КРАТКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР




Е. Е. Туник. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. — СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002.

В данной брошюре приводится батарея креативных тестов (вербальная и образная области) для диагностики детей 5—15 лет. Во второй части дан адаптированный вариант опросника креативности Д. Джонсона, направленный на изучение уровня развития творческого мышления детей дошкольного и школьного возраста. Предлагаемая методика является экспресс-методикой и успешно дополняет известные, но трудоемкие тесты творческого мышления.

Работа предназначена для психологов, социальных работников и педагогов.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЧАСТЬ I. ТЕСТЫТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.......................................... 3

1. ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................. 3

2. КРАТКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР....................................................... 4

3. ОПИСАНИЕ БАТАРЕИ ТЕСТОВ - МЕТОДИК ПО ИЗУЧЕНИЮ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ................................................................................................... 7

3.1. Батарея тестов "Творческое мышление"............................................... 9

3.2. Сравнительный анализ данных семи субтестов

творческого мышления............................................................................... 27

3.2.1. Качественное описание полученных данных................................. 27

3.2.2. Сравнение первичных статистических характеристик отдельных субтестов. Взаимокорреляция между субтестами..................................................... 32

3.2.3. Выводы............................................................................................ 34

3.2.4 Связь успешности в учебе и творческости...................................... 35

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................... 36

ЧАСТЬ II. ОПРОСНИК КРЕАТИВНОСТИ ДЖОНСОНА (адаптированный) 38

Описание......................................................................................................... 38

Надежность..................................................................................................... 40

Валидность..................................................................................................... 41

Опросник креативности................................................................................. 43

Лист ответов.................................................................................................... 44

 

ЧАСТЬ I. ТЕСТЫТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Возрастание разнообразия и сложности процессов, возникающих в современном мире, обуславливает необходимость обучения, воспитания и развития людей, обладающих творческим мышлением и способностью к нестандартному разрешению проблем.

Несмотря на многие дискуссионные проблемы, наука (генетика, физиология, психология, социология) и реальная практика обучения многократно доказали не только наличие индивидуальных различий в успешности обучения, но и различие творческих возможностей детей, составляющее их индивидуальный творческий потенциал. Дифференциация детей в любом возрасте по их творческому потенциалу достаточно разнообразна — от умственной отсталости до высокой талантливости и общей одаренности.

В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества, общих и специальных способностей, генетическим предпосылкам индивидуальных различий, психологии творческого учителя.

Вместе с тем, до сих пор не существует методик комплексной диагностики, позволяющих определять общую и специфическую одаренность. Недостаточно изученным остается и вопрос о дивергентном (творческом) мышлении.

Ученые пришли к признанию того, что творческие способности не являются синонимами способностей к обучению и редко отражаются в тестах, направленных на определение IQ. На данном этапе пристальный интерес исследователей сместился от типа ученого осмотрительного, точного и критически мыслящего, к личности изобретателя, нестандартного, оригинального и остроумного, а способность к творчеству, долгое время считавшаяся необходимой в основном для создания произведений искусства, всё больше и больше признается также и основой научных достижений.

Целью данной работы являлось изучение природы творческого, дивергентного мышления и разработка способов диагностики творческих способностей детей.

КРАТКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода — способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации, такая способность и была названа креативностью (творческостью). Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Одним из компонентов креативности, который однако не исчерпывает ее полностью, является способность личности к дивергентному мышлению.

Следует дифференцировать креативный продукт и креативный процесс. Продукт творческого мышления можно оценивать по двум факторам — по его оригинальности и его значению. Креативный процесс — по чувствительности к проблеме, способности к синтезу, чувству сходства и пониманию различий, способности к воссозданию недостающих деталей, дивергентности мышления (не следовать по избитому пути), беглость мысли (беглость речи) и т.д. Эти атрибуты креативности являются общими как для науки, так и для искусства.

Проблемы творческого процесса широко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель — может определяться как некоторое сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов (интеллектуальная активность — Д.Б. Богоявленская /2/) или же рассматриваться как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов мышления вообще и творческого мышления в частности (А.В. Брушлинский /10/).

Большой вклад в разработку проблем способностей, одаренности, творческого мышления внесли также психологи: Б.Г. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, В.И. Панов, И. В. Калиш, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич и т.д.

Зарубежные ученые также глубоко изучали проблему творческого мышления.

Некоторые люди по мнению Брунера имеют определенные способности для нового и необычного кодирования информации, проявляющиеся как творческое мышление. Голлах и Коган /3/ установили, что высококреативные дети имеют более высокие оценки в тестах на широту категоризации. Познавательная сфера креативных индивидов характеризуется наличием широких категорий, синтетичностью в восприятии окружающего мира и высоким уровнем когнитивной гибкости.

При работе с применением теста Баррона-Уэлша /4/ было установлено, что творческие личности при выполнении теста отдают предпочтение более сложным комплексным и асимметричным фигурам, и это четко отделяет их от нетворческих личностей (т.е. таким образом проявляется их толерантность к непоследовательностям и к данным, противоречащим прошлому опыту индивидов).

Джаксон и Мессик /5/ изучали критерии для оценки продуктов творческой деятельности. Одним из рассматриваемых ими критериев является "конденсация" — достижения проявляют устойчивость во времени, раскрывая все новые и новые свои стороны, сочетают в себе простоту и сложность. Считается, что личность, создающая подобные продукты, должна обладать разнообразным и даже противоречивом сочетанием когнитивных и эмоциональных качеств. Центральным моментом в таком творческом процессе является связывание вещи и явления, которые обычно воспринимаются оторванными друг от друга.

Гилфорд предложил три основных фактора творческого проявления личности — оригинальность (способность предлагать свой, необычный способ мышления), чувствительность и интеграцию. Последняя интерпретируется как способность одновременно учитывать или объединять несколько противоположных условий, предпосылок или принципов.

По данным Мак-Коннена с оригинальностью связаны три характеристики личности — доминантность, отзывчивость к эмоциям, проявление фемининности у мужчин. Раскин обнаруживает связь между творческими способностями и показателем нарциссизма. Делла считает, что творческие личности часто идентифицируют себя с другими личностями и легко меняют роли.

Торранс /6/ провел изучение креативного мышления и получил следующие результаты: креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также возрастает в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие год-два и затем получает толчок, возможно, в сочетании с подъемом уровня физического развития (предпубертат).

Креативность неоднозначно зависит от образования. Большинство детей теряет свое спонтанное бесстрашие, когда они становятся "окультуренными", как писал Водсворт /6/ "Обычаи (правила) давят на детей — крепкие, как мороз и почти такие же глубокие, как жизнь".

В первых трех классах школ учителя более спонтанны, детоцентрированы, позже, когда академические требования становятся более жесткими, учителя становятся более критичными по отношению к детям.

Гетзелс и Джаксон разработали батарею тестов, с помощью которой можно было дифференцировать высококреативных (творческимыслящих) и высокоинтеллектуальных детей. Авторы установили, что высокоинтеллектуальные дети равнялись на достижения, стандарты, нормы взрослых и учителей, а высококреативные предпочитали особые достижения, отличающиеся от общепринятых — это дети нонконформные, мятежные, бунтующие. Гетзелс и Джаксон установили, что учителя предпочитают детей с высоким общим интеллектом и низкой креативностью (творческостью). Креативные дети — фантазеры, любят юмор и проявляют юмор и игривость в ответах при исследовании неструктурированной ситуации, любят идти в новых направлениях. Учителя и одноклассники часто так характеризуют креативных детей: "Они выражают дикие и глупые идеи и агрессивно ведут себя".

Тесты дивергентного мышления являются частью общей системы тестов, нацеленных на раскрытие творческого потенциала личности, и связаны, в основном, с именем Гилфорда. Гилфорд/7/ различает дивергентное и конвергентное мышление:

1) Дивергентная продукция — поиск и генерирование новых информационных объектов;

2) Конвергентная продукция — поиск вполне определенных ответов на вполне определенные задачи.

Конвергентная продукция требует аналитического типа мышления, которое необходимо в тех случаях, когда проблема определена. Дивергентная продукция требует более открытого типа мышления. Дивергентное мышление необходимо в решении проблем, имеющих многочисленные правильные ответы.

По мнению большинства психологов творческие способности не являются синонимами способностей к обучению и редко отражаются в интеллектуальных тестах, показателем которых является IQ) — показатель интеллекта. Тесты творческих способностей за рубежом разрабатывались, в основном, Дж. Гилфордом, применялись и модифицированные тесты для детей, разработанные Торрансом.

3. ОПИСАНИЕ БАТАРЕИ ТЕСТОВ - МЕТОДИК
ПО ИЗУЧЕНИЮ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Вданной главе предлагается батарея тестов по изучению творческости. Большинство тестов является модификацией тестов Гилфорда и Торранса.

В нашем исследовании показатели по всей батарее определяются факторами, установленными в исследованиях Гилфорда, а именно:

1) Беглость (легкость, продуктивность) — этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов;

2) Гибкость — фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов;

3) Оригинальность — фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа;

4) Точность — фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

Поскольку трудно создать факторно — чистые тесты, а мы пытаемся получить модели творческих процессов, отражающие их природную сложность, показатель каждого теста отражает два или три упомянутых фактора. Более того, если показатели надежности тестов творческого мышления достаточно велики и равны 0,8—0,9, а коэффициент надежности, определенный методом взаимозаменяемых форм 0,7—0,9 /8/, то с факторным анализом дело обстоит сложнее. Факторный анализ выполнения тестов Торранса не подтверждает интерпретацию этих показателей на основе единичных конструктов. Взаимокорреляции разных показателей единичного теста были выше взаимокорреляции аналогичного показателя (например беглость) по разным тестам. Два показателя оригинальности, полученные в батарее образного творческого мышления /9/ дают корреляцию на уровне 0,30 и 0,40 друг с другом и еще ниже с показателями оригинальности тестов вербальной и образной батарей. Отсюда, по мнению А. Анастази, нецелесообразно рассматривать одинаково названный показатель из различных тестов, как меру одного и того же свойства личности.

По нашему мнению, этот вопрос однозначно не решен и требует дальнейшего изучения.

Отметим несколько моментов, связанных с процедурой проведения тестов. Тесты можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме. С тем, чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать благоприятную психологическую атмосферу, тесты называются занятиями, и как все время подчеркивается, занятиями веселыми. Часто занятия проводятся в игровой форме. В предварительной инструкции, которая дается в свободной форме, мы предлагаем испытуемым предложить как можно больше разнообразных ответов на наши задания, проявлять свой юмор и воображение, постараться придумать такие ответы, которые не сможет придумать никто другой.

3.1. Батарея тестов "Творческое мышление"

Данная батарея тестов была предложена автором этой работы. Большинство тестов является модификацией тестов Гилфорда или Торранса. Время проведения батареи тестов — 40 минут. Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет тесты проводятся в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет тесты проводятся в групповой форме (возможно проведение и в индивидуальной форме). Следует отметить, что субтест 3 (Слова или Выражение) имеет две модификации, одна модификация — Слова — предназначена для детей от 5 до 8 лет, вторая модификация — Выражение — предназначена для 9 — 15 лет.

Субтест 1.

Использование предметов (варианты употребления)

Задача: Перечислить как можно больше способов использования предмета, отличающиеся от обычного употребления.

Инструкция испытуемому: Газета используется для чтения, ты можешь придумать другие способы использования газеты. Что из неё можно сделать? Как её можно использовать?

Инструкция зачитывается устно.

Время выполнения субтеста t=3 мин. Все ответы дословно записываются психологом при индивидуальной форме проведения. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции.

Оценивание: Результаты выполнения теста оценивались в баллах.

Имеются три показателя:

1) Беглость (беглость воспроизведения идей) — суммарное число ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.

Б=1 × n

n=число уместных ответов; Б=беглость

2) Гибкость — число классов (категорий) ответов.

Все ответы можно отнести к различным классам. Например, ответы типа: сделать из газеты — шапку, корабль, игрушку и т.д., можно отнести к одному классу — Создание поделок и игрушек.

Далее перечисляются основные категории ответов.

Категории ответов(субтест 1)

1. Использование для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать...)

2. Использование для ремонтно-строительных работ (заклеить окна, клеить под обои...)

3. Использование в качестве подстилки (постелить на грязную скамейку и сесть, положить под обувь, подстелить на пол при окраске потолка...)

4. Использование в качестве обертки (завернуть покупку, обернуть книги, завернуть цветы...)

5. Использование для животных (подстилка кошке, подстилка хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой).

6. Использовать как средство для вытирания (вытереть стол, протирать окна, мыть посуду, туалетная бумага...)

7. Орудие агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты...)

8. Переработка (сдать в макулатуру...)

9. Получение информации (смотреть рекламу, давать и смотреть объявления, делать вырезки, проверить номер лотерейного, билета, посмотреть дату, посмотреть программу ТV и т.д.)

10. Покрытие (сверху) (укрываться от дождя, прикрыть что-то от пыли, укрыться от солнца...)

11. Сжигание (для растопки, для разведения костра, сделать факел)

12. Создание поделок, игрушек (сделать корабль, шапку, папье-маше...)

Следует приписать каждому ответу номер категории из вышеприведенного списка, затем, если несколько ответов будут относиться к одной категории, то учитывать первый ответ из этой категории, т.е. учитывать каждую категорию только один раз.. Затем следует подсчитать число использованных ребенком категорий. В принципе, число категорий может изменяться от 0 до 12 (если не будет дано ответов, отнесенных к новой категории, которой нет в списке категорий). Кто-то может дать много ответов, т.е. иметь высокий показатель по фактору беглость, но все ответы могут относиться к одной категории, например к категории № 12 — Создание поделок, игрушек.

За одну категорию даём — 3 балла.

Г = 3 × m

Г — показатель гибкости, m — число использованных категорий.

Ответам не подходящим ни к какой категории присваивается новая категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но прежде чем присваивать новую категорию, следует очень внимательно соотнести ответ с приведенным списком категорий.

3) Оригинальность — число ответов с необычным употреблением понятия, в данном случае оригинальным считается ответ, данный 1 раз на выборке объемом 30—40 человек. 1 оригинальный ответ — 5 баллов.

Все баллы за оригинальные ответы суммируются.

Ор = 5 × k

Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных ответов.

Строгий подсчёт суммарного показателя по каждому субтесту следует проводить после процедуры стандартизации, т.е. перевода сырых баллов в стандартные. В данном случае, мы предлагаем проводить суммирование баллов по различным факторам, отдавая себе отчёт в том, что такая процедура не является достаточно корректной, а следовательно, суммарными баллами можно пользоваться только как приблизительными и оценочными.

Т1 = Б1 + Г1 + Ор1 = n + 3 × m + 5 × k

где Т1, — суммарный балл по 1 субтесту, Б1 — беглость по 1 субтесту, Г1 — гибкость по 1 субтесту, Ор1 — оригинальность по 1 субтесту, n — общее число уместных ответов, m — число категорий, k — число оригинальных ответов

Следует обратить особое внимание на термин уместные, адекватные ответы. Первое — следует исключать из числа учитываемых те ответы, которые упоминались в инструкции — очевидные способы использования газет: читать газету, узнавать новости и т.д., помимо специально оговоренных в категории 1. Но в этом случае надо исключать только самые очевидные способы использования газеты, по сути только вышеприведенные. Второе — следует исключать повторяющиеся (полностью) дублирующие друг друга ответы.

Субтест 2. Заключения

Задача: Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.

Инструкция испытуемому: Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.

Время выполнения субтеста 3 минуты.

Оценивание: Результаты выполнения субтеста оценивались в баллах:

Имеются два показателя:

1) Беглость (беглость воспроизведения идей) — общее число приведённых следствий. 1 ответ (1 следствие) — 1 балл.

2) Оригинальность — число оригинальных ответов, число отдаленных следствий. Здесь оригинальным считается ответ приведенный только один раз (на выборке — 30—40 человек).

1 оригинальный ответ — 5 баллов

Ор = 5 × k

Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных ответов

Т2 = n + 5 × k

Т2 — Суммарный показатель 2 субтеста.

Как и в первом субтесте следует обратить внимание на исключение неуместных (неадекватных) ответов; а именно: повторяющихся ответов и ответов, не имеющих отношения к поставленной задаче.

Субтест 3. Слова

Модификация для детей 5—8 лет.

Субтест проводится индивидуально.

Задача: Придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.

Инструкция испытуемому: 1 часть. Придумай слова, которые начинаются на слог — "По", например "Полка".

Даем 2 минуты.

2 часть. Придумай слова, которые оканчиваются на слог "Ка", например "Сумка".

Даем 2 минуты.

Время выполнения всего субтеста — 4 минуты.

Оценивание: Результаты выполнения субтеста оценивались в баллах.

Имеются два показателя:

1) Беглость — общее число приведенных слов. 1 слово — 1 балл.

Б = n

n — общее число слов.

Как и ранее, следует вычеркнуть повторяющиеся слова, а также не учитываются неадекватные слова — в данном случае слова, которые не начинаются или не оканчиваются на заданный в инструкции слог.

2) Оригинальность. Число оригинальных слов, приведенных один раз на выборку 30—40 человек — k.

1 оригинальное определение — 5 баллов

Ор = 5 × k

k — число оригинальных слов. Ор — показатель оригинальности,

Т3 = n + 5 × k

Т3 — суммарный показатель третьего субтеста.

Субтест 3. Выражение

Модификация для 9—15 лет.

Задача: Придумать предложения, состоящие из четырех слов, в которых каждое слово начинается с указанной буквы.

Инструкция испытуемому: Придумай как можно больше предложений, состоящих из четырех слов, причем каждое слово в предложении начинается с указанной буквы. Вот эти буквы: (испытуемым предъявляются напечатанные буквы)

ВМСК

Пожалуйста, используйте буквы только в таком порядке, не меняйте буквы местами. Привожу пример предложения — Веселый мальчик смотрит кинофильм.

А теперь придумай как можно больше своих предложений с этими буквами.

Время выполнения субтеста — 5 минут.

Оценивание: Результаты выполнения субтеста оценивались по трем показателям

1) Беглость. Число придуманных предложений — n, 1 предложение — 1 балл.

Б = n

2) Гибкость. Считаем число слов, используемых испытуемым, причем каждое слово считается только один раз. Т.е. в каждом последующем предложении учитываются только те слова, которые не употреблялись испытуемым ранее или не повторяют слова в нашем примере. Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, считаются одинаковыми, например: веселый, весело.

Число слов, используемых один раз — m. 1 слово — 0.1 балла.

Г = 0.1 × m

Г — показатель гибкости

3) Оригинальность. Считаем число оригинальных по смысловому содержанию предложений, т.е. таких предложений, для которых главная выраженная в них мысль является оригинальной. Оригинальным будет считаться предложение, которое встречается 1 раз на выборке в 30—40 человек. Одно оригинальное предложение — 5 баллов.

Ор = 5 × k

где Ор показатель оригинальности, k — число оригинальных предложений.

Т3 = n + 0.1 × m + 5 × k

где Т3 — суммарный показатель третьего субтеста (для 9—15 лет).

Субтест 4. Словесная ассоциация

Задача: Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.

Инструкция испытуемому: Приведи как можно больше определений для слова — книга. Например — красивая книга — какая еще бывает книга?

Время выполнения субтеста — 3 минуты.

Оценивание: Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по 3 показателям:

1) Беглость — суммарное число приведенных определений — n. 1 определение — 1 балл.

Б = n

Б — показатель беглости.

2) Гибкость — число приведенных классов — категорий ответов. 1 категория — 3 балла

Г = 3 × m

Г — показатель гибкости, m — число категорий ответов.

Список категорий (4 субтест)

1. Время издания (старая, новая, современная, старинная...)

2. Действия с книгой любого типа (брошеная, забытая, украденная, переданная...)

3. Материал и способ изготовления (картонная, пергаментная, папирусная, рукописная, напечатанная...)

4. Назначение, жанр (медицинская, военная, справочная, художественная, фантастическая...)

5. Принадлежность (моя, твоя, Петина, библиотечная, общая, своя...)

6. Размеры, форма (большая, тяжелая, длинная, тонкая, круглая, квадратная...)

7. Распространенность, известность (известная, популярная, знаменитая, редкая...)

8. Степень сохранности и чистоты (рваная, целая, грязная, мокрая, потрепанная, пыльная...)

9. Ценность (дорогая, дешевая, ценная...)

10. Цвет (красная, синяя, фиолетовая...)

11. Эмоционально-оценочное восприятие (хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная...)

12. Язык, место издания (английская, иностранная, немецкая, индийская, отечественная...)

Все ответы, относящиеся к одной категории, учитываются один раз и получают — 3 балла. В принципе, максимально-возможный балл - 12×3=36 баллов (в случае, когда в ответах присутствуют все двенадцать категорий, что на практике встречается исключительно редко, а также отсутствуют ответы, которым присваивается новая категория). Как и в субтесте 1 ответам, не подходящим ни к какой категории, присваивается новая категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. В этом случае максимально полученное число баллов может увеличиться.

3) Оригинальность — число оригинальных определений — в нашем случае — k. Оригинальное определение — приведенное всего 1 раз на выборке из 30—40 человек. 1 оригинальное определение — 5 баллов

Ор = 5 × k

Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных определений.

Т4 = n + 3 × m + 5 × k

где Т4 — суммарный показатель 4 субтеста

Субтест 5. Составление изображений

Задача: Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.

Инструкция испытуемому: Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять их размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.

В первом квадрате нарисуйте лицо, во втором — дом, в третьем — клоуна, а в четвертом — то, что ты хочешь. Подпиши четвертый рисунок.

Испытуемому предъявляется набор фигур, изображенный на рис. 1 и образец выполнения задания — лампа — рис. 2.

Образец незаполненного тестового бланка приведен на рис. 3.

Время выполнения всех рисунков — 1 = 8 минут.

Длина стороны квадрата = 8 см. (для тестового бланка)

Оценивание: Оценивание производится по двум показателям.

1) Беглость — Гибкость. Вданном показателе учитываются: n1 — число изображенных элементов (деталей), 1 деталь — 0.1 балла; n2 — число использованных классов фигур (из 4 заданных, а, b, с, d), 1 класс фигур — 1 балл; n2 — изменяется от 0 до 4; n3 — число ошибок, ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии, 1 ошибка — 0.1 балла

Б = 0.1n1i +n2i − 0.1 × n3i)

i — номер рисунка.

 

Рис.1 Стимульный материал к субтесту 5 (Изображения).

 

Рис. 2 Лампа. Пример выполненного рисунка к субтесту
5 — Изображения (для предварительного предъявления)

Рис. 3 Образец тестового бланка (субтест 5 — Изображения)

 

Затем баллы Б (беглость) суммируются по 4-м рисункам.

2) Оригинальность. k1 — число оригинальных элементов рисунка.

Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы или необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное расположение элементов друг относительно друга. 1 оригинальный элемент — 3 балла.

В одном рисунке может быть несколько оригинальных элементов/ (см. рис. 8)

k — оригинальность рисунка 4 (по теме, по содержанию). (Может встречаться 1 раз на выборку в 30—40 человек), k может принимать значения 0 или 1.

За оригинальный сюжет = 5 баллов (относится только к рисунку 4)

Ор = 5 × k + × k1i

Ор — оригинальность, i номер рисунка (от 1 до 4)

Т5 = Б + Ор

Б — беглость, Ор — оригинальность, Т5 — суммарный показатель 5 субтеста.

Субтест 6. Эскизы

Задача: В квадратах теста приводится множество одинаковых фигур (кругов); каждую из фигур надо превратить в различные изображения.

Инструкция испытуемому: Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Дорисуй эти картинки. Рисовать можно внутри круга и снаружи круга. Подпиши название каждого рисунка.

Время выполнения задания — 10 минут.

На рис. 4 изображен неиспользованный тестовый бланк для данного субтеста.

Тестовый бланк состоит из листа стандартной бумаги (формат А-4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине (рис. 4). Размеры квадрата 5x5 см, диаметр каждого круга ~ 1,5 см.

В качестве примера к субтесту предъявляется нарисованный человечек (рис. 5).

Оценивание: Оценивание проводится по 3 показателям:

1) Беглость — число адекватных задаче рисунков.

n — число рисунков (изменяется от 0 до 20). За 1 рисунок — 1 балл

Б = n

Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликат), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал — круги. (пр. Круги игнорируются — рис. 9 — вверху)

2) Гибкость — число изображенных классов (категорий) рисунков. Например, изображения различных лиц относятся к одной категории, изображения различных животных также составляют одну категорию.

m — число категорий, за одну категорию — 3 балла.

Г = 3 × m

Список категорий (6 субтест)

1. Война (военная техника, солдаты, взрывы...)

2. Географические объекты (озеро, пруд, горы, солнце, луна...)

3. Животные. Птицы. Рыбы. Насекомые.

4. Знаки (буквы, цифры, нотные знаки, символы...)

5. Игрушки, игры (любые)

6. Космос (ракета, спутник, космонавт...)

7. Лицо (любое человеческое лицо)

8. Люди (человек)

9. Машины. Механизмы.

10. Посуда

11. Предметы домашнего обихода

12. Природные явления (дождь, снег, град, радуга, северное сияние...)

13. Растения (любые — деревья, травы, цветы...)

14. Спортивные снаряды

15. Съедобные продукты (еда)

16. Узоры, орнаменты

17. Украшения (бусы, серьги, браслет...)

Если рисунок не соответствует ни одной категории, ему присваивается новая категория.

3) Оригинальность. k — число оригинальных рисунков; оригинальным считается рисунок, сюжет которого использован один раз (на выборке 30-40 чел.) 1 оригинальный рисунок — 5 баллов.

Ор = 5 × k

Ор — показатель оригинальности.

 

Рис. 4 Образец тестового бланка (субтест 6 — Эскизы)

Рис. 5 Пример рисунка для предварительного показа (субтест 6 — Эскизы)

Рис. 6 (1). Стимульный материал к субтесту 7 (Спрятанная форма)

 

Рис. 6(2). Стимульный материал к субтесту 7 (Спрятанная форма)

 

Рис. 6(3). Стимульный материал к субтесту 7 (Спрятанная форма)

Рис. 6(4). Стимульный материал к субтесту 7 (Спрятанная форма)

 

 

Рис. 6(5). Стимульный материал к субтесту 7 (Спрятанная форма)

Рис. 6(6). Стимульный материал к субтесту 7 (Спрятанная форма)

 

Т6 = n + 3 × m + 5 × k

где Т6 — суммарный показатель 6 субтеста.

При подсчете баллов по 6 субтесту следует учитывать все рисунки вне зависимости от качества изображения. О сюжете и теме надо судить не только по рисунку, но и обязательно принимать во внимание подпись (рис. 8).

У маленьких детей, которые не умеют писать, после окончания работы необходимо спросить, что изображено на рисунках и подписать названия. В основном это относится к возрастной группе 5—7 лет.

Субтест 7. Спрятанная форма

Задача: Найти различные фигуры, скрытые в сложном, мало структурированном изображении.

Инструкция испытуемому: Найди как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке?

Время выполнения субтеста = 3 минуты. Тестовые стимульные материалы (изображения) приведены на рис. 6 (1-6), всего 6 различных рисунков. Предъявлять следует только один рисунок. Остальные даны для того, чтобы можно было провести повторное тестирование в другое время.

Оценивание: Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по 2 показателям:

1) Беглость — суммарное число ответов — n. 1 ответ — 1 балл.

Б = n

2) Оригинальность — число оригинальных, редких ответов — k. В данном случае оригинальным будет считаться ответ, данный один раз на выборке 30-40 человек. 1 оригинальный ответ — 5 баллов

Ор = 5 × k

где Ор — оригинальность.

Т7 = n + 5 × k

где Т7 — суммарный показатель седьмого субтеста.

Следует отметить, что в первом издании данного теста /13/ приводится только один рисунок, который является стимульным изображением для седьмого субтеста. К сожалению, в ряде изданий были скопированы отдельные части вышеуказанной брошюры, а стимульное изображение-рисунок 6.1 стал широко известен. Поэтому мною были созданы еще пять дополнительных рисунков для субтеста 7. Хотелось бы выразить большую благодарность студенту художественно-графического факультета Российского государственного педагогического университета г. С-Петербурга Дмитриеву Дмитрию за помощь в композиционном построении рисунков 3 и 4.

3.2. Сравнительный анализ данных семи субтестов
творческого мышления



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: