Хромаков Александр Алексеевич, ТЭС, ПС-607




Номинация «Литературное творчество»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I»

ОЧЕРК

Хромаков Александр Алексеевич, ТЭС, ПС-607

Когда 210-летняя история моего вуза будет нам молодым путеводной звездой, а не пустым набором слов… Когда мы ощутим в сердце благодарностьсвоим преподавателям, которые сейчасставят нам двойки, а, повзрослев, мы будем пользоваться их знаниями…Когда вырастут в наших душах цветы благодарности дедам и прадедам, прошедшим войну, за подаренную жизнь…Тогда мы станем великой нацией, Великим народом!

(210-летию Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I посвящается).

Память

 

История моего университета – это череда блестяще решенных задач. Император Александр I и Августин Бетанкур – два имени, связанные для истории неразрывно: высшее повеление и превосходное исполнение.

2 декабря 1809 года манифестом учреждался Корпус инженерных путей сообщения.

1 ноября 1810 года открыт Торжественным образом институт путей сообщения и 30 абитуриентов приступили к занятиям.

Первый транспортный и инженерно-строительный вуз России стал эталоном в подготовке созидателей, творцов, способных преобразовать жизнь России, объединить страну сетью путей сообщения. Упор делался на отечественные изобретения, внедрение их в жизнь. Навёрстывая упущенное, аграрная Россия, устремилась по рельсам индустриализации. Выпускниками института идёт преобразование России. Первые сухопутные пароходы (т.е. паровозы) появляются на Нижнетагильском горном заводе в 1833 году. Николаевская железная дорога, первая в России, соединила две столицы Санкт-Петербург и Москву в 1846 году, а в 1851 году открыто регулярное транспортное сообщение. Идёт стремительное развитие транспортных артерий страны: шоссейных, водных, железнодорожных. Строятся Сибирская, Китайско-восточная, Амурская железные дороги.

Непреложная истина в том, что могущество и техническое развитие страны находятся в непосредственной и прямой зависимости от степени культуры страны, от уровня образования и трудоспособности её жителей, от созидающей и творческой энергии, от внимательности и заботливости по отношению к потребностям Родины.

Деятельность высшей технической школы, к коим относится институт инженеров путей сообщения, достойна и почётна.

Первым возглавившим институт ректорам А.А. Бетанкуру, П.П. Базену, К.И. Потье – их трудолюбию, таланту, осознанию необходимости преобразований для движения вперёд, мы обязаны достижениями в области Транспорта для России.

К 1913 году институт воспитал несколько поколений профессоров, выпустил около 5000 инженеров. Проложены 78 тысяч километров железных дорог с бесчисленным множеством мостов, станций, вокзалов, мастерских, водопроводов, элеваторов, пристаней, 168 тысяч километров водных путей и более 3 тысяч километров искусственных водных путей-каналов, шлюзовых рек, портовые устройства во всех главных приморских городах России, 30 тысяч километров шоссейных дорог. В Петербурге построены мосты через Неву: Троицкий, Охтинский, Финляндский, Дворцовый. Днепр, Дон, Днестр, Волга, Ока, Кама, Амур, Енисей – какая огромная география, какие масштабы! Везде созидают, строят инженеры выпускники моего института путей сообщения. Транссибирская железная дорога, дорога через всю Россию, от западных границ до восточных! Размах, целеустремленность и желание сделать страну великой державой. Происходит переоснащение подвижного состава, начинается производство нового мощного грузового товарного паровоза Серии «Ю». Выпускается на просторы железнодорожных путей паровоз Серии «С» - лучший скоростной локомотив в Европе, развивающий скорость до 125 км/ч.

Первая мировая война осложнила работу железнодорожного транспорта, но справлялась с возросшим на 30 % использованием железных дорог. При этом строятся и новые: Архангельск-Вологда, дорога на Мурманск, Сретенск-Хабаровск. За годы войны построено 10,6 тысяч железных дорог, завершено строительство и переустройство Транссибирской магистрали. К концу 1917 года протяженность железных дорог составила 89 тысяч километров. В начале века начинается электрификация структур железнодорожного транспорта.

Деятельность института огромна! Он занимается водными, воздушными и шоссейными дорогами. Разрабатываются и применяются двигатели внутреннего сгорания на водном транспорте. К 1913 году у России 70 теплоходов с тремя двигателями и электрическими передачами из 80 теплоходов мира. Идет быстрое развитие автомобильного транспорта.

Человечеству нужна скорость, создаются летательные аппараты. В Петербурге открывается Императорский аэроклуб - организаторы профессор института Н.П. Митинский и преподаватель Н.А. Рынин. Преподавателями нашего института созданы самолет А.С. Кудашина и биплан «Гаккель – VII».

Мой вуз ведущий в освоении воздушного, шоссейного, железнодорожного пространства. Научный технический прогресс в этих областях - заслуга института.

За три года гражданской войны из создателей мы становимся разрушителями: уничтожено 4330 мостов, разобрано тысячи километров железнодорожных путей, ликвидировано почти 40% подвижного состава, 40% морского и речного флота, выведен из строя весь Камский флот.

В ноябре 1918 года распоряжением Реввоенсовета железные дороги переводятся на военное положение, а с марта 1921 года правительством осуществляется новая экономическая политика. Начинается восстановление всего разрушенного.

К 1927 году перевозки в стране по экономическим показателям приблизились к 1913 году. Потребность в специалистах огромная. Институт перестраивает процесс набора студентов. Рабочие факультеты начинают готовить абитуриентов для вуза. История не может стоять на месте, она идет вперед и институт преобразуется вместе с ней. У вуза новые студенты, они хотят учиться, хотят стать опорой страны, чтобы вместе строить мост - мост в будущее. Институт продолжает жить и делать то, к чему он призван: воспитывать творцов, создателей. Новое время, новое поколение и прежние задачи - создать великую державу.

В 1930 году в Ленинграде открываются три новых вуза водного транспорта, гражданского воздушного флота, автомобильно-дорожный. Они начинали свой путь в стенах моего института, мы дали им путевку в самостоятельное плавание. Великолепно подготовленные преподаватели – это профессора института путей сообщения.

Восстановление народного хозяйства, осуществление плана ГОЭЛРО требует специалистов, идёт внедрение новых технологий, электрификация железных дорог, электрического подвижного состава. Начинается выпуск первых отечественных тепловозов. Сооружение всех важнейших железнодорожных линий осуществляется при участии профессорско-преподавательского состава института. Первый советский дизельный локомотив - тепловоз системы Я.М. Гаккеля, первый гидроэлектростанции на Волхове, на Днепре строились под руководством Г.О. Графтио и его команды, состоящей из выпускников ЛИИЖТа. В 30-ые годы вводятся в эксплуатацию новые мощные грузовые паровозы Серии «СО» и «ФД» и пассажирский паровоз «ИС». Они соответствуют лучшим мировым образцам. Выпускаются двухсекционный грузовой тепловоз «ВМ», грузовые электровозы. Осуществляются и оригинальные отечественные разработки в машиностроении и электротехнической промышленности СССР. Страна Советов за 20 лет превращается в мощную, созидающую Россию.

Война. Страшное слово. Время словно остановилось на мгновение и стремительно понеслось вперёд. Институт живёт, учит, работает, выпускает специалистов. «Всё для фронта, всё для Победы!». 307 добровольцев уходят на фронт, 900 преподавателей, студентов, служащих – в ополчение. Созданы два партизанских отряда, их возглавляет студент Касьянов Ф.А. и коммунист Макаров И.Г. Преподаватель Афанасьев Н.И. руководит боевыми операциями партизанских подразделений Ленинградской области. Лиижтовцы защищают Ленинград и с оружием в руках, и как строители-специалисты. Создаётся штаб оборонных работ - блиндажи, доты, землянки, окопы - всё, чтобы не пустить в город врага. Бригаду по защите памятников архитектуры возглавлял архитектор Явейн И.Г.

Каждому знакомо слово блокада. Не каждый представляет, что это такое. Город в кольце, а ЛИИЖТ старается жить - 7 часов лекций, военная подготовка, дежурства в МПВО. Обессиленные, опухшие от голода преподаватели и студенты занимаются наукой. Каждый шаг и каждое слово - победа над собой. Лиижтовцы с честью выходят из этого испытания. Неоценим их вклад в спасение Ленинградцев - создание Дороги жизни и Дороги Победы. Профессор Ливеровский А.В, Паталеев А.В., Реховский Д.М.- разрабатывают Дорогу жизни и ледовых мостовых переходов. Профессора Гаккель Я.М., Алексеев А.Е. осуществляют проект и монтаж подвижных составов, разработку мостовых переходов на Дороге жизни и Дороге Победы. Важнейшая обязанность возложена на Губарева В.В. и Саламбекова Б.К.- эвакуация по Дороге жизни ленинградцев. Обратно в город везут хлеб, снаряды, всё, что даёт возможность работать заводам, выпускающим необходимое для фронта.

Да, ленинградцев вырвала из рук голодной смерти Дорога жизни. Войну, голод и смерть победили люди, удивительные люди моего города, моей страны. Мы были, есть и будем народом – победителем!

1428 преподавателей, студентов не вернулись, остались на полях сражений. А живым пришло время восстанавливать уничтоженное и залечивать раны, нанесённые войной. Восстанавливаются 65 тысяч километров, уничтоженных железных дорог, отстраиваются мосты, тоннели, создаются новые тепловозы и электровозы. Начинается проектирование и строительство тоннелей Ленинградского метрополитена.

Исчезли воронки от снарядов, зазеленели засеянные поля. Народ – созидатель идёт вперед. ЛИИЖТ разрабатывает подъездные пути для сверхтяжёлых грузов - это необходимо Байконуру. Завершён переход железных дорог на тепловозную и электрическую тягу. Электрифицированы целые железнодорожные направления: Москва-Байкал-Петровский завод, Ленинград-Москва-Ленинград, Барнаул-Абакан. В 1972 году на девяти железных дорогах создаются вычислительные центры. В 1974 году начинается строительство Байкало-Амурской магистрали.

Мы хорошо знаем настоящее - скоростные поезда, скоростные магистрали. Останавливаться некогда, мы стремимся вперед, в будущее. И нам есть, чем гордиться. За 210 лет в разное время институт возглавляли 27 ректоров. Они, созидая настоящее, определяли будущее, и были едины в своей цели – служить России. Эту благородную традицию в 1809 году определил для всех Августин Бетанкур. В 2018 году, соединяя Васильевский остров и Петроградскую сторону Санкт-Петербурга, открыт Вантовый мост имени А. Бетанкура. По железнодорожным путям мчится поезд, носящий гордое имя А. Бетанкура. Гений этого человека преобразовывал нашу страну и работал на её процветание 16 лет. Памятники – только малая толика благодарности патриоту России, испанцу А. Бетанкуру.

Кто мы? Мы патриоты своей страны. Значит без боязни и осуждения должны научиться смотреть в прошлое и находить в нем то хорошее, что помогало стране жить во все времена.

Да, мы помним, да возлагаем цветы! Идёт бессмертный полк. Всё так. Мы понимаем это умом, но жизнь станет лучше, когда поймём это душой. Поймём, что прошлое – не только наши деды и прадеды – это мы.

«Бессмертные полки отчизне долг отдали,

Их не вернуть и время то прошло.

Все правильно- они отвоевали,

А ты, ты что-то сделал для неё?»

У меня есть настоящее, я оглядываюсь в прошлое и мечтаю о будущем. Хочу, чтобы у моих детей и внуков был мой Университет, и они, как и я сейчас, будут, знакомясь с его прошлым, думать о будущем для себя и для страны.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: