Особенности спроса на общественные блага. Индивидуальный и общественный спрос на общественные блага.




 

Частные фирмы производят товары и услуги, ориентируясь на действительный рыночный спрос. Потребительские пред­почтения отражаются на структуре производства и потребле­ния благ, однако определение объема производства обществен­ных благ не должно основываться только на решениях отдель­ных индивидов и предположении, что все они максимизируют полезность, поскольку это могло бы привести к нехватке общест­венных благ. Оценка потребностей осложняется неадекватно­стью части ценовых сигналов, а в ряде случаев — их отсутстви­ем. Как правило, предоставление общественных благ происхо­дит на основе социальной потребности или общественного запро­са в соответствии с установленными стандартами качества.

Функция спроса на общественное благо имеет форму зависи­мости получаемой индивидом предельной выгоды от объема по­требления блага.

Общественные блага

Предельная выгода MB отражает полезность, получаемую индивидом от потребления дополнительной единицы общеот венного блага, и, соответственно, готовность индивида плати п за данную дополнительную единицу.

При построении кривой спроса на общественные блага ВВО дится ряд предположений. Во-первых, предпочтения индиви дов выявлены достаточно точно; во-вторых, все потребители об щественного блага готовы платить за предоставление каждой его дополнительной единицы. Чтобы рассчитать оптимальный объем потребления общественных благ, необходимо устано­вить, как оценивает каждый потребитель дополнительную еди ницу блага. Предельная выгода определяется сложением субъ­ективных оценок всех потребителей этого блага.

Кривая спроса на общественное благо имеет отрицательны и наклон, что отражает общую закономерность убывания пре­дельной полезности от каждой дополнительной единицы блага. Аналогично кривой спроса на частное благо каждая точка кри­вой спроса на общественное благо показывает, какую цену со­гласен заплатить индивид за предоставление дополнительной единицы (рис. 13.1).

Рис. 13.1. Спрос на общественное благо двух потребителей

Кривые D1 и D2 на рис. 13.1 показывают предельную выго ду, получаемую потребителями для каждого объема выпуска. Когда потребляются 2 ед. блага, первый потребитель готов пла­тить 1,5 ден. ед., которые составляют его предельную выгоду, второй потребитель — соответственно 2,5 ден. ед.

При построении кривой суммарного спроса необходимо учитывать, что цена общего спроса есть сумма цен спроса инди видуального. Это связано с тем, что, в отличие от частного блага, общественное обладает свойством неконкурентности в потреблении, т.е. неделимо. Каждый индивид потребляет весь объем общественного блага, а не какую-то его часть. Поэтому для определения суммы предельных выгод обоих потребите­лей необходимо сложить обе кривые спроса по вертикали (рис. 13.2).

Рис. 13.2. Суммарный спрос на общественное благо

На рис. 13.2 кривая D — результат суммирования предель­ных выгод двух потребителей от получения дополнительной единицы общественного блага:

D = МВ1 + МВ2.

 

Производство общественных благ. Эффективный объем производства общественных благ. Роль государства в обеспечении предложения общественных благ. Понятие общественного выбора.

 

Производство общественных благ основано на значитель­ных внешних эффектах, поэтому кривая предложения образу­ется как результат суммирования предельных частных затрат производителя и возникающих внешних эффектов.

Объем выпуска общественного блага эффективен, если пре­дельная общественная выгода равна предельным издержкам. В рассматриваемом примере 2 ед. общественного блага являют­ся эффективным объемом производства. Если производить 1 ед. общественного блага, то предельные издержки будут по-преж­нему составлять 4 ден. ед., но предельная выгода вырастет до 5 ден. ед., что означает превышение над предельными издерж­ками. Следовательно, общественное благо будет недопроизводиться. Если производить 3 ед. общественного блага, то предель­ная выгода окажется меньше предельных издержек, опустив­шись до 2 ден. ед. Следовательно, будет производиться слиш­ком большое количество общественного блага.

Проблема «безбилетников» — это затрудненность осуще­ствления взаимовыгодных коллективных действий из-за воз­можности получения экономическими агентами выгоды без участия в общих издержках.

Одним из первых данную проблему проанализировал М. Олсон в работе «Логика коллективных действий». Его вывод о по­ведении коллективных субъектов сводится к следующему: ма­лые группы более эффективно обеспечивают своих членов об­щественным благом, чем большие. Следовательно, зависимость склонности к выявлению истинных предпочтений потребите­лей от их общего числа противоположна для частных и общест­венных благ. Если число потребителей относительно невелико, то каждый из них способен повлиять на цену частного блага, в результате возможно сознательное искажение индивидуаль­ных предпочтений ради собственной выгоды. У одного и того же малого числа потребителей вероятность выявления истин­ных предпочтений выше в случае потребления общественного блага, а не частного.

Однако данный вывод правомерен для тех общественных благ, которые обладают характеристиками конкурентности при потреблении и к которым нет исключительного доступа, это относится к ресурсам неограниченного доступа. В предоставле­нии чистого общественного блага существует прямая зависи­мость между размером группы, заинтересованной в приобрете­нии блага, и вероятностью того, что благо действительно будет предоставлено.

Предположим, два потребителя имеют одинаковые бюдже­ты — 60 ден. ед. и одинаковые цены спроса на общественное благо — 4 ден. ед. Затраты на дополнительную единицу блага равны 6 ден. ед. В случае, когда оба согласны нести расходы, их издержки распределяются пополам.

Суть проблемы «безбилетников» сохраняется при выполнении условия производства Парето-эффективного объема общественного блага, т.е. при равенстве предельных издержек предельным выгодам.

Парето-эффективная аллокация ресурсов зависит от способа определения необходимого объема производ­ства общественного блага, системы налогообложения, функций полезности индивидов и других причин, которые регулируются не только в рамках рыночного механизма. Рассмотренные под­ходы к проблеме «безбилетников» доказывают, что решить ее полностью нельзя, поэтому требуется вмешательство государст­ва. Оптимальная аллокация ресурсов и повышение благососто­яния потребителей с учетом необходимости производства обще­ственных благ и влияния внешних эффектов искажается ры­ночным механизмом. Государство берет на себя расходы, свя­занные с производством общественных благ. В одних случаях оно самостоятельно производит общественные блага, в дру­гих — финансирует их выпуск частными структурами. Но в обоих вариантах решение вопроса об оптимальном объеме производства общественных благ основывается на коллективных действиях. Практически каждый индивид ассоциирует себя с какой-либо социальной стратой и принадлежит к той или иной более узкой социальной группе. Угроза потери или стремление к обеспечению социального статуса нередко служат достаточ­ным стимулом для участия индивида в коллективных действи­ях. Именно коллективными стимулами определяются размеры производства тех или иных общественных благ.

Асс.Авдеенко Н.М.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: