Набор интервьюеров. Сети интервьюеров




Интервьюер — это лицо, организующее взаимодействие с рес­пондентами. Основная трудность этой роли заключается в том, что на этапе установления контакта и вовлечения потенциального рес­пондента во взаимодействие интервьюер проявляет максимум ак­тивности, а затем на этапе фиксации ответов — превращается в чтеца вопросов и во внешне безучастного регистратора ответов.

Набор интервьюеров. Интервьюерами могут быть как професси­ональные социологи-исследователи, так и специально отобранные, подготовленные и проинструктированные лица других профессий.

Разные исследователи называют различные качества и их соче­тания, необходимые интервьюеру: общительность — способность быстро установить доверительный контакт с собеседником; не­многословие; доброжелательность, терпимость; настойчивость, на­ходчивость, сообразительность.

Интервьюеры должны испытывать интерес ко всем живым людям, в том числе к тугодумам, плохо слышащим, неряхам, легко отвлекающимся, многословным, забывчивым и т.п. Интервьюеры должны выглядеть здоровыми, уверенными в себе, казаться искрен­ними, не печальными; не должны носить вызывающей одежды... Можно было бы продолжить перечень необходимых качеств (воз­можно, тогда бы мы увидели портрет работника телефона доверия или другой социальной службы, а то и вообще идеального человека). Возвращаясь же к собственно интервьюерам, отметим, что Ноэль Нойман определила хорошего интервьюера как "общительного пе­данта", что, пожалуй, наиболее емко характеризует главные качест­ва этого участника исследования.

Следует иметь в виду, что, как правило, работа интервьюера не является основной работой и требует времени по вечерам, в выход­ные и праздничные дни.

Где же найти таких людей?

Для того, чтобы набрать или обновить, пополнить состав испол­нителей, первым шагом будет, скажем, объявление. В нем имеет смысл указать, что на работу требуются люди общительные, с жизненным опытом, хорошо подвешенным языком. Потом наличие этих качеств у соискателей проверяется. (Интересно, что сейчас нередко в обыденном сознании происходит смешение понятий "агент по продаже" и "интервьюер").

На объявление в Ивановской областной газете о том, что службе требуются интервьюеры, в 1989 г. откликнулись: ИТР (42%), рабочие (16%), служащие (16%), специалисты с высшим образованием в области медицины, образования, культуры (14%), студенты (6%), пенсионеры (4%); три четверти из них были женщины. Они мотивировали свое желание выступать в предло­женной роли стремлением расширить круг общения, научиться лучше общаться с людьми, а также намерением переквалифици­роваться в социолога, применять социологические знания в своей профессиональной деятельности'.

Поскольку люди, откликающиеся на такие объявления, не всегда представляют себе характер работы и нуждаются в обучении, нередко организаторы привлекают в качестве интервьюеров сту­дентов.

Привлечение студентов в принципе имеет свои плюсы и минусы. Во-первых, интервьюер должен безоговорочно принимать ин­струкцию и вопросник и не критиковать, их, по крайней мере, до завершения полевых работ. Студенты же в процессе обучения по идее развивают критичность мышления. Следовательно, они обычно склонны более "творчески", то есть неточно, различно относиться к заданиям и потому "по определению" не могут, как правило, быть хорошими исполнителями. Их здоровый скепсис, нетерпение, юно­шеский максимализм могут к тому же передаться и респондентам. Кроме того, заинтересованный, доброжелательный контакт с рес­пондентами устанавливать и поддерживать могут далеко не все столь молодые люди. (Отмечено, что наибольшие затруднения в такой работе испытывают студенты младших курсов, выпускники средних школ, учащиеся техникумов). Поэтому из числа студентов наиболее целесообразно привлекать студентов-социологов, а также психоло­гов, что достаточно удобно для работодателей и полезно для самих студентов.

Существуют и некоторые профессии, представители которых в большей или меньшей степени удачно справляются с ролью интер­вьюеров.

Для изучения намерений подписчиков были сформированы группы анкетеров из числа почтальонов и киоскеров Роспечати, что оказалось для всех очень удобно, так как эти анкетеры знали и адреса, и некоторых респондентов, которые вполне понимали их (анкетеров) интерес к исследованию.

Существенные проблемы связаны с привлечением в качестве интервьюеров учителей. С одной стороны, их профессиональная деятельность сформировала у значительной части учителей стрем­ление поучать, доминировать в общении с другими людьми, что для сбора социологической информации неприемлемо. С другой сторо­ны, они очень аккуратны; при проведении опроса школьников без их помощи трудно обойтись. В таких случаях желательно, чтобы они проводили опросы в тех классах, где сами не преподают.

