Лекція №20
Общин положення и определения МППСС-72
План:
Термины и понятия в МППСС
Термины и понятия в МППСС
В Международных правилах предупреждения столкновения судов в море, когда по контексту не требуется иного толкования применяются следующие термины и понятия:
Судно с механическим двигателем - любое судно, приводимое в движение механической установкой.
Парусное судно - любое судно под парусом, в том числе имеющее, но не использующее механическую установку.
Судно, занятое ловом рыбы, - любое судно, ведущее лов рыбы сетями, ярусными крючковыми снастями, тралами или другими орудиями лова, ограничивающими его маневренность.
Судно, лишенное возможности управляться, - судно, которое в силу каких-либо исключительных обстоятельств не способно маневрировать так, как требуется Правилами, и поэтому не может уступить дорогу другому судну. Под такими обстоятельствами понимают в основном технические причины: неисправности двигателей, движителей, рулевого устройства и корпуса судна. К исключительным обстоятельствам может быть отнесено и такое воздействие на судно внешних факторов (ветра, течения и др.), которое привело к потере управляемости, если в этом случае будет доказано, что правомерно считать судно лишенным возможности управляться.
Судно, ограниченное в возможности маневрировать, - судно, которое по характеру выполняемой им работы не может уступить дорогу другому судну. К ним относятся суда, занятые следующими работами:
- постановкой, обслуживанием или снятием навигационного знака, прокладкой, осмотром или поднятием подводного кабеля либо трубопровода;
- выполнением дноуглубительных, океанических, гидрографических или подводных работ;
|
- пополнением снабжения, передачей людей, продовольствия или груза на ходу;
- обеспечением взлета или приема летательных аппаратов;
- устранением минной опасности;
- буксировочной операцией, значительно ограничивающей возможности буксирующего и буксируемого судов отклонения от своего курса.
Судно, стесненное своей осадкой, - судно, которое из-за соотношения между его осадкой, глубиной и шириной судоходных вод существенно ограничено в возможности отклониться от своего курса.
Судно на ходу означает, что судно не стоит на якоре, на мели, не ошвартовано к берегу, т.е. если оно прочно не связано с грунтом непосредственно, через другое судно или гидротехническое сооружение так, что не имеет движения. Следовательно, судном на ходу считается также судно, лежащее в дрейфе, дрейфующее на якоре, маневрирующее с отданным якорем и т.д. Если такое судно не имеет движения относительно воды, оно считается судном на ходу, не имеющим хода.
Ограниченная видимость означает любые условия, при которых видимость ограничена из-за тумана, мглы, снегопада, сильного ливня, песчаной бури или по каким-либо другим подобным причинам.
Понятие «хорошая морская практика » не имеет юридического определения. Под этим термином подразумевают организацию постоянного ведения надлежащего визуального и слухового наблюдения за обстановкой, правильный ее анализ и принятие своевременных и действенных мер для предотвращения столкновения.
Примеры мер предосторожности, применение которых требуется хорошей морской практикой или особыми обстоятельствами.
|
1. В морской практике принято, что судно на ходу должно чисто обойти стоящее на якоре судно. Однако судно на ходу и остановившееся судно не должны рассчитывать, что другое судно будет обходить его, если оно не лишено управления и не несет соответствующих огней или знаков.
2. Становясь на якорь, судно не должно подвергать опасности другие находящиеся поблизости суда. Оно не должно становиться на якорь очень близко к другим стоящим на якоре судам. Длина потравленного каната должна соответствовать условиям якорной стоянки, и в случае необходимости должен бытъ использован второй якорь.
3. В густом тумане без действующего радиолокатора нахождение судна на ходу вообще не может быть оправдано, оно должно стать на якорь, если это безопасно и возможно.
4. При сближении судов у крутого изгиба реки с приливо-отливным течением судно, идущее навстречу течению, обязано пропустить судно, идущее по течению.
5. Следует учитывать влияние мелководья. Движение судна с большой скоростью создает поле гидравлического давления, величина которого значительно повышается при ограниченном потоке воды вокруг судна. Давление уменьшается под судном, в результате чего увеличивается средняя осадка судна. В дополнение к увеличению средней осадки обычно бывает изменение дифферента на нос или на корму в зависимости от обстоятельств. Когда глубина воды меньше чем 1,5 осадки судна, этот эффект более резко выражен. Если мелководье только с одного борта, поля повышенного давления могут вызвать резкое отклонение судна от курса в сторону, противоположную отмели, что может привести к опасности столкновения, если другое судно проходит поблизости. Силы присасывания судов от действия полей давления также больше на мелководье, и это, вероятно, сказывается на управляемости судов.
|
6. Выполнение положений Правила 10 будет соответствовать хорошей морской практике.
Опасность столкновения – это ситуация при которой суда находятся на таком расстоянии друг от друга и так взаимно расположены, что при сохранении этими судами постоянства их курса и скорости, и в случае непринятия ими должных мер произойдет столкновение.
Исключительные обстоятельства – неблагоприятные условия погоды, серьезно сказывающиеся на маневренных возможностях судна.
Открытое море – все части моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в воды государства-архипелага.
Высота над корпусом означает высоту над самой верхней непрерывной палубой.
Минимальная безопасная скорость – скорость которая позволяет судну сохранять управляемость.
Безопасное расстояние – расстояние между судами при котором целесообразно применять маневр по расхождению (4-6 миль).