Краткое описание типа профессии




Тест «Предпочтительные виды профессиональной деятельности»

Инструкция

1. Возьмите чистый лист бумаги и разграфите его на пять колонок:

 

I – «Человек-природа» II – «Человек-техника» III - «Человек-знаковая система» IV – «Человек-художественный образ» V – «Человек-человек»
         

 

2. Читайте по порядку утверждения, и если вы соглашаетесь с ними, то со знаком «+» записывайте цифру, указанную в скобках, в соответствующую колонку на вашем листе (номер колонки указан римскими цифрами). Если не соглашаетесь, то выписывайте цифру со знаком «-». Например: «Я охотно и подолгу могу что-то мастерить, чинить» (II-1). Если вы с этим утверждением не согласны, то в колонку II («Человек-техника») записывайте себе «-1», согласны «+1». Если вы не можете ответить определенно, то вообще цифру не выписывайте.

3. Ответив, таким образом, на 30 утверждений, подсчитайте суммы вписанных цифр (учитывая «+» и «-») в каждой из колонок. Наибольшие положительные суммы будут в столбцах, соответствующих наиболее подходящим для вас типам профессий, наименьшие (а тем более отрицательные суммы) – неподходящим профессиям.

 

УТВЕРЖДЕНИЯ

1. Легко знакомлюсь с новыми людьми (V -1).

2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить, чинить (II-1).

3. Люблю ходить в музеи, театры, на художественные выставки (IV-1).

4. Охотно и постоянно слежу и ухаживаю за животными и растениями (I-1).

5. Охотно и подолгу могу что-нибудь подсчитывать, решать задачи, чертить (III-1).

6. Охотно помогаю старшим по уходу за животными и растениями (I-1).

7. Люблю проводить время с младшими, когда их нужно чем-нибудь занять, увлечь делом, помочь им в чем-то (V-1).

8. Обычно я делаю мало ошибок в письменных работах (III-1).

9. То, что я делаю своими руками, обычно вызывает интерес у моих товарищей, старших (II-2)

10. Старшие считают, что у меня есть способности к определенной области искусства (IV-2).

11. Я охотно читаю о растительном и животном мире (I-1).

12. Активно участвую в художественной самодеятельности (IV-1)

13. Охотно читаю об устройствах механизмов, машин, приборов (II-1).

14. Охотно разгадываю кроссворды, головоломки, ребусы, трудные задачи (III-2).

15. Легко улаживаю разногласия между сверстниками или младшими (V-2).

16. Старшие считают, что у меня есть способности к работе с техникой (II-2).

17. Результаты моего художественного творчества одобряют даже незнакомые люди (IV-2).

18. Старшие считают, что у меня есть способности к работе с растениями или животными (I-2).

19. Обычно мне удается подробно и ясно для других излагать мысли в письменной форме (III-2).

20. Я почти никогда не ссорюсь (V-1).

21. Вещи, сделанные мной, одобряют и незнакомые люди (II-1).

22. Без особого труда усваиваю ранее незнакомые или иностранные слова (III-1).

23. Мне часто случается помогать незнакомым людям (V-2).

24. Подолгу, не уставая, могу заниматься любимой художественной работой (музыкой, рисованием и т. п.) (IV-1).

25. С большим интересом читаю об охране природной среды, леса, животных (I-1).

26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, машин, приборов (II-1).

27. Мне обычно удается убедить сверстников в том, что нужно делать так, а не иначе (V-1).

28. Охотно наблюдаю за животными или рассматриваю растения (I-1).

29. Без особых усилий и охотно разбираюсь в схемах, графиках, чертежах, таблицах (III-2).

30. Пробую свои силы в живописи, музыке, поэзии (IV-1).

 

Краткое описание типа профессии

 

I. «Человек - природа». Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа». Объектами труда для представителей большинства этих профессий являются:

1) животные, условия их роста, жизни;

2) растения, условия их произрастания.

Специалистам в этой области приходится:

а) изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);

б) выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);

в) проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

 

Психологические требования профессий этого типа к человеку: развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т.п.

 

 

II. «Человек-техника». Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника». Большинство профессий этого типа связано:

1) С созданием, монтажом, сборкой технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);

2) С эксплуатацией технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);

3) С ремонтом технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

Одно и то же техническое устройство может быть предметом труда для

разных специалистов, например, см. таблицу ниже.

 

Техническое устройство Монтаж, сборка Эксплуатация Ремонт
Станок с числовым программным управлением Слесарь механо-сборочных работ Оператор станков с ЧПУ, начальник станков ЧПУ Слесарь по ремонту промышленного оборудования
Энергетическая установка Электромонтажник Оператор электропульта Слесарь по ремонту оборудования
Прибор Радиомонтажник Радиотехник Слесарь по ремонту радиоаппаратуры
Фотокиноаппаратура Слесарь-сборщик кинофотоаппаратуры Киномеханик, фотограф Слесарь по ремонту кинофотоаппаратуры

 

Психологические требования профессий «человек-техника» к человеку: хорошая координация движений; точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие; развитое техническое и творческое мышление и воображение; умение переключать и концентрировать внимание; наблюдательность.

 

 

III. «Человек-знаковая система». Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т.п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек-знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации и различается по особенностям предмета труда. Это могут быть:

1) тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);

2) цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, статистик);

3) чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);

4) звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

 

Психологические требования профессий этого типа к человеку: хорошая оперативная и механическая память, способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале; хорошее распределение и переключение внимания; точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками; усидчивость, терпение; логическое мышление.

 

 

IV. «Человек-художественный образ». Большинство профессий этого типа связано:

1) с созданием, проектированием художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);

2) с воспроизведением, изготовлением различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);

3) с размножением художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

 

Психологические требования профессий этого типа к человеку: художественные способности; развитое зрительное восприятие; наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение; знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

 

 

V. «Человек-человек». Большинство профессий этого типа связано:

1) с воспитанием, обучением людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);

2) с медицинским обслуживанием (врач, фельдшер, медсестра, няня);

3) с бытовым обслуживанием (продавец, парикмахер, официант, вахтер);

4) с информационным обслуживанием (библиотекарь, экскурсовод, лектор);

5) с защитой общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий). Многие должности – директор, бригадир, начальник цеха, профсоюзный организатор и т.д. – связаны с работой с людьми, поэтому ко всем руководителям предъявляются те же требования, что и к специалистам профессий типа «человек-человек».

 

Психологические требования профессий этого типа к человеку: стремление к общению: умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность; отзывчивость; выдержка; умение сдерживать эмоции; способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие; способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека; способность владеть речью, мимикой, жестами; развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми; умение убеждать людей; аккуратность, пунктуальность, собранность; знание психологии людей.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: