Программа вступительных испытаний по направлению 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» магистерская программа «Управление дошкольным образованием»




1.Проблема развития личности ребенка дошкольного возраста в педагогике. Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста.

2. Теоретические основы социально-личностного воспитания дошкольников. Задачи, принципы, содержание, средства и методы социально-личностного воспитания дошкольников.

3. Образовательный процесс дошкольного учреждения: его специфика, структура, функции, закономерности и принципы организации.

4. Роль семьи в развитии личности ребенка дошкольного возраста. Функции семьи, условия и факторы семейного воспитания. Задачи, содержание, средства и методы семейного воспитания.

5. Своеобразие сюжетно-ролевой игры, ее характеристика. Содержание и способы изображения действительности. Педагогические технологии развития игры дошкольника (С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина, Н.Ф. Комарова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова и др.).

6. Дидактические игры в системе дошкольного образования, своеобразие их структуры, педагогическая ценность. Виды дидактических игр, их место в воспитании и обучении дошкольников.

7. Теоретические основы художественно-эстетического воспитания дошкольников: задачи, принципы, содержание, методы, средства и формы организации в дошкольном учреждении.

8. Теоретические основы умственного (познавательного) развития и воспитания дошкольников. Задачи, принципы, содержание, методы, средства и формы организации умственного (познавательного) воспитания детей.

9. Проблема сенсорного воспитания детей раннего и дошкольного возраста (М. Монтессори, Л.А. Венгер и др.). Задачи, содержание, методы, формы и средства сенсорного воспитания дошкольников.

10. Своеобразие детского труда. Цель, задачи, условия и средства воспитания детей дошкольного возраста в труде. Виды и формы организации детского труда.

14. Современные подходы к организации образовательной деятельности в детском саду. Занятия (НОД) как форма организации обучения. Классификация занятий (НОД), психолого-педагогические и санитарно-гигиенические требования к их организации. Структура, особенности планирования образовательной деятельности в ДОУ.

15. Место дошкольного образования в системе образования России. Характеристика современной системы дошкольного образования, типы и виды дошкольных образовательных учреждений. Нормативно-правовое обеспечение системы дошкольного образования.

16. Программное обеспечение дошкольного образования. Основная общеобразовательная программа ДОУ: структура, принципы построения, основное содержание. Современные требования к разработке ООП. Характеристика вариативных (комплексных и парциальных) программ дошкольного образования.

17. Проблема преемственности в работе ДОУ и школы: основные задачи, содержание, формы организации. Современные подходы к решению проблемы готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.

18. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста (П.Ф. Лесгафт, Е.А. Аркин, Е.Г. Леви-Гориневская и др.). Задачи, содержание, средства и формы организации физического воспитания детей в дошкольном учреждении.

19. Теоретические основы развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста. Задачи, содержание, формы и методы развития математических представлений дошкольников. Характеристика дидактических средств математического развития дошкольников (М. Монтессори, А.М. Леушина, А.А. Столяр, З.А. Михайлова).

20. Концептуальные основы экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста (С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова и др.). Задачи, содержание, средства, формы и методы организации экологического образования дошкольников.

22. Специфика организации работы по развитию речи в образовательном процессе ДОУ.

25. Теоретические основы воспитания дошкольников средствами музыки. Задачи, содержание, средства, формы и методы музыкального воспитания детей.

26. Характеристика биологических факторов развития личности. Проблема влияния наследственных особенностей, прирожденных свойств организма и процессов созревания на психическое развитие ребенка (биогенетическая точка зрения - С. Холл, К. Бюлер и др.).

27. Проблема возрастной периодизации психического развития ребенка. Понятие «возраст», критерии выделения возрастных периодов. Характеристика различных концепций периодизации психического развития ребенка (Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.). Вклад Л.С. Выготского в разработку проблемы периодизации психического развития ребенка, развитие его идей в современной детской психологии. Структура возраста (по Л.С. Выготскому). Возрастные кризисы.

28. Психофизиологические особенности ребенка раннего возраста. Основные достижения периода раннего детства (овладение ходьбой, предметная (орудийная) деятельность, познавательное развитие, развитие речи, предпосылок игровой и продуктивных видов деятельности, становление образа-Я). Сущность и значение кризиса трех лет. Особенности адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ. Проблемы раннего развития ребенка.

29. Проблема развития и воспитания внимания в дошкольном возрасте. Развитие физиологических механизмов внимания. Виды и свойства внимания. Характеристика свойств внимания в дошкольном возрасте. Особенности внимания ребенка младенческого и раннего возраста. Закономерности формирования произвольного внимания в дошкольном возрасте.

30. Проблема развития и воспитания памяти в раннем и дошкольном возрасте. Виды памяти. Особенности развития памяти первые три года жизни. Механизм становления произвольной логической памяти. Этапы развития памяти на протяжении дошкольного детства. Роль различных видов деятельности дошкольника в развитии памяти.

31. Проблема развития воображения и творчества в дошкольном возрасте. Характеристика видов воображения. Функции воображения. Этапы развития воображения в дошкольном детстве. Специфические особенности детского творчества. Возможности дошкольного учреждения в развитии творческого воображения у дошкольников.

32. Проблема развития речи в раннем и дошкольном возрасте. Виды речи и функции речи. Характеристика речи как средства общения. Роль общения со взрослыми и сверстниками в развитии речи в период дошкольного детства.

33. Проблема детского мышления в психологии. Динамика развития видов мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое). Закономерности развития мыслительных операций (процессов) у детей. Развитие логических форм мышления у детей дошкольного возраста: формирование суждений и умозаключений у детей, формирование понятий.

34. Проблема развития способностей. Задатки и способности. Общие и специальные способности. Сензитивные периоды в развитии общих и специальных способностей у детей. Проблема детской одаренности в психологической литературе.

35. Проблема психологической готовности ребенка 6-7 лет к обучению в школе (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова и др.). Структура и содержание готовности к школьному обучению. Сформированость предпосылок учебной деятельности как показатель готовности к обучению в школе. Диагностика готовности к школьному обучению. Симптоматика кризиса семи лет.

Литература:

1. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 136 с.

2. Габова М.А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии: учебное пособие. - Москва: Директ-Медиа, 2014. - 534 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239494

3. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. – СПб., 2010.

4. Гогоберидзе А.Г. Теоретическая педагогика: Путеводитель для студента: учебно-методическое пособие. - Москва: Центр педагогического образования, 2007. - 128 с. - ISBN 978-5-91382-013-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93270

5. Ильин Г.Л. Инновации в образовании: учебное пособие. - Москва: Прометей, 2015. - 426 с.: табл. - ISBN 978-5-7042-2542-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=437317

6. Ким Т.К. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учебное пособие. - Москва: МПГУ, 2015. - 204 с.: ил., табл. - Библиогр. в кн.; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=472914

7. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учеб. для использования в учеб. процессе образоват. учреждений: допущено Эксперт. советом по проф. образованию/ С. А. Козлова, Т. А. Куликова. -10-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2009.

8. Кравцов Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников: учебное пособие. - Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. - 264 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212168

9. Красильникова Л.В. Пропедевтическая работа по предупреждению речевых нарушений в раннем возрасте: Учебно-методическое пособие. Н. Новгород: Гладкова О.В., 2011 – 205 с.

10. Ляксо Е. Е. Развитие речи: от первых звуков до сложных фраз: учеб. -метод. пособие/ Е. Е. Ляксо. — СПб.: Речь, 2010. — 190 с.

11. Мандель Б.Р. Педагогика: учебное пособие. - 2-е изд., стер. - Москва: Издательство «Флинта», 2014. - 288 с.: табл., схем.; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=463778

12. Методика воспитания и обучения детей дошкольного возраста: учебное пособие / авт.-сост. С.В. Мильситова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный университет». - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2016. - 132 с.: табл. - ISBN 978-5-8353-2103-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=481574

13. Микляева Н.В. Технологии разработки образовательной программы ДОУ: Метод. пособие/ Н. В. Микляева. — М.: Сфера, 2010. −117 с.

14. Микляева Н. В. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студентов вузов и сред. спец. учеб. заведений/ Н. В. Микляева. — М.: Владос, 2008.

15. Микляева Н. В. Теория воспитания дошкольников: Учеб. пособие/ Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. — М.: Академия, 2011.

16. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: Учеб. пособие для студентов вузов: Рек. УМО по спец. пед. образования / А.М. Митяева. - М.: Академия, 2008. - 188 с.

17. Морева Н.А. Технологии проф. образования: Комплект книг в электронном формате: Сб. разн. уч. на CD. - М.: Академия, 2010.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: