Учение Дж. Локка.
Два качества – первичные, присущие самим вещам, и вторичные, возникающие при действии вещей на органы чувств (предложил Демокрит).Спустя неск. столетий та идея развилась в трудах английского философ Джона Локка (1632-1704), в первую очередь, в его «Опыте о человеческом разуме». Первичные кач-ва, по Локку (плотность, протяженность, форма, движение и пр.), совершенно неотделимы «ни от какой частицы материи», вторичные (цвет, запах, вкус, звук) – «на деле не находятся в самих вещах, но представляют собой силы, вызывающие в нас различные ощущения своими первичными качествами».Несмотря на, может быть, резкое противопоставление друг другу первичных и вторичных качеств материальных объектов, Локк гениально предугадал различия в механических восприятия пространственных и временных параметров раздражителей, с одной стороны, их интенсивности и качественного своеобразия (модальности) – с другой.
5.Теория «специфических энергий» И. Мюллера и «теория иероглифов» Г. Гельмгольца. Занимаясь разнообразными вопросами психологии сенсорно-перцептивных процессов и сенсорной физиологии, Иоганнес Мюллер, предложил, в частности, свою теорию, которую назвал «теорией специфических энергий». Согласно этой теории качество субъективного ощущения не зависит от физических характеристик внешнего раздражителя, а связано со спецификой самих органов чувств, с той формой энергии, которая в них вырабатывается. Сама по себе идея не нова (ещё Эмпедокл в Древней Греции учил, что «подобное познаётся подобным»). Но теория специфических энергий вовсе не была умозрительной, а подкреплялась экспериментальными данными. Так, показано, например, что раздражение слабым электрическим током зрительных рецепторов вызывает световое ощущение (фосфен), слуховых – ощущение звука, стимуляция рецепторов языка – ощущение металлического или вяжущего вкуса.Долгое время и русские философы считали теорию Мюллера идеалистической, приклеив к ней ярлык «физиологический идеализм». Но ничего идеалистического в этой теории нет, специфичность структуры рецепторных образований: каждое нервное окончание морфологически и функционально специализировано для восприятия раздражителей вполне определённой модальности.
|
Логическим продолжением теории Мюллера являлась «теория иероглифов» (теория знаков, теория символов), предложенная Г. Гельмгольцем, которая, несмортря на критику некоторых школ, оказала весьма существенное влияние на развитие психофизики. Суть теории в том, что каждое отдельное ощущение представляет собой символ (знак, иероглиф) действующего раздражителя, который может не иметь никакого сходства с последним, т.е. ощущение обладает своими собственными характеристиками, невыводимыми из физических свойств стимула.
Основная заслуга Гельмгольца состоит в том. что вслед за Демокритом, Аристотелем и Локком показал принципиальное различие между субъективными процессами, вызываемыми тем или иным внешним раздражителем, и физическими свойствами этого раздражителя. Гельмгольц в своих работах неоднократно подчёркивал мысль о двойственности природе ощущений, их обусловленности как физическими св-ми стимула, так и внутренними св-ми сенсорной системы.
6.Трактовка восприятия в гештальт-психологии. Законы и принципы. Гештальт-психология (от нем. форма, стуктура) возникла в противовес структурализму и ассоциативной психологии, рассматривающим перцептивные образы как совокупность отдельных ощущений. Возникла в 1912 году. Истоки Макс Вертгеймер, Вольфганг Келлер и Курт Коффка. Перцептивный образ является целостным, неразложимым на составляющие его сенсорные первоэлементы. «Законы гештальта».
|
1.Закон близости. Элементы изображения, расположенные близко друг к другу, имеют тенденцию восприниматься как единое целое (ряд л-тов, состоящих из нескольких вертикальных линий, имеющих разную пространственную близость друг к другу, то наверняка мы (вольно или невольно, сознательно или бессознательно) будем объединять их в пары, так что будут восприниматься не восемь, а четыре пары вертикальных линий). 2.Закон сходства. Элементы, имеющие сходство друг с другом по какому-либо признаку (цвет, форма, размер) имеют тенденцию в субъективном восприятии объединяться. 3.Закон замыкания. Отдельные эл-ты изображения могут в восприятии замкнуться в целостную, знакомую и понятную для нас фигуру. 4.Закон «хорошей фигуры». Много общего с законом замыкания. На рисунке изоразим 3 геометрические фигуры – прямоугольник и два параллелограмма. В то же время мы воспринимаем их как два прямоугольника, один из которых пронизывает другой (по принципу целостной интерпретации изобраения).Некоторые законы гештальта свойственны не только человеку. но и животным, даже находящимся на достаточнг низком уровне развития. Так, в экспериментах на курах был открыт закон транспозиции (Птиц учили склёвывать зёрна только со светло-серого круга и игнорировать тёмно-серый, клевать с которого было невозможно, зёрна были приклеены. Оказалось, что если обученным курам предлагали на выбор белый и светло-серый круги, то они клевали с белого, а при выборе «чёрный – тёмно-серый» – с тёмно-серого. Птицы реагировали не на светлую окраску, а на соотношение оттенков.Все эффекты и феномены гештальта свидетельствуют о целостности субъективного образа, несводимости его к сумме отдельных ощущений.Гештальтисты высказали мнение о том, что целостность восприятия скорее всего является врождённой и в меньшей степени определяется жизненным опытом субъекта.
|
7.Сенсорные раздражители и их классификации. Информативные признаки раздражителей. Сенсорный (от лат. «чувствую»)Сенсорные раздраители можно определить как факторы внешней среды и их изменения, вызывающие субъективное ощущение.Классификации.1по модальности ощущения, вызываемого тем или иным раздражителем: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные стимулы.2их пространственном отношении к воспринимающим структурам, рецепторам: контактные, дистантные раздражители.3форме физической энергии стимула: механические, температурные, электромагнитные, химические.Информация – это не просто сигнал (сообщение), а сигнал, который используется принимающей системой для снижения энтропии, повышения упорядоченности системы, усложнения её внутренней организации. Согласно классической теории Шеннона – Винера информация соответствует степени упорядоченности сигналов в передаваемом сообщении. Сенсорная информация – то сообщение, которое в данный момент и при данных обстоятельствах имеет значение для организма. Информативные признаки раздражителей.1.Качество раздражителя.2.Интенсивность.3.Пространственные характеристики.4.Временные хар-ки.Для вкуса и обоняния наиболее важным, информативным является качество (вкуса или запаха). Для зрительной системы наиболее важными являются пространственные параметры, такие, как форма, размер, удалённость, пространственная локализация объекта. Слуховую системы Сеченов назвал «анализатором времени». Временные хар-ки звукового сигнала (начало, конец действия сигнала, его продолжительность и организация временной последовательности звуков) являются наиболее ванными.
8.Понятие о сенсорной информации. Основн. принципы и этапы переработки сенсорн. информ. Существует много определений термина «информация», но ни одно не является полным. некоторые говорят полушутя-полусерьёзно, что самое лучшее определение дал «отец кибернетики» Норберт Винер, который сказал, что «информация – то информация, а не материя и не энергия». Отсюда, по-видимому, и идёт много спекуляций по поводу понятия информации (раз то не материя и не энергия, то под него можно подвести всё что угодно, вплоть до нечистой силы). Достаточно сказать, например, что до сих пор дискутируется вопрос, можно и говорить об информации в неживой природе (исключая робото- и компьютерную технику).Могут ли объекты неживой природы в принципе сообщать информацию. Пример: с горы катится камень, ударяется о другой камень, и тот, в свою очередь, тоже начинает катиться. Можем ли мы сказать в данном случае, что первый камень сообщил второму информацию? То, что он сообщил (передал) энергию, это бесспорно! А информацию? Далеко не очевидно.Принято считать, что информ. – это не просто сигнал (сообщение), а сигнал, который используется принимающей системой для снижения энтропии, повышения упорядоченности системы, усложнения её внутренней организации. Согласно классической теории Шеннона – Винера информация соответствует степени упорядоченности сигналов в передаваемом сообщении. Сенсорная информация – то сообщение, которое в данный момент и при данных обстоятельствах имеет значение для организма.
Понятие об абсолютных порогах чувствительности. Сенсорная адаптация и её влияние на величину абсолютного порога.
Понятие порога было введено немецким философом Гербартом в начале 19 в. Гербарт определял порог как границу между сферой сознания и сферой бессознательного. Фехнер конкретизировал это понятие: абсолютный порог чувств. есть физическая величина раздражителя, соответствующая границе между стимулами, вызывающими и не вызывающими субъективное ощущение. Если величина сенсорного раздражителя нже пороговой, то он ни при каких усл-ях не будет вызывать ощущения, если же она выше таковой, то в любом случае стимул будет вызывать у человека субъективное ощ-е. Таким образом, порог рассматривается как нижняя граница чувствительности, как барьер, который должен быть преодолён для того, чтобы возникло ощ-е.Дифференциальный порог (по Фехнеру) – это такая минимальная разница между раздражителями, выше которой субъект замечает различие между ними, а ниже которой ти раздражители кажутся одинкавыми.На сегодняшний день абсолютный порог чувствительности рассматривается не как точка на сенсорной оси, а как некоторая протяжённая (околопороговая) область, в которой субъект (испытуемый) способен обнаруживать сенсорный сигнал лишь с определённой вероятностью.Порог не является чисто сенсорной величиной (как это считалось ранее), и на его значение оказывают влияние многочисленные факторы несенсорной природы. По мнению Джастроу, степень предрасположенности к восприятию зависит «от многочисленных небольших колебаний состояния, которые всегда влияют на психический процесс», т.е. от случайного сочетания множества трудно учитываемях факторов (степень утомления, концентрация внимания, понимание инструкции, уровень мотивации – интереса – к данному эксперементу).
10.Метод минимальных изменений и его использование для измерения абсолютного порога. Для определения абс. и дифф. порогов чувствит-ти в психофизике используется достаточно много методов исследования в их различных модификациях.Метод минимальных изменений (метод пределов, метод границ) является одним из наиболее простых (в плане экспериментальной процедуры и обработки полученных результатов) психофизических методов. Через определённые промежутки времени (как правило, после предупредительного сигнала иной модальности) испытуемому предъявляется сенсорный раздражитель, который с каждым «шагом» (предъявлением) весьма незначительно уменьшается (убывающая или нисходящая, серия) или увеличивается (возрастающая или восходящая, серия). Испытуемый должен обнаружить границу исчезновения (в первом случае) или проявления сигнала (во втором). Ответы могут даваться либо в вербальной форме «да – нет», «слышу – не слышу») либо путём нажатия на соответствующую кнопку. За пороговое значение принимается среднее значение интервала между ощущаемым и неощущаемым раздражителем.Как правило, нисходящие и восходящие серии многократно чередуются, а значение порога соответствует среднему арифметическому значению нескольких серий Ŝ0=ΣS0/n,где n – число серий; S – граница перехода от категории «ощущаю» к категории «не ощущаю», или наоборот.
В некоторых случаях (если позволяют возможности стимулирующей аппаратуры) раздражитель меняется не дискретно, непрерывно. Задача испытуемого в этом случае несколько изменяется: он должен дать ответ (нажать на кнопку) в тот момент, когда стимул, по его мнению, исчез (в нисходящей серии) или появился (в восходящей). При использовании этого варианта экспериментатор фиксирует пороговую точку в момент ответа испытуемого.Ряд требований:1.При дискретном предъявлении сигналов ряды стимулов должны варьировать по числу «шагов», т.е. «точка отсчёта» (первоначально предъявляемый стимул) должна варьироваться от серии к серии. Величина «шага» изменений раздражителя при этом должна оставаться постоянной. Такая постановка эксперимента препятствует выработке у испытуемого установки на то, что стимул должен исчезнуть (или появиться) на определённом по счёту «шаге». 2.В опыте экспериментатор выбирает оптимальную величину «шага» между стимулами, а следовательно, кол-во «шагов» в каждой серии. И то и другое не должно быть большим: в первом случае определение порога будет недостаточно точным, во втором – увеличение числа «шагов» может привести к утомлению и снижению концентрации внимания испытуемого.3.Ответы испытуемого даются. как правило, по двухкатегорийной системе. Иногда допускается использование промежуточной категории («не уверен», «не знаю»). В этом случае за точку порога принимается среднее знач-е интервала при переходе от положит. (отриц.) к нейтральной категории.4. Как правило, желательными явл-ся предварительные (тренировочные) опыты, в которых испытуемый осваивает методику эксперимента, а экспериментатор, выбирает оптимальный режим предъявления сигналов, величину шагового интервала.Важно при использовании той методики то, что пороговые точки в нисходящей и восходящей категориях, как правило, не совпадают между собой. Во избежание тенденции привыкания.Использование пар нисходящей и восходящей серий и соответственно усреднение значений в этих сериях в определённой мере нивелирует ошибки, связанные с привыканием к сигналу или ожиданием его.
11.метод постоянной раздрожителей(метод констант)и его использование для измерения абсол.порогов. Метод постоянных раздражителей имеет много общего с методом минимальных изменений.Сущуственным отличием от последнего является то, что стимулы предъявляются не в порядке их возрастания и убывания, а в случайной последовательности. При изменении абсолютного порога опыт состоит из нескольких серий, причем предъявляемые стимулы лежат в заведомо околопороговой области. Испытуемый дает ответы по двухкатегорийной систему («да - нет», «ощущаю - не ощущаю» и т. д(. Иногда допускается использование трехкатегорийной системы («да», «нет», «не знаю») Обработка данных эксперимента заключается в построении и анализе психометрической кривой, которая представляет собой вероятность отнесения данного стимула к категории «ощущая». Вероятность вычисляется по достаточно простой формуле: P(+)=N(+)/n, где N(+) число «плюсовых» ответов(«да», «есть», «ощущаю») а п - общее число ответов для каждого из сигналов:n=N(+)+N(-)/В случае использования трехкатегорийной системы оценок, когда присваивают «нейральные»(нулевые)ответы N(0) формула незначительно усложняется:P(+)=[N(+)+N(0):2]/n,где п - общее число ответов: n=N(+)+N(0)+N(-)Обычно психометрическая кривая имеет типичный S-образный вид. В том случае, когда она не является идеально гладкой, ее аппроксимируют кумулятивной кривой нормального распределения или методом наименьших квадратов. Пороговая точка определяется при экстраполяции на ось.абсцисс значения психометрической кривой, соответствующей 50%-й вероятности.
12.Метод средней ощибки и его использование для измерения абсрлютного порога. Метод средней ошибки(мет.подравнивания,метод воспроизведения)в отличии от других методов измерения обсолютной чув-ти предусматривает активные манипуляции испытуемого с велечиной сенсорного раздражителя. задача ипыт-го состоит в том,чтобы,изменяя величину сигнала,добиться его исчезновения (нисходящая серия) или появления(восходящая серия). Экспереминтатор по показаниям прибора фиксирует физическое значение раздражителя, соответствующее субъективному исчезновению и появлению ощущения.Как правило,первые значения исчезающего и появляющегося сигналов,устанавливаемые испытуемым, довольно грубы,но с каждой новой пробой работа становиться все более точной.Поскольку в разн. пробахпороговые точки могут не совпадать друг с другом,используется построение гистограмм полученных значений с последующей их обработкой стандартами статическими методами.При этом можно проигнорировать начальные результаты,где размах вариации довольно велик,и взять для обработки результаты, даваемые во второй половине опыта.Другие варианты являются проведение сначало тренировочной,а зачем контрольной серии.При несовпадении распределений устанавливаемых значений исчезновения и появления сигналаприбегают к операции усреднения данных.
13.Понятия о разностных(дифференцированных)порогах чувствительности. Разностный (дифференциальный)порог,по Фехнеру,это та минимальная разница между раздражителями,выше которого субъект замечает различия между ними.а ниже которого эти раздрожители кажутся ему одинаковыми.Сам Ф. формулировал это так: «раздражение или различие в раздражениях может возрастать до известных пределов,не вызывая ощущения;но,начиная с определенной граница,оно начинает ощущаться и его возрастания тоже».Но его формулировка была подвергнута критике уже в самом начале его существования. Факт изменчивости пороговой величиныинтерприторовался по-разному.Если Ф.и его последователи признавали факт флутации порога во времени и разроб-ли достат.сложн.статист.приемы его вычисления,то их оппоненты делали вывод о неправомерности самого понятия порога.В качестве альтернативы пороговой концепции многие исследователи предложили концепцию непрерывности сенсорного ряда.На сегоднишний день дифференциальный порог рассматривается не как точка на сенсорной оси
14.метод минимальных изменений и его использование для измерения дифференциальных порогов Для исследования дифференциальных порогов метод минимальных изменений предпологает одновременную или последовательную подачу двух раздражителей,один из которых является постоянным и служит в качестве стандарта.Второй раздрожитель изменяется в порядке возрастания или убывания.Как правило,первоначальный предъявляемый стимул должен быть заметно больше(в нисходящей серии)и заметно меньше(в восходящей_Задачи испытуемого состоит в определении равенства или едва заметного различия между стандартным и варьирующим раздражителями.Используется трехкатегорийная система оценок:а) «<»(тестовый стимул ниже от стандарта),б)«>»(тестовый стимул больше стандарта),в) «=»(тестовый стимул равен стандату).В данном случаеопределяются на две9как в случае абсолютной чув-ти),а четыре пороговые точки:две верхнии(точки перехода от катег. «=» к категории «>» в восход.серии и от кот-и «>» к кат. «=»-в нисход.) и две точки(переход от катег. «меньшее» к кат. «равн.» в восход.серии и от кат. «равн.» к категории «мен.»-в нисходящей).Обработка результатов состоит в определении средних значений верхнего и нижнего порогов.Величина разностного порога определяется как половина диапозона м/д этими значениями:.
15.Метод постоянных раздрожителей(метод контраст)и его использование для измерения дифференциальных порогов. При исследовании дифференциальных порогов метод постоянных раздражителей включает в себя одновременное или последовательное(в зависимости от сенсорной модальности)предъявление стандартного и переменного (тестового)стимулов, причем величина последнего варьирует случайным образом. Ответы испытуемого даются по трехкатегорийной шкале «больше - меньше равно». Диапазон варьирующих сигналов должен подбираться таким образом, чтобы его крайние значения субъективно были отличимы от стандарта с вероятностью Около 1, а середина диапазона приблизительно соответствовала значению стандарта. Обработка результатов сводится к построению психометрической кривой (причем величина дифференциального порога может вычисляться двумя способами. Наиболее простой из них состоит в том, что по скорректированным значениям,
строится психометрическая кривая. На оси ординат в данном случае отмечаются две точки: Р=0,25 интервала перехода от категории «равно» К категории «меньше» и P=0,75 середина интервала перехода от категории «равно» к категории «больше».Проекции точек пересечения с кривой, экстраполируемые на ось абсцисс, ограничивают интервал, равный удвоенному дифференциальному порогу. Таким образом, вычисляется как половина этого интервала.Другой способ заключается в том, что на одном графике строятся три кривые вероятности «больше стандарта», «меньше стандарта» и «равно стандарту». В этом случае вероятности не корректируются с учетом ответов «равно», т. е. вычисляются по формулам P(>)=N(>)/n,P(=)=N(=)/n и P(<)=N(<)/n, где п - общее число ответов. В этом случае величина дифференциального порога будет равна половине интервала между точками пересечения горизонтали Р=0,5,с кривыми P(>) и P(<).Значения кривой Р(=) при использовании этого способа не учитываются.
16.метод средней ошибки и его использование для измерения дифференциальных порогов. При несовпадении распределений устанавливаемых значений исчезновения и появления сигнала (как это чаще всего случается при исследовании наличие двух раздражителе истандарт-ного и переменного. Испытуемый, манипулируя с величиной переменного стимула, начальное значение которого может быть либо больше, либо меньше стандарта, «подстраивает» переменный сигнал к стандартному так, чтобы: 1) оба стимула были субъективно равны; 2) тестовый стимул был едва заметно меньше стандарта; 3) тестовый стимул был едва заметно больше стандарта. Как правило, проба начинается со значений тестового сигнала, заведомо больших или меньших стандартного стимула. Так же как и при измерении абсолютного порога, в процессе опыта испытуемый прогрессивно сужает диапазон устанавливаемых сигналов и в конечном счете манипулирует только в околопороговой области. Обработка результатов состоит в построении полигонов(гистограмм) распределения частот устанавливаемых испытуемым значений с последующим статистическим анализом
17.Теоретические и прикладные аспекты измерения порогов чув-ти. В теоретическом плане исследования абсолютных и дифференциальных порогов для стимулов разной модальности дали достаточно большую информацию для понимания основных закономерностей работы различных сенсорных систем. На сегодняшний день можно говорить о тесной стыковке двух научных дисциплин психофизики и сенсорной физиологии. В большинстве случаев субъективные и объективные показатели достаточно хорошо совпадают друг с другом. Изучение нейронных кодов позволило понять, как кодируется информация о физических парамстрах раздражителя,как происходит ее переработка на разных «этажах» сенсорной системы и т. д. Исследование абсолютного порога и его временной динамики позволяет оценить возможности различных анализаторов. Это имеет огромное практическое значение, особенно для тех видов деятельности, которые непосредственно связаны с сенсорно-перцептивными процессами.Несомненно, важное значение исследование порогов чувствительности имеет для профотбора и профориентации человека на соответствующие специальности. Большое значение имеет исследование порогов чувствительности у лиц, чья профессия так или иначе связана снеординарными, часто экстремальными ситуациями. Определенную роль играет измерение порогов чувствительности в возрастной (в частности, в детской) психологии и психофизиологии. Динамика изменения порогов с возрастом дает достаточно ценную информацию о развитии сенсорно-перцептивных процессов, а также интеллектуальных функций у детей. Несомненно значение исследований порогов чувствительности для клиницистов. Некоторые методы служат непосредственно для постановки клинического диагноза. Исследование порогов может являться достаточно хорошим индикатором поражений той или иной сенсорной системы, а также восстановления ее функций в результате лечения.
18.Правило бугера-Вебера и его псиологический смысл.Значение константы Вебера для разных сенсорных модальностей. М. Бугер в конце XVIII века исследовал способность человека различать близкие между собой уровни освещенности. Оборудование, используемое Бугером в его экспериментах, вполне соответствовало тому времени: это стол с измерительной линейкой, на котором размещались две свечи, и экран, освещаемый этими свечами. Передвигая каждую из свсчей на разное расстояние относительноэкрана,Бугер пытался измерить то,что мы называем разностным (дифференциальным) порогом восприятия освященности. Бугер пришел к выводу, что величина едва заметного различия (ЕЗР) между двумя освещенностями непостоянна, она возрастает пропорционально исходной освещенности: М = k L. Другими словами, отношение ЕЗР (М) к исходному уровню освещенности есть величина постоянная: М/ L = const. Аналогичные исследования для стимулов других сенсорных модальностей были проведены в середине XIX столетия Э. Вебером. Так, в одном из своих опытов Вебер предлагал испытуемым определять разницу между тяжестыо двух грузов, поднимаемых одновременно. Было установлено, в частности, что если вкачестве исходного служил груз массой в 100 граммов, то испытуемый воспринимал едва заметное приращение тяжести при добавлении груза в 3 грамма. Если вес исходного груза увеличивался в 2, 3, 5... раз, то и величина разностного порога М = Р1 – Р2 повышалась в той же пропорции. Для веса в 200 граммов величина разностного порога составляла 6 граммов, для 300 - 9 граммов и т. д. Не трудно заметить, что и в этом случае соблюдается правило М / Р = const. Данное отношение, выраженное в обобщенном виде: ДS / S = const, где S - величина раздражителя, позднее стали называть правилом Вебера (или Бугера - Вебера). 1. Признавая справедливость правила Бугера - Вебера М/ S = const можно получить элементарную единицу измерения ощущений. Другими словами, величина дифференциального порога, которая является постоянной и не зависит от абсолютного зна чения раздражителя, есть не что иное, как элементарный «квант» ощущения, и он может быть использован как единица измерения субъективных величин. Фехнер предложил следующую формулу: S/S = - величина едва заметного ощущения. Это было довольно смело - математически при равнять отношение двух физических величин к субъективной (психической) величине. Справедливости ради необходимо отметить, что вели чина 115/5 не имеет размерности и не может быть выражена в каких-либо физических единицах. 2. Принимая, что величины являются бесконечно малыми (а это наиболее уязвимый пункт фехнеровской концепции). можно записать психофизическое отношение в виде дифференциального уравнения следующего вида: dS/S= dR. 3. Интегрируя выражение dS/S = dR, можно вывести закон взаимосвязи между величиной R (ощущением) и S (силой раздражителя): R = k 1nS + С, или R = k' 1nS + С'.
19.Основной психофизический закон Фехнера и его психологическая интерпритация. в своей «классической» формулировке основной психофизический закон трактуют как закон количественной связи между силой раздражителя и величиной ощущения, вызываемого данным раздражителем. Обычно его связывают с именем r. т. Фехнера, который на основании экспериментальных данных своих предшественников, а также некоторых математических выкладок провозгласил: «Величина ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя», т. е.: R = k logS, где S - величина сенсорного раздражителя; R - величина ощущения; k - коэффициент пропорциональности. что только закон Фехнера выдержал испытание временем. Логарифмический закон Фехнера трудно обсуждать без анализа результатов исследований его предшественников, из которых в первую очередь следует отметить французского физика М. Бугера и немецкого физиолога и психолога Э. Вебера.
20.понятие о шкалах измерения.Типы измерения шкал.Психофизические шкалы. Обычно шкалу определяют как изоморфное отображение эмпирической системы с отношениями в численную систему с отношениями. Задача построения шкал состоит в упорядочении, ранжировании ряда объектов, событий, изменений по какому-либо признаку и присвоении им количественных значений в соответствии с определенными правилами. Однако на практике шкала не всегда представляет собой упорядоченный численный ряд и может задаваться и некоторыми качественными обозначениями.Иногда оно подразумевает преобразование метрической шкалы какого-либо признака в систему понятий, суждений и умозаключений, которая должна быть определенным образом упорядочена. В связи с этим можно дать более широкое определение шкалы и шкалирования: «Шкала есть упорядоченная совокупность данных». Другими словами, если мы располагаем данными исследования.И определенным образом упорядочиваем эти данные, то мы получаем шкалу. Выделяют четыре типа измерительных шкал:номинальную, порядковую, интервальную и шкалу отношений. Номинальная шкала(шкала наименований)основана на при своении определенных обозначений (названия) тем или иным объектам, явлениям, свойствам и т. д. Она предусматривает группиров. изучаемых признаков или свойств в классы и обозначение этих категорий определенными символами или ло гическими понятиями. Порядковая (ординарная) шкала предполагает ранжирование ряда объектов по какому - либо признаку. Порядковая шкала(если рангзадан числами1,2,3,…,п)устанавливает, что 1>2>3 (наоборот), но не определяет степень различия, т. е. не позволяет количественно сравнивать между собой выраженность свойства объектов, отнесенных к разным классам. Особенностью порядковых шкал является то, что градации исследуемого признака обозначаются только целыми положительными числами. Интервальная шкала предполагает точку отсчета(условный нуль на шкале),а также определение равенства или неравенства интервалов внутри исследуемого ряда. Пример - температурная шкала Цельсия. На интервальной шкале правомерны операции сложения и вычитания, но не возможны операции умножения, де ления и возведения в степень Шкала отнощений отличается от интервальной шкалы тем, что нулевая точка не произвольна, а указывает на полное отсутствие свойства(примеры шкал отношений: шкалы длины, массы, време ни, площади, объема, расстояния)предусматривает любые виды математических операций; является наиболее информатив ной шкалой, на ней основано измерение практически всех физ. величин. Психофизическое шкалирование представляет собой своеобразную градуировку субъективных шкал)шкал ощущений, оценок, суждений и т. д(по отношению к физическим шкалам сенсорного раздражителя. Классификация методов шкалирования может быть дана по принципиально разным критериям. Так, выделяют метрические и неметрические методы, методы одномерного и многомерного шкалирования, вербальные и невербальные, «активные» и «пассивные» и т. д
21:методы воспроизведения и идентификации в психофизическом шкалировании. П.Ш.- градуировка субъективных шкал по отношению к психофизическим шкалам сенсорного раздражителя.Метод воспроизведения(репродукции) сигнала состоит в том, что испытуемый, активно манипулируя разного рода регуляторами, должен воспроизвести значение предъявляемого ему стимула (Sp), как можно точнее. Таким образом, предъявляя разные стимулы,экспериментатор получает оответствующий им ряд воспроизводимых значений (Sr). Обработка стимулов может производиться как для каждого отдельного стимула, так и для их совокупности. В первом случае может быть вычислена абсолютная или относительная ошибка воспроизведения каждого сигнала. Абсолютная ошибка-разность значений воспроизводимого и предъявляемого сигналов, взятой либо по абсолютной величине, либо по модулю, если знак разницы не имеет значения. Относительная ошибка вычисляется как отношение абсолютной ошибки к величине предъявляемого раздражителя. При построении субъективной шкалы анализируется вид функции Sr=f(Sp). Эта функция не является строго линейной, а чаще имеет вид степенной зависимости с показателем, несколько меньшим единицы. Метод идентификации, в отличии от воспроизведения, является «пассивным» методом: испытуемый не манипулирует с величиной сигнала; он должен лишь выбрать значение стандартного стимула в ряду раздражителей, предъявляемых экспериментатором. Обработка данных включает в себя вычисление вероятности идентификации различных сигналов как стандарта. Методы воспроизведения и идентификации довольно редко используются для изучения сенсорно-перцептивных процессов, однако представляют определённую ценность для изучения кратковременной памяти, так как позволяют оценить характер трансформации субъективного образа сигнала при его запечатлении и хранении.
22. Интервальные методы и методы группировки (к.м) в пс. Шкал:Интервальные методы подразумевают ознакомление испытуемого с диапазоном предъявляемых сигналов. Задача испытуемого- ориентируясь на максимальное и минимальное значения стимула, подобрать среднее значение, которое делит заданный диапазон на 2 субъективно разные части.В данном случае может использоваться как «активная» модификация метода, когда испытуемый сам манипулирует со значениями сигнала, как и «пассивная», когда ряд сигналов, расположенных внутри заданного диапозона, предъявляется экспериментатором, а задача испытуемого состоит в отнесении каждого из этих сигналов к одной из 3 категорий(б.середины,середина,м.середины).При соотнесении интервальных шкал отмечено, что они могут иметь характер различных психофизических функций- линейной, логарифмической, степенной. Вид функции зависит от модальности раздражителя, а также от ширины предъявляемого диапазона. При расширении этого диапазона субъективная средняя точка закономерно смещается в сторону максимального значения. Это объясняется тем, что увеличение диапазона стимулов ведёт к закономерному переходу от интервальной шкалы к шкале отношений.Методы группировки(кат.мет.) имеют много общего с категориальными. Задача испытуемого- относить сигналы, значения которых лежат внутри заданного диапазона, к 1 из групп, число и обозначения которых задаётся экспериментатором. Категории могут обозначаться числом или качественными определениями.(При обработке результатов качественные обозначения могут быть переведены в количественные).Зависимость номера категории от интенсивности раздражителя имеет вид функции, промежуточной между степенной и логарифмической зависимостью, причём увеличение числа
используемых категорий ведёт к закономерному изменению кривизны функции(от почти лог. До почти степ.).