Структура общения. Коммуникативная сторона общения




Контрольные вопросы и задания

 

1. Продолжите «Под коммуникацией понимают …»

Под коммуникацией понимают процесс передачи осмысленной информации, ее эмоционального и интеллектуального содержания от отправителя к получателю, т. е. от человека, группы или организации другому человеку, группе или организации.

 

2. Каковы роль и место коммуникативной функции общения в профессиональной деятельности, в межличностном общении?

О коммуникации нельзя говорить, как только о передаче информации, так как человек - реципиент, принимающий поток информации, осмысливает ее, формулирует, уточняет, развивает. При этом опускается факт обратной связи человека – коммуникатора, направляющего поток информации с реципиентом.

Для профессионального общения этот аспект является одним важных составляющих. Так специалист социальной работы не может переходить от одного этапа общения к другому, пока не убедиться, что информация, полученная клиентом, не только принята, но и понята им и усвоена, осмыслена.

 

3. Какова структура коммуникативного процесса и основные его составляющие?

Структура общения — коммуникации, по Гарольд Дуайту Лассуэллу, выглядит следующим образом:

• коммуникатор — человек, который передает сообщение;

• содержание сообщения — то, что передается коммуникатором;

• канал коммуникации — то, как или с помощью чего осуществляется передача сообщения;

• адресат коммуникации — люди или аудитория, которой направляется сообщение;

• результат коммуникации — то, с каким эффектом передано соответствующее сообщение.

 

4. Назовите виды, сущность и содержание барьеров общения. В результате чего они возникают?

А.П. Панфилова отмечает, что барьеры в общении разнообразны. К ним относятся:

1. Компетентность (собеседники могут интерпретировать одно и то же сообщение по-разному, в зависимости от уровня своей компетентности и предшествующего опыта, информация искажается, что приводит к подрыву общности в коммуникации, наблюдаются тенденции к разрушению общения);

2. Избирательное слушание/восприятие (блокирование новой информации, особенно если она противоречит существующим суждениям);

3. Оценочные суждения (в принципе это означает суждение об общей ценности сообщения до получателя коммуникации в целом, суждение базируется на оценке отправителя получателем на основе предыдущего опыта общения с ним или на оценке ожидаемого значения сообщения);

4. Достоверность источника (означает доверие словам и действиям говорящего со стороны собеседника);

5. Фильтрование (фильтрация — распространенное явление в восходящем общении, которое относится к манипулированию информацией и воспринимается позитивно);

6. Внутригрупповой язык (трудовые, профессиональные социальные группы часто создают жаргон, который понятен только членам этих групп, такой язык может выполнять и позитивные функции, такие как чувство причастности, спаянности, эффективное общение в группе);

7. Различие статуса (различия статуса могут восприниматься рядовыми сотрудниками как угрозы и препятствовать неформальному общению, так на верхних уровнях организации практически отсутствует обратная связь, в общении с рядовыми сотрудниками возникает дистанция);

8. Давление времени (например, из-за дефицита времени, на прием клиента в социальном учреждении отводится определенное количество времени, что регламентировано различными положениями об оказании услуг);

9. Перегрузка общения (наше время часто называют «информационной» эрой или «эпохой информации», поэтому специалистам социальной работы в силу профессиональных обязанностей приходится принимать огромный поток информации).

Изучение каждого барьера показывает, что чаще всего они заключены:

- в самих людях (например, компетентность, оценочные суждения);

- в организациях (например, внутригрупповой язык, фильтрование, различие статуса).

 

5. Какие коммуникативные барьеры мешают восприятию и пониманию информации?

В профессиональном общении специалистов социальной работы могут возникать и специфические коммуникативные барьеры:

1. Логический (он возникает потому, что каждый человек видит мир, ситуацию, проблему со своей точки зрения. В зависимости от того, какие виды и формы мышления преобладают в интеллекте каждого из собеседников, они общаются на уровне или понимания, или непонимания);

2. Семантический (это барьер смысловой, связанный со значением слова. Он возникает неизбежно, поскольку человек преломляет воспринятое через свой личный опыт, знания, жизненные ценности, потребности, словарный запас, тезаурус (лингвистический словарь) и т.п. Он особенно заметен при использовании жаргона. Возникает также из-за различий в речевом поведении представителей разных культур);

3. Стилистический (стиль — это отношение формы представления информации к ее содержанию: стилевые характеристики «упакованной» в словесную форму информации могут препятствовать ее восприятию. Стиль может быть слишком тяжелым или легковесным, не соответствующим ситуации и намерениям собеседника. Может также возникнуть и тогда, когда информация передается функционально-книжным языком (и без пауз хотя бы в 6 секунд): длинные предложения затрудняют понимание, так как сложны и грамматически не ясны);

4. Фонетический (это препятствие, создаваемое особенностями речи говорящего. Незнание законов фонетики, пренебрежение ее требованиями затрудняет процесс коммуникации. Непонимание может быть незначительным (например, в произношении слов) или полным. Полное непонимание возникает тогда, когда с нами говорят на непонятном нам иностранном языке. Неполное непонимание будет тогда, когда собеседник говорит очень быстро, невнятно, скороговоркой, с акцентом, шепелявя и т.п. Возникает он и тогда, когда говорящий резко повышает голос. Мешают пониманию неразборчивая дикция, плохая артикуляция говорящего, а также назализации – негативные околоречевые проявления, звуки-разделители и слова-паразиты (они просто раздражают слушающего)).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: