ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
Понятие технология (от греческого techne – искусство, мастерство, умение, logos - учение) имеет множество трактовок. Исторически понятие «технология» возникло в связи с техническим прогрессом и согласно словарным толкованиям представляет собой совокупность знаний о способах и средствах обработки материалов. В толковом словаре живого великорусского языка В. Даля под технологией понимается «совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве».
Проект - это буквально «нечто брошенное, пущенное вперед». Это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда и создание творческого продукта. Проект- это «обучение через делание». (Дж. Дьюи).
Технология проектной деятельности – личностно ориентированная технология, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта.
Технология разрабатывалась в 20-30гг. XX века американскими учеными Дж. Дьюи и В.Х. Килпатриком. У нас в 1905г. метод проектов предложил Станислав Теофилович Шацкий. На какое-то время, примерно до 60-х гг, эта технология активно не разрабатывалась, но после стала применяться для реализации исследовательских проектов, затем при написании дипломных и творческих работ.ЦЕЛЬ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
•самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
• учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
|
• приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
• развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
• развивают системное мышление.
Проектная технология предполагает:
- наличие проблемы, требующей интегрированных знаний, и исследовательского поиска решения. Проблема проекта должна быть социально-значимой – исследовательской, информационной, практической, заказанной внешними заказчиками. Для решения проблемы необходимо определенное количество информации из разных отраслей науки или искусства- в этом заключается интегрированность знания.
- практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов. Другими словами, продукт, который получается в результате комплекса действии, должен быть в дальнейшем кем-то востребован, использоваться еще ни раз и нести в себе определенные знания, необходимые на данном этапе развития общества.
- самостоятельную деятельность учащихся.
-использование исследовательских методов (анкетирование, наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование, анализ документации и других проектов).
-структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов. Проект-это достаточно трудоемкий и долгий процесс, состоящий из определенных стадий и этапов. И поэтому вся информация, накопленная на одном этапах должна периодически прорабатываться еще раз и иметь связь с информацией и знанием следующего или предыдущего этапа.
|
Составление проекта и работа над ним.
Работа над любым типом проекта включает в себя четыре основных этапа: этап предпроектной подготовки, этап планирования, организационно-исследовательский этап и этап представления полученных результатов.
1.Этап предпроектной подготовки включает в себя:
· формирование проектной группы;
· выбор научных руководителей;
· выбор темы проектной работы;
· формулирование положений гипотезы, цели и задач проекта;
· обоснование методов исследования;
· разработка плана и структуры исследования;
· изучение источников и литературы по теме.
2.На этапе планирования:
· определяются сроки представления результатов (конечные и промежуточные);
· дорабатывается сама идея с учетом актуальности темы;
· обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта;
· определяются и распределяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения.
3.На организационно-исследовательском этапе :
· расписывается последовательность выполнения проектной работы;
· распределяются конкретные задания;
· собирается и обрабатывается информация; источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет;
· готовятся выводы и сопоставляются с поставленными задачами и положениями гипотезы;
· оформляются результаты исследования и готовится отчет.
Отчет о выполнении проектной работы должен состоять из введения, основной части, заключения и списка источников информации.
|
Во введении:
-обосновывается выбор темы работы, описывается актуальность и суть изучаемой проблемы;
-определяются объект и предмет исследования (только для работ исследовательского типа);
-формулируются положения гипотезы, цель и задачи проектной работы;
-описываются методы исследования, которые были применены в ходе выполнения работы;
-анализируются источники информации.
В основной части:
-описываются основные этапы и последовательность выполнения работы;
-обосновываются применяемые методы исследования (например, почему было выбрано анкетирование, что это за метод, какие сильные и слабые стороны этого метода);
-описывается суть проблемы, проведенных исследований;
-обосновываются результаты исследования и сопоставляются с первоначальной гипотезой.
В заключении:
-формулируются основные выводы в соответствии с задачами проектной работы.
Схемы, диаграммы, рисунки и пр. могут быть оформлены как в виде приложений, так и входить в текст основной части отчета.
4.Этап представления результатов (заключительный этап):
· подготовка презентации результатов;
· публичная презентация проектной работы;
· анализ работы, проделанной в течение проектного периода;
· оценка работы проектной группы в целом и каждого её участника.
Классификация проектов.
По количеству учащихся – индивидуальные и групповые;
По содержанию – монопредметные и межпредметные.
Пример: если проект затрагивает сферу услуг, то используются знания из следующих наук: экономика, менеджмент, маркетинг, философия, культурология, социальная психология, анализ финансово - хозяйственной деятельности.
По продолжительности проектной деятельности – краткосрочные (мини-проекты, выполняются за несколько учебных занятий), среднесрочные (1-4 недели), долгосрочные проекты (от 4 недель до года);
По доминирующему виду проектной деятельности - информационные, исследовательские, творческие, практико - ориентированные.
- Информационный проект предполагает сбор, обработку и анализ информации по какой-либо учебной проблеме или теме. Этот тип проектов направлен на формирование у учащихся умений и навыков поиска информации, её обобщения и представления в виде рефератов, статей, докладов, схем, таблиц, фото- и видеоматериалов.
- Исследовательский проект предполагает моделирование ситуации реального научного поиска. Такая работа проводится на основе определения цели, объекта, предмета исследования, выдвижения гипотезы, проведения экспериментов, формулировании выводов в соответствии с целью и задачами исследования.
Результаты такого проекта могут быть выражены в научной публикации, научном отчёте, участии в конкурсе проектов.
- Творческий проект имеет свои специфические черты и создаёт условия для развития у учащихся творческих способностей. Формами представления такого проекта может быть сценарий, концерт, постановка театрализованного представления, конкурсная программа, подготовка фотовыставки, создание видеофильма.
- Практико-ориентированный проект связан с необходимостью создания социально значимого продукта, которым можно было бы воспользоваться на практике как самим участникам проектного обучения, так и другим людям, например, изучение имиджа и лица учебного заведения, а затем создание нового имиджа, изучение статистики разводов(причин и их количества) и разработка плана мероприятий укреплению молодой семьи.
В реальной практике проекты носят комбинированный характер, сочетая в себе различные признаки.
Освоение технологией проектной деятельности позволяет человеку иметь возможность самому задавать себе правила и цель, стать активным субъектом, свободно манипулирующим информацией, отношениями и людьми.