Тема: Теоретические основы БЖД




Лекция №1

 

 

Необходимым условием существования человеческого общества является деятельность. Существует большое количество видов деятельности, которые охватывают практические, интеллектуальные и духовные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, производственной, научной и других сферах жизни.

Модель процесса жизнедеятельности в общем виде можно представить состоящей из двух элементов: человека и среды его обитания. Между собой эти элементы связаны двухсторонними связями (рис.1).

Прямые связи человека со средой очевидны – человек воздействует на среду обитания, преобразуя ее и используя ее ресурсы.

Обратные связи обусловлены всеобщим законом реактивности материального мира.

Поэтому система «человек – среда обитания» является двухцелевой:

· одна цель состоит в достижении определенного эффекта в процессе деятельности;

· вторая – в исключении нежелательных последствий от этой деятельности.

Другими словами, окружающая нас природа рассматривается человеком с двух противоположных позиций. С одной стороны, для нормального существования ему необходимо обеспечивать стабильность всех факторов окружающей среды и стремиться к комфорту. С другой стороны, жизнедеятельность человека невозможна без пагубного воздействия на природу. Извлечение полезных ископаемых, различные загрязнения грунта, вод и воздуха, выделение большого количества тепла – это лишь небольшая часть «последствий» человеческой деятельности, которые оказывают вредное влияние как на окружающую среду, так и на самого человека.

Именно в одновременности существования этих двух сторон и состоит противоречие во взаимодействии человека с природной средой.

 

Тема взаимодействия человека с окружающей средой выходит за пределы какой-либо одной науки или области человеческой деятельности. Это и предопределило необходимость появление новой области знаний – безопасности жизнедеятельности (БЖД).

 

Безопасность жизнедеятельности – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с окружающей средой.

Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки – обеспечение комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла и соблюдение нормативно допустимых уровней воздействия негативных факторов на человека и природную среду.

Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений.

 

К научным задачам БЖД относятся:

· разработка методов идентификации опасных и вредных факторов;

· комплексная оценка многофакторного влияния негативных условий на работоспособность и здоровье человека;

· оптимизация условий деятельности и отдыха;

· разработка новых методов защиты;

· моделирование чрезвычайных ситуаций.

 

Основными практическими задачами БЖД являются:

· предупреждение воздействия негативных факторов на человека;

· реализация и рациональное использование средств защиты человека и природной среды (биосферы) от негативного воздействия техногенных источников и стихийных явлений;

· ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов.

 

Объект изучения в БЖД – это комплекс явлений и процессов в системе «человек – среда обитания», негативно воздействующих на человека и природную среду.

Предметом изучения в БЖД являются:

· закономерности возникновения опасных и вредных факторов в биосфере и техносфере;

· анатомо-физиологические способности человека переносить опасные и вредные факторы;

· анатомо-физиологические способности человека переносить воздействие опасных и вредных факторов среды обитания в обычных и чрезвычайных ситуациях;

· средства формирования комфортных и безопасных условий жизнедеятельности и сохранения природной среды;

· правовые и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Методами познания в БЖД выступают:

- анализ и синтез

- системный подход

- наблюдение

- моделирование

- эксперимент

- методы математической статистики

 

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» интегрирует области знаний по:

- охране труда и гражданской обороне

- охране окружающей среды

- физике, химии, биологии, экологии

- теории риска

- психологии

- эргономике

- социологии

- анатомии и физиологии человека: поддержание допустимых условий деятельности и проявление наивысшей работоспособности основаны на учете физиологических показателей человека, режима его деятельности и его психологического состояния, требует глубокого знания и понимания анатомо-физиологических особенностей человека и его функциональных возможностей;

- медицине и гигиене

- философии

- праву

- теории надежности и др.

 

Учение об опасности

 

Аксиомы БЖД:

1. Любая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна.

2. Безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не превышают предельно допустимых значений (с учетом их комплексного воздействия).

 

Опасность (негативное воздействие, негативный фактор (НФ)) – это негативное свойство системы «человек – среда обитания», способное причинять ущерб здоровью человека, природе, объектам хозяйства или промышленным системам и обусловленное энергетическим состоянием среды, действиями человека, отказом машины или чрезвычайными ситуациями.

Относительно человека, опасность – это явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, в настоящее или отдаленное время.

Безопасность – свойство системы «человек – среда обитания» сохранять условия взаимодействия с минимальной возможностью возникновения ущерба людским, природным и материальным ресурсам.

 

Следует различать понятия опасного и вредного факторов.

Опасный фактор – фактор, воздействие которого на человека в определенных условиях приводит к травме, резкому ухудшению здоровья или летальному исходу (электрический ток, ионизирующие излучения и т.д.).

Вредный фактор – фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности.

 

Основные признаки опасности:

· угроза для жизни или ухудшения здоровья человека.

· нарушение нормального функционирования экологических систем.

 

Опасности по вероятности воздействия на человека и среду обитания разделяют на потенциальные и реализованные.

Потенциальная опасность представляет угрозу общего характера, не связанную с пространством и временем. Вся деятельность человека потенциально опасна.

Условия реализации потенциальной опасности называют причинами. Как правило, процесс реализации опасности имеет несколько причин.

Например, электрический ток (опасность) – короткое замыкание (причина) – пожар или ожог (нежелательное последствие); алкоголь – чрезмерное потребление – смерть.

Реальная опасность всегда связана с конкретной угрозой воздействия на человека, она координирована в пространстве и во времени. Например, движущаяся по шоссе цистерна с надписью «огнеопасно» представляет собой реальную опасность для человека, находящегося около автодороги. Как только цистерна ушла из зоны пребывания человека, она превратилась в источник потенциальной опасности к этому человеку.

Реализованная опасность – факт воздействия реальной опасности на человека и среду обитания, приведшие к потере здоровья, или летальному исходу, к материальным потерям. Если взрыв автоцистерны привёл к её разрушению, гибели людей или возгоранию строений, то это реализованная опасность.

Реализованные опасности принято разделять на:

- происшествия – негативные воздействия с причинением ущерба людям, природным и материальным ресурсам;

- чрезвычайные происшествия – события, происходящие кратковременно и обладающие высоким уровнем негативного воздействия на людей, природные и материальные ресурсы:

- аварии – происшествия в технической системе, не сопровождающиеся гибелью людей;

- катастрофы - происшествия в технической системе, сопровождающиеся гибелью людей;

- стихийные бедствия – происшествия, связанные со стихийными явлениями и приводящие к разрушению биосферы, техносферы, к потере здоровья людей, или к их гибели.

После чрезвычайных происшествий, как правило, возникают чрезвычайные ситуации.

 

Существует несколько способов классификации опасностей:

 

По источнику опасности:

а) природные (климатические, почвенные, геоморфологические, биологические);

б) техногенные (технические, технологические, организационные);

в) социальные (государственно-правовые, этно-социальные, информационные);

г) психологические;

д) экологические;

е) смешанные.

 

По локализации (местонахождению):

а) связанные с литосферой;

б) связанные с гидросферой;

в) связанные с атмосферой;

г) связанные с космосом.

 

По вызываемым последствиям:

а) опасности, вызываемые утомление;

б) опасности, вызываемые заболевание;

в) опасности, вызываемые травму;

г) опасности, вызываемые летальный исход и др.

 

По размерам зоны воздействия:

а) локальные;

б) региональные;

в) межрегиональные;

г) глобальные.

 

По длительности воздействия:

а) постоянные;

б) длительные;

в) кратковременные.

 

По избирательной идентификации опасности органами чувств человека:

а) различимые;

б) неразличаемые.

 

По сферам проявления опасностей:

а) бытовые;

б) спортивные;

в) дорожно-транспортные;

г) производственные;

д) военные и др.

 

По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на:

а) активные;

б) пассивные.

К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек (например, острые (колющие и режущие) неподвижные элементы, неровности поверхности, по которой перемещается человек и др.).

 

По численности людей, подверженных опасному воздействию:

а) индивидуальные;

б) групповые (коллективные);

в) массовые.

 

Согласно официальному стандарту по природе воздействия опасности делятся на физические, химические, биологические и психофизические.

Физические опасности (рис.2). Определяющий признаком для данной группы является вид энергии (например, механическая, тепловая или электромагнитная). К этой группе опасностей относятся основные неблагоприятные характеристики воздушной среды и освещенности; механические факторы, включающие воздействие движущихся машин и механизмов, вибрации и ускорения; акустические факторы (инфразвук, шум и ультразвук); различные электромагнитные излучения (ультрафиолетовая и инфракрасная радиация, высоко- и сверхвысокочастотные излучения, ионизирующая радиация, лазерное излучение и т.д.) и т.д.


 
 

Химические опасности. Воздействие их определяется химической структурой вещества. Эта группа опасностей включает отклонения в естественном составе воздуха (слишком низкие или слишком высокие уровни парциального давления О2, высокий уровень парциального давления N2 и т.п.), а также его запылённость и загазованность. В зависимости от токсичности (ядовитости) негативные факторы (или опасности) воздушной среды делят на общетоксичные, раздражающие, канцерогенные, мутагенные и т.д.

Биологические опасности. К ним относят прямое воздействие живых организмов: повреждения от животных, пресмыкающихся и насекомых, воздействие продуктов жизнедеятельности живых организмов (например, пыльцы) и биотехнологических производств. Последние, в частности, являются одним из основных источников аллергенов, т.е. веществ, вызывающих аллергические реакции и заболевания (например, астму или экзему). Это и патогенные микроорганизмы, и продукты их жизнедеятельности.

Психоэмоциональные (психофизические) опасности. Связаны с трудовой деятельностью человека. Это физические и нервно-психические перегрузки.

 

Частоту или вероятность реализации опасностей называют риском (риск аварии или отказа, риск несчастного случая и травмы). Риск – это отношение числа тех или иных неблагоприятных проявлений опасностей к их возможному числу за определенный период времени (год, месяц, час и т.д.).

Пример. Определить риск гибели человека на производстве за год, если известно, что ежегодно погибает около n =14000 человек, а численность работающих составляет N =138 млн. человек:

 

R =

 

Различают индивидуальный и социальный риск.

Индивидуальный риск характеризует опасность для отдельного индивидуума.

Социальный (групповой) – это риск для группы людей. Социальный риск характеризует масштаб катастрофичности опасностей. В общественном мнении вызывают более резкую реакцию редкие аварии, но с большим числом погибших, например, аварии в шахтах, чем более число одиночных смертельных исходов (например, при электротравматизме). В то же время, степень добровольного смертельного риска (например, в технических видах спорта) на 3 порядка выше, чем при вынужденном участии (например, при поражении незанятого в производстве населения при крупных промышленных авариях).

В некоторых странах существуют приемлемые риски; они установлены законом. Например, индивидуальный риск считается максимально приемлемым 10-6 в год, пренебрежимо малым 10-8 в год. Приемлемый или допустимый уровень риска устанавливается в зависимости от конкретных социально-экономических условий общества.

 

Таблица 1. Индивидуальный риск гибели по различным причинам, по отношению ко всему населению в США:

 

Автомобильный транспорт 3´10-4.
Падение 9´10-5.
Пожар и ожог 4´10-5.
Утопление 3´10-5.
Отравление 2´10-5.
Огнестрельное оружие и станочное оборудование 1´10-5.
Водный, воздушный транспорт 9´10-6.
Падающие предметы, электрический ток 6´10-6.
Железная дорога 4´10-6.
Молния 5´10-7.
Ураган, торнадо 4´10-7.

 

Кроме того, необходимо отметить и помнить, что определение риска очень приблизительно.

 

Имеется несколько методических подходов к определению риска:

1.Инженерный, опирающийся на статистику, расчет частот, вероятностный анализ безопасности, построение деревьев опасности.

2.Модельный – построение моделей воздействия вредных факторов на человека или группу людей.

3.Экспертный – опрос опытных специалистов.

4.Социологический – опрос населения.

5. Экономический – оценка материального ущерба от аварий, несчастных случаев, болезней.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: