Автор: Леонова Лейла Борисовна




КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫСТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТВЕРДЫМИ ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ(2015)

Автор: Леонова Лейла Борисовна

В статье рассматриваются существующие мировые концепции и стратегии управления и обращения с отходами производства и потребления. Целью данного исследования является разработка новой иерархии обращения с твердыми отходами и обновление существующей стратегии управления отходами, приемлемые для России. Для анализа текущей ситуации с отходами производства и потребления исследовался зарубежный опыт обращения с отходами и рассматривалась ситуация с отходами в РФ и Свердловской области. При проведении исследований использовались аналитический, статистический и теоретический методы проведения работы. Предложенная новая иерархия обращения с отходами должна начинаться с селективного сбора отходов, способствующего их минимизации с последующей переработкой и рециркуляцией и дальнейшим их размещением на санкционированных для этого территориях и площадках. Обновленная стратегия обращения с твердыми отходами должна состоять из 6 блоков, ранжированных в логической последовательности: организационного, нормативно-правового, научно-изыскательского, экономического, контролирующего, образовательного. Каждый из них включает перечень соответствующих мероприятий. Срок реализации стратегии составляет 5 лет с последующей возможной пролонгацией. Для повышения эффективности работы в сфере обращения с отходами, по мнению авторов, среди наиболее важных мероприятий можно выделить такие новые направления, как создание мусороперерабатывающей отрасли, которую необходимо обеспечить всеми возможными объектами инфраструктуры для сбора, вывоза, утилизации и захоронения отходов. Также необходимо осуществлять мониторинг загрязнения природной среды отходами с использованием географических информационных систем и проводить образовательно-просветительскую работу среди населения и руководителей производственных предприятий и предприятий ЖКХ. В работе помимо концептуальных основ рассматривалась экономическая составляющая, включающая анализ издержек на природоохранные мероприятия и экономического ущерба от размещения отходов. В работе приводится также отраслевая деформированная структура экономики России, объясняющая невозможность обеспечивать оптимальные природоохранные издержки и снижать экономический ущерб от постоянно растущего объема отходов. Исходя из экономических законов, определяющих оптимальные природоохранные издержки для обезвреживания отходов, авторами впервые определен объем государственного финансирования в объеме 1 % от ВВП, соответствующий, по мнению авторов, экономическому оптимуму для решения проблем с твердыми отходами. Эти средства могут быть направлены на создание и финансирование мусороперерабатывающей отрасли, которая в дальнейшем может стать рентабельной. Результаты данного исследования необходимы для корректировки и улучшения ситуации с твердыми отходами в России, для повышения экологической и национальной безопасности в стране.

2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫУПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ
Авторы: Лихачева ольга ивановна, советов павел михайлович (2017)

Статья подготовлена по результатам проводимого авторами научного исследования проблемы государственного регулирования развития сферы обращения c отходами. Целью первого этапа исследования является обоснование методологических положений по организации управления сферой обращения с твердыми бытовыми отходами в регионе (муниципалитете). Информационно-эмпирическая база исследования формировалась на основе данных Росстата, изучения и обобщения материалов монографий, обзоров по экологической политике зарубежных стран, публикаций в периодических изданиях, сведений, представленных на официальных сайтах предприятий, органов государственного и муниципального управления, а также данных, полученных авторами в процессе анализа ситуации и наблюдений. Объектом исследования выступает организация управления сферой обращения с твердыми бытовыми отходами. В качестве рабочей гипотезы обоснован тезис о доминанте механизмов государственного регулирования в управлении развитием сферы обращения с отходами и возможности ограниченного допуска инструментов рыночного саморегулирования отношений в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами в регионе (муниципалитете). При дефинировании основной категории «отходы» авторы отмечают отсутствие единого подхода к толкованию понятия «твердые бытовые отходы» и разночтения в его трактовках в законодательных и нормативных документах органов государственной власти и управления Российской Федерации, что влечет за собой нестыковки в организационных регламентах и коммуникационном пространстве государственного и муниципального управления. В статье отмечается ежегодный рост объемов накапливаемых твердых бытовых отходов и усложнение их состава, появление новых упаковочных материалов, полученных на основе сложных полимеров, которые длительное время (до ста лет и более) могут сохранять опасные свойства, что вызывает возрастание нагрузок на экосистему и опасностей здоровью людей. Из общего объема образующихся в РФ твердых бытовых отходов около 97% поступает на полигоны и свалки, для которых ежегодно отчуждается в пределах 1 тыс. га земли, а отходы утрачивают столь масштабный потенциал использования в качестве вторичных ресурсов. Ответственность за снижение негативного воздействия отходов на окружающую среду «размазана» между ведомствами исполнительной власти. По результатам анализа и структуризации проблем функционирования сферы обращения с твердыми бытовыми отходами, обзора отечественного и зарубежного опыта организации обращения с отходами сделан вывод о возможности их последовательного разрешения на основе системного подхода к управлению этой сферой с активизацией использования программно-целевого инструментария государственного регулирования развития. В этой связи авторами постулируется методологическое основание представлять процесс управления сферой обращения с отходами как совокупность научно обоснованных целенаправленных воздействий на сбор, накопление, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов с целью обеспечения экологических, экономических и социальных норм и требований. Обоснована необходимость и показаны предпосылки формирования интегративной модели управления сферой обращения с твердыми бытовыми отходами на региональном (муниципальном) уровне.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: