1. По ширине интервалов
тесные | широкие |
- расстояние между звуками от примы до кварты включительно | - расстояние между интервалами от квинты до октавы включительно |
2. По взаимодействию звуков во времени:
гармонические | мелодические |
- звуки интервала берутся одновременно | - звуки интервала берутся по очереди: восходящий интервал: сначала идёт основание, затем вершина; нисходящий интервал: сначала идёт вершина, затем основание. |
3. По акустическим характеристикам:
консонансы | диссонансы |
благозвучные, приятные для слуха сочетания: прима-октава терция-секста кварта-квинта | Резкие, неприятные для слуха созвучия: секунда-септима тритон |
Интервалы в тональности
● Устойчивые ступени (устои) – I, III, V ступени
● Неустойчивые ступени (неустои) – II, IV, VI, VII ступени (все остальные ступени лада).
● Тяготение – стремление неустоя в устой.
● Разрешение – переход неустоя в устой.
Построим все интервалы от всех звуков в мажорном ладу с разрешением, в тональности C-dur. Выясним количество больших и малых, чистых, увеличенных и уменьшённых интервалов в ладу, а также ступени, на которых они строятся.
Секунды
Терции
Кварты
Квинты
Сексты
Септимы
Полученные результаты занесём в таблицу:
интервал | количество | ступени | интервал | количество | ступени |
м2 | III, VII | б2 | I, II, IV, V, VI | ||
м3 | II, III, VI, VII | б3 | I, IV, V | ||
ч4 | I, II, III, V, VI, VII | ув4 | IV | ||
ч5 | I, II, III, IV, V, VI | ум5 | VII | ||
м6 | III, VI, VII | б6 | I, II, IV, V | ||
м7 | II, III, V, VI, VII | б7 | I, IV |
Аналогичные действия произведите самостоятельно в натуральном миноре (например, a-moll). Обратите внимание, что количество интервалов осталось тем же, изменились ступени, на которых эти интервалы строятся.
|
Тритоны
● Тритон – это интервал, который содержит три тона.
Тритоны больше чистой кварты, но меньше чистой квинты, соответственно, это увеличенная кварта или уменьшённая квинта. Эти интервалы звучат одинаково. Их название зависит от записи (наименования) звуков. Например:
В первом такте ступеневая величина интервала равна 5 ступеням, тоновая – 3 тонам. Следовательно, это уменьшённая квинта. Во втором такте ступеневая величина интервала равна 4 ступеням, тоновая – 3 тонам, следовательно, это увеличенная кварта.
Алгоритм построения тритонов в тональности
1. Определяем и пишем знаки тональности при ключе (например, в F-dur си- бемоль).
2. Выписываем все неустойчивые звуки (удобней начинать с VII ступени, тогда они все расположатся по терциям), не забываем про bVI в гармоническом мажоре.
3. Выбираем и записываем любой неустой – это будет основание интервала, через неустой от него[3]* пишем вершину. Тритон построен.
4. Определяем интервал (методика выше). От величины интервала зависит разрешение: уменьшённые интервалы при разрешении сужаются, увеличенные – расширяются.
5. Разрешаем.
6. Делаем обращение тритона и разрешаем.
7. Повторяем манипуляции №№3-6 с двумя другими неустоями.
Задание:
1. Найдите тритон в мелодии.
2. Выпишите его и разрешите (тональность d-moll).
3. Достройте систему тритонов в этой тональности.
Тритон находится в 1м такте:
Характерные интервалы
|
Характерные интервалы – это увеличенные и уменьшённые интервалы, которые образуются в гармонических ладах.
Характерных интервалов 4 (две взаимообратимые пары):
ум7 – ув2
ум4 – ув5 («тритоны наоборот»)
Это правило выводится логическим путём.
Характерные интервалы возникают из-за изменения ступеней (в миноре – из-за повышения VII, в мажоре – из-за понижения VI), соответственно, «гармоническая» ступень обязательно должна входить в характерный интервал.
В миноре VII ступень повысилась, соответственно все интервалы, построенные на ней, уменьшились, т.е. большие стали малыми, а малые или чистые – уменьшёнными. Из четырёх характерных таковыми являются ум7 и ум4. С них и начинаем строить систему, а увеличенные получаем путём обращения.
A-moll
Система построена.
В мажоре VI ступень понизилась, соответственно все интервалы, построенные на ней, увеличились, т.е. малые стали большими, а большие или чистые – увеличенными. Из четырёх характерных таковыми являются ув2 и ув5. С них и начинаем строить систему, а уменьшённые получаем путём обращения.
C-dur