АНАЛИЗ ФОРМ И МЕТОДОВ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ




Тема 6. Познание как объект философского анализа. Тема 7. Сущность процесса познания

Д/З

Ответить на вопросы:

1)Какие формы познания выделяются?

2)Необходимость субъективности в познании. Зачем она?

3)Чему должен соответствовать критерий истины?

4)Какие уровни и методы научного познания выделяются?

Доклады:

1)Познаваем ли мир? Какие концепции в философии выделяются?

2)Эксперимент как метод познания. Примеры самых известных экспериментов в мире

МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ПОЗНАНИЯ

ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТИВНОСТИ И ОБЪЕКТИВНОСТИ В ПОЗНАНИИ

ИСТИНА КАК ЦЕЛЬ ПОЗНАНИЯ. ПРАКТИКА КАК КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ

Весьма актуален вопрос и о цели познания. Мы познаем мир, в конечном счете, для того, чтобы суметь переделать его в соответствии с целями человеческого общества. Познание – это не самоцель, а средство для изменения действительности. Но понимание связи познания с практикой как требование от науки немедленной практической отдачи ошибочно, оно часто мешает отделить долго созревающую истину от скороспелой лжи. Кроме того, если бы познание ориентировалось только на выполнение задач сегодняшнего дня, оно оказалось бы несостоятельным с наступлением завтра. Мы должны знать о природе, о её сущности намного больше, чем можем в данный момент использовать.

ФИЛОСОФИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

АНАЛИЗ ФОРМ И МЕТОДОВ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

В структуре науки выделяются уровни - эмпирический и теоретический - и методы организации научного познания.

Эмпирическое знание – совокупность научных фактов, образующих базис теоретических знаний. Под научным фактом понимается явление материального или духовного мира, ставшее достоянием нашего знания, этофиксация какого-либо явления, свойства и отношения. По словам А.Эйнштейна наука должна начинаться с фактов и оканчиваться ими вне зависимости от того, какие теоретические структуры строятся между началом и концом.

Существует два основных метода эмпирического познания:

1. Наблюдение – целенаправленное преднамеренное восприятие исследуемого объекта (его результат – первичная информация).

2. Эксперимент – это метод исследования, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенные условия, отвечающие целям исследования.

Теоретическое знание ищет причины явлений, старается объяснить сущность процессов, лежащих в основе научных фактов. Основные формы: научная проблема, гипотеза, теория.

1. Научная проблема представляет собой осознание противоречий, возникших между старой теорией и новыми научными фактами, которые не удается объяснить с помощью старых теоретических фактов. Когда научная проблема поставлена, начинается научный поиск, т.е. организация научного исследования. Важнейшая роль в разрешении научной проблемы принадлежит гипотезе.

2. Гипотеза – это идея, содержащая обоснованное предположение о существовании

Закона, который объясняет сущность новых фактов. Гипотеза формируется учеными с целью предположительного объяснения научных фактов, приведших к постановке научной проблемы. Гипотеза должна быть проверяема и подтверждена практикой. Невозможность такой проверки делает гипотезу научно несостоятельной. Гипотеза, всесторонне проверенная и подтвержденная практикой, становится теорией.

3. Теория – это логически обоснованная, проверенная на практике система знаний об определенном классе явлений, о сущности и действии законов бытия данного класса явлений.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: