КурсовАЯ работА
По дисциплине
«Методика летного обучения»
(ВАРИАНТ ____)
Исполнил:
____________________________ (Ф И О)
____________________________
(подпись)
Проверил
____________________________ (Ф И О)
____________________________
(подпись)
Санкт-Петербург – 201__
Первая часть:
Совершенствование форм представления информации в инструктивном
материале по действиям экипажа ВС ______
Исходными данными являются:
1) Руководство по летной эксплуатации самолета ВС _____;
2) Инструкция по взаимодействию членов экипажа ВС ______.
Причиной основных недостатков текстовой эксплуатационной документации является преимущественное применение буквенной и словесной форм записи, которая характеризуется избыточностью словесной информации, значительным объемом текста, отсутствием ассоциации с реальным образом ситуации. Эти факторы затрудняют акты запоминания и сохранения в памяти технологических процедур, идентификации и декодирования полученной информации, реализации программы работы, которые особенно важны в условиях возникновения ОС. С целью повышения надежности деятельности оператора в ОС полета предлагается применить символическую форму записи соответствующей инструкции с применением кодирования информации и ее представления в виде образов реальной действительности.
В качестве объекта исследования возможностей применения символической формы записи предлагается использовать инструктивный материал РЛЭ ВС _____ согласно заданию, выданному преподавателем.
Исследование должно проводиться в 4 этапа:
1) анализ недостатков инструкции и разработка способов их устранения;
2) определение опорных и промежуточных точек деятельности, опорных данных;
|
3) составление табличного описания деятельности пилота;
Построение образа данной ситуации полета.
Этап.
В целях сокращения объема записи и улучшения читабельности инструкции необходимо разработать предложения по изменению текста РЛЭ (см. пример).
Для этих целей в КУР необходимо отразить:
1) исходную инструкцию;
2) предложения по ее доработке;
3) итоговый вид инструкции.
Исходная инструкция:
![]() |
Предложения по ее доработке:
1._________________________________________
2._________________________________________
3._________________________________________
4._________________________________________
Итоговая инструкция:
![]() |
Этап.
Определение количества и содержания основных и вспомогательных (промежуточных) опорных точек и опорных данных по действиям в данной особой ситуации в целях улучшения запоминания материала (см. пример).
Основные опорные точки:
1) _____________________
2) _____________________
3) _____________________
4) _____________________
5) _____________________
Промежуточные опорные точки:
а) _____________________
б) _____________________
в) _____________________
г) _____________________
Количество опорных данных:
1) _______________________________
2) _______________________________
3) _______________________________
4) _______________________________
5) _______________________________
6) _______________________________
После определения опорных точек и данных необходимо определить градацию сложности выполняемых пунктов инструкции:
- пункты ______________ – одно действие;
- пункты ______________ – два действия;
- пункты ______________ – три действия.
- и т.д. ______________________________
Этап.
Табличное описание деятельности (см. пример).
Соотнесение инструктивного материала с опорными точками позволило достичь оптимальной организации пробной информации.
|
Таблица 1
Образ-представление деятельности пилота в особой ситуации
Опорные точки | Опорные данные | ||||||
основные | промежуточные | инструкции | |||||
Этап.
Образ-представление деятельности пилота в данной особой ситуации полета (см. пример), который имеет решающее значение для формирования концептуальной модели, как основного когнитивного образования, необходимого для выполнения летной деятельности.
Вторая часть:
Подготовка учебного материала по разделу «____________________»
Руководства по летной эксплуатации ВС _______
Вторая часть работы включает 2 этапа:
Этап 1. Формирование базы знаний (табл. 1), состоящей из 3-х видов профессиональных компетенций, по соответствующему разделу РЛЭ:
ü твердые знания (ТЗ) – понятия, определения, суждения, необходимые в первостепенном порядке для следующих целей:
· деятельности пилота в особых ситуациях полета;
· формирования навыков и умений летной деятельности в процессе тренажерной и летной подготовок;
· осуществления контроля, анализа и оценки качества выполнения полетов;
ü достаточные знания (ДЗ) - понятия, определения в области:
|
· деятельности пилота в ожидаемых условиях эксплуатации (нормальных ситуациях полета);
· закономерностей освоения летной деятельности;
· понимания технологических процедур работы летных экипажей, последовательности их действий на всех этапах подготовки и выполнения полета;
ü общие понятия (ОП) - представления в области концептуальных основ психологии и педагогики, летной эксплуатации, аэродинамики полета, практической аэродинамики ВС _______.
Таблица 2
База знаний (профессиональных компетенций)
№ раздела | Название раздела | № компетенции | Определение компетенции | Вид компетенции | Количество тестовых заданий |
Раздел РЛЭ №___ «____________________________________________________________» | |||||
Примечания:
1. Все определения компетенций должны быть внесены в таблицу в полном объеме в соответствии с РЛЭ ВС _____.
2. Определение вида компетенции (ТЗ, ДЗ, ОП) должно быть обосновано преподавателю в устной форме.
3. По каждой компетенции должно быть представлено не менее 1-го тестового задания.
Этап 2. Формирование банка тестовых заданий (БТЗ) к экзамену с использованием автоматизированной системы тестирования
Тест – это инструмент, состоящий из статистически выверенной системы заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенных для оценки качеств и свойств личности, изменение которых возможно в результате систематического обучения.
Общие требования к тестовым заданиям:
• задания должны иметь различную меру сложности;
• содержание задания должно быть выражено краткой, предельно простой синтаксической конструкцией, без повторов и двойных отрицаний;
• желательно использование рисунков, формул и т.д.;
• по возможности специфический признак, ключевое слово выносится в начало тестового задания;
• формулировка тестового задания должна быть выражена в повествовательной форме (вопрос исключается), следует избегать вводных слов или предложений;
• желательно, чтобы формулировка задания не превышала 10-15 слов;
• тщательно продумать формулировку ТЗ, чтобы избежать дублирования фраз;
• задание должно быть составлено с учетом того, что среднее время ответа на него составляет 1-2 минуты;
Недопустимо:
• начинать ТЗ с предлога, союза, частицы;
• отображать субъективное мнение автора;
• применение непреднамеренных подсказок, сленга, жаргонных фраз;
• исключить повелительное наклонение в формулировке тестовых заданий (выберите, вычислите, укажите и т.д.);
• использование взаимосвязанных заданий, где содержание одного задания подсказывает ответ на другое задание;
• в ответах не рекомендуется употреблять слова «все», «ни одного», «никогда», «всегда» и выражения «все перечисленные», «ни один из перечисленных», так как они могут способствовать угадыванию правильного ответа;
• недопустимы ответы типа: «все выше перечисленное верно, все указанные ответы неверны» и т.д.
Тесты должны быть разработаны для каждой компетенции (ТЗ, ДЗ, ОП) базы знаний (табл. 2).
При формировании Банка тестовых заданий необходимо по каждому вопросу указывать № компетенции (табл. 2), к которой он относится.
№ компетенции слагается из № раздела РЛЭ и через дефис порядкового № компетенции в данном разделе.