Подготовительная работа к подбору аккомпанемента.




Если главным контролером мелодических представлений является пение или подбор одноголосных мелодий на инструменте, то основой проверки гармонических представлений гитариста служит выявление умения воспроизводить многоголосную музыку. Таким образом, под развитым гармоническим слухом применительно к исполнительству на фортепиано логично понимать умение подбирать по слуху многоголосие и, разумеется, аккомпанемент. В процессе подбора аккомпанемента у исполнителя формируются и развиваются соответствующие слухо-двигательные представления.

Прежде чем предложить учащемуся мелодии для подбора аккомпанемента (пусть простейшие!), с ним полезно провести определенную подготовительную работу. Ее цель - на основе слушания простейших звуковых сочетаний приобщить юного музыканта к умению разбираться в том, что звучит благозвучно («хорошо»), а что неблагозвучно («плохо»)

Важную роль в подготовительной работе к освоению аккордовых (затем и неаккордовых) звуков лада играют соответствующие упражнения. В работе над упражнениями (в дальнейшем и над художественным материалом) рекомендуется придерживаться следующего порядка:

-играть мелодию на инструменте и активно вслушиваться в особенности ее звучания;

-продолжая петь мелодию, пытаться подобрать к ней аккомпанемент - басы и аккорды, добиваясь общего благозвучия;

- добившись положительного результата, записать над звуками мелодии подобранный аккомпанемент.

- проверить правильность выбора гармонии аккомпанемента, то есть совпадение по вертикали звукового состава аккорда и приходящихся на него звуков (одного или нескольких) мелодии.

Одной из основных форм подготовительной работы является теоретический и слуховой анализ художественного материала - народных песен, в аккомпанементе которых используются аккорды осваиваемых или уже освоенных ступеней. На первоначальном этапе анализ проводится педагогом вместе с учащимся (оба рассуждают вслух) непосредственно в классе. В процессе анализа' выявляется не только характерность использования в аккомпанементе конкретных аккордов, но и средства выразительности ритмического оформления сопровождения.

С течением времени юный музыкант приобщается к самостоятельному анализу, который желательно проводить не только в классе, но и дома (в виде домашних заданий).

Известно, что в аккомпанементе должна проявиться та гармония, которая уже как бы заложена в мелодии. Вместе с тем она (гармония) может быть как предельно простой, так и более или менее усложненной. Ближайшая задача в подборе аккомпанемента - на основе простейших мелодий выявить соответствующие (то есть такие же простейшие) гармонические средства, а затем, последовательно усложняя их, добиваться более красочного звучания гармонического сопровождения.

Важнейшим условием развития гармонического слуха, как известно, является всемерное развитие слуха мелодического. Означает ли это, что в основе раннего этапа обучения игре на инструменте должны лежать мелодии без гармонического сопровождения и если да, то когда начинается формирование гармонических представлений?

Гармонический слух проявляется в способности воспринимать многоголосие. Ее основу составляют гармонические ощущения и представления. Поэтому совершенно правы педагоги, которые считают, что еще до теоретического осмысления каждое гармоническое явление должно быть услышано и прочувствовано.

Таким образом, главный принцип развития гармонического слуха может быть сформулирован так: сначала гармоническое явление следует услышать, прочувствовать и лишь после этого теоретически осмыслить.

Опираясь на данные музыкальной педагогики и психологии, а также на опыт работы классов фортепиано музыкальных школ, можно сделать следующий вывод: на первых шагах обучения игре на инструменте аккомпанемент к мелодиям подбирается чисто интуитивно, а потому приобщать юного музыканта к его подбору следует уже в младших классах.

Если в донотный период обучения игре на инструменте учащийся усваивал аккомпанемент с показа, то с началом игры по нотам он должен подбирать этот аккомпанемент самостоятельно и задача педагога - создать для этого необходимые условия.

С началом игры по нотам процесс подбора простейшего аккомпанемента постепенно приобретает всё более осознанный характер.

Гармоническое развитие учащихся в младших классах целесообразно начинать с исполнения простейших аккордовых последовательностей: Т-D и D-T.

В дальнейшем подбор аккомпанемента желательно осуществлять с опорой на знания и слуховые навыки, приобретенные учащимся на уроках музыкальной грамоты и сольфеджио, что будет способствовать осознанности самого процесса подбора, с одной стороны, укреплению теории с практическим музицированием - с другой.

Можно определить примерную последовательность усложнения заданий на подбор аккомпанемента к мелодиям, применительную к учащимся музыкальной школы:

- от мажорного лада к минорному.

- следует начинать с развития ощущения устойчивых звуков лада и, прежде всего — с тоники;

-вначале используются мелодии, строящиеся лишь на звуках трезвучий основных ступеней лада, затем в них вводятся неаккордовые - проходящие, вспомогательные, предъемы и задержания;

- от тональностей без ключевых знаков альтерации к тональностям с одним, двумя и т.д. знаками;

- от использования в аккомпанементе лишь аккордов главных ступеней лада - I, IV и V к побочным - II, III, VI, VII, некоторым септаккордам и двойной доминанте; вначале ограничиваемся основными видами аккордов, затем вводим их обращения;

- от простейших соотношений длительностей в аккомпанементе, к усложнению ритмики, способствующей наиболее яркому выявлению характера конкретной мелодии.

Объем теоретических знаний, необходимых учащемуся для успешного подбора аккомпанемента к мелодиям, сводится в целом к освоению основных (Т, S, D) и некоторых других, наиболее часто используемых для обогащения красочности сопровождения мелодии, гармонических функций ладов. Получаемые юным музыкантом знания и понятия должны направляться по пути развития умения практически оперировать аккордами: строить их от разных ступеней гаммы, воспринимать на слух, определять местоположение.

Главная задача при передаче учащимся теоретических сведений, заключается в том, чтобы они, приобщаясь к ощущению окраски звучания разных гармонических функций, применяли их на практике умело и осознанно. Исходя из этого, на первой стадии обучения нужно избегать при изложении теоретических формулировок сложной терминологии, делая акцент на общие представления о применяемых в аккомпанементе гармониях.

Тема, выбранная для исследования очень актуальна и значима, так как затрагивает вопросы, от решения которых зависит дальнейшее успешное обучение учащихся детских музыкальных школ, а также творческий и профессиональный рост самих преподавателей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: