Интернациональное плебейство




 

Объясню выбор слова «интернациональный» вместо «международный» – прежде всего это различие в коннотации, и как носитель русского языка (притом владеющим им на уровне явно выше среднего) я могу утверждать о правильности своего выбора. Ну и, вдобавок, были определённые планы на англоязычный вариант, а там будет именно 'international', так что пусть это будет некой отсылкой (пусть и ведущей пока в никуда).

Что я имею в виду? Плебейство в данном случае это именно невозможность и нежелание отличить «хорошее», качественное от «плохого» и все результаты этого явления, заметные как в том, что мы (общество) потребляем, так и в способе этого самого потребления. Начну с простого: контент в СМИ и его изменения за последнее время (точный период определить я даже не уверен, что возможно, так как причины всегда (во все времена) остаются примерно схожими, ведь основаны они на сути как человека как он есть, так и (неравной) структуры общества и изменений в ней) – замечали ли вы аляповатые статьи в интернете (часто с броскими/шокирующими заголовками), паблики в социальных сетях, нацеленные на последующую монетизацию (ну или просто сделанные людьми без как вкуса, опыта, так и без особых попыток повысить качество того, что они предлагают людям? Скорее всего. Объяснения причин довольно очевидны, а вот об основе объёма потребления этого наполнения, контента, мы и постараемся подумать.

 

Объяснение происходящему мне видится и в низкой культуре (знаниях) о продукте, неразвитом вкусе (действительно, обычный человек вряд ли сможет обладать пониманием прекрасного, достойного в искусстве, текстах, технологиях и чём угодно ещё хотя бы в силу количества времени и опыта, требующегося на приобретение вкуса, ведь возможность найти время для погружения в тему есть (особенно у людей вынужденно занятых) выдаётся редко). Кроме вкуса как чистого опыта сравнения разных объектов и явлений требуется ведь и осмысление этого, на что, в свою очередь, нужна определённая степень отвлечённости от происходящего вокруг быта и смелость (или привычка) высказать своё мнение (необязательно вслух, обязательно – себе), что подразумевает как постепенное усложнение оцениваемых ценностей культуры (и большего времени или больших усилий (не всегда, кстати) на поиск чего-либо лучшего), так и усилий (ну, усилий в кавычках) на систематизацию опыта (это происходит по большей части само почти всегда). Человеку, вырывающему свободное от работы время на семью, увлечения и социальную жизнь не всегда это доступно (вспомним, кто лучше остальных разбирался в прекрасном на протяжении веков – аристократия и люди, чьи доходы позволяли выделить часть жизни на что-то помимо пропитания и обеспечения базовых потребностей (ну, ещё были фанаты своего дела, но это отдельный разговор)).

Допустим, время у человека есть, как и некая тяга (в настоящий момент самая сильная потребность в нашем обществе) к заполнению этого самого времени – в основном развлечениями и отдыхом – как объяснить ему, что он должен развивать своё чувство прекрасного, притом в разных областях? Да никак. Сама идея вкладывания себя, притом не единомоментного, а вполне себе протяжённого, ради «чуть более высокого вкуса» многим, действительно многим покажется довольно... спорной. Не будем забывать об окружающем человека, для кого-то иной опыт подразумевает путешествия или вложения средств, которые человек себе просто не может позволить (технологии, в теории, должны были бы этот фактор исключить... в теории). В итоге как невозможность, так и неочевидность смысла удерживает людей от переосмысления того, что они считают красивым, на совесть и с душой сделанным и, в итоге, достойным.

 

Компромиссы там, где их быть не должно, и их отсутствие при их необходимости – в этом основная идея.

 

Отдельное слово про технику и вкусы («вкусовщину») – для меня особый интерес представляют автомобили и электроника, так что речь в основном про них – говоря о компромиссах в этих продуктах, надо всегда помнить, что и на что мы обмениваем (ну или с чем соглашаемся): снижение стоимости или веса, дизайн в широком смысле (советую прочитать десять заповедей дизайна, речь об этом), какие-то преимущества (отсутствие портов в ноутбуке в обмен на большую батарею, усложнённый мотор с заметной долей алюминия взамен на сниженный расход топлива и повышенную мощность при тех же размерах и так далее), так что тут вопрос скорее того, что вы берёте, с какой целью и на какие жертвы готовы пойти – свободный рынок тут просто отражает возможности и желания всех сторон. Что касается вкусов – ну, во-первых, есть индивидуальный фактор, мало связанный с каким-то развитием (кому-то острые углы Рэйндж Ровера, кому-то зализанные скруглённости Порше, каждому своё), а во-вторых есть некий общественный вкус (создаваемый, конечно, в том числе и производителями), и тут вообще непонятно, что делать. Музыка – ощущения от момента и, наверное, темперамент человека, вот это всё.
Насчёт кино разговор немного иной, но надо учитывать, что смотрю я его мало (и жалко времени вырезать пару часов, и мало что кажется достойным внимания, и слабая вовлечённость в эту сферу, что выливается в «посмотреть бы что-то хорошее, но как узнать что?») – большинство лент рассчитаны на такую массовую аудиторию, что начинаешь опасаться окружающих (шучу:)). В кино (плохом) как заметны штампы (которые легко запоминаются и, соответственно, как плохой салат заливается майонезом, так и они пытаются скрыться за «драмой», спецэффектами или чем-то подобного рода), так и юмор, сюжет, сцены часто заметно убоги даже настолько «вне-темному» человеку, как я сам, что пары фильмов достаточно, чтобы отбить желание доверяться выборке прокатчиков (опять же массовая аудитория). В связи с этим возникает вопрос – действительно ли общий уровень людей и их пофигистичное отношения к тому, что они потребляют (фильмы ли, еду) результат всего этого или мы просто привыкли к предлагаемому и редко задумываемся об альтернативах (или они требуют тех же усилий)? Мне кажется, что тут оба явления, но, беспочвенно надеюсь, я ошибаюсь, и дело исключительно во втором случае.

 

Да, если кто так и понял причины происходящего или желать прочитать моё мнение (ну допустим), то вот они кратко: 1) мало времени на погружение в среду; 2) недостаток желания это делать; 3) окружённый эрзац-культурой, а не образцами всепоглощающей работы или гения, человеку просто не с чем сравнивать; 4) неуважение к себе или слабость ненужных компромиссов; 5) нелюбовь к себе, миру, обществу, работе per se и желание просто заработать денег, особо не напрягаясь (психологическая проблема).

Что можно сделать (в необходимость делать что-то себя вы должны убедить сами, естественно)? Ну, прежде всего так как болезни общества идут от болезни индивида, необходимо этого самого индивида сделать лучше – пробуйте разное, делайте выводы, учитесь чувствовать себя, будьте в разных местах, с разными людьми, в окружении разных вещей и явлений, ответьте себе на вопрос «чего я хочу (тут, кстати, надо определить границы и нечто вроде минимума и максимума) и на какие компромиссы я готов пойти?».

Биологическая акселерация, взлёт технологий, новая этика (слабо и не везде, но надежда есть) – и вместе с тем абсолютная болотная серость в вопросах потребляемого, будь то еда, информация или отношения с людьми (тут всё немного сложнее (ладно, не так уж и «немного»), так что, наверное, будут отдельные рассуждения на эту тему), наше общество поразительно, удивительно, бессмысленно негармонично (быть может вследствие отсутствия ориентиров, уничтоженных нигилизмом, постмодерном и массовой культурой как она есть), будем надеяться, что отдельные люди, с присущей им волей, силой и способностью менять мир и окружающих, привнесут в нашу жизнь хотя бы намёки на стержень, основу общества, без чего существование в субъективном смысле этот самый смысл теряет. И на этой непонятно какой ноте мы и закончим, люди, развивайтесь и меняйте мир вокруг нас:)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: