаче автомобилей, Т пв, чел.ч., проводится по формуле
, (1.12)
где - количество заездов одного автомобиля в год на пост приемки и выдачи,
= ;
- трудоемкость приемки и выдачи 1 автомобиля, чел.ч. По данным из таблицы 1.4.
1.1.2.9Определение годовой трудоемкости работ по противокоррозионной обработке кузова автомобиля
Противокоррозионную обработку рекомендуется организовывать на СТО при количестве постов 15 и более. В некоторых случаях в задании на проектирование при специализации СТО организация противокоррозионной обработки может быть задана и при меньшем количестве постов.
Определение годовой трудоемкости работ по противокоррозионной обработке кузова автомобиля Т пк, чел. ч., проводится по формуле
, (1.13)
где - количество заездов одного автомобиля в год на пост противокоррозионной обработки. По данным таблицы 1.1.
- удельная трудоемкость противокоррозионной обработки, чел.ч. По данным таблицы 1.4.
чел.ч
1.1.2.11Общий годовой объем работ
Общий годовой объем работ, чел.ч. определяется по формуле:
(1.15) из табл 1,8
чел.ч
1.1.2.12Определение годовой трудоемкости вспомогательных работ и распределение ее по отдельным видам
Кроме вышеперечисленных работ на СТО выполняются и вспомогательные работы, в состав которых входят работы по ремонту и обслуживанию технологического оборудования, содержанию инженерных сетей и коммуникаций, хранение и выдача материальных ценностей и т.п.Определение годовой трудоемкости вспомогательных работ, , чел. ч. проводится по формуле
, (1.16)
1.1.2.13Определение количества рабочих постов
Рабочим постом называется автомобиле-место, оснащенное специальным оборудованием и предназначенное для проведения работ по ТО и ТР непосредственно на автомобиле. К ним относятся посты полнокомплектного обслуживания автомобилей, текущего ремонта, смазочно-заправочных, окрасочных, кузовных, уборочно-моечных и диагностических работ, а также противокоррозионной обработки кузова и предпродажной подготовки автомобилей.
Количество рабочих постов ТО и ТР по каждому виду работ определяется по формуле
, (1.17)
где – трудоемкость i-х работ, выполняемых на постах, чел.×ч. По данным таблицы 1.6;
– коэффициент неравномерности поступления автомобиля на пост, = 1,15;
– количество рабочих на i-м посту, чел., = 1...2;
– коэффициент использования поста: = 0,95.
Результат следует оформлять в виде таблицы.
При расчетном количестве постов равным 0,8 и более принимается целое количество; при количестве постов для отдельных видов работ менее 0,8 следует совмещать эти работы. Рекомендуется совмещение работ в следующие группы, которые можно выполнять на одном посту при количестве рабочих:
- техническое обслуживание в полном объеме и смазочные работы; (РП=2чел);
- диагностические, регулировка углов управляемых колес, ремонт и регулировка тормозов; (РП=2чел);
- электротехнические работы по системе питания, аккумуляторные; (РП=1чел);
- ремонт узлов, систем агрегатов, шинные; (РП=1чел);
- кузовные, арматурные и обойные; (РП=2чел);
- окрасочные; (РП=2чел).
Таблица 1.10 - Результаты расчета количества постов
Виды работ | Тпi, чел. ч | Количество рабочих на посту, чел. | Число рабочих постов | |
расчетное | принятое | |||
Смазочные работы | 1397,7 | 0,5 | ||
Регулировка углов управляемых колес | 1747,1 | 0,7 | ||
Ремонт и регулировка тормозов | 1747,1 | 0,7 | ||
Электротехнические работы | 0,6 | |||
Работы по системе питания | 0,7 | |||
Аккумуляторные работы | 69,9 | 0,1 | ||
Шиномонтажные работы | 524,1 | 0,7 | ||
Ремонт узлов, систем и агрегатов | 1747,1 | 1,2 | ||
Кузовные и арматурные работы (жестяницкие, медницкие, сварочные) | 2620,7 | 1,2 | ||
Окрасочные и противокоррозийные работы | 3494,2 | 1,2 | ||
Обойные работы | 0,2 | |||
Слесарно-механические работы | - | - | - | - |
1.1.2.14Определениеколичества уборочно-моечных постов
Количество уборочно-моечных постов, nум, шт. определяется по формуле
(1.18)
где - количество рабочих на одном посту в зоне уборочно-моечных работ, чел. =1 чел.;
Кнп = 1,3..1,5 для СТО до 10 постов и 1,2…1,3 для СТО более 10 постов.
1.1.2.15Определениеколичества постов противокоррозионной обработки
Определение количества постов противокоррозионной обработки, nпк, шт. проводится по формуле
, (1.19)
где - количество рабочих на одном посту, чел. =1 чел.; К нп принимается 1,3..1,5.
Так как пост противокоррозионной обработки меньше 0,8, то для более эффективной работы мы совмещаем его с постом ТО
1.1.2.17Определениеобщего количества рабочих постов СТО
Определениеобщего количества рабочих постов СТО, n рп, шт. проводится по формуле
(1.21)
1.1.2.18Определение количества вспомогательных постов
К вспомогательным постам относятся автомобиле-места, оснащенные оборудованием, на которых выполняются технологические вспомогательные операции(приемка и выдача автомобилей, подготовка к окраске и сушка автомобилей после окраски и мойки).
1.1.2.19Определение количества постов приемки и выдачи автомобилей
Определение количества постов приемки и выдачи автомобилей, nпв, шт. проводится по формуле
, (1.22)
где Kнп = 1,15; =1 чел.
При nпв менее 0,8, работы по приемке и выдаче автомобилей целесообразно выполнять на постах ТО и ТР.
1.1.2.21Расчет числа автомобиле-мест ожидания и хранения
В зависимости от конкретных условий могут быть запроектированы автомобиле-места ожидания и хранения, размещаемые как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках.
Количество автомобиле-мест ожидания автомобилей перед постановкой на посты ТО и Р определяют по формуле
(1.23)
1.1.2.22Расчет персонала станции
Явочное количество рабочих в зоне постовых работ ТО и Р, , чел. определяется по формуле
, (1.27)
где - количество постов для проведения i-х работ;
- принятое количество рабочих на i-ом посту, чел.
Явочное количество рабочих в производственных участках определяется с учетом технологически совместимых работ.
Явочное количество рабочих в производственных участках определяется по формуле
, чел (1.28)
где - годовая трудоемкость i- го вида работ, выполняемая на i-м участке, чел. ч. По данным таблицы 1.6.
Принимаем 1 человек
Общее количество ремонтных рабочих, , чел.определяется по формуле
(1.32)
Численность персонала инженерно-технических работников и служащих станции (Р а) в зависимости от размера СТО следует принимать по данным таблицы 1.11.
Наименование функции управления, персонала | Численность персонала при количестве рабочих постов, Ра, чел. |
Общее руководство | |
Технико-экономическое планирование, организация труда и зарплаты | - |
Бухгалтерский учет и финансовая деятельность | |
Комплектование и подготовка кадров, общее делопроизводство | - |
Материально-техническое снабжение | |
Производственно-техническая служба | |
Младший обслуживающий персонал | |
Итого: |
1.1.2.23Расчет площади производственно-складских и административно-бытовых помещений
Площадь зоны постовых работ ТО и Р, F З.ОР , м2определяется по формуле
(1.33)
где - площадь горизонтальной проекции автомобиля, м2;
- количество постов ТО и ТР, расположенных в зоне постовых работ;
- коэффициент плотности расстановки автомобилей на рабочих постах. Кп=6…7 при одностороннем расположении постов относительно оси проезда и Кп=4…5 – при двухстороннем (более экономичном) расположении постов.
- коэффициент плотности расстановки автомобилей на постах ожидания; =2,5;
Площади уборочно-моечного участков , м2определяются по формуле
(1.34)
где - количество рабочих постов i-го участка;
- количество вспомогательных постов i-го участка;
= 4…5.
Площадь агрегатно-механического и других участков, в которых не предусматривается заезд автомобилей, можно определить одним из ниже перечисленных методов:а) по площади, занимаемой оборудованием, , м2определяется по формуле
Наименование | Размеры мм | Мощность к/Вт | Площадь м2 | |
Настольный сверлильный станок, модель Р-175 | 710×390 | 0.45 | - | |
Пистолет для обдува деталей сжатым воздухом, модель С-417 | 220×180 | - | - | |
Ванна для мойки деталей, модель 2031 | 800×600 | - | 0.48 | |
Установка для разборки, мойки и обдувки деталей, модель МВ-01 | 1200×700 | - | 0.84 | |
Сушильный шкаф, модель НП-014 | 680×550 | 2.5 | 0.37 | |
Верстак слесарный ВС-1 | 1300×740 | - | 0,96 | |
Стеллаж для хранения электрооборудования автомобилей, ОРГ-1468-05-300 | 1400×500 | - | 0,7 | |
Стенд контрольно-испытательный, Э-242 |
| 0,8 | ||
Автотестер К-484 | 300×310 | - | - | |
Тестер безконтактной системы зажигания К-317 | 70×107 | - | - | |
Прибор для проверки якорей стартеров, электродвигателей | 380×160 | 3,2 | 0,06 | |
Ящик для песка ОРГ-1480-03-320 | 500×400 | - | 0,2 | |
Ларь для отходов, ОРГ-1468-07-090А | 800×400 | - | 0,32 | |
Тумбочка для хранения инструментов «Сорокинструмент» | 695×535 | - | 0,37 | |
Поршневой компрессор электрический с-50 | 850х400 | 2.2 | 0,34 | |
Установка для вытяжки | 520х520 | 0.75 | 0,27 | |
Итого: | 29,1 | 5,71 |
, (1.36)
где - суммарная площадь, занимаемая оборудованием, расположенным на полу, м2;
= 3,5…4,0.
Площадь участков приемки и выдачи автомобилей F пв, м2определяется по формуле
, (1.37)
где = 3,5
Общая площадь производственных помещений, , м2определяется по формуле:
, (1.38)
где - суммарная площадь производственных участков, м2;
Площадь складских помещений СТО легковых автомобилей определяется произведением удельных нормативов, приведенных в таблице 1.12 на каждые 1000 комплексно обслуживаемых условных автомобилей.автопринадлежностей, снятых с автомобилей на время выполнения работ на СТО, следует принимать из расчета 16 м2 на один рабочий пост по ремонту агрегатов, кузовных и окрасочных работ.
2. Площадь для хранения запасных частей, автопринадлежностей, инструмента и автокосметики, предназначенных для продажи на СТО, следует принимать в размере 10% площади запасных частей и деталей.
3. Площадь склада шин принимается из расчета 50% сдаваемых в ремонт шин на СТО при норме хранения 10 дней.
При организации на СТО приема отработавших аккумуляторных батарей, площадь кладовой для их хранения следует принимать 0,5 м2 на 1000 комплексно обслуживаемых автомобилей.
Суммарная площадь складских помещений ,м2 определяется по формуле
, (1.39)
м2
где - площади складских помещений, м2;
Площадь технических помещений (вентиляторная, тепловой узел, компрессорная и т.д.), F Т ,м2определяется по формуле
(1.40)
Площадь помещения для клиентов, Fкл.,м2определяется по формуле:
, (1.41)
Площадь магазина по продаже запасных частей и автопринадлежностей, F маг, м2, определяется по формуле
, (1.42)
Площадь офисных помещений , м2определяется по формуле
, (1.43)
м2
где Ра - количество административно-обслуживающего персонала, чел.
Площадь бытовых помещений, F б ,м2определяется по формуле
, (1.44)
м2
Общая площадь здания СТО, F зд,м2определяется по формуле:
(1.45)
м2
1.1.3 Расчёт расхода электроэнергии
При приближённом расчёте общая мощность светильников для освещения всей производственной площади, Вт, определяется по формуле
P0=pF (1.48)
где р - удельная мощность на 1 м2 площади, Вт/м2; р= 20 Вт/м2;
F - принятая по расчёту производственная площадь участка, м2.
Вт
Расход электроэнергии на освещение за год, кВт-ч, составит:
, (1.49)
где К - коэффициент одновременности использования светильников, К =0,8;
-число часов горения в сутки, ч; =6 ч;
Дрг- число дней работы АТП, дн;
- сети, = 0,95-0,97;
Потребность в электроэнергии для питания технологического оборудования за год, кВт-ч, определяется по формуле
, (1.50)
где - суммарная установленная мощность технологического оборудования участка, кВт;
Фо- действительный годовой фонд времени работы оборудования, час;
-коэффициент одновременности работы оборудования, =0,6-0,7;
-коэффициент загрузки оборудования, =0,8-0,9;
-КПД электродвигателей, =0,85-0,9;
Действительный годовой фонд времени работы оборудования, Фо, час, определяется по формуле
, (1.51)
где 365-число календарных дней в году;
104-число выходных дней в году;
12- число праздничных дней в году;
5- число предпраздничных дней в году;
tcm- продолжительность смены, tcm= 8 ч;
t’cm- продолжительность смены в праздничные дни, t’cm= 7 ч;
- коэффициент использования оборудования, учитывающий простой в пофилактическом обслуживании и ремонте, его принимают равным 0,94-0,96;
y - количество смен работы.
Общая потребность в электроэнергии за год кВт-ч, определяется по формуле
,(1.52)
1.1.4 Расчёт расхода тепла
Годовой расход тепла,Гкал, определяется по формуле
, (1.53)
где V- объём помещения по наружному обмеру, м3;
q0 - расход теплоты на отопление одного м3 здания при разности внутренней и наружной температур в 10С, q0= 2,1 кДж/ч;
qв- расход теплоты на вентиляцию одного м3 здания при разности внутренней и наружной температур в 10С, qв =2,1 кДж/ч;
tв- внутренняя температура помещения, 0С;
tн - средняя наружная температура за отопительный период, tн =-6,60С;
24- число часов отопления в сутки;
270- количество дней отопительного периода для Архангельской области;
0,23*10-6- переводной коэффициент кДж в Гкал.
Согласно Положению[2]высота помещения применяется: 3,3;4.8;5.4, 6.0;7.2 метра, если в помещении имеется подъёмное оборудование (кран балка), то высота помещения принимается не менее 6м.
2.3 Технологическая часть
2.3.1 Организация выполнения работ по ТР машин
На СТО применяются следующие методы организации производства ТО и ТР подвижного состава: специализированных бригад, комплексных бригад, агрегатно-участковый, операционно-постовой, агрегатно-зональный и др. Из них первые три получили наибольшее распространение.
Метод специализированных бригад представляет собой такую форму организации производства, при которой работы каждого вида ТО и ТР выполняются специализированными бригадами рабочих. Управление технической службой АТП в этом случае осуществляет главный инженер. Он руководит производством через непосредственно подчиненного ему начальника производства.
Бригады, выполняющие ЕО, ТО-1, ТО-2 и ремонт агрегатов, комплектуются из рабочих необходимых специальностей, имеют свой объем работ, соответствующий штат исполнителей и отдельный фонд заработной платы. При такой организации работ обеспечивается технологическая однородность каждого участка (зоны), облегчается маневрирование внутри него людей, инструмента, оборудования, упрощаются руководство и учет количества выполненных тех или иных видов технических воздействий. Однако одним из существенных недостатков данной структуры и организации работ является низкое качество работ.
Метод комплексных бригад характеризуется тем, что каждое из подразделений (например, автоколонна) крупного АТП имеет свою комплексную бригаду, выполняющую ТО-1, ТО-2 и ТР закрепленных за ней автомобилей (рис. 3.5). Централизованно выполняются только ЕО и ремонт агрегатов. Комплексные бригады укомплектовываются исполнителями различных специальностей, необходимыми для выполнения закрепленных за бригадой работ.
2.3.2 Технология выполнения работ по ТР машин