Пол и возраст интервьюеров. Из социальной психологии извест­но, что случайное общение (каковым в глазах респондентов оказы­вается их общение с интервьюером) представителей противополож­ного пола оказывается более эффективным. С другой стороны, общепризнано, что в качестве интервьюеров наиболее успешно выступают женщины. Не случайно именно они составляют от 60 до 95% интервьюеров в существующих службах, что обусловлено их большей ориентацией на взаимоотношения, общительностью. Жен­щинам сравнительно легче вступать в контакт, они вызывают мень­ше опасений со стороны респондентов, окликая их на улице, при­ходя к ним домой, и т.п. Мужчины же более критичны по отноше­нию к собеседникам и больше настроены на содержание общения, а не на его процесс.

В то же время названные преимущества женщин как интервью­еров не абсолютны.

В США опрос жен профессиональных спортсменов-гимнастов выявил как недостатки, так и преимущества привлечения к исследованию мужчин-интервьюеров. Первые заключались в относительно затрудненном доступе к респонденткам, а вторые - в возникновении отношений большей доверительности. В другом исследовании было обнаружено, что в беседе с женщина­ ми-интервьюерами женщины-респонденты проявляли больше симпатии и понимания, а мужчины-респонденты чаще выражали озабоченность тем, чтобы к ним были внимательны, чаще шу­тили, стремясь превратить опрос в шутку". В Нигерии при обсуждении вопросов планирования семьи в наиболее консервативном штате оказалось трудно привлечь муж­чин на роль интервьюера. Но в трех других гипотеза, что они не годятся на эту роль, практически не подтвердилась. И более того, признание, что они знакомы с несколькими методами контрацеп­ции, респондентки делали значительно чаще, когда в качестве интервьюеров, выступали мужчины. Что же касается использова­ния средств контрацепции, данные об этом оказались в равной мере ненадежны, давались ли они мужчинам или женщинам".

Некоторые исследователи отмечают, что, действительно, мужчин среди интервьюеров меньше, но они, с другой стороны, работают обычно дольше и лучше, чем женщины. Очевидно, организатору исследования придется самостоятельно решать, что важнее в кон­кретной ситуации.

Что касается возрастных ограничений, то пожилым людям в среднем труднее проявлять гибкость, "подстраиваться" под респон­дента. К тому же их возраст может влиять на ответы респондентов, заставляя их воздерживаться от экстремальных высказываний. С другой стороны, жизненный опыт позволяет многим из таких ин­тервьюеров быть более толерантными.

Отбор интервьюеров. Конечно же, далеко не все лица, откликаю­щиеся на объявления или на непосредственно звучащие призывы, становятся интервьюерами.

Кто-то, не вникая в детали, почти сразу отказывается, а кто-то не подходит по критериям, выдвигаемым той или иной социологической службой. В германском институте Демоскопии, которым руководит Э.Ноэль-Нойман, например, лишь 10% из числа тех, кто откликаются на объявления в газете, включаются в штат интервьюеров.

Соответствие претендентов необходимым социологу критериям проверяется по-разному. Иногда организаторы ограничиваются за­очным общением с потенциальным интервьюером, которому пред­лагается сразу провести интервью и представить заполненный по­левой документ. В некоторых службах к этому относятся иначе: интервьюеров долго обучают и инструктируют, рассказывают о правах и обязанностях, а затем экзаменуют. Контролируют их и в ходе полевых работ. Кроме того, уже по тексту полученных на газетное объявление откликов (если предусмотрены письменные заявки) принимается решение о том, насколько вообще целесооб­разно приглашать человека на собеседование.

Существуют и специальные тесты, проверяющие, например, насколько внимательно интервьюер читал инструкцию, всегда ли он следует ей (известна склонность многих людей не дочитывать до конца, а угадывать, что могло быть написано, что обусловлено уже известной читателю способностью предвосхищать содержание поступающего сообщения); имеются тесты на восприимчивость к неожиданному, на способность, несмотря на противоречия в отве­тах, найти зерно собственного мнения респондента и т.п.

В целом же обычно при отборе интервьюеров руководствуются теми качествами, которые необходимы для проведения таких иссле­дований, на которых специализируется данное агентство, служба (например, преобладание аудиторных опросов позволяет предъяв­лять к анкетерам меньшие и отчасти другие требования). Но какими бы детализированными или общими требованиями к интервьюерам ни руководствовались организаторы, главным среди них является его четкий, без акцента и явных дефектов, русский язык, внятная речь. Остальные качества потенциального интервьюера формиру­ются и/или проявляются в ходе специального обучения, результаты которого, равно как и последующая работа, позволяют руководите­лю исследования принять решение о том, будет ли человек высту­пать в качестве интервьюера или не будет.

Сеть интервьюеров. Постоянно работающие с той или иной службой, агентством, организацией интервьюеры образуют сеть интервьюеров. Такие постоянные сети имеются у крупных иссле­довательских центров, проводящих исследования ежемесячно и чаще.

Обычно сети интервьюеров размещаются (создаются) там, где имеется определенная база для этого - факультет социологии, отделение социологической ассоциации и т.п. В региональных цент­рах имеет смысл назначить менеджеров (бригадиров), которые управляют работой группы интервьюеров в данной местности. Хотя такая сеть является непременным атрибутом каждой социологичес­кой организации, проводящей эмпирические исследования, при первом обращении к услугам чужих ингервьюеров социологу имеет смысл предварительно узнать характер их подготовки и требования, которым данные интервьюеры привыкли следовать.

Сеть интервьюеров — это не раз и навсегда созданное подразде­ление. Оно состоит из живых людей, и состав его подвержен ротации.

Во-первых, имеет место естественная ротация: студенты закан­чивают учебу, кто-то находит другую работу. Но нередко текучесть здесь связана со значительным психологическим напряжением. Оно обычно возникает вследствие непосредственно специфики работы - необходимости интенсивного общения с незнакомыми людьми, чаще по вечерам и в выходные дни. Кроме того, некоторые люди прекращают свою деятельность в качестве интервьюеров вследст­вие неосознаваемого конфликта между общими гуманистическими и научными идеалами. Такой конфликт возникает в случаях, когда интервьюер недостаточно хорошо разбирается в своих правах и обязанностях (об этом чуть позже).

Беседы с ветеранами Афганистана и Чечни, с лицами, пережившими сексуальное насилие, совершившими неудачные попыт­ки самоубийства и другими страдавшими людьми вызывают столь сильный эмоциональный отклик у ряда интервьюеров, что они начинают нуждаться в отдыхе. Более того, в случае повторных контактов респондент воспринимает такого интервьюера как живое напоминание о его страданиях, и это в значительной степени определяет тональность их последующих бесед.

Во-вторых, ротация является способом централизованного обнов­ления сети. Такая ротация вызвана как отказом от услуг недобросо­вестных работников, так и так называемой "усталостью интервьюера". Она выражается в том, что люди утрачивают свежесть восприятия и полагают, что они уже достаточно опытны для того, чтобы предсказать реакцию собеседников.

В Службе "Мнение" наряду с остальными работают 15 интер­вьюеров, стаж сотрудничества которых с организатором исследований свыше 15 лет. В службе, которой руководит Э. Ноэль Нойман, сеть ежегодно обновляется наполовину. Учитывая "* часто возникающую потребность в наборе новых интервьюеров, в Германии для повышения престижа подобного рода деятельности проводятся конкурсы интервьюеров, и в социологических, службах скрупулезно отмечают сам факт участия человека в таком конкурсе как отражение его глубокого интереса к выбран­ному занятию.

Учет нагрузки интервьюеров. Обычно в службе или агентстве имеется что-то вроде личной карточки каждого интервьюера, а в последние годы его деятельность нередко отражается в базе данных, позволяющей отмечать текущую и суммарную нагрузку всех испол­нителей.

Обычно в базах данных фиксируются следующие параметры личности и деятельности интервьюера (разумеется, список этот далеко не исчерпывающий, он обусловлен спецификой работы и интересами конкретной службы): — имя, отчество, фамилия;

— телефон, адрес;,

— время, которое интервьюер готов уделять подобной работе, в том числе время суток;

— его возможности передвижения в пределах города, пригорода и т.п.;

— участие в исследованиях (даты, число сделанных интервью);

результаты тестирования и контроля, в том числе поощрения и штрафные санкции;

— склонность к досрочному выполнению работы или к опозданиям;

— группы населения, с которыми предпочитает работать, и т.п.

В одной службе некоторые интервьюеры постоянно работают с лидерами общественного мнения. Как правило, каждый ведет "свою" группуруководителей СМИ, военных или, скажем, парламентариев,в течение ряда лет, при этом отвечая и за ''' поддержание рабочего состояния списков респондентов; интервьюеры заранее сообщают организатору о своих возможностях участвовать в исследовании в предстоящем месяце, иногда вы­ражают готовность взять больше или, напротив, меньше, чем обычно.

Не следует организатору забывать и о поддержании благоприят­ного климата или по крайней мере неформальных отношений с интервьюерами. Потому нелишне будет знать дни рождения и поздравлять интервьюеров в этой связи. (Очевидно, что компьюте­ризация подобного рода учета позволяет регулярно вносить любые изменения и получать напоминания и предупреждения). Это не только будет приятно человеку, но и продемонстрирует еще раз тщательность любой работы, выполняемой организатором.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: