Устный журнал
«Сохраним нашу планету»
Цель: привлечь внимание детей к возможности решения сложных экологических проблем и помочь в осознании ими необходимости личного посильного вклада каждого человека в сохранении окружающей среды.
Задачи:
1. Создать условия для формирования у учащихся представлений о последствиях воздействий человека на окружающую среду.
2. Развивать у учащихся чувство сопричастности к природе, личной ответственности за окружающую среду, развивать умение работать в группе.
3. Воспитывать ответственное отношение к природе.
Ход мероприятия:
Вступительное слово
Учитель: Сегодня мы отправляемся в путешествие, которое посвящено проблемам экологии. Эти проблемы еще в XX в. стали глобальными, т.е. проблемами всего человечества, а значит, решать их можно только объединив усилия всех людей.
А что же могут сделать дети, например, мы?
Давайте вместе подумаем.
Мне нравится главное правило Маленького принца: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — сразу же приведи в порядок свою планету», т.е. себя, свой дом, свою улицу, все то, что тебя окружает,
Мы решили сегодня обсуждать проблемы экологии. Экология — это наука о доме, жилище. Под жилищем понимается окружающая человека среда. Поэтому, когда говорят об экологии, имеют в виду все, что связано с порядком в доме, т. е. в природе, в том числе это относится и к деятельности человека.
- Ребята! Сегодня мы проводим с вами устный журнал, посвященный охране окружающей среды. Скорее всего, я назвала бы его часом красоты, добра и любви.
Первая страница устного журнала – «За чистоту воздуха»
Итак, первая страница нашего журнала с названием «За чистоту воздуха»
1 ученик – Будь милосерден человек.
У всех людей – одна планета:
И ветрам нет на ней границ,
Как нет границ потокам света
И перелетам диких птиц.
– И нам беречь планету надо
Для тех, кто будет после нас,
А мы безумно сыплем яды
И дом свой травим не скупясь.
– Уже все тоньше слой озона,
А он – щит жизни на Земле;
Уже растут, как язвы, зоны,
Где смерть таится в дымной мгле;
– Текут отравленные воды
По руслам рек и под землей,
Дожди спадают с небосвода
Сернокислотною водой;
– Леса свою теряют силу,
Уходит нежный запах лип,
Озера, ставшие могилой,
В себе хоронят стаи рыб.
2 ученик – Всем известно, что кислород источник жизни.
В атмосфере его содержится всего 21%.Его запасы небезграничны.
1 человек в день употребляет 25 литров воздуха. Один автомобиль за 1000 км сжигает годовую норму кислорода одного человека.
В мире за одну минуту вырубают 21 гектар леса, а загрязнение Мирового океана приводит к гибели водорослей, что сказывается на количестве кислорода.
Загрязнение атмосферы бывает естественным (это вулканы, пыльные бури) и искусственное (его вызывают предприятия и транспорт)
3 ученик - Основной источник загрязнения окружающей среды – автотранспорт.
Все виды современного транспорта наносят большой ущерб биосфере, но наиболее опасен для нее автомобильный транспорт. Сегодня в мире примерно 900 млн. автомобилей. В среднем каждый из них выбрасывает в сутки 3,5-4 кг.угарного газа, значительное количество оксидов азота, серу, сажу, свинец. Сегодня, возможно значительно снизить его вредное воздействие за счет совершенствования двигателей, применения новых видов топлива, озеленения автомагистралей.
4 ученик – Накопление углекислого газа приводит к парниковому эффекту – повышению температуры у поверхности Земли. Средняя температура Земли составляет 15'С. Это влияет на таяние ледников, нарастающее опустынивание, повышение уровня воды в Мировом океане.Глобальное потепление приведет к растапливанию льдов полярных шапок, повышению уровня Мирового океана, затоплению территорий, уменьшению площадей плодородных почв, увеличению испарения, количества и качества облаков, выпадению осадков, смягчению климата.
Вторая страница устного журнала – «За чистоту воды»
Учитель: Спасибо. Вот и перелистнули мы первую страницу нашего журнала и переходим ко второй странице – «За чистоту воды»
1 ученик: – Океан седой гремит набатно.
Он таит обиду в глубине,
Черные, раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне,
– Стали люди сильными как боги,
И судьба Земли у них в руках
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
– Мы давно освоили планету
Широко шагает новый век.
На земле уж белых пятен нету,
Черные сотрешь ли человек?
Вода – начало всех начал.
– Пресная вода, пригодная для использования, составляет на Земле всего 2%, причем 3\4 из них приходиться на ледники Арктики и Антарктиды.
- в мире ежедневно умирает 5 тыс. человек из-за загрязнения воды.
- 1 млрд. чел не имеет доступа к воде безопасной по санитарным нормам
– Реки! Эти голубые артерии, питающие озера, моря и океаны!
- Каждая 10 большая река в мире не впадает в море в течение нескольких месяцев в году.
– Сегодня многие реки Земли превратились в кладбища рыб.
-75% рыбных ресурсов исчезло или находится под угрозой исчезновения.
– В районах Сибири реки загрязняются из-за нефтепроводов. Мы наполнили реки мусором, нефтью, угольной пылью, смолой, красками, кислотами, ядами, пеной стиральных порошков.
– Загрязнение воды происходит: бытовыми отходами, промышленными предприятиями, нефтепродуктами. Около 10 миллионов тонн их выбрасывается в мировой океан, где образуется нефтяная пленка, губительная для живых организмов. Синтетические моющие средства: пены, порошки и отбеливатели мешают обогащению воды кислородом и проникновению солнечного света, что также губительно для живых организмов.
.
Учитель: Давайте посмотрим на схему ежедневного расхода воды:
– Ежедневно,в среднем, человек расходует 150 литров воды.
Чистка зубов под краном – 7 л,
Слив воды в туалете – 10 л,
Принятие душа в течение 6 мин. – 100 л,
Принятие ванны – 140 л,
Мытье посуды под краном – 110 л,
Стирка в стиральной машине – 230 л
Играют свою роль не только неоправданные потери воды в повседневном быту (не закрытые вовремя водопроводные краны) и городском хозяйстве (шумные ручьи, вытекающие из неисправных колодцев на улицах, поливальные машины на мокрых после дождя проспектах городов). Не поддаются даже самому приблизительному подсчету расходы воды в промышленности и энергетике.
Однако такое расточительное расходование пресной воды – не главный и не самый опасный источник возникновения водного голода на планете. Главная опасность – повсеместное загрязнение воды. Почему появилась проблема "водного голода"?
Потребляя все больше чистой воды, человек возвращает природе загрязненные стоки промышленного производства, коммунальных служб, сельскохозяйственного комплекса. И чистой воды на Земле становится все меньше.
Вывод: Запасы пресной воды ограничены, потребность в ней огромна, цены на воду увеличиваются в тысячи раз. Не зря 2003 год был объявлен ООН Всемирным годом пресной воды. А 22 марта каждый год отмечается Всемирный день воды.