Утраченной святыни Городца




ТРОИЦКИЙ СОБОР

Материалы из истории

утраченной святыни Городца

 

(к 100-летию Краеведческого музея)

 

Составитель А. Н. Еранцев

 

 

 

Троицкий собор является одной из невосполнимых утрат, понесённой Городцом в XX веке. В ходе богоборческие кампании 30-х годов множество православных святынь города было безвозвратно утрачено, но более того – кардинально изменился его внешний образ. Только архивные фотографии сохранили нам живописный вид Городца с Волги. Он был выгодно подчёркнут храмами, стоящими на кромке высокого и крутого берега – на набережной (или как её называли тогда, – на Краю).

Главную роль в панораме Городца играл ансамбль Троицко-Никольского соборного храма, замечательный и по своему объёму, и по расположению. Собор состоял из двух церквей. Первая – во имя Святой Живоначальной Троицы, с приделом во имя Успения Божией Матери. Вторая – во имя Святителя Чудотворца Николая Мирликийского.

 

 

«Вид села Городца». С гравюры середины XIX в.

 

 

Село Городец. Фото XIX в. Собрание ГИХМК

«Если взглянуть на старые фотографии Городца, сделанные со стороны Волги, то видно, что город до 30-х годов имел неповторимый силуэт, который ему придавали своеобразный ландшафт и главы церквей, расположенных на разном уровне. Венцом, пиковой точкой силуэта был Троицкий собор, памятник зодчества XVII века, расположенный к тому же на уникально месте – над волжской кручей. Ныне разрушенный собор был самой старой церковью Городца. До того, как было стёрто с лица земли это произведение архитектуры, он царственно простоял над городом более двух веков».

(Цит: Валенко Н. А. Троицкий собор / Городецкий вестник – 7 января 1995 г.).

 

 

Городец с Волги (слева – пожарная каланча). Фото концаXIX в.

 

 

Городец с Волги (на дальнем плане – колокольня Фёдоровского монастыря). Фото начала XX в.

Сохранилось несколько фотоснимков собора, сделанных на рубеже XIX-XX веков. Они позволяют представить, насколько доминирующим было положение собора в облике Городца с Волги, особенно при движении вверх по реке.

 

 

Городец. Фото М. П. Дмитриева. 1894 г.

 

 

Городец (вид с северо-запада). Фото начала XX в.

 

Троицкий собор был самой древней церковью Городца. Каменный ансамбль, включавший холодный Троицкий и тёплый Никольский храмы, ограду, ворота и две угловые башенки, был выстроен в 1670-1680 годы.

Для описания внешнего облика собора обратимся к тексту кандидата архитектуры Александры Владиславовны Лисицыной – преподавателя ННГАСУ, редактора каталога архитектурных памятников Городецкого района:

 

Троицкая церковь датируется 1673 г. Это не противоречит сведениям Описной книги 1672 г., где церковь Святой Живоначальной Троицы описывается как деревянный пятиглавый храм клетского типа с придельным храмом Афанасия Александрийского и Михаила Малеина. В подклете церкви располагались ещё два придела – Николая Чудотворца и Макария Желтоводского. По данным Описной книги 1680-1684 гг., холодная пятиглавая Троицкая церковь была уже каменной.

Прямоугольный в плане, поперечно ориентированный четверик храма был завершён четырёхскатной крышей и увенчан пятью глухими главами, покрытыми железом в шашку. С востока к основному объёму храма примыкала более узкая полукруглая алтарная апсида меньшей высоты, а с запада – равная по ширине храму квадратная в плане двухстолпная трапезная, крытая на два ската. После пожара 1778 г. к южной стене трапезной был пристроен прямоугольный в плане придел Успения Божией Матери с округлой апсидой. С западной стороны были возведены два полукруглых в плане притвора: первый – по главной продольной оси храма, второй – по оси придела. П. И. Мельников в 1845 г. отмечал, что притворы в отличие от основного объёма храма построены недавно и не согласуются с последним по архитектуре.

 

 

Троицкая церковь, план. С фиксационного чертежа 1926 г. ЦАНО. Репродукция А. В. Лисицыной

 

Церковь Николая Чудотворца упоминается в Описной книге 1680–1684 гг. как деревянный двуглавый храм клетского типа с отдельно стоящей деревянной восьмигранной шатровой колокольней. В том же документе изложено намерение священнослужителей и прихожан Троицкой церкви построить тёплую каменную церковь;

Никольская церковь была симметричной относительно продольной оси. Квадратный в плане четверик был перекрыт на четыре ската и завершён единственной глухой луковичной главой. В. В. Суслов сообщает, что первоначально храм был перекрыт сомкнутым сводом, но в 1870-х гг. свод и главка были разобраны, четверик повышен на полторы сажени, а его перекрытие, также в виде свода, выполнено из дерева. С востока к четверику примыкал более узкий трёхапсидный алтарь, а с запада – широкая трапезная с двумя боковыми приделами более поздней постройки. (Южный придел преподобного Макария Желтоводского был освящён в 1730 г., северный придел иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» – в 1876 г.) Алтари приделов, примыкавшие к боковым стенам трапезной, имели в плане форму прямоугольных секторов. Трапезная, равная по высоте главному алтарю, была перекрыта на два ската. С запада находилась квадратная в плане трёхъярусная колокольня, поставленная на продольной оси храма. В нижнем четвериковом ярусе был устроен главный вход.

 

Никольская церковь, план. С фиксационного чертежа 1926 г. ЦАНО. Репродукция А. В. Лисицыной

 

Верхние восьмериковые ярусы завершал восьмигранный шатёр, увенчанный небольшой луковичной главкой. Колокольня, обращённая к просторам реки, отличалась особенно богатым декором. На западном фасаде переход от четверика к восьмерику был подчёркнут килевидными кокошниками. Архивольты проёмов яруса звона, опиравшиеся на двойные колонки, имели аналогичную форму. Небольшие окна обрамляли наборные наличники с килевидными завершениями.

(Цит.: Городецкий район: Иллюстрированный каталог памятников истории и культуры / Отв. ред. А. В. Лисицына. Н. Новгород, 2011. С. 26-28)

 

Важной публикацией о Троицком соборе стала статья нижегородского исследователя Алексея Ивановича Давыдова, подготовленная для Городецких чтений 2012 года. Одним из вопросов, рассмотренных автором, была реставрация Троицкого собора села Городца, осуществлённая Императорской Археологической комиссией:

 

… в составленный Нижегородской губернской учёной архивной комиссией для МВД в 1902 году «Перечень наиболее важных памятников нижегородской старины» вошло… шесть объектов Городца: церковь св. Николая Чудотворца, Троицкий собор, Владимирская и Архангельская церкви, Феодоровский мужской монастырь и земляной вал [РГИА. Ф. 1284. Оп. 188. Д. 109/1902 г. Л. 12об., 13–13об., 16, 23]. Известно, что критерием при этом служил возраст объектов, который должен был быть не менее 150 лет, или связь с историческими событиями. …

В мае 1895 года протоиерей соборной Троицкой церкви Городца Михаил Раевский вместе с причтом и прихожанами поднял перед епархиальным начальством вопрос о перестройке тёплого Николаевского храма, входившего в её комплекс, господствовавший в речной панораме села. Причиной тому послужил весьма незначительный объём его внутренних помещений: «Своды последнего настолько низко устроены, что при многочисленности посетителей храма никакая вентиляция не может устранить вредное влияние спёртого воздуха на состояние их здоровья» [РА ИИМК. Ф. 1. Д. 39/1896 г. Л. 5–5об.].

В связи с этим, нижегородский епархиальный архитектор А. К. Никитин, произведя осмотр церкви, предложил сломать старый кирпичный цилиндрический свод, находившийся на высоте 2 саж., не трогая крыши, заново переложить опорные столбы, надстроив их и сместив к простенкам, и «покрыть вновь всё пространство трапезы кирпичными сводами по железным двутавровым балочкам» (типа «монье») [Там же. Л. 8–8об.]. Понимая, видимо, что речь идёт о сооружении XVII века, А. К. Никитин в пояснительной записке к составленному им проекту указывал: «Все эти работы, увеличивая высоту трапезы, что обязательно необходимо для сносного помещения молящихся в церкви, нисколько не коснутся наружных фасадов церкви. Внутри трапезы, где предполагается произвести переделку потолков, ни на стенах, ни на потолке ни рельефных, ни писаных украшений, представляющих что-либо древнее или замечательное, нет» [Там же. Л. 8об.–9].

Указанный проект был рассмотрен 19 августа 1895 года на техническом заседании Строительного отделения Нижегородского губернского правления. При сём присутство-вали губернский инженер А. Р. Станкевич, губернский архитектор М. И. Кунцевич, младший архитектор В. Э. Стокке. Они нашли чертёж на переустройство сводов «составленным правильно», но, действуя на основании положений Строительного устава 1893 года, исходя из того, что церковь, «построенная в конце XVII столетия, есть древняя» заключили окончательное решение вопроса о возможности производства работ предоставить Синоду [Там же. Л. 7–7об.], о чём известили Нижегородскую духовную консисторию. В свою очередь, та также высказала мнение о передаче дела «на благоусмотрение» Синода, после чего 13 февраля 1896 года нижегородский епископ Владимир направил туда проектные материалы [Там же. Л. 5–6].

Однако и высшее духовное ведомство не могло само принять решение о перестройке городецкой церкви св. Николая Чудотворца, поскольку указ императора Александра III от 11 марта 1889 года гласил: «Реставрацию монументальных памятников древности производить по предварительному соглашению с Императорскою Археологическою комиссиею и по сношении её с Императорскою Академиею художеств» [Охрана памятников истории и культуры в России. XVIII – начало XIX вв. Сб. документов. М., 1978. С. 133–134]. Руководствуясь этим документом, обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев 8 марта 1896 года переправил все проектные материалы, касающиеся Николаевской соборной церкви в селе Городце, в том числе чертежи её фасада, плана, разреза и фотографии, в ИАК.

Заседание Императорской Археологической комиссии, на котором был рассмотрен указанный проект, состоялось 10 апреля 1896 года. Пытаясь сохранить старые своды трапезной, члены комиссии предложили увеличить её объём за счёт понижения уровня пола и запросили о такой возможности нижегородского епископа [РА ИИМК. Ф. 1. Д. 39/1896 г. Л. 10–10об.]. Можно предположить, что они, выражаясь современной терминологией, посчитали перекрытие трапезной «предметом охраны».

Ответ нижегородского епископа Владимира от 12 сентября 1896 года был неутешительным. Сославшись на сведения, доставленные из Городца благочинным протоиереем Михаилом Раевским и епархиальным архитектором А. К. Никитиным, он уведомил ИАК, что «опустить пол в Николаевской тёплой соборной церкви села Городца невозможно, так как пол церкви находится на одном уровне с землёю вокруг неё, кроме того, фундамент церкви заложен чрезвычайно мелко, а под полом её устроена калориферная печь» [Там же. Л. 11–11об.].

Полученные сведения сыграли решающую роль в судьбе памятника. На заседании 18 октября того же года, в присутствии представителей Академии художеств и Техническо-Строительного комитета МВД, Императорская Археологическая комиссия постановила «разрешить повышение сводов в тёплом Николаевском храме села Городца Балахнинского уезда, согласно представленного ей проекта». 9 октября об этом были извещены обер-прокурор Синода и нижегородский епископ [Там же. Л. 12–13]. Таким образом, надзирающий государственный орган посчитал в данном случае создание нормальных условий для функционирования храма более предпочтительным, нежели сохранение старого интерьера его трапезной: сводами пожертвовали ради комфортности. Видимо, при принятии решения было учтено и то, что внешний облик памятника останется неизменным.

 

Чертежи проекта перестройки церкви Николая Чудотворца в Городце.

Архитектор А. К. Никитин, 1895 год (РА ИИМК)

 

Чертежи проекта перестройки церкви Николая Чудотворца в Городце.

Архитектор А. К. Никитин, 1895 год (РА ИИМК)

 

 

Чертежи проекта перестройки церкви Николая Чудотворца в Городце.

Архитектор А. К. Никитин, 1895 год (РА ИИМК)

Несмотря на полученное от ИАК разрешение дело с перестройкой городецкой церкви св. Николая Чудотворца затянулось, вероятно, из-за бюрократических проволочек в Синоде. Судя по сообщению газеты «Волгарь», разрешение от него было получено лишь в 1898 году, сами работы под надзором епархиального архитектора А. К. Никитина предполагалось начать весной следующего года. Финансировал их соборный староста Павел Белобородов [С<ело> Городец // Волгарь, 1898, 16 окт.].

Каких-либо сведений о ходе перестройки Николаевской церкви обнаружить не удалось. Фиксационные чертежи её, выполненные в 1925 году [ЦАНО. Ф. 1679. Оп. 2. Д. 44], противоречат друг-другу: на плане видно, что опорные столбы в трапезной смещены к простенкам, как предполагалось проектом А. К. Никитина, продольный же разрез не показывает сводов «монье» и увеличения объёма трапезной. И всё-таки, у нас нет веских оснований считать, что перестройка церкви не была осуществлена. Зная низкое, как правило, качество чертежей, выполненных в советское время для архива Управления нижегородского губернского инженера, и практику его формирования, можно предположить, что обмеры памятника тогда не производились. Приход «для отчётности» перед губернским начальством мог воспользоваться старыми разновременными чертежами, просто пересоставив их.

Приведённые примеры раскрывают механизм принятия решений на рубеже XIX–XX столетий в вопросах, касающихся охраны и реставрации памятников церковного зодчества. В данных случаях они также свидетельствуют о фактическом отсутствии контроля со стороны Императорской Археологической комиссии за выполнением принятых ею решений.

(Цит.: Давыдов А. И. Императорская Археологическая комиссия и охрана памятников Городца в конце XIX – нач. XX века / материалы Городецкиех чтений 2012 года на сайте «Волжский перекрёсток» – https://radilov.ru/biblioteka/gorchtenya2012/869-imperatorskaya-arheologicheskaya-komissiya-pamyatnikov.html)

 

К сожалению, ни историческое, ни художественное значение собора не спасло его от закрытия. Решение об этом власти Городца приняли в марте 1935 года. Тогда же рассматривался вариант утилитарного использования закрытого собора – в холодном (летнем) Троицком храме планировали разместить музей, а освободившееся музейное здание занять школой:

 

1 апреля 1935 года директору Горьковского музея поступила докладная записка от заведующего Городецким музеем о том, что в связи со строительством школы в Городецком районе, Городской совет предложил занимаемое под музеем здание освободить и отдать его под школу, а музей переместить в собор, расположенный на берегу Волги. 6 апреля директор Краевого музея обратился в Городецкий Горсовет за разъяснением: чем вызвано данное переселение и согласовано ли оно с Краевым отделом народного образования и другими организациями. Последовало разъяснение, что данное предложение вызвано недостатком школьных зданий, и что Горсовет окончательного решения по Музею ещё не вынес.

(Цит.: Галай Ю. Г. Городецкий краеведческий музей в довоенный период // Городецкий край в записках краеведов. Выпуск 2-й. К 70-летию Ю. Г. Галая. Городец, 2014. С. 107).

 

Благодаря активной поддержке сотрудников музея Городца коллегами из г. Горького, перевод Краеведческого музея из бывшего дома купца Облаева на Троицкую гору не состоялся.

Сегодня, по прошествии многих лет, предположим, что окажись тогда музейщики «посговорчивее», судьба Троицкого собора была бы иной. Заняв церковное здание своими фондами и экспозициями, музей мог бы спасти его от уничтожения. К тому же уступить летний (Троицкий) храм под музей верующие были согласны. С другой стороны, такую трагическую и скорую развязку – полное уничтожение собора, украшавшего Городец более двух столетий – вряд ли кто из городчан мог себе представить.

 

 

 

Северная угловая башенка ограды Троицкого собора в настоящее время

 

Часовни на городецком базаре: ближняя – в честь Петра и Павла, Фёдоровского монастыря;

за нею – в память гибели императора Александра II (1881 г.), Троицкого собора;

 

Вид с Троицкой горы на городецкий базар. Фото рубежа XIX – XX вв.

 

 

Вид Троицкого собора и Троицкого (ныне Б. Кировского) съезда с часовнями. Фото Ф. К. Кабанова

 

Процесс закрытия собора у городского руководства занял около года: с марта 1935-го по январь 1936-го. И если поначалу речь шла о размещении Краеведческого музея в летнем (Троицком) храме, то позднее обсуждали забрать под музей оба церковные здания собора.

Известный нижегородский историк и краевед Юрий Григорьевич Галай подробно проследил те роковые шаги городской администрации:

12 марта 1935 года состоялось собрание прихожан собора в количестве 16 человек. Председательствующий Беляков зачитал отношение местного горсовета от 2 марта, предписывающее изъятие одного из приходских храмов для культурных целей. В сложившейся обстановке церковный совет вынужден был согласиться с властями, и решил освободить летнюю церковь, но с «условием, чтобы это здание было занято только под музей».

3 июня Президиум Городецкого горсовета заслушал вопрос «О ликвидации Троицко-Никольской церкви в г. Городце». Учитывая, что церковное здание верующими не используется, и согласно решению самих прихожан церковь постановили закрыть, члены президиума Горсовета обратились в Президиум горисполкома утвердить это. Просьба городецкой исполнительной власти 27 июня того же года была удовлетворена, а 5 июля материал о ликвидации храма направляется в Нижегородский Крайисполком.

В докладной записке по этому делу говорилось, что район «в связи с расширением школьной сети, введением новых комплектов и ликвидацией двухсменности, имеет большую нужду для школ г. Городца». Бывшая часовня храма, которую можно было бы использовать под школу, несмотря на возражения городецких властей, была передана Трудовой коммуне УНКВД. Потому здание, занимаемое Городецким музеем, решено было освободить, а его экспозицию перевести в летнюю церковь Троицко-Никольской общины (зимний же храм оставался за верующими), а в бывшем музейном помещении разместить школу.

В записке весьма косноязычно объяснялась причина таких действий и обращалось внимание краевой власти на то, что «церковное здание Троицкой общины расположено на берегу центра города Городца и вполне подходит для музея» [ЦАНО. Ф. 2626. Оп. 1. Д. 2644. Л. 1-7].

По всей видимости, ситуация с собором и музеем поменялась. Такой вывод можно сделать из последующих действий городецкой администрации. 26 декабря 1935 г. на заседании президиума Городецкого горсовета слушался вопрос уже «О закрытии соборной церкви». Объяснение такой причины было вполне в духе того времени: в городе ощущается недостаток помещений для культурно-просветительных учреждений. В частности, возникла острая необходимость в здании для районного исторического музея. Ранее под него предназначалась летняя церковь, находившаяся рядом с собором. Но она по своим площадям оказалась недостаточной для размещения всех экспонатов музея. Потому выбор и пал на собор.

Требования о ликвидации прихода в соборе, якобы опять исходила от городчан. Исполняя их просьбу, Президиум горсовета постановил общину закрыть, а освободившиеся здания передать музею.

Власти работали оперативно, и уже на следующий день последовало заседание президиума Городецкого районного исполнительного комитета, которое поддержало просьбу горсовета и, в свою очередь, обратилось к президиуму Крайисполкома утвердить их решение.

Уже через три дня председатель райисполкома Казарин направляет в Крайисполком докладную записку. В ней указывалось, что летняя церковь недостаточна для размещения музейных экспонатов, т.к. «Городец имеет большое историческое значение и при разборе районного архива вновь открыт отдел в музее, исторических документов бывших владельцев Городца князей Орловых». Председатель обращал внимание также на то, что при закрытии летнего храма может создаться «странное неудобство» т.к. в одной ограде находятся два церковных здания: «в одном из них небольшая частичка верующих ходит совершать религиозные обряды, в другом экскурсии учащихся и населения на исторические ценности музея». К тому же, акцентировал внимание докладчик, одного здания совершенно недостаточно для размещения экспонатов музея. Троицкий же собор находится в центре города на самом красивом месте крутого берега, а место вокруг него представляет «прекрасную спортивную площадку, где в летнее время можно разбить садик для детей». Что же касается верующих, то для них, писал Казарин, в Городце имеются четыре церкви «вполне удовлетворяющие верующих для совершения религиозных обрядов»

5 января 1936 г. Комиссия по вопросам культа при президиуме Крайисполкома рассмотрела постановление Городецкого райисполкома и поддержала его. 20 января президиум Крайисполкома утверждает это, а через неделю о решении властей был извещен председатель церковного совета Ф. Беляков [ЦАНО. Ф. 2626. Оп. 2. Д. 916. Л. 1-12].

Как показала дальнейшая практика, в данном вопросе местные власти вовсе не радели о музее: их цель была иной – закрыть, а впоследствии и полностью ликвидировать, расположенный на видном месте собор. Музей как был первоначально размещён в старинном купеческом особняке, так до сих пор благополучно там и находится.

(Цит.: Галай Ю. Г. Городецкие храмы в 30-х годах прошлого столетия // Городецкий край в записках краеведов. Выпуск 2-й. К 70-летию Ю. Г. Галая. Городец, 2014. С. 113-116).

 

Не сумев заставить Краеведческий музей переехать в здания собора, руководители города так и не смогли найти для них ни культурного, ни хозяйственного применения. Вскоре после закрытия ансамбль Троицкого собора был полностью уничтожен. К сожалению, не известна судьба святынь уничтоженных храмов – нет даже описей того, что было потеряно.

 

 

Вид на Троицкую гору с ул. М. Горького. Фото Н. В. Швецова, 1960-е гг.

Печальную участь Троицкого и Никольского храмов Городца разделил и находящееся рядом с ним кладбище (некрополь). Древние могилы прихожан и священников собора, положенные ещё в XVII столетии, были полностью срыты. Видимо, руководителям Городца 30-х годов XX века «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» была совершенно противна. И память о могилах на Троицкой горе была у городчан стёрта ещё сильнее, чем воспоминание о соборе (от которого уцелела одна угловая башенка). Многие люди, прогуливающиеся сегодня по «скверу Ворожейкина», наверняка не знают, что здесь было прежде, всего век тому назад.

Кладбища у приходских церквей в городах и сёлах России существовали издавна. Разумеется, с годами свободного места на них практически не оставалось, и по обычаю свежие погребения копали в старых могильных оградах.

К началу XIX века приход Троицкого собора имел новое кладбище на окраине села Городца – рядом с Фёдоровским монастырём. В 1824 году на нём была выстроена каменная церковь в честь Покрова Божией Матери (в 1990-е годы она стала главным приходским храмом Городецкого благочиния).

Дата основания Покровского кладбища неизвестна, хотя захоронения в этой части села упоминаются ещё в конце XVII столетия. Однако некрополь на Троицкой горе продолжал пополняться новыми захоронениями вплоть до 2-й половины XIX века: здесь хоронили наиболее уважаемых представителей прихожан и духовенства собора. Так внутри Никольского храма было захоронение А. И. Турчанинова, описанное П. И. Мельниковым-Печерским в 1844 году:

 

В тёплом соборе, в главном приделе, на правой стороне находится врезанная в стену медная доска, на которой написано, что здесь погребён Орловского пехотного полка капитан Александр Иванович Турчанинов (ум. 1775 года 23 лет от рода). Это был помещик части Городца, которая до сих пор принадлежит роду Турчаниновых. Пред этой доской в просвете окна находится небольшой киот с образами, из которых Всех Скорбящих Богородицы (в жемчужном окладе), Неопалимой Купины и Владимирской Богородицы отличаются древностию: они греческого стиля, но русской работы: на мой взгляд, им более 250 лет. Говорят, это фамильные образа покойного Турчанинова.

(Цит.: Мельников П. И. (Андрей Печерский). Старые годы: Рассказы. Исторические очерки. Горький, 1990).

 

В последние годы музею стали известны два надгробия, вероятно, связанные с упомянутым кладбищем. Шесть лет назад археологи Татьяны Владимировны Гусевой привезли в музейный дворик с улицы Чапаева могильный камень Сергея и Василия Серебряницких, датированный 1860-ми годами.

В июне 2016 года журналист «Городецкого вестника» Андрей Осокин сообщил музею, что во дворе одного из купеческих домов по Большому Кировскому съезду им найдена каменная колонна с надписью: "Здесь лежит тело воспитанника Александровского института Петра Андреевича Знаменского. Жития его было 16 лет". Очевидно, что камень происходит с разрушенного кладбища Троицкого собора, т.к. дома по Большому Кировскому (бывшему Троицкому) съезду стоят напротив Троицкой горы.

Ценная находка ждёт своего исследователя. Кем был юноша Пётр Знаменский – предстоит выяснить архивистам. На оборотной стороне колонны-надгробия надпись: "прииде ко мне вси нуждающиеся и обремененные и аз упокою вы". Очевидно, это цитата из Евангелия от Матфея: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко".

 

 

Колонна с могилы Петра Знаменского на Большом Кировском съезде. 2016 г.

 

В Краеведческом музее долгие годы экспонировалось большое напрестольное Евангелие середины XVIII в. – прекрасный памятник книжного искусства (инвентарный номер – ГРМ 209 / ИК 65). Формат книги – 1 печатный лист (46 х 66,5 см), издание – Синодальная типография, 1759 г. (датировка оклада – 1790 г.)

В музейной книге поступлений об этом экспонате написано очень кратко: передан из райфо в 1936 г.

 

 

Прямо на происхождение Евангелия указал краевед Александр Феодосьевич Груздев. В марте 1941 г. он подготовил к публикации в газете очерк «Городецкий музей», где кратко описал обстановку музейных залов и наиболее ценные экспонаты. В первом зале второго этажа, где сегодня размещается археология, была выставка предметов старого русского быта и истории церкви (металлическая посуда, одежда священнослужителей, монашеские вериги, картины и листовки религиозного содержания, старинное оружие и т.д.). «Всё это заканчивается огромным евангелием в массивном металлическом вызолоченном окладе» – пишет А. Ф. Груздев, и уточняет: «евангелие это под силу поднимать.…», а строкой выше: «из б. собора».

Нет сомнения, что автор имел в виду то Напрестольное Евангелие, о котором мы говорим. Далее по тексту очерка автор упомянул другие церковные предметы, экспонировавшиеся в этом зале музея ранее, в т.ч. статую Христа «из б. Катунского собора» и плащаницу «из б. Фёдоровского монастыря». Очевидно, что Евангелие 1759 года происходило из Троицкого собора. «Б. собор» – без уточнения названия – у А. Ф. Груздева мог быть только Троицким собором Городца. Кстати, дата поступления книги в музей и дата закрытия храмов на Троицкой горе совпадают – 1936 год.

 

 

 

 

 

 

Одни з первых страниц Евангелия 1759 г.

По данным кандидата исторических наук М. Я. Шайдаковой, изучавшей коллекцию книг Краеведческого музея в 1995 году, Евангелие украшено гравюрам

Василия Иконникова по рисункам Семёна Второва.

 

 

 

 

Окончательно происхождение Напрестольного Евангелия ГРМ 209 / ИК 65 стало очевидно после обнаружения в фондах Городецкого историко-художественного музейного комплекса одной фигурной бляхи (ГРМ 4818), аналогичной по стилю исполнения с самим окладом. На этой бляхе читается надпись: «Сие Святое Евангелие сооружено в село Городец в Соборную Святую Троицкую церковь тщанием бурмистра Василья Патина 1790 года».

На данный момент Напрестольное Евангелие хранится в запасниках ГИХМК. Однако, учитывая его происхождение, экспонат достоин занять почётное место в экспозиции. Он стал бы прекрасным дополнением выставки памятников православной веры Городца, где представлены макет Троицкого собора (исполненный В. Н. Никифоровым в 1990-е годы) и гири от соборных часов.

 

 

«Чертеж каменной Никольской церкви в гор. Городце». Государственный архив Нижегородской области (ГАНО).


 

Чертёж каменной Никольской церкви в гор. Городце. Государственный архив Нижегородской области (ГАНО).

 

 

Чертёж каменной Троицкой церкви в гор. Городце. Государственный архив Нижегородской области (ГАНО).

 

 


Вспоминая разрушение собора в 1930-е годы, старожилы Городца говорили, что каменная кладка XVII столетия была крепка, и значительную часть стен собора обрушили в собственные подвалы. Возможно, от этих подвалов, выходивших на Большой Кировский съезд, и «пошли в народ» легенды о подземных ходах в глубине Троицкой горы.

 

 

Городец. С почтовой открытки 1920 – 1930-х гг.

 

 

Сквер на набережной. 1930-е гг. (на дальнем плане – колокольня Троицкого собора).

Фотограф Ф. К. Кабанов. Фото из собрания ГИХМК

 

Окончательно судьбу места, оставшегося от уничтоженного храма, решили в сентябре 1953 году: здесь был торжественно открыт бюст дважды Героя Советского Союза лётчика-истребителя А. В. Ворожейкина. Во второй половине прошлого века Троицкую гору городчане звали уже «сквером Ворожейкина». И лишь только башенка из церковной ограды, перестроенная под квартиру, напоминала о том, что некогда здесь был большой православный храм...

Недавно раннюю историю Троицкого храма проследила наша коллега – учёный секретарь Городецкого историко-художественного музейного комплекса Зинаида Сергеевна Коновалова:

 

В Городце, старейшем городе Нижегородской области, к сожалению, не сохранились древние памятники архитектуры. … В XX веке известные нам церковные строения XVII столетия оказались уничтожены практически полностью. Владимирская церковь в Слободе разрушена настолько, что не каждый узнает в этих руинах очертания храма. Угловая башенка ограды – всё, что осталось от Троицкого собора. Троицкая и Никольская соборные церкви Городца нам хорошо известны по сохранившимся фотографиям конца XIX – начала XX веков и описанию П. И. Мельникова [ Мельников П. И. (Андрей Печерский). Старые годы. Рассказы. Исторические Очерки. – Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1990. С. 258]. Писатель, посетивший село Городец в январе 1844 года, в своём очерке «Городецкие церкви» отмечает, что «никто не дал обстоятельного известия» когда основан Городецкий собор. А есть ли ответ на этот вопрос, в Писцовых книгах?

По известным нам сегодня Писцовым книгам, можно предположить, что первый деревянный Троицкий храм был построен в 1619-1624 годах. Так как в Дозорной книге владений в Городце боярина Афанасия Васильевича Лобанова-Ростовского 1618 года ещё нет упоминаний о церкви в Верхней слободке (район Троицкой горы – А. Е.), но есть сообщение о том, что «..в городецкой волости на пустом городище погост, на церковной земле храм деревян во имя Архистратига Михаила, да предел Рождество Иоанна Предотечи, а строение всякое и приход на погосте к тому храму вопче обеих половин Городецкие волости крестьяном вотчины царевны старицы Олги Борисовныи поместия боярина князя Офонасья Васильевича» [ Филатов Н. Ф. Городец на Волге XII-XIX веков / сост. Н. Ф. Поляков, В. Н. Филатова, М. Г. Шашков – Н. Новгород: «Деком», 2005. С. 114].

Впервые храм во имя Живоначальной Троицы упоминается в составленной в 1625 году Писцовой книге части Городца, пожалованной боярину А. В. Лобанову-Ростовскому 22 августа 1620 года. В ней записано:

«В селе Городце слободка Верхняя, а в ней церковь во имя святыя живоначалныя Троицы, да в пределе церковь Михаила Малеина да Афанасий Александрийский чудотворец, да под тою же церковью два предела: Никола Чудотворец да преподобный Макарий Желтоводский чудотворец, а церковь и в церкви Божие милосердие образы и книги и ризы и на колокольне колокола и всякое церковное строение вотчинниково» [ГРМ 927 Выпись с Юрьевецких книг Повольского письма и меры Степана Голенищева да подъячего Михаила Бухарова 133-го и 134 году. Л. 26].

Необходимо отметить, что в церкви два придела посвящены святым, которые не являются всенародно почитаемыми так, как Николай Чудотворец и Макарий Желтоводский. Поскольку церковь строилась на средства Афанасия Васильевича, вполне оправданно освящение в ней придела в честь святителя Афанасия Александрийского, который был, видимо, небесным покровителем Афанасия Лобанова-Ростовского. Известно, что царь Михаил Фёдорович был назван по имени Михаила Малеина. Вот так в XVII столетии благодарили своих покровителей.

В Писцовых книгах Городецкой волости Юрьевецкого уезда 1680-1684 гг. Троицкая церковь уже каменная, о пяти главах, и впервые упоминается рядом «другая церковь деревянная клетски о двух главах во имя Николая Чудотворца» [ГРМ 931 Список с писцовых книг Юрьевецкого уезду Поволскаго Городецкой волости писцов Алексея Давыдова да подъячего Михаила Протопопова «188-го» и «189-го» и «191-го» и «192-го» годов. Л. 93 об, 94 об.]. Сведений о приделах в новых храмах нет, но очень подробно перечислены иконы, утварь, ризы и книги церковные.

...

Таким образом, имеющиеся в нашем распоряжении письменные источники XVII-XVIII веков имеют интересные и довольно подробные описания храма Живоначальной Троицы в Городце, но точная дата строительства храма в них не указана.

(Цит.: Коновалова З. С. Храм Живоначальной Троицы в Писцовых книгах Городецкой волости / Рукопись в собрании Городецкого краеведческого музея. 2015 г. Прим. автора: ГРМ – шифр коллекций Городецкого историко-художественного музейного комплекса)

 

Итак, историю Троицкого собора можно проследить документально с 1625 года. Под такой датой была составлена «Писцовая книга части Городца, пожалованной боярину А. В. Лобанову-Ростовскому



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: