Утверждение конституционной монархии в конце XVII-XVIII в.




Начало следующего столетия в истории Англии ознаменовалось изданием Акта об устроении (или Закон о престолонаследии) в 1701 г. Этот документ решал вопрос о порядке наследия престола после бездетного Вильгельма Оранского: старшая линия Стюартов навсегда лишалась права на английский престол, а также подтверждалось ограничение королевской власти в пользу парламента. Акт вводил принцип контрассигнатуры и принцип несменяемости судей (до этого в отношении судей действовала формула "пока угодно королю", теперь - пока "ведут себя хорошо"). Отстранение государственных служащих от должности должно было осуществляться только по решению парламента. Акт об устроении создавал основы для введения принципа разделения властей.

Таким образом, к началу XVIII в. в Англии существовало три конституционных акта (Хабеас корпус, Билль о правах и Акт об устроении), составивших писаную часть английской конституции (до сих пор в стране нет единого законодательного акта). К этому добавлялись неписаные правила, которые утвердились в практике и стали конституционным прецедентом. XVIII век - время установления этих правил: непосещение королем заседаний кабинета министров; формирование правительства из партии, победившей на выборах; коллегиальная ответственность кабинета министров; отказ короля от права вето. В конституционном развитии Англии прослеживалось два направления: возвышение парламента и становление кабинета министров.

Парламент.
Парламент состоял из двух политических партий: тори (отстаивали земельный ценз) и виги (за имущественный ценз). В 1710 г. был принят закон, в соответствии с которым в парламент могли избираться лица с доходом от недвижимости в размере 500 фунтов в сельской местности и 300 фунтов в городах. Действовала старая избирательная система, которая обеспечивала наличие "карманных округов" и "гнилых местечек" (представители от этих округов попадали в парламент в соответствии со средневековыми королевскими грамотами). Это обеспечивало политическое господство аристократии. Акт об устроении запретил совмещение звания члена нижней палаты с занятием государственной должности, но актом 1706 г. он мог подвергнуться переизбранию, если желал оставаться в парламенте. Социальный состав парламента обеспечивал господство аристократии в обеих палатах, поэтому господствующие классы не боялись вручить ему полноту власти. С 1707 г. короли перестали пользоваться правом вето, передавая парламенту всю полноту законодательной власти. В 1716 г. произошло увеличение полномочий нижней палаты с 3-х до 7 лет, что обеспечивало независимость от избирателей. Заседания парламента были тайными, и разглашение парламентских прений приравнивалось к государственной измене.

Кабинет министров.
Лишение короля законодательной власти способствовало ограничению его полномочий в сфере исполнительной власти, и это имело следствием то, что министры должны были попасть под контроль парламента. Это достигалось с помощью конституционного прецедента. Начало было положено заседаниями кабинета без короля: с 1720-х гг. король перестал посещать заседания, так как не знал английского языка. Отсутствие короля на заседаниях кабинета привело к выделению министра, который председательствовал на заседаниях, - премьер-министра. Далее был внедрен принцип неответственности монарха ("Король не может быть не прав"): по акту 1711 г. за подписанный королем документ ответственность нес соответствующий министр. Перенос ответственности на членов кабинета требовало контроля над ними парламента, и был выработан механизм отставки правительства. В первой половине XVIII в. практиковалась индивидуальная ответственность министров, а к концу века вводится солидарная ответственность кабинета министров.

Одновременно происходит ограничение королевского права назначения и увольнения высших государственных должностных лиц. Этому способствовал инцидент, произошедший в 1727 г. между Георгом II с Р.Уолполом: когда король уволил с поста министра Уолпола, являвшегося лидером парламентского большинства, парламент не утвердил цивильный лист. Таким образом, в середине века утвердилось правило: король назначает в кабинет тех лиц, которые имеют поддержку большинства парламента. С другой стороны, кабинет пребывает у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства палаты общин (начало положил тот же Уолпол, который ушел в отставку вместе с кабинетом после, того как 20 лет он опирался на парламентское большинство). К концу XVIII в. становится очевидным, что нельзя управлять, имея против себя парламент, от которого зависит бюджет страны. Сотрудничество с тем кабинетом, который состоял из лидеров парламентского большинства, способствовало формированию кабинета на партийной основе и привело к созданию ответственного правительства. Это стало отличительным признаком парламентской системы Англии к концу XVIII в.

Таким образом, в Англии сложилась конституционная монархия.

 

Вопросы:

1. В чем причины Английской революции?

2. Выделите основные этапы революции в Англии. Объясните причины перехода ее в следующую стадию.

  1. Назовите результат и последствия революции в Англии.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: