Обучение интервьюеров. Обучение лиц, отобранных на роль интервьюеров, складывается из передачи им некоторого объема знаний и выработки у них определенных навыков. В принципе, возможно заочное обучение интервьюеров, используемое некоторыми службами и в нашей стране, и за рубежом. Личная встреча, разумеется, предпочтительнее, поскольку она не только даст возможность оценить культуру речи, манеру поведения интервьюера в целом, определить тембр голоса, но и в большей степени мобилизует самого интервьюера, демонстрируя ему то большое значение, которое организаторы придают его, интервьюера, личному вкладу. Это, разумеется, способствует формированию установки на сотрудничество, что при заочных общении и обучении в принципе обеспечить сложнее.
Организатор исследования заинтересован в том, чтобы отношение интервьюеров к работе носило осмысленный характер, чтобы их цели не противопоставлялись целям исследования. Это важно для любой работы. Для деятельности интервьюера здесь, помимо прочего, чрезвычайно существенно и то обстоятельство, что как бы ни была стандартизована вся процедура сбора данных, в реальной жизни всегда возникают "нештатные ситуации", в которых интервьюер принимает решение самостоятельно. Для того, чтобы эти решения не противоречили требованиям исследования, некоторая самая общая информация о социологии и исследовании необходима (разумеется, речь не идет о каком-то дублировании социологического курса).
Обучение следует вести, имея в виду две роли интервьюера, связанные с активным вовлечением респондента в исследование и нейтральной фиксацией его ответов. Плохие интервьюеры не могут избежать тупиков. Не справляясь с необычными ситуациями, они легко поддаются панике, путают, где требуется настойчивость, а где — сдержанная регистрация.
|
Рассмотрим это более подробно.
Интервьюерам сообщают кратко о разных типах выборки, и формулируют задачу, касающуюся отбора респондентов строго по выборке и в соответствии с инструкцией; учат, как правильно отвечать на типичные вопросы респондентов по поводу того, почему выбор пал'на него.
На вопрос "А почему я?" хорошо подчеркнуть связь целей исследования с потребностями данного человека (в качестве покупателя, клиента, жителя округа и т.п.); ответить, чтобы заинтересовать респондента, о том, что, например производитель вырабатывает новый продукт, и, в конечном счете респондент его будет употреблять; телевидение меняет программы, но ведь это респондент их смотрит; важные решения приняты в городе, районе, и респондент здесь живет.
Имеет смысл познакомить интервьюеров с этическим кодексом, в котором, в частности, отмечается недопустимость исключительной навязчивости, принуждения респондентов к участию в опросе (об этом чуть позже).
Необходимо объяснить, что интервьюеру следует по-разному относиться к категорически отказывающимся; к тем, кто отказывается в данный момент; к нерешительным, плохо слышащим, видящим и т.п. Интервьюеру приходится подавлять в себе раздражение против тех, кто не выражает энтузиазма в связи с исследованием, настраивать людей на сотрудничество. В противном случае он сталкивается с явными или скрытыми уходами от ответов. Соответственно, в одном случае имеет смысл стремиться доказать, что исследование, несомненно, может принести определенную пользу людям, в другом — выяснить, когда человек сможет выделить время для заполнения анкеты, в третьем - - убедить, что социологов интересуют не столько точные детали, сколько общее впечатление или представление, которое сложилось у респондента в связи с обсуждаемым предметом, в четвертом — скажем, зачитать респонденту вопросы и написать ответы под его диктовку, в пятом -помочь выразить мнение, вселяя веру в способности и умения респондента.
|
В целом же при работе с отказывающимися ("несговорчивыми") респондентами интервьюеру приходится каждый раз в соответствии с полученными инструкциями решать вопрос о том, насколько целесообразно специально заниматься с ними или, вежливо извинившись за причиненное беспокойство, обратиться к другим лицам. Особые трудности при отборе респондентов возникают, когда желающих участвовать в нем больше, чем предусмотрено выборкой (в целом или по отдельным подгруппам). Недопустимо заявление неопытного интервьюера, что человек, выразивший желание участвовать в исследовании, "не подходит" по каким-либо социально-демографическим или другим признакам. Отказ в такой форме может задеть самолюбие людей. Более корректным оказывается сообщение, что на данный момент исследование завершено, количество вопросников и анкет, к сожалению, исчерпано; интервьюер непременно выражает благодарность несостоявшемуся респонденту за проявленную инициативу.
Желательно объяснить интервьюеру, что если в выборке случайно оказывается знакомое лицо, интервью с ним лучше избегать, так как знакомые больше, чем другие респонденты, стараются производить какое-то особое впечатление, тем самым неосознанно и неизбежно искажая свои ответы. К тому же это и не анонимная, и не всегда, возможно, искренняя беседа В чем состоит вовлечение респондента в исследование? Интервьюер должен знать, как представить потенциальному респонденту цель исследования (если ее не пишут в инструкции).
|
Здесь же стоит показать, что неуверенность интервьюера заразительна, она передается респондентам, вследствие чего они отказываются участвовать в исследовании.
Интервьюеру приходится преодолевать привычную схему поведения типа "визит в гости", или что-то похожее и занимать гораздо более отстраненную позицию.
Интервьюер должен понимать и помнить, что респондент, даже если его оплачивают (гонорары участников экспертных опросов за участие в исследовании обычно несопоставимо малы по сравнению со стоимостью их времени, а уж сувениры на память тем более представляют сами по себе незначительную ценность), дарит свою энергию, свои знания и время исследователям, давая работу интервьюеру, отвлекаясь от служебных обязанностей, любимых занятий, работая с последним вместо отдыха. Поэтому единственно приемлемыми со стороны интервьюере! члееч. оказываются выражения пожелания, просьбы, приглашение4 к сотрудничеству.
Общее требование уважительною обращения с респондентами должно быть конкретизировано применительно к любому и каждому действию интервьюера; следует дополнительно предложить интервьюеру не забывать, убеждая чгловгка участвовать в исследовании, говорить "пожалуйста" и "спасибо" (но не употреблять их в ходе самого интервью чаще, чем они напечатаны в вопроснике), отметить, что приглашенный в дом интервьюер не должен с явным любопытством оглядываться по сторонам.
Что касается непосредственно процедуры интервью, то интервьюеров учат точно следовать тексту нопросника. Для этого прежде всего им рассказывают об условных обозначениях, принятых в полевых документах: что в вопросник»1 читать, а что -- нет; что давать в руки респонденту, что выделять голосом и т.п. Затем следует научить интервьюера соотносить жипую пространную речь респондента с одним (двумя, тремя) из преде та пленных в списке подсказок и обращать внимание на все предложения респондента, даже на те, которые на первый взгляд кажутся неважными. Необходимо показать, как записывать полученные ответы, продемонстрировав различия между лексикой респондента, с одной стороны, и комментарием и обобщением ответа, с друтй; сообщить, в каких случаях следует записывать комментарий на полях вопросника, а в каких — в отчет интервьюера. Следует показать на конкретных примерах, чем отличаются ответы респондентов па вопрос от ответов не по существу.
Среди последних приведем случай, когда в ответ на вопрос о лидерах государств — бывших республик СССР называют президента США; вместо оценки существующего положения дел говорят о том, что должно быть; вместо обозначения конкретных действий говорят о причинах и т.п.
Очень полезно показать интервьюерам, что темп и подробность обсуждения они могут корректировать с помощью темпа собственной речи, который как бы намекает респонденту о том, какую степень подробности высказываний от него ждут. То же касается и демонстрации респонденту свободного места в анкете, зарезервированного для свободно формулируемого ответа.
В случае, когда респондент дает больше ответов, чем предусмотрено для фиксации, интервьюер записывает первые (три, пять, если иное не предусмотрено инструкцией).
Следует специальное внимание уделить различию между такими позициями, как отсутствие ответа и затруднение респондента. Отсутствие и затруднения, во-первых, не различаются интервьюерами без специальных объяснений, и во-вторых, нередко кажутся интервьюерам их собственной ошибкой. Следует объяснить принятые в данной службе (агентстве) различия между отсутствием ответа и затруднением и показать, что и то и другое должно быть интерпретировано интервьюером как равноправная позиция для ответа (если, разумеется, не предусмотрены иные интерпретации).
Необходимо кратко осветить психологию респондента, в том числе человеческую непоследовательность, в которой интервьюеру не следует уличать респондентов; показать различия между интервью и другими разговорами, заключающиеся в неизбежной искусственности и односторонности общения незнакомых друг другу людей на неожиданную, как правило, для респондента тему; показать, как добиться впечатления респондента о большей симметричности общения: интервьюер идет по заданному плану, который респонденту кажется почти естественным.
Интервьюеру нужно знать, что во избежание различных нежелательных воздействий на респондентов не следует давать им заглядывать в текст вопросника (если это не предусмотрено какими-либо особыми условиями), не спорить с ними, не убеждать и не отвечать на вопросы респондента до окончания интервью. Можно рекомендовать интервьюеру кивать в ответ на слова респондента и показать, что это вовсе не значит соглашаться с последним. Следует объяснить, что такой жест означает, что интервьюер понимает, что именно ему следует записать. В случаях непонимания респондентом вопроса интервьюер не разъясняет содержание вопроса, а еще раз зачитывает его, причем не меняя интонации и никак не выражая своего недовольства.
Респонденты могут отвлекаться, устанут и в конце концов будут менее внимательны. Поэтому стоит научить интервьюеров вежливо возвращать респондентов к теме обсуждения, предложив на другую интересующую его тему поговорить по окончании интервью; показать, каким образом интервьюер может гарантировать конфиденциальность сообщаемой информации, то есть не невозможность "вычислить" респондента, а неразглашение полученных от него сведений.
Здесь же следует отметить, что, как правило, нельзя начинать интервью в один день, а заканчивать в другой; что у респондента следует не забывать забрать карточки, если ими пользовались, и оставить листовку на память, если это предусмотрено.
Тренировка интервьюеров. Для обучения интервьюеров собственно процессу интервью можно использовать пассивные методы, например, прослушивание магнитофонной и просмотр видеозаписи интервью, проведенного опытным интервьюером, наблюдение за предшественниками и др.
Замечено, что иногда поведение интервьюера во время интервью может отличаться от поведения в службе, при общении с социологом: меняются тембр, интонация, появляется или, напротив, пропадает скованность и т.п. Поэтому проверки знаний и применения пассивных методов недостаточно. Нужна определенная тренировка, в результате которой происходит закрепление соответствующих навыков. Такая тренировка осуществляется по-разному, в зависимости у имеющихся в распоряжении организаторов средств.
Эффективным оказывается /ру/шовое игровое моделирование ситуаций интервью (моделируются разные типы отношения респондентов, ключевые моменты интгриыо). Обучаемые попеременно исполняют роли респондента, интервьюера, наблюдателя; более опытный интервьюер проводит публичное интервью с "наивным" респондентом, в роли которого может выступать организатор, умышленно сгущая все сложности и странности поведения респондента. Кроме того, даются пояснения, связанные с предложением участвовать в исследовании, отбором респондентов.
Иногда целесообразно организовать стажировку: новичок ходит на интервью вместе с более опытным интервьюером. Однако в опросах по месту жительства это рождает дополнительные трудности, так как двух человек реже осмеливаются впускать в дом; нежелательно присутствие третьего лица и в целом ряде других случаев.
Права и обязанности участников исследования. Организатор должен убедить интервьюеров, что по мере сил старается облегчить их работу и что требует от каждого лишь точного соблюдения инструкции. Но кроме того, интервьюеру необходимо знание прав и обязанностей и своих, и респондента.
Обязанности интервьюера по отношению к исследователю: тщательно изучить инструкцию' и четко следовать ей; соблюдать сроки полевых работ; строго придерживаться текста вопросника (анкеты); обеспечивать конфиденциальность собранной информации. Обязанности интервьюера по отношению к респонденту: не вынуждать участвовать в исследовании;
не спорить;
не уличать респондента в ошибках, нелогичности, слабой памяти, неумении сосредоточиться;
не подсказывать;
обеспечивать конфиденциальность полученной информации;
сообщать по просьбе респондента о цели исследования, принципах отбора респондентов, координатах организаторов;
информировать об обработке и использовании результатов и о заказчике.
Права интервьюера:
задавать вопросы бригадиру;
знать, что его контролируют;
выбирать для интервью (по согласию с респондентом) любое удобное время в пределах отпущенного на полевые работы;
проявлять настойчивость, стремясь вступить в контакт с респондентами;
выбирать последовательность обращений к респондентам;
критиковать полевые документы после исследования;
давать письменные комментарии, обозначающие речь интервьюируемого (но не суть его ответов).
просить респондента повторить, уточнить сказанное;
сообщать респонденту о том, что интервьюера будут контролировать.
Права респондента:
спрашивать удостоверение интервьюера;
знать, с какой целью его опрашивали;
по своему усмотрению останавливать интервьюера в любой момент интервью;
просить зачитать записанное; исправлять и просить переписать;
отказываться отвечать на те или иные вопросы;
знать о правилах, соблюдаемых данной службой.
В этическом, кодексе одной из канадских служб общественного мнения, например, записано: "Все сведения, которые интервьюер получает, осуществляя свою профессиональную деятельность, являются профессиональной тайной, которую они сохраняют так же, как и штатные сотрудники Службы..."
На удостоверении интервьюера, кроме этого, написано: "Анонимность ответов всегда гарантируется, так как они всегда исследуются статистически и никогда персонально; имя и адрес респондента служат исключительно для проверки качества интервьюеров... В любом случае интервьюер не будет пытаться Вам что-либо продать." Долее приводится адрес и телефон службы, являющейся гарантом, этих прав.